Обучение талантливых и одаренных детей

  • docx
  • 25.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Текст выступления по обуч одарён.docx

Текст выступления по обучению одарённых и талантливых учеников 

Слайд 1.   Какие стадии  развития проходит  та или иная способность?

Предложить листы бумаги по одному на команду и предложить нарисовать своё  понимание видение терминов:     Задатки   Способности   Одарённость   Талант   Гениальность  (5мин)

  Задатки –  это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей.

  Способности -  это базовые,  устойчивые психологические, индивидуальные свойства личности,  являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности.

  Одарённость – качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

  Талант – совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.

  Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого  потенциала  личности относительно других личностей.

 

Слайд 2.        Актуальность:     Отчет Marland, который был представлен в Управлении образования США в 1972 году, показал недостаточную степень обеспечения работы с одаренными и талантливыми учениками в США. Значимым в отчете был вывод о том, что одаренные и талантливые дети в США «потеряны» и могут навсегда лишиться способности нормально функционировать, что приравнивает данную проблему с проблемой страдания других детей - с ограниченными возможностями.

 

Слайд 3.  Произошли изменения в определении категорий «одарённые» и «талантливые»  из  моноаспектных  в многоаспектные.

Моноаспектное определение одаренных и талантливых основывается на единственном критерииналичие интеллекта и определение его уровня на основе баллов IQ.

Ренцулли (1978) конкретизировал определение одаренности на основе взаимодействия трёх основных групп человеческих качеств:

  способности выше средних

   высокий уровень сосредоточенности в процессе решения задач

  высокий уровень творчества

  Ренцулли и Райс (1985) подчеркнули, что ученики данной категории нуждаются в широком спектре образовательных возможностей и услуг, которые обычно не предоставляются в обычных школах.

 

Слайд 4.  Переход понимания одаренности и таланта от моноаспектного к многоаспектному понятию проводит параллель с изменением в понимании концепции самого интеллекта. Он уже не рассматривается как единое целое, а рассматривается в условиях множественного интеллекта.

Гарднера (2006) установил восемь типов интеллекта:

  Логико-математический

  Лингвистический

  Кинестетический

  Пространственный

  Музыкальный

  Межличностный

  Углубленный

  Натуралистический.

 

Слайд 5.  Современная интерпретация

  Одаренность и талант могут быть признаны со стороны учителей, родителей, других членов группы или самих учеников.

Макэлпайн и Рид (1996 г.) представили полезный список характеристик одаренных и талантливых учеников:

  Характеристики обучения одаренных и талантливых учеников.

  Характеристики креативного мышления.

  Характеристики мотивации.

  Характеристики общественного лидерства.

  Характеристики решительности.

 

Слайд 6. Каким образом учителя выявляют  одаренных или талантливых учеников?        Выслушать варианты слушателей.

Учителя начальных школ должны позиционировать себя в качестве «талантливых наблюда­телей», постоянно выявляя проявления способностей или таланта со стороны учеников Eyre (Эйр) and Lowe(Лоу), 2002.                  

 

Слайд 7. Кейс-стади «Выявление талантливых и одаренных учеников» Академии британского преподава­ния и обучения описывает три проекта с учениками 1-й группы классов  (в возрасте 4–7 лет), каждый из которых использовал различные методы для определения талантливых и одаренных учеников:

  В первом проекте- исследовании учителя разработали обширную школьную программу, которая включает задания познавательного характера для учеников, испытывающих трудности со слухом и для которых английский язык не является родным языком. Эти задания позволили продемонстрировать высокий уровень способностей, используя ограниченное вербальное общение.

  Во втором проекте использовался тест, оценивающий эмоционально-психологическое со­стояние учеников, радость и степень вовлеченности в опрос для «неординарных», «слабоуспевающих» талантливых и одаренных учеников. Данные, полученные при тестировании помогали устанавливать уровень успешности, вовлеченно­сти, способности, отношение к определенным видам деятельности и корректировать работу с этими учениками.

  В третьем проекте учителя поставили задачу определения возможности вовлечения роди­телей в процесс выявления одаренных и талантливых учеников. Они объяснили способы, посредством которых определяли личные интересы и особые таланты, проявляемые учени­ками; беседовали с родителями об умственных способностях и попросили родителей запол­нить простую анкету. На встрече родителей и учителей эти анкеты послужили основой обсу­ждения примеров поведения их детей и игр, проводимых дома и в школе, помогая взрослым распознать ситуации, в которых ребенок проявлял себя «умным» и помогающим принимать решения для последующих шагов развития.

Проекты опубликованы в работе «Воспитывая та­лантливых и одаренных учеников на ключевом этапе 1» (Koshy et al, 2006)

 

Слайд 8. Критерии, основанные на исследо­ваниях и способные выявлять наиболее успешных учеников(Montgomery, 1996; Freeman, 1998):

  память и знания: у них превосходная память; они не только знают, но и умеют использо­вать информацию;

  самообразование: они лучше других знают, как проходит процесс обучения и умеют регу­лировать свое обучение;

  быстрота мышления: они отводят больше времени на планирование, но быстрее приходят к реализации планов;

  решение проблем: они пополняют информацию, выявляют несоответствия, быстрее по­стигают суть;

  гибкость: несмотря на мышление, более организованное, чем у других, они могут ви­деть и принимать альтернативные решения в обучении и решать проблемы иным спо­собом;

  любовь к сложности: для стимулирования интереса они стремятся к более сложным играм и заданиям;

  концентрация: они обладают исключительной способностью концентрировать волю на продолжительный период времени, начиная с раннего возраста;

  ранняя символическая деятельность: они могут говорить, читать и писать с раннего воз­раста .

 

Слайд 9. Развитие потенциала талантливых и одаренных учеников

  Эйр (2001) рассматривает теоретические основы и практику исследования природы «заданий» на основе концепций Каца и Выготского: «сложным» будет задание, которое позволит ученикам работать на уровень выше их «комфортной» зоны, но не превысит допустимый для каждого конкретного ученика уровень сложности. Эйр подчеркивает важность адекватного оценивания текущего уровня детского понимания - «зоны ближайшего развития» (Выготский), показывая, что работа с завышенной степенью сложности, может оказаться невозможной, и демотивирующей.

  Эйр использует данную научную теорию для аргументирования рекомендаций по изменениям учебной программы для одаренных детей с тенденцией на развитие более высокого уровня мышления, навыков практического решения проблем.

 

Слайд 10. Развитие потенциала талантливых и одаренных учеников

  Ещё одна из стратегии  - это предложение ученикам усложненной программы обучения в классе и вне класса.

  Примером этому может служить IGGY-проект, предлагающий расши­рение учебного плана в онлайн-режиме для учеников средней школы, как это описано в ключевом чтении на сайте: http://www2.warwick.ac.uk/study/iggy/information/members/ .

  Молодым людям пред­лагается доступ к сайту, на котором учителя помогают в усложнении заданий и постановке задач. Усложнение заданий может осуществляться в форме более углубленного обучения, более широких проектов или расширения интеллектуальных задач.

 

Слайд 11. Развитие потенциала талантливых и одаренных учеников

  Вовлеченности учащихся в более углубленные исследования, проекты или интеллектуальные задания.

  Примером служит опыт Великобритании по вовлечению в научное исследование детей 11-ти лет в проекте по археологии, описанном в статье «Работа с одаренны­ми и талантливыми по теме «Железный век в Хилл Форте в Северном Сомерсете» (Dauban and Crossland, 2009)?

  Ученики рабо­тали с профессиональным археологом, что потребовало задействия и развития всего спектра их умственных способностей: воображения, креативности, готовности к решению проблем, дедукции, умозаключений и логического мышления, а также - социальных, вербальных и презентационных навыков.

 

Слайд 12. Развитие потенциала талантливых и одаренных учеников

  Следующей формой работы является экстернат, предполагающий более быстрое и оперативное овладение учениками учебным планом.

  Специальное исследование «Экстернат в освоении учебного плана для одарен­ных и талантливых учеников 8–9 лет» показало, что сдача экзаменов по английскому языку и математике на год раньше стала эффективным способом мотивации и развития талантливых и одаренных учеников в школе.

  Как правило, ученики ценят усложнение задач, более мобильную и организованную работу.

 

Слайд 13. Развитие потенциала талантливых и одаренных учеников

  Завершающий пример кейс-стади «Структуризация работы в группе» направлен на изуче­ние работы, которая используется для преподавания математики в среднем звене.

  Результативность этих уроков возросла, благодаря нестандартной работе в группах посредством изменений их состава, вопреки предыдущему принципу формирования групп в зависимости от пола и возможностей решения усложненных задач методом дискуссии.

   Результаты свидетельствовали о том, что обуча­ющиеся работали более эффективно в тех группах, где они чувствовали себя комфортно и более уверенно в решении математических задач в контексте, предполагающем совместную работу и конструктивную беседу (Seal, 2006).

 

Слайд 14.  Эйр полагает, что школа, разработавшая подход в обучении талантливых и одаренных учени­ков, может использовать разнообразные варианты моделей или вариант экстерната для всех учени­ков в школе посредством изменения образовательной программы. Ею адаптирована модель изме­нения учебного плана от Мейкера и Нильсона на основе внедрения трёх изменений:

  изменения в содержании (включая процесс преподавания и его результат);

  изменения в используемой методике;

  изменения контекста обучения.

 

Предложить слушателям сыграть в игру «Своя игра» по теме.

 

 

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

 

^ Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

 

^ Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».

 

^ Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

 

^ Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

 

^ Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

 

^ Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».


 

Скачано с www.znanio.ru