Обучение грамоте
Оценка 4.7

Обучение грамоте

Оценка 4.7
docx
12.01.2021
Обучение грамоте
Обучение грамоте.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020г.      

«Утверждаю»

И.О. Директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Опрятова О.С.

 «____»________2020г.

 

 

 

Индивидуальная рабочая программа по обучению грамоте

для обучающийся с интеллектуальной недостаточностью

 дошкольной группы «Звездочки»  Елизавета Я. А.

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2020г.

 

 

Пояснительная записка.

Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.

Подготовка к обучению грамоте включает в себя два разных направления: развитие ручной моторики, подготовка руки к письму и обучение элементарной грамоте. 

Коррекционно-развивающая работа с детьми направлена на формирование как общих интеллектуальных умений (принятие задачи, выбор способов ее решения, оценка результатов своей деятельности), так и специфических предпосылок к учебной деятельности.

Программа по обучению грамоте составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: Формировать учебные навыки и умение сотрудничать в процессе осуществления совместной деятельности

Задачи:

-                     формировать у детей интерес к процессу обучения грамоте.

-                     расширять словарный запас детей.

-                     познакомить детей с понятиями «предложение» «слово» «слог» «звук».

-                     познакомить детей со звукобуквенным анализом слова. Учить детей делить слова на слоги.

-                     учить детей соотносить звук со зрительным образом буквы.

-                     продолжать развивать у детей фонематический слух.

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

-                     Знакомить детей с предложением

-                      Учить детей составлять предложения из двух и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками и сюжетным картинкам

-                     Учить детей определять количество слов в предложении и место слов в предложении

-                     Учить делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове

-                     Знакомить детей со схемой и символами состава предложения: красная полоска бумаги — предложение, желтые квадратики — слова, синие кружочки — слоги

-                     Учить составлять предложения, используя символы Учить детей подбирать слова к двустишию («Лиза пробовала суп, заболел у Лизы ... зуб», «Са-са-са — вот летит ... оса»)

-                      Учить детей находить ошибку в двустишии, определять правильное место слов в прочитанном двустишии («Вылезла из норки ... шишка, на нее упала ... мышка», «На дворе сидит ... ворота, на дворе открыты ... ворона»)

-                     Знакомить детей с гласными звуками а, у, и, о

-                     Учить детей выделять заданные звуки среди других звуков а, у, р, м, ш

-                     Продолжать учить детей делить слова на слоги

-                      Учить детей определять первый звук а, у, и, о в слогах

-                     Учить детей определять первый звук а, у, и, о в словах

-                      Учить детей находить на картинках предметы, названия которых начинаются с заданного звука

-                     Знакомить детей с буквами а, у, и, о

-                     Учить детей находить заданные буквы среди других

-                     Учить детей соотносить гласные звуки (а, у, и, о) с буквой: находить соответствующую букву при назывании педагогом слов с определенным звуком, находить предметную картинку, определять первый звук в ее названии и находить соответствующую букву

-                     Знакомить детей с согласными звуками м, к, с, р, ш

-                     Учить детей выделять на слух слова с определенным звуком, выбирая их из пары названных слов (звук — в середине слова, в конце, в начале): норка — корка, сом — ком, сук — сок

-                     Учить детей называть первый согласный звук при делении слов на слоги

-                     Учить детей находить на картинках предметы, названия которых начинаются с определенных согласных звуков

-                     Знакомить детей с буквами м, к, с, р, ш

-                     Учить детей находить эти буквы среди других сходных по написанию букв

-                     Учить детей соотносить согласные звуки (м, к, с, р, ш) с буквой

-                     Учить детей определять первый звук в названии предметной картинки и находить соответствующую букву

-                     Учить детей определять звук, с которого начинается слово, и находить соответствующую букву

-                     Продолжать учить детей выделять звук в слове и определять его место (в середине слова, в начале, в конце)

-                     Учить детей вставлять пропущенную букву в слова, используя картинки с изображением предмета и подписанным его названием (лото, таблицы, домино)

-                     Начать учить детей сливать звуки в слоги, начиная с закрытых слогов

Игры и упражнения: «Бабушкин клубочек», «Волшебные замочки», «Кнопки и застёжки», «В стране букв», и т.п.

Целевые ориентиры к концу учебного года.

Ребенок может  научиться:

-                     составлять предложения из двух и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками и сюжетным картинкам;

-                     определять количество слов в предложении и место слов в предложении;

-                     делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове;

-                     определять первый звук (а, у, и, о, м, ш, р, к, с) в слогах и словах; соотносить звуки (а, у, и, о, м, ш, р, с, к) с буквой.

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.

3.                 Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.

4.                  Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.

5.                 Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.

6.                  Козырева Л.М.  Развитие речи.  Дети  5-7 лет,  Ярославль:  Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка. Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения

Пояснительная записка. Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения

Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка

Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка

Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр: ·

Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр: ·

Учить детей выделять заданные звуки среди других звуков а, у, р, м, ш -

Учить детей выделять заданные звуки среди других звуков а, у, р, м, ш -

Продолжать учить детей выделять звук в слове и определять его место (в середине слова, в начале, в конце) -

Продолжать учить детей выделять звук в слове и определять его место (в середине слова, в начале, в конце) -

Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989

Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021