Развивающие:
1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
2. Развитие памяти, мышления, внимания.
3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
Воспитывающие:
1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
2. Воспитание познавательного интереса.
Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для
индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, презентация из 27слайдов,
мультимедийный проектор.
Литература: Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2011 г.
Праздник БУКВАРЯ, учебное издание автор-составитель В.В.ВолинаТема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»
1-й (из 3-х) урок в теме.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: дидактическая сказка.
Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.
Дидактическая цель для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи.
2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.
Развивающие:
1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
2. Развитие памяти, мышления, внимания.
3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
Воспитывающие:
1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
2. Воспитание познавательного интереса.
Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для
индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, презентация из 27слайдов,
мультимедийный проектор.
Литература: Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2011 г.
Праздник БУКВАРЯ, учебное издание автор-составитель В.В.Волина
Урок обучения грамоте по теме "Звук [ш]. Буква Ш, ш". 1й кл.
Тип урока: урок – открытие новых знаний.
Вид урока: дидактическая сказка.
Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.
Дидактическая цель для учителя: создать условия для ознакомления
учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.
Планируемые результаты:
– распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой
и всегда твёрдый,
– обозначают буквой,
– устанавливают на основе наблюдений, что в слоге шипишется
всегда и,
– читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с
интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,
– отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст.
Личностные результаты:
– эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей
работы на уроке.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и
оценивают его.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного;
логические – характеризуют букву Ш.
Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.
Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой
согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слогозвуковой анализ слов; правописание
сочетания ши.Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др., электронное
приложение к учебнику, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для
индивидуальной работы, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
№ этапа урока
1.
Организационный
этап.
Деятельность учителя
Методы, приёмы, средства
Приветствие, проверка готовности
учащихся и кабинета к уроку.
Организация внимания школьников,
мотивация учения.
Деятельность
ученика(форма работы)
Проверяют готовность
рабочего места к уроку.
2. Подготовка
учащихся к
восприятию
нового учебного
материала
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки и тетрадки?
Молодцы, ребятки!
Раскрытие и определение цели урока,
выбор плана урока.
– Скажите, какое идёт время года?
– Сегодня к нам на урок пришли герои из
сказки. Давайте отгадаем кто это?
Прослушивание отрывка мультфильма
из электронного приложения к учебнику
В. Г. Горецкого «Азбука»
– Кто проживает в лесу?
– А в мешке у дедушки Лесовичка
удивительное существо, которое
произносит интересные звуки. Послушаем
и отгадаем, кого же он нам принёс?
(Звук шипения змеи.)
Ответы на вопросы.
Просмотр мультфильма.
Прослушивания звука
«Шипение змеи» и
выделения звука [ш].
Фонетическая разминка.
Угадали? Это змей. Хоть он зимой спит, но
у нас герои сказочные, а в сказках змеизимой не спят. (Показать игрушку.)
1. Фонетическая разминка.
Давайте теперь все вместе произнесём этот
звук, который издаёт змея: Ш – ш – ш – ш –
ш.
2. Подведение к формулированию темы.
Дети называют тему
урока.
– «Звук [ ш ]. Буквы Ш,
ш.»
Вместе с учителем
определяют задачи,
которые они должны
выполнить.
Этот звук обозначается буквой ш.
Прочитаем эту букву.
Сформулируйте тему нашего урока.
Приложение 1. Слайд 1.
Правильно. И сегодня на уроке мы будем:
– изучать новый звук и новую букву,
– учиться отличать новый звук и букву от
других звуков и букв,
– учиться читать слоги, слова,
предложения с новой буквой.
Это и будут задачи нашего урока.
Помогать нам будет дедушка Лесовичок и
его дружок Змей. Они приготовили для нас
много разных интересных заданий.
3. Этап усвоения
новых знаний и
способов
деятельности.
Достаю из мешка дедушки Лесовичка шар
– задание. «Угадайка».
1. Выделение звука в словах и определение
его положения.
Прослушивание сказки,
запоминание слов со
звуком [ ш ].
– А что же случилось в лесу дальше?
Просмотр и прослушивание следующей
части мультфильма.
– В каких словах вы услышали любимый
звук нашего Змея?
– Найдите на картинке слова со звуком [ш]
и определите его место в слове (в
середине, в начале слова).
Произнесём звук [ш] – определим:
(пришла, зимушка,
шапки, пушистый,
мешок, игрушки, Мишка,
мышки, машинка,
хлопушки, шары, мешок,
хорошо)
Называют слова сосогласный он или гласный?
2. Знакомство с буквой.
Обозначают этот звук буквой
«ша». (просмотр электронного
приложения). А раз у нас слова могут
начинаться с этой буквы, значит, какой
делаем вывод?
3. Слогозвуковой анализ слов.
Продолжаем работать по картинке.
– Куда пришёл Лесовичок?
Какие деревья окружают полянку?
Какой они надели наряд?
– Отгадайте загадку.
На сосне она висит,
Очень далеко глядит!
Ну а если упадёт,
То получит ктото в лоб!
4. Угадайте, какому слову принадлежит
какая схема. Подчеркните новую букву.
Помните правила сотрудничества!
Самопроверка по образцу.
Обобщение. Произнесём все вместе звук
[ш] еще раз и дадим ему характеристику по
алгоритму (алгоритм на доске).
Вывод повторяют все хором.
Шар – задание. Физминутка. «Поиграй
ка».
Змей приготовил для вас игру. Я называю
слова, а вы определяете, есть в них звук [ш]
– подпрыгивайте и хлопайте в ладоши, если
нет – просто стойте.
Шуба, крыша, шаль, шиповник, дерево,
шарф, штраф, шёлк, пушок, шалаш, хвост,
шутка, крошка, ушки, бровки, хлеб,
звуком [ш] по картинке,
определяют его место.
Самопроверка.
Делают вывод: звук
[ш] согласный, глухой т.к
. встречаются
препятствия во рту при
произнесении – щеки
сжаты, язык в среднем
положении, произносится
без участия
голоса; шипящий т.к.
слышится свист и
шипение состоит звук
только из шума –
шипения.
Печатание букв в
тетради.
Делают вывод: буква
«ша» бывает заглавной и
строчной.
Дети описывают
картинку, отвечая на
вопросы, составляя
предложения.
Коллективная работа по
слогозвуковому анализу
слова шишки.
Знакомство с правилом
– ши пиши с буквой и.
Слайд 2.
Вывод: звук [ш] всегда
твёрдый.
Работа в парах –
соотнести схемы слов иплюшка, машина, вершина, малина.
слова. (Приложение 2.)
Самопроверка,
оценивание своей
работы. Слайд 3.
Дети подводят итог, что
узнали:
Буква ш обозначает звук
[ш] согласный, глухой,
всегда твердый.
Слайд 4.
Дети выполняют игровую
физминутку.
4. Этап первичной
проверки
понимания
учащимися
изученного
материала.
Шар – задание. «Почитайка».
1) Чтение с доски чистоговорок.
2) Работа с учебником с. 17.
Прочитайте слова и слоги в полголоса
самостоятельно, а затем соседу.
– Почему одни слова написаны со строчной
буквы, а другие – с заглавной?
Подберите имена со слогом ша.
Даша, Маша, Саша, Гоша, Наташа, Гриша,
Нюша.
3) Составление слов по данным слогам и
деление их на две группы: двусложные и
односложные.
Ландыши
Машина
Вершина
Физминутка для глаз.
шило
груши
шина
Играем в «жмурки» со Змеем. (С силой
зажмурить глаза, открыть и найти,
куда спрятался Змей.)
Хоровое чтение с доски
чистоговорок.
Слайд 5, 6.
Индивидуальная работа
«жужжащее» чтение.
Работа в парах –
взаимопроверка.
Дети делают вывод:
имена собственные
пишутся с заглавной
буквы.
Коллективная работа.
Дети выходят к доске и
из слогов составляют
слова. (Приложение 3)
Распределяют их в
группы по количеству
слогов.
Выделение ши.Самостоятельная работа.
Фронтальная работа.
Самостоятельная работа.
Дети отвечают на
вопросы, строят
правильно предложения,
дают название рассказу,
заканчивают его по–
своему.
5. Этап
закрепления
новых знаний и
способов
деятельности
4) Работа с учебником и электронным
пособием.
Работа над формированием умения
читать слоги, слова и предложения с
новой буквой.
– Чтение слогов и слов на с. 17.
– Чтение вместе с учителем, а затем
самостоятельное чтение текста по
электронному пособию «Читаем сами».
Шарзадание«Отвечай – ка»
Беседа по содержанию. Работа
над развитием связной речи и
активизации словарного запаса.
Выборочное чтение.
– Куда выскочили мишка и мышки?
Прочитайте это предложение.
– Что сделали друзья? Свой ответ
подтвердите предложением из текста.
– Какой праздник ждали друзья?
Актуализация полученных ранее знаний.
– Какая главная мысль этого рассказа?
– Как можно озаглавить?
– Как вы думаете, что произошло потом на
полянке?
6. Этап
применения
знаний и способов
действий.
Шарзадание«Размышляйка»
Работа над развитием памяти,
внимания и мышления. Воспитание
познавательного интереса.
1) Дедушка Лесовичок хочет рассказать
нам вот такую историю.
Прослушивание стихотворения
«Петушки». Работа по содержанию, над
обогащением словарного запаса.
Дети отвечают на
вопросы и узнают
значение выражения по
толковому словарю С.– Что значит «распетушились»?
Ожегова.
(Толковый словарь С. Ожегова:
распетушиться (разг.) – вести себя
задиристо и запальчиво, горячиться.)
Чтение учениками
стихотворения.
Выполнение
дополнительного
задания.
Выводы детей,
высказывание своего
мнения.
Работа по рядам. Дети
выбирают командира и
тренируются в хоровом
чтении скороговорок, а
также вспоминают
правила сотрудничества
и дружной работы.
Делают вывод: у какой
группы работа
получилась лучше?
Почему?
Ответы детей.
– Прочитайте самостоятельно это
стихотворение.
Индивидуальное задание для хорошо
читающих детей.
– Найти слова со слогом ши и подчеркнуть
его.
– Про кого так говорят «распетушились»?
А что же надо делать. Как поступать,
чтобы не стать таким «петушком»?
2) Чтение скороговорок по группам,
выделение слов с буквой Ш.
Помните, о чём мы с вами сейчас говорили,
это поможет выполнить следующее
задание.
Приложение 4.
7. Этап
подведения
итогов урока
– Ребята, наш урок подходит к концу.
Дедушка Лесовичок помог нам, что узнать
нового?
– Чему мы научились?
– Где вам новые знания пригодятся?
– Какие задания были более интересными?
– Какими впечатлениями от урока вы
поделитесь дома?
8. Этап рефлексииВы хорошо потрудились – наши гости
доволен.
Что вам понравилось?
Дети анализируют свою
работу, делают выводы,
подводят итог и «дарят»
цветные шары.Что было трудным?
Оцените свою работу на уроке шариком –
красным, синим или зелёным – и подарите
его Дедушке Лесовичку и Змею, пусть они
расскажут своим друзьям, где побывали и с
кем познакомились.
Слайд 8.
– Попрощаемся с нашими гостями. Урок
закончен. Я желаю вам успехов и хорошего
настроения на весь день!
4