Индивидуальная рабочая программа
работы с учащимся В. В.
по музыке и физической культуре (интегрированный)
на 2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа обучения на дому по предмету «Музыка и Физическая культура (интегрированный)» составлена на основе:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.
Также использованы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией Воронковой В.В., издательство Москва «Просвещение» 2013г., допущено Министерством образования и науки РФ.
Цель: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки и исправление недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности
Задачи предмета:
• развивать у ребенка чувство ритма и двигательных способностей;
• учить выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно точно;
• содействовать развитию у обучающегося музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
• способствовать повышению общей культуры обучающихся.
• развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях
• научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
• развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
• научить ребенка правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.
• выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений по физической культуре.
• развивать координацию движений.
• развивать умение слушать музыку.
• научить выполнять под музыку различные двигательные упражнения по физической культуре, в том числе и упражнения на координацию движений, с речевым сопровождением учителя.
Программа по курсу «Музыка и Физическая культура (интегрированный)» позволяет учитывать особые образовательные потребности ребенка с УО посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
2.Общая характеристика учебного предмета
«Музыка и Физическая культура (интегрированный)»
Рабочая программа по музыке и физической культуре (интегрированный) для В.В., ученика 5 класса, составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (Москва «Просвещение» 1999 год). Программа надомного обучения рассчитана на 34 часа в год, 0, 75ч. в неделю (музыка 0,5 ч. и физическая культура 0,25 ч.).
Специфические средства воздействия, свойственные музыке и физической культуре, способствуют общему развитию обучающегося с ОВЗ, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках является музыкально-двигательная деятельность обучающегося. Ребенок учится слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба на месте, по кругу, движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления ребенка о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у обучающегося с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у обучающегося, расширяет его знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функции, как мышление, память, внимание, восприятие.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающегося активность и воображение, координацию и выразительность движений.
Данный интегрированный урок эффективен для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, двигаясь в ритме музыки, обучающийся приобретает навык организованных действий, дисциплинированность.
3.Соответствие программе
Курс музыки и физической культуры (интегрированный) имеет практическую направленность и решает задачи коррекции и развития познавательной и двигательной активности учащегося. В процессе обучения музыке и физической культуре (интегрированный) у учащегося формируются эстетические потребности, ценности и чувств, установки на безопасный, здоровый образ жизни, развиваются мотивы музыкально-учебной деятельности.
Тематический план определяет порядок и последовательность изучения тем по предмету.
Система заданий в учебнике имеет коррекционную направленность и позволяет осуществлять:
- дифференцированный подход к обучению учащегося, как необходимое условие продвижения в развитии умственно отсталого ребёнка;
- расширение у учащегося с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира;
- использование приобретаемых знаний, умений и навыков в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
4.Планируемый уровень подготовки
Результаты освоения предмета музыки и физической культуры, как коррекционной области адаптированной рабочей программы, включают освоение ребенком с ОВЗ знаний и умений, специфичных для данной области, готовность их применения:
• передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
• повторять любой ритм, заданный учителем;
•уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка.
5.Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа курса «Музыка и Физическая культура» составлена для индивидуального обучения на дому ученика 5 класса В. В. в соответствии с учебным планом ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №23».
Учебный план обучения на дому предусматривает 34 часа в год, 0, 75ч. в неделю (музыка 0,5 ч. и физическая культура 0,25 ч.).
Срок реализации 1 год. Индивидуальная программа составлена с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по медицинским показаниям. Содержание программы рассмотрено на МО учителей начальных классов _____ 2019г. и утверждено на педсовете _______.2019 г. Приказ № 1.
6.Индивидуализация планирования связана:
- с психолого-физиологическими особенностями ученика (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности, ограничениям возможности здоровья;
- невысокой продуктивностью работы ученика на уроках;
- необходимостью многократного повторения ранее пройденных тем;
- низкой учебной мотивацией.
7.Особенности ИРП
В ИРП некоторые темы объединены для освобождения дополнительных часов на повторение и обобщение.
8.Виды деятельности
Ученику доступны следующие виды учебной деятельности:
- устный ответ;
- работа по алгоритму;
- наблюдение.
9.Формы контроля
Предполагается осуществление промежуточного контроля в форме
- вопрос - ответ
- работа по картинке
- работа по индивидуальным карточкам.
10.Основные сложности
- быстрая утомляемость;
- кратковременная память;
- отсутствие систематических знаний;
- отсутствие навыков устных, письменных приемов вычислений.
11.Зона ближайшего развития
- выполнение упражнения по инструкции учителя;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении двигательных упражнений;
- правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
- слышать музыку и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз.
12. Содержание учебного предмета.
Программа состоит из четырех разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве», «Игры под музыку», «Оздоровительная гимнастика», «Упражнения с предметами». На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности.
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Повороты на лево, на право, кругом.
Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам.
Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнение на расслабление мышц.
Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»).
Игры под музыку
Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.
Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание новых вариантов игр.
Оздоровительная гимнастика
Пальчиковая гимнастика.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения на формирование свода стопы и профилактику их нарушений.
Содержанием работы на уроках является музыкально-двигательная деятельность ребенка. Он учится слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба, прыжки, наклоны, повороты) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Контрольные работы по предмету «Музыка и Физическая культура (интегрированный)» и домашнее задание программой не предусмотрены. Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическими особенностями учащихся. В конце года проводится итоговая работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста или по типу вопрос – ответ.
Ожидаемые результаты
- уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
- отмечать в движении ритмический рисунок, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз;
- различать основные характерные движения некоторых упражнений;
- знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений;
- уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве;
-уметь самостоятельно составлять двигательные упражнения и выполнять их под музыку.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
- индивидуальные дидактические разработки учителя;
Календарно-тематическое планирование уроков музыки и физической культуры (интегрированный)
на 2019-2020 г.
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. |
|
Упражнения на ориентировку в пространстве. Повороты налево, направо. |
1 |
2. |
|
Ритмико-гимнастические упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы |
1 |
3. |
|
Игры под музыку. Выполнение двигательных упражнений под музыку по выбору ребенка |
1 |
4. |
|
Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом |
1 |
5. |
|
Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба по центру зала под музыку |
1 |
6. |
|
Ритмико-гимнастические упражнения. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч |
1 |
7. |
|
Упражнения с предметами (мячи, обручи, ленты). Встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание |
1 |
8. |
|
Игры под музыку. Передача предметов под музыку учителю (маме) |
1 |
9. |
|
Двигательные упражнения. Шаг под музыку: три простых шага и один скользящий носок, ноги вытянут |
1 |
10. |
|
Упражнения на ориентировку в пространстве. Повороты на лево, на право, кругом. |
1 |
11. |
|
Гимнастические упражнения. Разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). |
1 |
12. |
|
Упражнения с предметами (мячи, обручи, ленты). Упражнение для кистей рук с барабанными палочками |
1 |
13. |
|
Игры под музыку. Ускорение и замедление темпа разнообразных движений |
1 |
14. |
|
Пружинящий бег под музыку. |
1 |
15. |
|
Гимнастические упражнения. Повороты туловища в сочетании с наклонами |
1 |
16. |
|
Упражнения на ориентировку в пространстве. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. |
1 |
17. |
|
Гимнастические упражнения. Повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук |
1 |
18. |
|
Упражнения с предметами (мячи, обручи, ленты) передача предметов под музыку |
1 |
19. |
|
Игры под музыку. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. |
1 |
20. |
|
Упражнения на формирования правильной осанки. Поскоки с продвижением назад (спиной) |
1 |
21. |
|
Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба по центру зала с диагональными линиями из угла в угол |
1 |
22. |
|
Гимнастические упражнения. (Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги) |
1 |
23. |
|
Упражнения с предметами (мячи, обручи, ленты). Передача предметов с двумя хлопками. |
1 |
24. |
|
Игры под музыку. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением |
1 |
25. |
|
Пальчиковая гимнастика. |
1 |
26. |
|
Упражнения на ориентировку в пространстве. Выбрасывание рук вперед, в стороны
|
1 |
27. |
|
Гимнастические упражнения. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. |
1 |
28. |
|
Упражнения на ориентировку в пространстве. Выбрасывание рук вверх из положения руки к плечам |
1 |
29. |
|
Упражнения на ориентировку в пространстве. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. |
1 |
30. |
|
Выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе (под музыку) |
1 |
31. |
|
Ритмико-гимнастические упражнения. Протоптывание того, что учитель прохлопал, и наоборот. |
1 |
32. |
|
Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону. |
1 |
33. |
|
Танцевальные упражнения. Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах |
1 |
34. |
|
Упражнения на формирование свода стопы и профилактику их нарушений. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.