КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
|
|
|
Индивидуальная рабочая программа по обучению игре
для обучающийся с интеллектуальной недостаточностью
дошкольной группы «Звездочки» Ольга П.А.
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2020г.
Пояснительная записка
Широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении — необходимое условие успешного физического и личностного развития детей. Игра самым тесным образом связано с содержанием всех разделов программы на всех этапах обучения. На первом этапе обучения с детьми проводятся Разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на формирование элементарного игрового опыта.
Программа по обучению игре составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: формирование предметно-игровых действий.
Задачи:
- Учить ребенка наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
- Учить ребенка обыгрывать игрушки.
- Воспитывать у ребенка интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.
- Воспитывать у ребенка эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
- Учить ребенка играть рядом, не мешая друг другу
- Учить ребенка слушать непродолжительное время мелодичную музыку, звуки природы.
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
- Знакомить ребенка с игрушками и действиями с ними
- Учить ребенка наблюдать за обыгрыванием сюжетных игрушек — мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка
- Учить ребенка обыгрывать кормление куклы
- Учить ребенка укладывать куклу спать
- Воспитывать у ребенка интерес к предметно-игровым действиям
- Учить ребенка рассматривать себя в зеркале
- Учить ребенка наблюдать за своими действиями в зеркале («Помаши ручками»).
- Учить ребенка возить куклу в коляске.
- Воспитывать у ребенка заботливое отношение к игрушкам — кукле, мишке, зайке
- Учить ребенка играть с машиной: возить по комнате.
Игры и упражнения: «Познакомиться с куклой Аней », «Покорми куклу», «Катаем машины по дорожке» и т.п.
Целевые ориентиры к концу первого года обучения.
Ребенок может научиться:
- проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;
- выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим;
- не совершать неадекватных действий с куклой и машиной;
- выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;
- по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске; катать машинку).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. - СПб,2012
3. Стребелева А. А., Катаева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», Москва. «БУК – МАСТЕР», 1993 г
4. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин «Обучение игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии» Методическое пособие.
5.
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. 2.Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
12. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.