Одной из актуальных проблем современной педагогики является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, общественно-полезной деятельности вне школы.
Обучение данной категории детей реализуется как в специальных образовательных учреждениях, так и в коррекционных классах общеобразовательных школ, а также через индивидуальное обучение на дому. Коррекционные школы в зависимости от психо-физической патологии ребенка подразделяются на 8 видов (рис. 1).
Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями имеет свою специфику (табл. 1). В основном это школы интернатного типа, срок обучения в которых, как правило, составляет 1 2 лет.
Обучение детей с ОВ
Одной из актуальных проблем современной педагогики является подготовка
детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной,
общественнополезной деятельности вне школы.
Обучение данной категории детей реализуется как в специальных
образовательных учреждениях, так и в коррекционных классах
общеобразовательных школ, а также через индивидуальное обучение на дому.
Коррекционные школы в зависимости от психофизической патологии
ребенка подразделяются на 8 видов (рис. 1).
Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с
особыми образовательными потребностями имеет свою специфику (табл. 1). В
основном это школы интернатного типа, срок обучения в которых, как
правило, составляет 1 2 лет.
Рис. 1. Классификация коррекционных школ
Таблица 1
Классификация коррекционных школВид школы
Какие дети обучаются Основные задачи работы школы
Коррекционные
школы I вида
Дети с глубокими
нарушениями слуха
(глухота).
Научить глухого ребенка общаться с
окружающими, освоить несколько видов речи:
устную, письменную, тактильную, жестовую. В
учебное расписание включаются курсы,
направленные на компенсацию слуха посредством
использования звукоусиливающей аппаратуры,
коррекция произношения, социальнобытовая
ориентировка и другие.
Коррекционные
школы II вида
Дети слабослышащие
или поздноглохшие.
Восстановление утраченных слуховых
способностей, организация активной речевой
практики, обучение коммуникативным навыкам.
Коррекционные
школы III вида
Незрячие дети, а
также дети с остротой
зрения от 0,04 до 0,08
со сложными
дефектами, ведущими
к слепоте.
Специфика дефекта предполагает обучение с
использованием тифлооборудования, а также
специальных дидактических материалов,
позволяющих усваивать поступающую
информацию.
Коррекционные
школы IV вида
Дети с остротой
зрения от 0,05 до 0,4 с
возможностью
коррекции.
Коррекционные
школы V вида
Дети, имеющее общее
недоразвитие речи, а
также тяжелую
речевую патологию.
Коррекция речевого дефекта. Весь учебно
воспитательный процесс организован таким
образом, чтобы дети имели возможность
развивать речевые навыки в течение всего дня.
При устранении речевого дефекта, родители
имеют право перевести ребенка в обычную школу.
Коррекционные
школы VI вида
Дети с нарушением
опорнодвигательного
В коррекционном учреждении осуществляется
восстановление двигательных функций, ихаппарата.
развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое
внимание уделяется социальнотрудовой
адаптации воспитанников.
Коррекционные
школы VII вида
Дети с задержкой
психического
развития, причем с
возможностями
интеллектуального
развития.
В школе осуществляется коррекция психического
развития, развитие познавательной деятельности
и формированию навыков учебной деятельности.
По результатам обучения в начальной школе
воспитанники могут быть переведены в
общеобразовательную школу.
Коррекционные
школы VIII вида
Дети с умственной
отсталостью.
Цель обучения – социальнопсихологическая
реабилитация и возможность интеграции ребенка
в общество. В таких школах существуют классы с
углубленной трудовой подготовкой.
Особого внимания требуют умственно отсталые дети.
Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей
личности в целом в результате перенесенных органических повреждений
центральной нервной системы. При этом страдает не только интеллект, но и
эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных
интересов, они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают
потребность в познании окружающего мира. Им характерны трудности
восприятия пространства и времени, недостаток внимания: малая
устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная
переключаемость. Отличительной чертой их мышления является
некритичность, неумение самостоятельно планировать свою деятельность и
оценивать ее результаты. В работе они предпочитают легкий путь, не
требующий волевых усилий; им свойственны подражание и импульсивные
поступки. Эти особенности психических процессов оказывают влияние на
характер их учебной деятельности.
Несмотря на то, что умственная отсталость рассматривается как явление
необратимое, это не означает, что она не поддается коррекции. Так, М.С.
Певзнер, В.И. Лубовский и др. отмечают значительную динамику в развитииумственно отсталых детей при правильно организованном врачебно
педагогическом воздействии на них в условиях специальных учреждений, в
частности, коррекционных школ.
Значительная роль в решении этой проблемы отводится трудовому обучению
данной категории детей и, в первую очередь, в начальных классах. От уровня
организации трудового обучения в коррекционных школах зависит развитие у
этих детей самостоятельности, организованности, умения работать в
коллективе, освоение доступной трудовой деятельности.
Методика и результаты исследования. В данной работе рассматриваются
особенности организации трудового обучения умственно отсталых детей 2
класса коррекционной школы VIII вида Нижегородской области.
В соответствии с Уставом школы целями образовательного процесса является
коррекция отклонений в развитии обучающихся средствами коррекционного
образования и трудовой подготовки, их социальнопсихологическая
реабилитация для последующей интеграции в общество.
Организация обучения и воспитания в школе строится с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся. В таких школах существуют
классы с различной степенью умственной отсталости, в зависимости от
которой установлена предельная наполняемость классов: для умственно
отсталых – 12 человек; для глубоко умственно отсталых – 10 человек; для
имеющих сложные дефекты – 5 человек.
В школах этого типа значительное внимание уделяется трудовой
предпрофессиональной подготовке воспитанников. Трудовое обучение и
трудовое воспитание во вспомогательной школе представляет собой единую
систему. Первый ее этап – трудовое обучение в первых – третьих классах,
второй – общетехнический труд в четвертом классе на базе школьных
мастерских, третий – профессиональнотрудовое обучение в пятых – девятых
классах. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во
внеурочное время в процессе занятий общественно полезным и
производительным трудом, самообслуживания, во время кружковой работы.
Одной из важнейших в учебном плане является образовательная область
«Технология», включающая в себя следующие учебные дисциплины (рис. 2):
1. 1 – 4 классы – трудовое обучение;
2. 5 – 9 классы – профессионально – трудовое обучение, которое в 69
классах осуществляется по профилям: «Столярное дело», «Швейноедело», «Сельскохозяйственный труд»; в 5 классе – «Цветоводство и
декоративное садоводство»;
3. 10 класс – производственное обучение.
В школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, среди них
встречаются и такие, которых необходимо учить элементарным правилам
личной гигиены, как пользоваться ложкой, вилкой и т.п. Период адаптации к
школьной жизни, учебной и трудовой деятельности протекает очень медленно
и у каждого поразному. На начальном этапе обучения всем школьникам
свойственен очень низкий уровень самостоятельности, каждый нуждается в
помощи учителя. Обучение первоклассников трудовым умениям, наблюдение
за ними в течение года дают педагогу возможность составить полное и четкое
представление о развитии каждого ученика, об испытываемых им трудностях,
его возможностях и в результате наметить пути дальнейшей работы с ним.
К окончанию первого класса обучающихся можно условно разделить на три
группы, состав которых по мере обучения меняется: постепенно растет число
детей, сравнительно успешно занимающихся на уроках трудового обучения, а
также и по другим учебным дисциплинам.
Рис. 2. Содержание образовательной области «Технология» в коррекционной
школе VIII вида
Учебный материал 2 класса распределен с учетом возрастных и
психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены такие виды труда как:
работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами.
Содержание учебного материала, предусмотренного программой 2го класса,
направлено на расширение и закрепление полученных в lм классе знаний и
умений учащихся, способствующих выработке устойчивых положительных
навыков и привычек.
Как правило, в работе с умственно отсталыми учащимися используются уроки
комбинированного типа, включающие в свою структуру повторение ранее
пройденного, ознакомление с новым материалом и его закрепление, прежде
всего в процессе практической работы, которая занимает на уроке большую
часть времени. Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на
каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся
ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют
приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги.
Типологические и личностные особенности школьников с недостатком
интеллекта, различная степень их самостоятельности в труде требуют
дифференцированного подхода, что отражено в содержании программы по
трудовому обучению, в частности, в разработке трудовых заданий различных
уровней сложности при выполнении программных изделий.
Неустойчивое внимание детей этого возраста требует подбора более
интересного материала, использования на уроках игр и игровых ситуаций.
Одним из наиболее перспективных способов решения этой проблемы является
дидактическая игра.
Дидактическая игра – это всегда познавательная игра, направленная на
расширение, углубление, систематизацию знаний, воспитание познавательных
процессов, умственное развитие; способствует развитию сенсорных
способностей, пополнению и активизации словарного запаса, закреплению
норм и правил поведения .
С целью выяснения эффективности влияния дидактической игры на развитие
обучающихся второго класса школы – интерната VIII вида было разработано
два вида урока: традиционный комбинированный урок по теме: «Изготовление
стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок», и урок в виде
дидактической игры: «Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями»
(играпутешествие со сказочным героем, например, Карлсоном).Диагностика уровня сформированности учебных умений и навыков
обучающихся проводилась по методике М. Ступницкой (табл. 2, [7]).
Таблица 2
Организационные умения и навыки обучающихся
Виды работы на уроке трудового обучения
Балл
Тип урока
Тема урока
1. Получив задание:
3
2
1
планирует работу до ее начала
планирует действия в ходе работы
вообще не составляет плана
2. Вопросы, уточняющие задание:
4
3
2
1
не нуждается в дополнительных пояснениях
задает до начала работы
в ходе работы
не задает, хотя и нуждается в пояснениях
3. Выполняя задание:
Фамилии учащихся4
3
2
1
точно придерживается плана
отступает от плана в деталях, сохраняя общую
последовательность действий
начинает работать по плану, но в ходе работы
грубо нарушает порядок действий
работает хаотично без плана
4. Завершая задание:
обязательно добивается запланированного
результата
не доводит работу до окончательного результата
довольствуется ошибочным результатом
3
2
1
5. Закончив работу:
4
3
проверяет ее результат, находит и исправляет
ошибки
результат не проверяет, т.к. довольствуется
любым результатомрезультат не проверяет, т.к. всегда убежден в его
правильности
результат проверяет, но ошибок «не видит»
2
1
6. Помощь в работе:
4
3
2
1
не нуждается
нуждается и принимает
нуждается, но не умеет пользоваться
нуждается, но не обращается
Общий балл:
В зависимости от количества набранных баллов обучающиеся делились на три
группы: слабая – 610 баллов; средняя – 1116 баллов; сильная – 1722 балла.
Результаты диагностики уровня сформированности учебных умений и
навыков обучающихся представлены на рис. 3.а)
б)
Рис. 3. Организационные умения и навыки обучающихся второго класса: а –
традиционный комбинированный урок; б – урок – дидактическая игра (игра
путешествие)
Из полученных результатов следует, что урок игра – путешествие более
эффективен и результативен для восприятия учебного материала учащимися.
В слабой группе не оказалось, ни одного обучающегося, в то время как при
традиционном комбинированном уроке – трое. Кроме того, использование
дидактической игры на уроке привело к увеличению числа учащихся в
сильной и средней группах, что является очень важным при работе с
умственно отсталыми детьми.
В начале и после окончания урока проверялось эмоциональное состояние
детей. Каждому ребенку раздавались три кружочка разного цвета с
выраженными эмоциями: желтый кружочек – хорошее настроение; красный –
плохое настроение; синий – нейтральное настроение. Обучающийся поднималкружочек, соответствующий его настроению. По окончанию уроков был
проведен анализ эмоционального состояния учащихся 2 класса.
Из полученных результатов следует, что после урока с применением
дидактической игры у всех обучающихся настроение стало положительным в
отличие от традиционного комбинированного урока (табл. 3).
Таблица 3
Эмоциональное состояние учащихся после урока
Традиционный комбинированный
урок
Игра – путешествие
Ф.И.
учащихся
Аплеева Анна
Большакова Нина
Шибаева Светлана
Новиков Артем
Прилуцкий Евгений
Лазарев БорисВыводы:
1 – обучающиеся младших классов с умственной отсталостью лучше
воспринимают учебный материал, подаваемый с применением дидактической
игры; игровая форма урока вызывает у них интерес, они становятся
активными и заинтересованными в результатах своего труда.
2 – Дидактические игры с одной стороны, способствуют формированию
внимания, наблюдательности, развитию памяти, речи, мышления, инициативы
у детей с ограниченными возможностями. С другой стороны решают
определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или
повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и
навыков.
3 – Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений,
приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить
за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.
4 – игровые методы развивающего и психокоррекционного характера следует
обязательно вводить в учебный процесс в начальных классах специальной
(коррекционной) школы VIII вида с целью создания постоянного
поддерживающего психологического «фона» для рассматриваемой категории
детей, создания оптимальных психологических условий для успешного
развития их мышления и личностиСписок литературы
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья: психологические основы / Л.И. Акатов. – М.:
Владос, 2008. 368 с.
2. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития
школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002. 160 с.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина.
– М.: Академия, 2007.
4. Дмитриев А. А. Коррекционнопедагогическая работа по развитию
двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития:
учеб.метод. пособие / А.А. Дмитриев; РАО, МПСИ. – 2е изд., перераб. и
доп. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 224 с.
5. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные
учреждения: учеб.пособие для студентов дефектол. фак. пед. интов / С.Д.
Забрамная. – М.: Просвещение, 2008. 94 с.
6. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников
с отклонениями в развитии: Пособия для учителя / А.А. Катаева, Е.А.
Стребелева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 224 с.: ил.
7. Кирилова А.Г. Проверка и оценка знаний учащихся вспомогательной школы
в процессе обучения труду / А.Г. Кирилова. – М.: Просвещение, 2008.
8. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд для 2 класса: Пособия для
учителя / Л.А. Кузнецова. – СанктПетербург: Просвещение, 2011.
9. Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте:
учеб.пособие для вузов / В. В. Лебединский. – 2е изд., испр. – М.: Аcademia,
2010. 142 с.
10. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в
развитии: Практ. пособие. – М.: [АРКТИ], 2005. 174 с.
11. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 13 классах вспомогательной школы /
Н.П. Павлова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2010. 175 с.Библиографическая ссылка
Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Романова М.В. ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
ПРОБЛЕМЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ // Международный журнал
прикладных и фундаментальных исследований. – 2014.