Обучение грамоте: Звук и буквы ш

  • Разработки курсов
  • docx
  • 13.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развивающие: 1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь. 2. Развитие памяти, мышления, внимания. 3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи. 4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами. Воспитывающие: 1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения. 2. Воспитание познавательного интереса. Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, презентация из 27слайдов, мультимедийный проектор. Литература: Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2011 г. Праздник БУКВАРЯ, учебное издание автор-составитель В.В.ВолинаТема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш» 1-й (из 3-х) урок в теме. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: дидактическая сказка. Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш. Дидактическая цель для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш. Задачи урока: Обучающие: 1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи. 2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш. 3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой. 4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог. Развивающие: 1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь. 2. Развитие памяти, мышления, внимания. 3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи. 4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами. Воспитывающие: 1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения. 2. Воспитание познавательного интереса. Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, презентация из 27слайдов, мультимедийный проектор. Литература: Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2011 г. Праздник БУКВАРЯ, учебное издание автор-составитель В.В.Волина
Иконка файла материала Урок обучения грамоте по теме Ш.docx
Урок обучения грамоте по теме "Звук [ш]. Буква Ш, ш". 1­й кл.  Тип урока: урок – открытие новых знаний. Вид урока: дидактическая сказка. Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш. Дидактическая цель для учителя: создать условия для ознакомления  учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления. Планируемые результаты:  – распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой  и всегда твёрдый,  – обозначают буквой,  – устанавливают на основе наблюдений, что в слоге шипишется  всегда и,  – читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с  интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,  – отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст. Личностные результаты:  – эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей  работы на уроке. Универсальные учебные действия:  Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и  оценивают его.  Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного;  логические – характеризуют букву Ш.  Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе. Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой  согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слого­звуковой анализ слов; правописание  сочетания ши.Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др., электронное  приложение к учебнику, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку.   ХОД УРОКА № этапа урока 1.  Организационный  этап. Деятельность учителя Методы, приёмы, средства Приветствие, проверка готовности  учащихся и кабинета к уроку.  Организация внимания школьников,  мотивация учения. Деятельность ученика(форма работы) Проверяют готовность  рабочего места к уроку. 2. Подготовка  учащихся к  восприятию  нового учебного  материала Прозвенел уже звонок, Начинается урок! Все ли у вас в порядке? На месте ли книжки и тетрадки? Молодцы, ребятки! Раскрытие и определение цели урока,  выбор плана урока. – Скажите, какое идёт время года? – Сегодня к нам на урок пришли герои из  сказки. Давайте отгадаем кто это? Прослушивание отрывка мультфильма  из электронного приложения к учебнику  В. Г. Горецкого «Азбука» – Кто проживает в лесу? – А в мешке у дедушки Лесовичка  удивительное существо, которое  произносит интересные звуки. Послушаем  и отгадаем, кого же он нам принёс? (Звук шипения змеи.) Ответы на вопросы.     Просмотр мультфильма.       Прослушивания звука  «Шипение змеи» и  выделения звука [ш].   Фонетическая разминка. Угадали? Это змей. Хоть он зимой спит, но  у нас герои сказочные, а в сказках змеизимой не спят. (Показать игрушку.) 1. Фонетическая разминка. Давайте теперь все вместе произнесём этот звук, который издаёт змея: Ш – ш – ш – ш – ш. 2. Подведение к формулированию темы.           Дети называют тему  урока. – «Звук [ ш ]. Буквы Ш,  ш.» Вместе с учителем  определяют задачи,  которые они должны  выполнить. Этот звук обозначается буквой ш.  Прочитаем эту букву. Сформулируйте тему нашего урока. Приложение 1. Слайд 1. Правильно. И сегодня на уроке мы будем: – изучать новый звук и новую букву, – учиться отличать новый звук и букву от  других звуков и букв, – учиться читать слоги, слова,  предложения с новой буквой. Это и будут задачи нашего урока. Помогать нам будет дедушка Лесовичок и  его дружок Змей. Они приготовили для нас много разных интересных заданий. 3. Этап усвоения  новых знаний и  способов  деятельности. Достаю из мешка дедушки Лесовичка шар  – задание. «Угадай­ка». 1. Выделение звука в словах и определение  его положения.   Прослушивание сказки,  запоминание слов со  звуком [ ш ]. – А что же случилось в лесу дальше? Просмотр и прослушивание следующей  части мультфильма. – В каких словах вы услышали любимый  звук нашего Змея? – Найдите на картинке слова со звуком [ш]  и определите его место в слове (в  середине, в начале слова). Произнесём звук [ш] – определим:      (пришла, зимушка,  шапки, пушистый,  мешок, игрушки, Мишка, мышки, машинка,  хлопушки, шары, мешок, хорошо) Называют слова сосогласный он или гласный? 2. Знакомство с буквой. Обозначают этот звук буквой  «ша». (просмотр электронного  приложения). А раз у нас слова могут  начинаться с этой буквы, значит, какой  делаем вывод? 3. Слого­звуковой анализ слов. Продолжаем работать по картинке. – Куда пришёл Лесовичок? Какие деревья окружают полянку? Какой они надели наряд? – Отгадайте загадку. На сосне она висит, Очень далеко глядит! Ну а если упадёт, То получит кто­то в лоб! 4. Угадайте, какому слову принадлежит  какая схема. Подчеркните новую букву. Помните правила сотрудничества! Самопроверка по образцу.  Обобщение. Произнесём все вместе звук  [ш] еще раз и дадим ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске). Вывод повторяют все хором.  Шар – задание. Физминутка. «Поиграй­ ка». Змей приготовил для вас игру. Я называю  слова, а вы определяете, есть в них звук [ш] – подпрыгивайте и хлопайте в ладоши, если нет – просто стойте. Шуба, крыша, шаль, шиповник, дерево,  шарф, штраф, шёлк, пушок, шалаш, хвост,  шутка, крошка, ушки, бровки, хлеб,  звуком [ш] по картинке,  определяют его место.  Самопроверка. Делают вывод: звук  [ш] согласный, глухой т.к . встречаются  препятствия во рту при  произнесении – щеки  сжаты, язык в среднем  положении, произносится без участия  голоса; шипящий т.к.  слышится свист и  шипение состоит звук  только из шума –  шипения. Печатание букв в  тетради. Делают вывод: буква  «ша» бывает заглавной и  строчной. Дети описывают  картинку, отвечая на  вопросы, составляя  предложения.       Коллективная работа по  слого­звуковому анализу  слова шишки.  Знакомство с правилом  – ши пиши с буквой и. Слайд 2. Вывод: звук [ш] всегда  твёрдый. Работа в парах –  соотнести схемы слов иплюшка, машина, вершина, малина. слова. (Приложение 2.) Самопроверка,  оценивание своей  работы. Слайд 3. Дети подводят итог, что  узнали: Буква ш обозначает звук  [ш] согласный, глухой,  всегда твердый. Слайд 4.   Дети выполняют игровую физминутку. 4. Этап первичной проверки  понимания  учащимися  изученного  материала. Шар – задание. «Почитай­ка».   1) Чтение с доски чистоговорок. 2) Работа с учебником с. 17. Прочитайте слова и слоги в полголоса  самостоятельно, а затем соседу. – Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие – с заглавной? Подберите имена со слогом ша. Даша, Маша, Саша, Гоша, Наташа, Гриша,  Нюша. 3) Составление слов по данным слогам и  деление их на две группы: двусложные и  односложные. Ландыши   Машина   Вершина   Физминутка для глаз. шило груши шина Играем в «жмурки» со Змеем. (С силой  зажмурить глаза, открыть и найти,  куда спрятался Змей.) Хоровое чтение с доски  чистоговорок. Слайд 5, 6. Индивидуальная работа  ­«жужжащее» чтение. Работа в парах –  взаимопроверка.   Дети делают вывод:  имена собственные  пишутся с заглавной  буквы. Коллективная работа.  Дети выходят к доске и  из слогов составляют  слова. (Приложение 3) Распределяют их в  группы по количеству  слогов. Выделение ши.Самостоятельная работа.               Фронтальная работа. Самостоятельная работа. Дети отвечают на  вопросы, строят  правильно предложения,  дают название рассказу,  заканчивают его по–  своему. 5. Этап  закрепления  новых знаний и  способов  деятельности 4) Работа с учебником и электронным  пособием. Работа над формированием умения  читать слоги, слова и предложения с  новой буквой. – Чтение слогов и слов на с. 17. – Чтение вместе с учителем, а затем  самостоятельное чтение текста по  электронному пособию «Читаем сами». Шар­задание«Отвечай – ка» Беседа по содержанию. Работа  над развитием связной речи и  активизации словарного запаса.  Выборочное чтение. – Куда выскочили мишка и мышки?  Прочитайте это предложение. – Что сделали друзья? Свой ответ  подтвердите предложением из текста. – Какой праздник ждали друзья? Актуализация полученных ранее знаний. – Какая главная мысль этого рассказа? – Как можно озаглавить? – Как вы думаете, что произошло потом на  полянке? 6. Этап  применения  знаний и способов действий. Шар­задание«Размышляй­ка» Работа над развитием памяти,  внимания и мышления. Воспитание  познавательного интереса. 1) Дедушка Лесовичок хочет рассказать  нам вот такую историю. Прослушивание стихотворения  «Петушки». Работа по содержанию, над обогащением словарного запаса.           Дети отвечают на  вопросы и узнают  значение выражения по  толковому словарю С.– Что значит «распетушились»? Ожегова. (Толковый словарь С. Ожегова:  распетушиться (разг.) – вести себя  задиристо и запальчиво, горячиться.)     Чтение учениками  стихотворения.   Выполнение  дополнительного  задания. Выводы детей,  высказывание своего  мнения. Работа по рядам. Дети  выбирают командира и  тренируются в хоровом  чтении скороговорок, а  также вспоминают  правила сотрудничества  и дружной работы. Делают вывод: у какой  группы работа  получилась лучше?  Почему? Ответы детей. – Прочитайте самостоятельно это  стихотворение. Индивидуальное задание для хорошо  читающих детей. – Найти слова со слогом ши и подчеркнуть его. – Про кого так говорят «распетушились»? А что же надо делать. Как поступать,  чтобы не стать таким «петушком»? 2) Чтение скороговорок по группам,  выделение слов с буквой Ш. Помните, о чём мы с вами сейчас говорили, это поможет выполнить следующее  задание. Приложение 4. 7. Этап  подведения  итогов урока – Ребята, наш урок подходит к концу.  Дедушка Лесовичок помог нам, что узнать  нового? – Чему мы научились? – Где вам новые знания пригодятся? – Какие задания были более интересными? – Какими впечатлениями от урока вы  поделитесь дома? 8. Этап рефлексииВы хорошо потрудились – наши гости  доволен. Что вам понравилось? Дети анализируют свою  работу, делают выводы,  подводят итог и «дарят»  цветные шары.Что было трудным? Оцените свою работу на уроке шариком –  красным, синим или зелёным – и подарите  его Дедушке Лесовичку и Змею, пусть они  расскажут своим друзьям, где побывали и с кем познакомились. Слайд 8.            – Попрощаемся с нашими гостями. Урок  закончен. Я желаю вам успехов и хорошего  настроения на весь день! 4