Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Оценка 4.8

Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Оценка 4.8
doc
11.10.2020
Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.doc

Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В связи с перестройкой школьных программ предъявляются новые, более высокие требования к обучению детей в школе. Создающиеся для массовых школ программы обучения грамоте предусматривают обучение детей шестилетнего возраста чтению, письму на основе знания всего алфавита. В связи с этим появилась необходимость пересмотреть «Программу обучения детей с недоразвитием фонетико-фонематического строя речи» и привести её содержание в соответствие с современными требованиями.

Диагноз Фонетико-фонематическое недоразвитие речи означает, что при нормальном слухе и интеллекте  в картине развития речи ребёнка на первый план выступает несформированность её звуковой стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. При несформированности  фонематических представлений готовность к  звуковому  анализу речи оказывается значительно слабее, чем у говорящих. Иногда наблюдается некоторое отставание лексико-грамматического развития. Следовательно, необходимо было проверить,  насколько доступно детям шестилетнего возраста с  фонетико-фонематическим недоразвитием речи овладение грамотой на основе полного алфавита.

Для  этого следовало решить ряд частных задач:

·        создать систему обучения грамоте, обеспечивающую соответствие между коррекцией речевого дефекта и обучением чтению и письму;

·        определить содержание знаний, умений и навыков на разных этапах обучения;

·        определить максимальные сроки изучения букваря;

·        выявить отдельные специфические особенности усвоения детьми, предлагаемого материала;

·        разработать методические приёмы, обеспечивающие успешное овладение учащимися навыками чтения и письма наряду с коррекцией  речевых дефектов;

·        разработать учебно-наглядное пособие по обучению чтению, соответствующее созданной системе  обучения.

В  2017-2018 и 2019-2020 учебном году проводилась проверка созданной  системы обучения грамоте в группах учащихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитие речи.

Основной особенностью данной системы является то, что как подготовка к обучению грамоте, так и само обучение проводятся исключительно на материале звуков предварительно отработанных в произношении. Отмечу, что последовательность, в которой дети овладевают произношением звуков, зависит от их артикуляционной сложности, это обстоятельство учитывалось при создании системы обучения грамоте. Второй особенностью, предлагаемой системы, является выделение длительного периода, в течение которого проводится подготовка детей к обучению грамоте. Для рассматриваемой системы обучения характерна чрезвычайная расчленённость предлагаемого материала, позволяющая тщательно отрабатывать каждый новый этап обучения.

В ходе коррекционного обучения нашли широкое применение различные формы наглядности, игровые приёмы, упражнения в занимательной форме.

Основными пособиями, на всех этапах обучения, являлись разрезная азбука, специально созданные таблицы для чтения (с записанными слогами, словами, предложениями, текстами). В таблицы включено большое количество разнообразного материала, предназначенного для самостоятельной работы детей. Многие упражнения направлены на развитие понимания читаемого или на закрепление  материала.

На начальных этапах обучения для выкладывания схем используются наборы полосок и цветных фишек. С помощью полосок изображаются слоги и слова, с помощью фишек - звуки. Каждый ребёнок получает конверт с таким набором. Кроме того, у каждого ребёнка имеется пособие, состоящее из деревянной коробочки с прорезями («окошечками»), в которые продёргиваются ленты с напечатанными на них буквами.

В течение всего букварного и послебукварного периодов обучения широко использую карточки, где под рисунками помещаются слова, в которых опущены некоторые элементы – буквы или слоги, иногда даётся только графическая схема слова. Применяется и вариант карточек только со словами, без рисунков.

Большое количество наглядных пособий позволяет широко использовать разнообразные формы работы.

Остановлюсь подробнее на содержании обучения.

В системе обучения выделяется 3 периода, каждый  из которых имеет свои цели и задачи.

Первый период – подготовительный. Длительность 6 недель.

Специальных занятий по обучению грамоте в это время не планируется. Три раза в неделю проводятся фронтальные занятия по формированию произношения, длительность которых 35 минут. На каждом занятии выделяется 10-15 минут для упражнений с фишками, буками, разрезной азбукой, формирования графомоторных навыков и письма. С учениками, испытывающими те или иные затруднения , работаю дополнительно на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В подготовительный период логопед решает 2 задачи:

1) развивает готовность к анализу слов;

2) обучает детей слитно читать прямые слоги типа СГ (С – согласный; Г - гласный)

В это время наряду с уточнением произношения наиболее  артикуляционно простых звуков проводятся упражнения в анализе и синтезе. Детей надо научить слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность.

В подготовительном периоде дети овладевают следующими формами фонемного анализа: от умения выделить начальный гласный из состава слова они приходят к анализу ряда, состоящего из 2-3 гласных,  анализу и синтезу обратных слогов типа ГС. Несколько позднее  ученики упражняются в выделении последнего и первого согласного из состава слов; гласного из положения после согласного; в анализе и синтезе прямых слогов  типа СГ, а затем слогов и слов типа СГС.

 После того, как дети овладели чётким произношением и анализом обратных слогов, вводятся упражнения с фишками ( красные для обозначения гласных звуков, синие – для обозначения твёрдых согласных звуков) и буквами разрезной азбуки. Дети упражняются в составлении (из фишек и букв) и чтении обратных слогов. После многочисленных устных упражнений , при проведении которых максимальное внимание уделяется слиянию согласных звуков согласными, вводятся упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки – начинается воспитание навыка чтения прямых слогов, вначале состоящих из твёрдых  согласных звуков и гласных  А, О, У, Ы; позднее – из мягких согласных и гласного И (мягкие согласные обозначаются зелёными фишками).

 Надо сказать, что правильно произносимых звуков на каждом этапе обучения у детей больше, чем знакомых букв – это даёт возможность выкладывать из фишек различные слоги, проводить преобразование слогов, «читать» их синхронно водя указками.

 На следующем этапе фишки заменяются буквами и ученики читают слоги. В это время широко применяется пособие «окошечки», которое даёт возможность за короткий промежуток времени провести большое количество упражнений. Некоторые слоги устно добавляются до слов, таким  образом  учащиеся  постепенно  подводятся к пониманию того, что слог является частью слова. Особенно важны такие упражнения при переходе к чтению слогов с гласной И.

Итогом подготовительного периода обучения является овладение детьми анализом и  чтением обратных слогов типа ГС и прямых слогов типа СГ;  создана база для чтения слов типа СГСГ и СГС. В это же время дети постепенно  учатся понимать и правильно употреблять термины : звук, слово, слог, предложение, гласный звук, согласный звук, твёрдый звук, мягкий звук.

Второй период, букварный, длится 4, 5 месяца. Фронтальные занятия по обучению грамоте и коррекции речи проводятся 3 раза в неделю. На каждом занятии, в этот период, выделяется 4-5 минут для упражнений в чтении. Несмотря на длительную подготовку, обучение грамоте в коррекционных группах  протекает в условиях отличающихся тем, что система фонем у детей ещё недостаточно сформирована, низок уровень лексико-грамматического развития. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и  по-иному  располагать  материал, пользоваться особыми методическими приёмами.

Характерными особенностями букварного периода являются следующие.

·        На всех этапах букварного периода устные упражнения, направленные на анализ слов с постепенно усложняющимся звуко-слоговым  составом, предваряют занятия, связанные с письмом.

·        По возможности раздвигается по времени знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки (с-ш, с-з, п-б и др.).

·        При проведении первых упражнений на новую букву из материла упражнений временно исключаются буквы, обозначающие звуки, близкие  к изучаемым (например, при усвоении буквы Б не включаются некоторое время слова с буквой П, при усвоении буквы Ш из материала, предназначенного для чтения и письма исключается буква С и т.д.) - это делается для того, чтобы прочнее закрепить звуко-буквенные  связи и не спровоцировать смешения при письме и чтении букв, обозначающих близкие звуки.

 Максимальное внимание уделяется пониманию детьми читаемых слов, предложений, текстов. С этой целью применяются  специальные приёмы.

Остановлюсь несколько подробнее на содержании букварного периода. Обучение грамоте проводится в строгом соответствии с произносительными  возможностями детей. Чаще всего вслед за первым фронтальным занятием (на фронтальные занятия выносятся звуки, предварительно отработанные  на индивидуальных занятиях) планируется занятие по обучению грамоте, на котором дети знакомятся  с соответствующим графическим знаком. Таким образом, в  течении ряда занятий  идёт закрепление  усваеваемых звуко-буквенных связей. И лишь по отношению к некоторым звукам и буквам такого единства нет (звуки йот, х, э усваиваются детьми до знакомства с буквами х, э, я,е,ё,ю; звуки ф,в,н - в твёрдом  и  мягком звучании включаются в материал занятий с начала обучения. С начала букварного периода единицей обучения становится слово. Дети учатся делить слова на слоги. Они узнают, что в слове может быть 1,2, 3 и более частей. В качестве опоры используются схемы слов, в которых длинной полоской обозначается слово, короткой – слоги.

Следующая ступень обучения – овладение звуко-слоговым анализом и синтезом слов типа СГСГ и  СГС.  Знания детей о звуковом составе слова, полученные в подготовительном периоде, объединяются  с умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначаются не только слова и слоги, но и звуки (цветными фишками). Учащиеся узнают, что в каждом  слоге есть только один гласный звук. Упражнения в составлении схемы слова полезны и при закреплении правильного произношения, и при  обучении письму  и чтению. Большое  количество упражнений направлено на анализ и чтение слов.  Первые упражнения в составлении схем слов  проводятся параллельно с устным анализом. По схеме задаются различные вопросы  ( Какие  в этом слове гласные звуки? Сколько их? Какой в слове мягкий согласный? И т.д. По мере закрепления навыка составления  схемы упражнения усложняются – вначале проводится полный анализ слова, затем дети выкладывают  схему и, наконец, детям предлагается самостоятельно выкладывать  схемы слов ( по возможности разного состава: мак, кит, утка, паук, Сима и т.д.) Во всех случаях после завершения работы со схемой фишки частично , а затем полностью заменяются буквами и слова читаются.

Упражнения со звуковыми схемами слов играют особенно важную роль на начальных этапах букварного периода обучения, когда первоочередными задачами являются следующие:  воспитание  у детей навыка различения согласных и гласных звуков, усвоение слогообразующей роли гласных звуков, а также постепенное овладение детьми особенностями обозначения буквами мягких звуков. Для составления схем подбираются слова со всеми правильно произносимыми согласными и гласными  А,О,У,Ы,И.

Наряду со звуковыми схемами используются буквенные. Детям предлагается выкладывать из букв разрезной азбуки слова, пользуясь карточками (с рисунком и без рисунка), в которых пропущены отдельные буквы, слоги или дана схема слова. В буквенных схемах недостающие буквы обозначаются точками или клеточками.

При проведении некоторых упражнений, направленных на овладение учащимися звуко –слоговым составом слов и осознанным их чтением, использую таблицы. Опишу некоторые из них:

·        Даны  2 столбика слогов. Дети должны к слогам из первого столбика подобрать слоги из второго так, чтобы получились слова. Вариант: слоги напечатаны на карточках, дети получают задание составить слова.

·        Напротив слов, предназначенных для  чтения,  даются предметные рисунки, но в иной последовательности. По прочтении слова дети находят соответствующее изображение.

·        Даны слова с пропущенными буквами или слогами. Надо добавить недостающие буквы.

·        Даны слова-подлежащие, а сказуемые обозначены чертой. С помощью рисунка нужно составить предложение.

Одновременно с усвоением детьми звуко-слогового состава и чтения слов (не включающих йотированные гласные звуки), проводятся упражнения в выкладывании из букв разрезной азбуки и чтении слогов и слов с буквой Я, обозначающей мягкость предшествующего согласного. Продолжается воспитание навыка ориентировки на гласную букву при чтении прямых слогов. Упражнения в чтении слогов, включающих букву Я и все другие знакомые детям буквы, проводятся до тех пор, пока все дети не научатся слитно читать прямые слоги не только с твёрдыми, но и с мягкими согласными. Для этого используются таблицы слогов, пособие  «окошечки», буквы разрезной азбуки.

При анализе и выкладывании слогов и слов, включающих букву Я, звуковые схемы не составляются, так как в этих случаях звуковой состав не соответствует буквенному. В процессе анализа того или иного слога или слова от звуков переходят к буквам, например, анализируя второй слог в слове Валя, логопед задаёт вопросы: « В слоге ля согласный твёрдый или мягкий?  (мягкий)  Какую букву надо положить? (Я). Звуковой анализ лишь  вспомогательное средство для подготовки к письму и чтению, и использовать его следует лишь в тех случаях, когда он помогает овладеть буквенным составом слова, и в той мере, какой он этому служит.

На последующих этапах букварного периода дети переходят от чтения отдельных слов к чтению предложений и текстов, постепенно усложняется слоговой состав слов. В то же время постепенно усложняется слоговой состав слов. При этом  устный анализ слов каждой новой структуры предварительно отрабатывается на занятиях по произношению. Например, во время тренировочных упражнений  в правильном произношении звука  л дети анализируют  слоги и слова  со стечением согласных (ла-ела-Слава; по-пло-плот и т.д.), затем слова такого типа включаются в письменные упражнения.

Много внимания, на всех этапах букварного периода, уделяется звуковому анализу слов и усвоению буквенного их состава. В занятия систематически включаются  постепенно усложняющиеся упражнения в подборе слов с опорой на звуковую схему, в которой обозначены – каждый своим цветом – твёрдые и мягкие согласные звуки.  Детям предлагается самостоятельно подбирать к данной схеме любые слова; слова с определённым звуком; отбирать слова нужной слоговой структуры с помощью картинок. Эти и подобные упражнения способствуют развитию навыка быстрой ориентировки в звуковом составе слов. Для работы со звуковой схемой подбираются только те слова. При написании которых не употребляются буквы я, е, ё, ю, ь, ъ. Наряду  с указанными всё большее место занимают такие упражнения, цель которых  привлечь внимание детей не только к звуковому, но и к буквенному составу слов. Так, дети  упражняются в выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки или  в их написании; выполняются различные задания, связанные с преобразованием слов(полка – палка – балка – булка); с добавлением в слова  пропущенных слогов или отдельных букв, например, детям предлагается с помощью рисунков вставить пропущенные буквы в слова:

Тел.нок – тел.та (телёнок – телята), гус.нок – гус.та (гусёнок – гусята) и т.п.

Особенно важны такого рода упражнения при усвоении детьми роли букв  я, е, ё, ю, ъ,ь.

При работе с логопатами пользуюсь общепринятыми приёмами, т.е. слова, предложения, тексты читаются отдельными детьми, хором, по цепочке и т.д. При этом, учитывая особенности речевого развития детей данной группы, особое внимание уделяется правильности понимания предлагаемого для чтения материала. С этой целью логопед постоянно просит детей объяснить значение прочитанных слов или составить с ними предложения. Кроме того, подобран ряд специальных упражнений, для выполнения которых необходимо хорошо понимать читаемое; некоторые из таких упражнений одновременно направлены на закрепление того или иного грамматического материала.

Например:

·        Предлагаются предложения, в которых есть подлежащее и дополнение. Между ними, на месте сказуемого находится прочерк (Катя _______ мишку.) Дети устно подбирают подходящее по смыслу слово, обозначающее действие. Чтобы найти пропущенное слово (катает, купает, возит, покупает и т. д.), нужно прочитать слова и понять отношения между ними.

·        В одном столбике напечатаны отдельные слова, например: Галя, дети, Коля. В другом  предложения, в которых отсутствует подлежащее : ______ пошли в лес.  _____ увидел белку. ______ везла санки. Пользуясь словами из первого столбика, надо составить целое предложение.

·        Детям предлагается прочитать незаконченные предложения и дополнить их с помощью сюжетной картинки, например: Наступила _____. Выпало много _____. Дети лепили _____. Им было ____.

·        В первом столбике помещены незаконченные предложения, например: Около дома ____.  У  Жени ____. В лесу ____.  В  другом  столбике даны слова: лыжи, ножи, ежи, лужи. Надо  подобрать подходящие по смыслу слова.

·        Для чтения предлагаются отдельные  слова. Прочитав  слово ребёнку  предлагается образовать родительный падеж множественного числа (лента – много лент, лимон – много лимонов) и т.п.

·        Даны 3-4 предлога, например: под, над, около  и отдельно предложения с пропущенными предлогами (___  куста Ваня нашёл гриб. ___ кустом сидел ёжик.) Надо вставить в предложение  подходящий предлог.

Перечисленные и подобные упражнения способствуют развитию навыка осознанного чтения.

По мере усложнения текстов, предназначенных для чтения, всё больше времени отводится на беседы по содержанию текстов; шире применяется приём выборочного чтения, чтения по ролям. Кроме того, чтение текстов используется для воспитания у детей навыка постановки вопросов. Вначале это вопросы  к подлежащему (кто? что?) и сказуемому (что делает?). В дальнейшем дети постепенно учатся ставить вопросы и к другим членам предложения.

С начала букварного периода дети постепенно овладевают умением выделять в словах ударные гласные, а в связи с усвоением этого навыка учатся использовать проверочные слова (к-за – кОзы, г-ра – гОры  и т.д.).

В процессе усвоения  звонких звуков внимание детей привлекается к тому, что звонкие согласные хорошо слышны перед гласными, а в конце слов они произносятся как глухие. И ученики постепенно, по мере того как такие слова встречаются в предлагаемом для чтения и письма материале, учатся подбирать проверочные слова. Предлагаются специальные упражнения типа (зубы – зу.; морозы – моро.). Знакомясь с буквами ш, ж, ч, щ, учащиеся усваивают правило написания сочетаний ши, жи, ча, ща, чу, щу.

Постепенно усваивается и ряд других навыков: раздельное написание слов, правильное оформление предложений, употребление заглавной буквы и т.п.

Ряд упражнений, направленных на звуковой или буквенный анализ слов, а также на закрепление навыков правописания, даётся в занимательной, игровой  форме. Особенно разнообразными и интересными могут быть такого рода упражнения  на последних этапах обучения.

Например:

·        Вводятся упражнения типа простейших  кроссвордов. В пустые клеточки предлагается вписывать слова из прочитанного рассказа, сказки или любые слова,  состоящие из нужного количества букв, названия животных, мебели, растений и т.д.

·        Из ряда картинок дети выбирают такие, в названиях которых все звуки мягкие. Среди предложенных  могут  быть картинки: дети, мяч, цифра пять и др.

·        С помощью картинок предлагается выбрать слова с ударением на определённом слоге.

Некоторые упражнения имеют форму загадок или шарад. Отмечу, что все упражнения, требующие активной мыслительной деятельности, выполняются учащимися с большой охотой. На всех занятиях я использую дидактические игры, инсценировки, кукольный  и настольный театр, продуктивную деятельность (аппликации, штриховки, конструирование). 

 В апреле закрепляются все полученные детьми знания и навыки.

В результате обучения по данной системе ученики 1 класса овладевают чтением, умением понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать тексты, писать слова различного звуко-слогового состава и несложные предложения с применением всех усвоенных знаний и навыков.


Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В 2017-2018 и 2019-2020 учебном году проводилась проверка созданной системы обучения грамоте в группах учащихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитие речи

В 2017-2018 и 2019-2020 учебном году проводилась проверка созданной системы обучения грамоте в группах учащихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитие речи

Каждый ребёнок получает конверт с таким набором

Каждый ребёнок получает конверт с таким набором

В подготовительном периоде дети овладевают следующими формами фонемного анализа: от умения выделить начальный гласный из состава слова они приходят к анализу ряда, состоящего из 2-3…

В подготовительном периоде дети овладевают следующими формами фонемного анализа: от умения выделить начальный гласный из состава слова они приходят к анализу ряда, состоящего из 2-3…

Итогом подготовительного периода обучения является овладение детьми анализом и чтением обратных слогов типа

Итогом подготовительного периода обучения является овладение детьми анализом и чтением обратных слогов типа

Максимальное внимание уделяется пониманию детьми читаемых слов, предложений, текстов

Максимальное внимание уделяется пониманию детьми читаемых слов, предложений, текстов

Сима и т.д.) Во всех случаях после завершения работы со схемой фишки частично , а затем полностью заменяются буквами и слова читаются

Сима и т.д.) Во всех случаях после завершения работы со схемой фишки частично , а затем полностью заменяются буквами и слова читаются

Даны слова-подлежащие, а сказуемые обозначены чертой

Даны слова-подлежащие, а сказуемые обозначены чертой

Много внимания, на всех этапах букварного периода, уделяется звуковому анализу слов и усвоению буквенного их состава

Много внимания, на всех этапах букварного периода, уделяется звуковому анализу слов и усвоению буквенного их состава

Например: · Предлагаются предложения, в которых есть подлежащее и дополнение

Например: · Предлагаются предложения, в которых есть подлежащее и дополнение

По мере усложнения текстов, предназначенных для чтения, всё больше времени отводится на беседы по содержанию текстов; шире применяется приём выборочного чтения, чтения по ролям

По мере усложнения текстов, предназначенных для чтения, всё больше времени отводится на беседы по содержанию текстов; шире применяется приём выборочного чтения, чтения по ролям

Из ряда картинок дети выбирают такие, в названиях которых все звуки мягкие

Из ряда картинок дети выбирают такие, в названиях которых все звуки мягкие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2020