В настоящее время в классификацию гиревого спорта ввели соревнования и среди женщин, это дает возможность проводить уроки гиревого спорта не только с юношами, но и с девушками. Необходимость занятий с гантелями и гирями в профессиональном образовании очевидна, создается база для организации самостоятельных занятий, что становится актуально при внедрении ФГОС.
Урок физической культуры по теме: "Обучение девушек
1-2 курса технике рывка гири"
Пояснительная записка.
На современном этапе развития спорта гиревой спорт среди девушек набирает силу
популярности, а также является одним из соревновательных видов спартакиады горда , поэтому
мы ввели в учебный процесс элементы гиревого спорта – толчок и рывок. Данные элементы
позволяют формировать общие компетенции согласно Федеральным государственным
образовательным стандартам.
В настоящее время в классификацию гиревого спорта ввели соревнования и среди женщин, это
дает возможность проводить уроки гиревого спорта не только с юношами, но и с девушками.
Необходимость занятий с гантелями и гирями в профессиональном образовании очевидна,
создается база для организации самостоятельных занятий, что становится актуально при
внедрении ФГОС.Упражнения с гирями являются отличным фитнесом для формирования стройной фигуры,
хорошей осанки и способом тренировки силовой выносливости.
Первое упражнение с гирями – РЫВОК. Это упражнение помогает достичь:
– мощной и взрывной силы бедер;
– интенсивного дыхания;
– навыка быстрого, “взрывного” силового эффекта;
– хорошего мышечного корсета;
– согласованной работы всего тела;
– гибкости суставов, эластичности мышц и связок.
Перечисленные навыки позволяют прогрессировать в любом упражнении с гирями. Уделяя много
времени совершенствованию рывков, создается хорошая основа для укрепления физического
здоровья. Изучение рывка начинается с гантельного комплекса, затем переход к упражнениям с
гирями весом 8 кг, далее 10 и 12 кг.
Для лучшего освоения техники рывка обучение целесообразно разделить на части: 1) махи двумя
руками, 2) попеременные махи со сменой рук, 3) синхронизация дыхания при выполнении махов и
подъемов, 4) оптимальная доставка гири вверх и фиксация ее в верхнем положении. Далее,
выполнить упражнение целиком – Рывок.
Особое внимание необходимо обращать на правильный захват дужки и фиксацию гири в верхнем
положении руки.
Обучение махам и смене рук проводится сериями (2–3 маха одной рукой – смена – 2–3 раза
другой – опустить гирю) по 2–3 подхода. Здесь важна работа ног и всего туловища. Смена рук
производится тогда, когда гиря находится на махе впереди в выпрямленной руке на уровне пояса
(в верхней “мертвой точке”). Это упражнение изучается на первых занятиях, а потом включается в
подготовительную часть.
Обучение дыханию проводится с гирями весом по 4–8 кг. или с легкими гантелями. Главное –
правильный вдох и выдох в каждой фазе рывка: при подъеме и опускании – вдох, при замахе и
фиксации – выдох. Упражнение выполняется в 3–4 подхода по 8–10 повторений.
Обучение рывку в целом выполняется сериями – 5–6 повторений каждой рукой с их сменой по 3–4
подхода.
Что же такое рывок? Упражнение, когда гиря одним непрерывным движением поднимается вверх
на прямую руку. Длительность одного рывка (с подъемом снаряда и опусканием) – в среднем 3–5
секунд. Техническая сложность связана с необходимостью реализовать свой двигательный
потенциал при быстром движении гири, удержать ее над головой и сохранить устойчивое
положение тела при высокой скорости чугунного шара, а также с умением расслаблять мышцы на
всём протяжении упражнения. Оно состоит из четырех последовательных частей: замаха,
подъема, фиксации и опускания. Изучив рывок гири как одно целое упражнение можно
приступать к развитию силовой выносливости, воспитанию моральноволевых качеств.
Упражнения на формирование осанки с гирями выполняются во время общей и специальной
разминки, а завершаются упражнениями на растягивание позвоночника, расслабление
утомленных мышц и суставных связок, что, по законам физиологии обеспечивает более высокую
результативность проводимых занятий.
Урок по обучению рывку гири не противоречит комплексной программе по физической культуре
для юношей и девушек старшего школьного возраста. Данный урок входит в раздел “Гимнастика и
силовая подготовка”, проводится в соответствии с календарнотематическим планом,
разработанном на основе рабочей программы по дисциплине “Физическая культура”.
В структуру методической разработки входят пояснительная записка, проект урока, структурная
модель урока, конспект, список литературы и приложение.
Проект раскрывает цель и задачи урока, интеграцию с образовательными областями, способы и
методы, применяемые на данном уроке.
Структурная модель урока описывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе
урока.
В приложении представлена презентация к проводимому уроку.Содержание методической разработки соответствует принципу формирования общих компетенций
в соответствие с ФГОС по дисциплине “Физическая культура” для всех специальностей
начального и среднего профессионального образования. В результате обучения обучающиеся
приобретают навыки по организации собственной деятельности, формированию собственного
здоровья, определению методов и способов выполнения поставленных задач.
Урок может сопровождаться музыкальным и информационным оформлением и содержать
информацию, позволяющую расширить представления обучающихся о гиревом спорте.
Содержание урока включает: теоретические сведения о гиревом спорте, терминологию, описание
техники рывка в строгой логической последовательности, комплексы упражнений с гантелями и
гирями, игровые элементы соревновательной направленности, рефлексию, домашнее задание.
Домашнее задание рассчитано на 2 часа, что соответствует требованиям Федеральных
государственных образовательных стандартов (п. 7.9).
В результате усвоения учебного материала на уроке, обучающиеся должны иметь
представление о том, что:
1.
2.
рывок гири развивает силовую выносливость и координирует все движения тела с
дыханием;
подводящие упражнения способствуют укреплению мышц спины и формированию
правильной осанки
3.
заниматься с гирями можно в ограниченном пространстве.
Знать:
1. Термины:
рывок: старт, замах, подъем, фиксация, опускание – подъем гири из положения виса на
прямую руку вверх,
дужка гири: хват за дужку сверху, хват за дужку снизу.
Махи – маятниковые движения гири.
2. Условия выполнения рывка:
Держать ноги шире плеч, спину выпрямленной,
Фиксация гири вверху на прямой руке,
Правильный перехват с одной руки в другую.
Уметь:
1.
2.
3.
Правильно принимать положение ступней, головы, туловища, рук, ног в стартовом
положении при выполнении рывка и специальноподготовительных упражнений с гирями.
Выполнять основные элементы рывка: замах, подъем, фиксация, опускание.
Выполнять разгрузку позвоночника в конце занятия.
Новизна представленного опыта состоит, прежде всего, в творческом переосмыслении
традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных и половых
особенностей, психологии, индивидуальных возможностей и мотивов обучающихся, чтонеобходимо при реализации ФГОС, это способствует совершенствованию форм обучения,
использованию инновационных технологий обучения.
Методическая разработка может быть использована преподавателями физической культуры,
педагогами дополнительного образования в системе начального и среднего профессионального
образования.
Проект урока
Тема: Обучение технике рывка гири.
Цель: Разучить технику рывка гири.
Вид урока: Практикоформирующий.
Тип урока: Изучение нового материала.
Технология: проблемная.
Задачи:
Образовательные:
создать представление о гиревом спорте;
ознакомить с техникой безопасности при занятиях с гирями, гантелями;
ознакомить с основным элементам техники рывка гири (замах, подъем, фиксация,
опускание);
разучить подводящие упражнения для рывка гири (махи, подъем к плечу, протягивание
гири к верху;
обучить правильному выполнению упражнений с гирями для формирования осанки
Развивающие:
развивать силовые, координационные качества, силовую выносливость, зрительную и
моторную памяти.
развивать интерес к соперничеству силовой направленности
Оздоровительные:
способствовать профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки.
способствовать формированию правильного дыхания при выполнении физических
упражнений;
обучить разгрузке позвоночника
Воспитательные:
воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность и ответственность за результат
выполненной работы.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие:
– ОБЖ – прикладное значение силовых упражнений;– физика – инерция тел, маятник, сила тяжести;
– анатомия человека – рельеф мышц, сердечно сосудистая система и система органов дыхания;
Обеспечиваемые:
– последовательное обучение технике рывка гири создает предпосылки для формирования
общих компетенций и качественной подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Способ организации учащихся:
– фронтальный, групповой, индивидуальный.
Метод обучения:
– репродуктивный, словесный, наглядный, практический.
Мест о проведения: спортивный зал.
Контингент: обучающиеся 2 курса НПО в количестве 15 человек.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Инвентарь: гантели – 3–4 кг, гири – 8–10 кг, гимнастические коврики, свисток.
Интеграция с образовательными областями:
Познание:
расширить представление обучающихся в области анатомии
расширять знания технической подготовки обучающихся при обучении рывку гири
воспитывать интерес к занятиям гиревым спортом и физическими упражнениями силовой
направленности
содействовать формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья.
Коммуникация: поощрять игровую активность обучающихся, инициативу в процессе
двигательной деятельности.
Безопасность: формировать навык безопасного поведения во время выполнения физических
упражнений.
Социализация:
создание ситуации, при которой обучающиеся проявляют нравственные качества:
целеустремленность, терпение, стремление к победе;
формирование умения действовать индивидуально, строго соблюдая правила
соперничества;
формировать умения организовать собственную деятельность, оценивать действия других
и собственные действия;
формировать умения по принятию на себя ответственности за работу членов команды;
формировать умения проводить анализ занятия.
Структурная модель урока.
Деятельность преподавателя Деятельность учащегося
1. Организационный (2 мин)
Мотивация учащихся к учебной
деятельности, определение
целей и задач.
Понимание целей и задач.
Форма
Фронтальная.
Метод
Словесный.Групповая
Практический.
Групповая
индивидуальная.
Практический,
наглядный.
Воспринимают команды,
выполняют задания и
упражнения. Подготавливают
организм к основной части
урока.
– Осмысление темы урока;
– свободное выражение
своих мыслей;
– оценка своего физического
развития;
– адекватное восприятие
полученной информации по
теме;
– выполняют упражнения
под руководством
преподавателя;
– отрабатывают технику
рывка гири весом 8–10 кг.
– участвуют в круговой
тренировке.
Выполняют задания.
Групповой.
Наглядный и
практический.
Слушают.
Фронтальный.
Словесный.
2. Подготовительный (13 мин)
Подготовка учащихся к основной
части урока. Проводит разминку,
повышает общую
работоспособность организма.
3. Основной. Получение новых
знаний и практических умений (22
мин)
– Краткое сообщение о гиревом
спорте и его преимуществах для
физического развития.
– Красиво показывает технику
рывка гири и раскрывает
основные приемы.
– Показывает подводящие
упражнения.
– Создает условия для
формирования моральноволевых
качеств.
– Обеспечивает общую
физическую подготовку
средствами индивидуальной
работы.
4. Релаксация (3 мин)
Показывает упражнения на
восстановление дыхания и
расслабление мышц.
5. Подведение итогов (2 мин)
Оценивание деятельности
студентов.
6. Домашнее задание (1 мин)
Выполнить упражнения силового
характера.
Конспект урока
Содержание урока
1
Подготовительная часть урока 15 мин.
I. Построение. Приветствие. Сообщение задач
урока.
– Сегодня ознакомимся с правилами обращения с
гантелями, правилами работы с гирями.
– приступим к обучению элементов рывка гири
(замах, подъем, фиксация, опускание).
– Разучим подводящие упражнения для рывка
гири.
II. Беседа о правилах техники безопасности во
время занятий с гирями и гантелями.
III. Движение в обход налево.
Индивидуальный
.
Практический.
Дозировка Организационнометодические
указания
2
1'
3
– Группа, становись! Равняйсь –
смирно! По порядку рассчитайсь!
– Вольно!
– Проверка готовности к уроку.
Осмотр внешнего вида, осанки/
2'
– Слушают внимательно/
0.5 круга
(кр)
– “В обход налево за
направляющим, в колонну по
одному, шагом – МАРШ!”.
Включаю музыку (темп средний).IV. Ходьба.
– на носках, руки за голову,
– на внешней стороне стопы,
– на внутренней стороне стопы,
– на пятках, руки на пояс,
– на сомкнутых пальцах ног и пятках, руки за спину.
V. Бег.
– Бег со сменой направления движения: по
диагонали, противоходом, змейкой, спиной вперед.
0,5 кр.
10”
10”
0,5 кр.
0,5 кр.
3 кр.
1 раз
VI. Специальнобеговые упражнения
– Бег с захлестыванием голени, руки за спиной.
– Бег с высоким подниманием бедра, руки согнуты
перед собой ладонями вниз.
– Приставные шаги правым и левым боком, руки на
пояс.
1 раз
1 раз
1 раз
VII. Ходьба на восстановление дыхания
– Восстановление дыхания – вдох – выдох.
– Разминание кистей рук, локтевых, плечевых
суставов.
– По ходу движения взять гантель в правую руку.
1 кр.
0.5 кр.
VIII. Перестроение из одной колонны в две
шеренги.
2
IX. Общеразвивающие упражнения с гантелями 7 мин.
1
– При движении на носках
обратить внимание на правильную
осанку, голову держать прямо,
локти отвести максимально назад,
стараясь соединить лопатки.
– Эти упражнения для
профилактики плоскостопия.
– Включаю музыку (темп
средний).
– Бегом – МАРШ!
– Бежать мягко, на носках, темп
средний, дыхание произвольное.
– По диагонали – МАРШ!,
Противоходом налево – МАРШ!
Далее – “змейкой”. Спиной
вперед –МАРШ! После
выполнения каждого задания
подается команда – “без
задания”.
– Соблюдай дистанцию в два
шага.
– С захлестыванием голени –
марш! Пятками касаться ладоней.
– Без задания.
– С высоким подниманием бедра
– марш! Коленями касаться
ладоней.
– Без задания.
– Приставным шагом, правым
боком – марш! Шаг делаем шире. –
Левым боком – марш! – без
задания.
– Для перехода на шаг подается
команда – “Шагом – МАРШ!”
– Восстановить дыхание.
– Хорошо прорабатываем все
суставы
– Чтобы не было столкновения
при подходе к гантелям подать
команду – “Дистанция – два шага”
– по ходу движения взять гантель
в правую руку”.
– Перестроить по команде:
“Налево в колонну по два –
МАРШ!”,
– Дистанция три шага
– Интервал вытянутые руки.
– Группа на месте – СТОЙ! – раз
два
– налево!
3
– К комплексу общеразвивающих
упражнений с гантелями –
приступить.
– Каждое упражнение начинать скоманды – “упражнение начинай!
Указывать направление и с какой
ноги (руки) начинать выполнение
упражнения.
– После выполнения упражнения
подается команда – “Вольно!” –
гантель внизу, в правой руке.
– Упражнение выполнять без
резких движений.
– Руки полностью разгибать в
локтевых суставах.
4 раза
4 раза
– Гантель тянуть вверх.
4 раза
– Счет вести медленно.
4 раза
– Локти в стороны, лопатки свести.
4 раза
4 раза
8 раз
4 раза
6 раз на
каждую
6 раз
– При наклоне спину держать
прямо или чуть прогнутой.
– При наклоне ноги не сгибать.
– Рука полностью выпрямлена.
Спину держать прямо.
– Выполнять маятниковые
движения. Махи руками
свободные, ноги в коленях не
сгибать
– Руки выпрямляем в локтевых
суставах, выпад глубокий.
– Добиться координированных
движений рук и ног.
4 раза
– Дать установку на
расслабление.
1'
– Группа, направо! В обход
направо за направляющим в
колонну по одному шагом –
МАРШ!
Гантели убрать.
2 '
Студенты внимательно слушают.
1. И.п. – о.с. гантель внизу, 1– подъем гантели к
плечам (вдох); 2– гантель вверх, подняться на
носках (выдох); 34 – вернуться в и.п.
2. И.п. – то же, 1– махом поднять гантель вверх,
правая назад, на носок (вдох); 2– вернуться в и.п.
(выдох); 34 – то же.
3. И.п. – стойка ноги врозь, гантель внизу, 14 –
круговые движения руками вправо; 58 – то же
влево.
4. И.п. – стойка ноги врозь, гантель за головой на
плечах, 1– наклон вправо; 2– и.п. 34 – то же влево.
5. И.п. – стойка ноги врозь по шире, гантель за
головой, 1– наклон вперед, 2– и.п. 34– то же.
6. И.п. – широкая стойка ноги врозь, гантель внизу
1– наклон, гантель к правой, 2– наклон вперед, 3–
наклон к левой, 4– и.п.
7. И.п.– стойка ноги врозь, гантель в правой руке
вверху, 1 согнуть ноги в полуприсед, 2 – и.п. 34 –
то же, затем с гантелью в левой руке.
8. И.п. – стойка ноги врозь по шире, гантель внизу в
руках, 1– гантель вверх, 2– опустить вниз между
ногами, 3 – мах гантели вверх, 4 – опустить, замах
вниз между ногами (“дровосек”).
9. И.п. – о.с. гантель в руках на груди, 1– выпад
правой, махом гантель вверх; 2– и.п. 34 – то же с
левой.
10. И.п. – то же, (прыжки на двух – ноги врозь, ноги
вместе), 1– гантель вверх, 2 –и.п.
34 – то же
11. Гантели положить на пол, восстановить
дыхание; 1– руки вверх – вдох, 2 – опустить –
выдох
X. Перестроение в колонну по одному –
движение в обход по залу, гантели убрать.
ХI. Построение в одну шеренгу – проверка
пульса за 10 сек. (20–22уд.)
Основная часть урока 22 мин.
XII. Обучение рывку гири 8–12 кг.
1. Краткая беседа о влиянии занятий с гирями на
развитие отдельных мышечных групп, на внешность
человека в целом, на походку, осанку, манеру
держаться. Добавить, что гири имеют ряддостоинств и преимуществ по сравнению с другими
видами спорта. Рывок является соревновательным
упражнением у девушек.
2. Показать технику выполнения рывка гири в
целом:
– старт, замах, подрыв – подсед, фиксация,
опускание. Показать перехват в другую руку.
3. Сообщить о правилах безопасности при
выполнении упражнений с гирями.
4. Движение в обход налево, по ходу движения
взять гантели (гири )
1 '
30”
1
5. Специальновспомогательные упражнения с
гирями.
1. И.п. – стойка ноги врозь по шире, взявшись за
дужку гири сверху. Сгибание и разгибание ног.
2. И.п. – то же. Разгибание ног и одновременно
двумя руками подтянуть гирю к подбородку.
Вернуться в И.п.
3. И.п. – то же. Разгибая ноги, одновременно
поднять гирю вверх над головой на выпрямленные
руки. Вернуться в И.п.
4. И.п. – стойка ноги врозь, захват правой за дужку
гири. Рывковым движением подъем гири на грудь,
продевая кисть внутрь дужки. Скинуть гирю с плеча
на замах. То же другой рукой.
5. И.п. – Стойка ноги врозь шире плеч, двумя
руками захват гири за дужку сверху. Выполнить
махи до уровня груди, разгибая спину и ноги в
коленных и тазобедренных суставах
6. И.п. – то же. Три маха одной рукой, затем
перехват и три маха другой.
2
10 '
8 раз
8 раз
8 раз
8 раз
8 раз
4 раза
7. И.п. – стойка ноги врозь, гиря за головой.
Наклоны вперед.
8. И.п. – стойка ноги врозь, гиря в правой на груди.
Сгибая ноги, скинуть гирю вниз на замах, махом
впередвверх, разгибая ноги и спину, вернуть в и.п.
6 раз
5 раз на
каждую
руку
После выполнения специально – вспомогательных
упражнений переходим к выполнению рывка гири.
– рывок гири 8 кг двумя руками;
– рывок гири одной рукой;
– рывок гири другой рукой.
3 раза
3 раза
3 раза
XIII. Перестроение из шеренги по два в колонну
по одному.
– По ходу движения гири положить на место и
взять гимнастические коврики в правую руку.
– Перестроение в две шеренги лицом друг другу.
– Показываю рывок гири, стоя
правым боком, в медленном
темпе, фиксируя основные
элементы рывка гири.
– Слушают
Дистанция три шага – по ходу
движения взять гирю
3
– При разгибании ног плечи
разворачивать наружу, соединяя
лопатки.
– Движение выполняется слитно.
Локти поднимать выше
подбородка.
– Движение выполняется слитно.
При подъеме гири вверх – вдох,
при опускании – выдох.
– Подъем гири начинать с
разгибания ног. Гирю садить на
плечо мягко, разворачивая кисть
наружу.
– При замахе гири назад спину
держать прямой. При махе
впередвверх плечи отводим
назад.
– Следить за техникой. При махе
вперед дужку разворачивать
наружу. Перехват производить в
верхней “мертвой” точке.
– При наклоне спину держать
прямо, чуть прогнутой.
– Обратить внимание при
опускании на захват гири
фалангами пальцев.
При подъеме – на разворот гири
наружу, мягко прижимая к плечу
– Настроиться на выполнение
рывка гири в целом.
– В верхнем положении гирю
мягко развернуть наружу, кисть
продеть в дужку, освобождая
пальцы.
– Группу повернуть направо и
подать команду – “В обход налево
шагом – МАРШ!”
– Дистанция три шага – положить
гириПоложить гимнастические коврики и лечь на спину.
XIV. Упражнения на растяжку и восстановление
мышечносвязочного аппарата.
1.И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
12 – обхватить руками колени (выдох), 3–4 – и.п.
(вдох).
2. И.п. – то же. Опираясь на лопатки и пятки
приподнять таз и туловище, задержаться на 10 сек.
3. И.п. – лежа на животе руки согнуты в локтях
ладонями вниз около груди. 1 – поднять туловище,
прогнуться , 2 – и.п. 3–4 – то же.
4. И.п. – то же, руки вверх. Поднять одновременно
руки и ноги (“лодочка”) – задержаться на 10 сек.
XV. Игры на проявление силы.
– Борьба на пальцах рук /правой и левой рукой/.
– Борьба на руках /правой и левой рукой/.
– Борьба спиной друг к другу, скрепив руки в
локтях.
XVI. Рефлексия студентов по уроку
Заключительная часть 3 мин.
XVII. Построение.
XVIII. Подведение итогов.
XIX. Домашнее задание.
Литература
4 раза
– Подбородок прижать к груди.
1 раз
8 раз
1 раз
30”
30’
30
2'
30’
30’
2 '
– Ноги в коленях не сгибать.
– При подъеме – вдох ,при
опускании –выдох.
– Тянуть руки вверх, носки тянуть
вниз
– Состязание начинать по
команде – “Внимание – МАРШ!”
– Отметить победителей.
– Выслушать впечатление
студентов об уроке.
Убрать коврики
Выставить оценки.
Д/З Прыжки из приседа 2х10,
Отжимания 2х10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Аксенова Л.В. Объемносиловая система тренировок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер , 2007 г.
Горбов А.М. Гиревой спорт. – М.:АСТ; Сталкер, Донецк, 2007 г.
Кремнев И. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: СевероЗапад, 2011 г.
Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе.– М.: Гуманит. 2003 г.
Погадаев Г.И. Настольная книга учителя ФК.– М.: ФиС, 1998 г.
Теоретические аспекты построения тренировки спортсменовгиревиков. С.А. Борисевич,
С.Б. Толстов. Учебнометодическое пособие. Тюмень, 2005 г.