Обучение учащихся информатике на основе мтн – технологии (разработка модульной программы).

  • Документация
  • doc
  • 25.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для привития навыков профессиональной деятельности при работе с компьютером наиболее подходит обучение, использующее Модули Трудовых Навыков (МТН-технология).
Иконка файла материала Обучение учащихся информатике на основе мтн – технологии (разработка модульной программы)..doc

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ИНФОРМАТИКЕ

НА ОСНОВЕ МТН – ТЕХНОЛОГИИ (РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ).

Явтушенко Ирина Николаевна, Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Белоярский  политехнический  колледж», преподаватель.

 

За последние десятилетия информатизация и компьютеризация всех сфер деятельности общества приняла глобальный характер. Невозможно назвать какую-либо сферу человеческой деятельности, которая развивалась                     бы так стремительно как информационные технологии. Компьютеры используются практически в каждой отрасли производства и стали неотъемлемой частью каждой профессии, будь то автомеханик или повар-кондитер.

В настоящее время общество нуждается в специалистах различных отраслей, владеющих компьютерной грамотностью, рынок труда выбирает наиболее подготовленных, компетентных специалистов, поэтому существующий государственный стандарт в подготовке любого специалиста подразумевает обучение информатике.

Одной из педагогических технологий, позволяющих добиваться наиболее эффективных результатов при подготовке пользователей ПК, является модульное обучение.

Для привития навыков профессиональной деятельности при работе с компьютером наиболее подходит обучение, использующее Модули Трудовых  Навыков (МТН-технология), которая обеспечивает:

-        системный подход к организации обучения с диагностично поставленными целями для каждого модуля;

-        пошаговое обучение, ориентированное на обучаемого,

-        учебные элементы с хорошо иллюстрированным учебным материалом;

-        трехступенчатую систему оценки (текущий, промежуточный и итоговый контроль).

МТН – технология для обучения учащихся, по информатике позволяет более эффективно подготовить будущих специалистов к условиям работы в информационном обществе.

Цели обучения при использовании МТН-технологии соотносятся с достигнутыми результатами. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. Темп учебной деятельности выбирается обучаемым индивидуально. К тому же поэтапный модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

Одним из основных этапов освоения МТН-технологии  является разработка модульной программы профессионального обучения конкретной профессии – МТН - программы.

Структура программы, построенной по модульному принципу, более гибкая, учитывает особенности отдельного обучаемого, а также потребности местных рынков труда.

Процесс проектирования состоит из четырех этапов (Э.Кроше.):

-         анализа содержания и структуры профессиональной деятельности;

-         анализа содержания и структуры модульных блоков;

-         анализа навыков для каждого шага и определения необходимых учебных элементов;

-         составление МТН-программы обучения.

В начале необходимо проанализировать содержание конкретной профессиональной деятельности, выделить основные виды деятельности и определить основные функции специалиста, что послужит основой для разработки МТН-программы. Для разработки МТН-программы по учебному предмету «Информатика и ИКТ»  необходимо проанализировать деятельность пользователя персонального компьютера.

Результатом первого этапа проектирования является: определение функций специалиста, организационной структуры при выполнении этих функций, требований, которым должен отвечать, желающий обучаться данной специальности; перечень всех производственных заданий (Модульных блоков), выполняемых специалистом.

 Проведенный анализ позволил выделить следующие функции пользователя(приведен только фрагмент):

-       ввод/вывод информации с различных носителей;

-       копирование информации, перезапись информации с одного носителя на другой;

-       обработка информации;

-       создание, удаление, переименование файлов/папок;

-       набор, редактирование текста, таблиц, рисунков в текстовом редакторе Word;

-       работа с табличным процессором Excel.

Организационная структура при выполнении этих функций следующая:

-       работает самостоятельно;

Завершают первый этап проектирования, следующие документы:

1)     описание работы;

2)     перечень и описание модульных блоков.

 

 

 

Проведенный анализ профессиональной деятельности позволил выделить операции, которыми должен овладеть обучаемый в процессе обучения, так в текстовом редакторе Word и табличном процессоре Excel можно выделить(приведен фрагмент):

-       набор, форматирование, распечатка текстов в тестовом редакторе Word;

-       набор, форматирование, распечатка таблиц в тестовом редакторе Word;

-       выполнение и корректировка рисунков в тестовом редакторе Word;

-       набор, форматирование и работа с данными в электронных таблицах Excel;

-       выполнение графиков и диаграмм в электронных таблицах Excel;

-       работа в локальных и глобальных сетях;

На следующем этапе проектирования  анализируется  содержание модульных блоков,  и выделяются последовательность шагов, необходимых для выполнения конкретного задания, в рамках модульного блока. Выделенные навыки реализуются в психомоторных (ручных) и интеллектуальных навыках. Результатом данного этапа является формирование документа, который носит название “Таблица анализа модульного блока"

 

Анализ навыков на следующем этапе позволяет определить учебные элементы, требуемые, для формирования этих навыков.

      В результате третьего этапа проектирования составляется справочная таблица «Модульный блок – Учебный элемент.  Такие таблицы составляются для каждого модульного блока.

       

Завершает процесс проектирования   МТН-таблица выбора, включающая Модульные блоки, входящие в состав профессиональной деятельности и соответствующие им Учебные элементы.

      МТН-программы могут при необходимости дополняться новыми модульными блоками и учебными элементами, что актуально при освоении новых технологий.  МТН – программа является мобильной учебно-программной документацией, позволяющей осуществить ее модернизацию в соответствии с появляющимися изменениями в технологии производственных процессов, оборудования,  инструментов и материалов.

      МТН-программу можно составить таким образом, что она будет включать те модульные блоки и учебные элементы, которые необходимы для данного конкретного предмета, данной конкретной ситуации, а также из программы могут быть удалены некоторые блоки или Учебные элементы, если обучаемый не нуждается в их изучении, а возможно хорошо ими владеет.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

 

1.     Борисова Н.В От традиционного через модульное к дистанционному образованию. Учебное пособие. - М.- Домодедово? ВИПК МВД России, 1999. – 174с. – Современные образовательные технологии? Модуль

2.     Н.В. Бородина, Е.С. Самойлова. Модульные технологии в профессиональном образовании: Учебное пособие – Екатеринбург: Издательство Урал государственного профессионально педагогического университета, 1997.27с.