Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада
Оценка 5

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Оценка 5
Документация
docx
музыка
Детсад
11.11.2018
Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада
Описание игровых методов и приемов, методика обучения, которые способствуют глубокому и осознанному усвоению детьми музыкально-ритмических навыков, необходимых для их общего музыкального развития. В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей.Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада
Знач муз ритм дв.docx
Музыкально­ритмические движения, их значение и задачи в музыкальном образовании дошкольника Изучая   законы   жизни,   наблюдая   ритмичность   движения   в   природе   и   в   трудовых процессах,   прослеживая   влияние   музыки   на   повышение   работоспособности   во   время физического труда, ученые­физиологи, психологи, педагоги, врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных и воспитательных целях. Органическое единство музыки и движения необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать  ей по композиции, характеру, динамике,   темпу,   метроритму.   В   то   же   время   движения   побуждают   к   сознательному восприятию музыкального произведения. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движения демонстрируют   балетные   спектакли   и   такие   виды   спорта,   как   фигурное   катание, художественная   гимнастика.   Систему   музыкально­ритмического   воспитания   одним   из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак­Далькроз. Осознав активную двигательную основу музыкально­ритмического чувства, Жак­Далькроз подчинил   движение   ритму   различных   музыкальных   произведений   и   определил   путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему   в   детской   игре   –   прообразе   будущей   серьезной   жизни.   Жак­Далькроз считал, что музыкально­ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли,   характера   и   интеллекта   человека.   Единство   музыки   и   движений   активно проповедовала Айседора Дункан – знаменитая американская танцовщица. В 1921 г. она посетила Советскую Россию с целью создания балетной школы, в которой исполнителей должны были учить непосредственности, искренности, грациозности и непринужденности. Над   созданием   современной   системы   музыкально­ритмического   воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям – Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер,   М.А.   Румер.   Научные   исследования   в   области   дошкольного   музыкально­ ритмического воспитания проводили А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина и их ученики – А.Н. Зимина, М.Л. Палавандашвили. В практической разработке содержания и методики работы с   дошкольниками   по   разделу   музыкально­ритмического   воспитания   участвовали   Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, С.Д. Руднева, Л.С. Генералова, Е.Н. Соковнина, В.В. Цивкина, Е.П. Иова, И.В. Лифиц, Т.П. Ломова и др. Учитывая   потребность   ребенка   в   движении,   вызываемую   ростом   организма,   они стремились   к   формированию   его   моторики   и   главное   –   к   всестороннему   развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Известно, что при   помощи   движения   ребенок   познает   мир.   Выполняя   различные   движения   в   играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача   воспитателя   состоит   в   том,   чтобы   развить   в   детях   умение   быстро   выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка – это раздражитель, который обусловливает реакцию как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные – дисциплинированными. В процессе занятий музыкально­ритмическими движениями укрепляется организм ребенка;   развиваются   музыкальный   слух,   память,   внимание;   воспитываются   морально­ волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие   свойства   движения,   как   мягкость,   пружинистость,   энергичность,   пластичность; улучшается   осанка   детей.   Музыкальный   ритм   способствует   упорядочению   движения   и облегчает   овладение   им.   При   правильном   отборе   музыкально­ритмические   движения укрепляют   сердечные   мышцы,   улучшают   кровообращение,   дыхательные   процессы, развивают мускулатуру. В основе музыкально­ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных   образов   и   умения   отразить   их   в   движении.   Двигаясь   в   соответствии   с временным   ходом   музыкального   произведения,   ребенок   воспринимает   и   звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении   характер   и   темп   музыкального   произведения,   реагирует   на   динамические изменения,   начинает,   изменяет   и   оканчивает   движение   в   соответствии   со   строением музыкальных   фраз,   воспроизводит   в   движении   несложный   ритмический   рисунок. Следовательно,   ребенок,   воспринимая   выразительность   музыкального   ритма,   целостно воспринимает   все   музыкальное   произведение.   Он   передает   эмоциональный   характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.). Таким   образом,   музыкально­ритмическое   движение   является   средством   развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное. Музыкально­ритмические   построения,   национальные   пляски,   инсценировки, хороводные   игры   с   пением,   построенные   на   лучших   образцах   народной,   русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность   и   художественный   вкус,   воспитывают   любовь   к   Родине.   Кроме   того, музыкально­ритмические   движения   способствуют   развитию   пространственных   и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой   реакции   на   изменение   в   музыке,   на   движения   товарищей,   сталкивается   с необходимостью   самостоятельного   выполнения   заданий.   Это   развивает   его   внимание, творческую инициативу. Следовательно, занятия музыкально­ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка. Значение музыкально­ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они: обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности; развивают познавательные способности; воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма; способствуют физическому совершенствованию организма.     Главным   направлением   в   работе   над   музыкально­ритмическими   движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка. Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать: характеру музыки; средствам музыкальной выразительности; форме музыкального произведения.    Рассмотрим эти положения. Музыка, как известно, передает самые различные оттенки настроения. Например, в следующих трех произведениях для ходьбы – «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой   и   «Марше»   С.   Прокофьева   –   музыка   бодрого,   спокойного   и   торжественного характера.   Естественно,   что   в   этих   трех   случаях   дети   будут   ходить   по­разному.   Под первый   марш   они   будут   идти   бодрым   шагом,   под   музыку   Т.   Ломовой   –   спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движение, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки. Среди   средств   музыкальной   выразительности   особое   значение   для   музыкально­ ритмического   воспитания   имеют   темп,   метро­ритм   и   динамика.   Темп   –   это   скорость движения музыкального произведения, метроритм – организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика – сила (громкость) звучания. В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой. Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой. Уже   к   шести   годам   они   не   только   ощущают   метрические   акценты,   но   и   могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения. Так, в хороводе «На горе­то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок. Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музыкального произведения. Уже   дети   младших   групп   могут   различать   контрастную   музыку   двухчастной   формы   и изменять   в   связи   с   ней   движения.   Рассмотрим   пляску   «Сапожки»   (русская   народная мелодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части.   На   первую   часть   произведения   дети   идут,   на   вторую   часть   –   притопывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей знакомят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительности, формы музыкальных произведений, тем свободнее, выразительнее выполняют движения. Дошкольный   –   это   период   накопления   музыкальных   впечатлений,   интенсивного развития   музыкального   восприятия.   В   зависимости   от   возрастного   развития   характер музыкально­ритмической деятельности детей изменяется. В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать   и   выполнять   связанные   с   музыкой   движения,   показанные   воспитателем   и согласующиеся со словами песни. На   четвертом   году   жизни   дети   способны   осваивать   и   выполнять   движения самостоятельно.   Но   эти   движения   еще   недостаточно   скоординированны,   дети   плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально­ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и   быстром   темпе,   способны   реагировать   на   начало   и   окончание   звучания   музыки   и выполнять простейшие движения. На   пятом   году   жизни   дети   уже   имеют   опыт   слушания   музыки,   могут   узнавать знакомые   мелодии,   различать   самые   яркие   средства   музыкальной   выразительности, определять   характер   музыки.   У   них   дифференцируются   слуховые   ощущения,   они двигаются   ритмичнее,   согласованнее   с   характером   музыки,   начинают   и   прекращают движения   в   соответствии   с   началом   и   окончанием   звучания   музыки,   выполняют   более разнообразные   движения   (прямой   галоп,   движения   парами,   притопы   одной   ногой, выставление ноги на пятку). В   пяти­шестилетнем   возрасте   дети   могут   выразительно   и   ритмично   двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность. Они   должны   уметь   ощущать  метрическую   долю   и,   сначала   в   хлопках,   а   затем  в движениях,   исполнять   несложный   ритмический   рисунок,   овладеть   разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.). Следовательно, в процессе музыкально­ритмических движений осуществляются как общие задач музыкального воспитания так и следующие специальные задачи: развитие   музыкального  восприятия,  музыкально­ритмического  чувства  и   в связи с этим ритмичности движений; обучение   детей   согласованию   движений   с   характером   музыкального произведения,   наиболее   яркими   средствами   музыкальной   выразительности,   развитие пространственных и временных ориентировок; обучение   детей   музыкально­ритмическим   умениям   и   навыкам   через   игры, пляски и упражнения; развитие художественно­творческих способностей.  Двигательной   основой   музыкально­ритмических   движений,   которые   проводятся   с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются: основные движения – ходьба, бег подскоки, прыжки; гимнастические   движения   с   предметами   (мячами,   лентами,   обручами,        флажками); танцевальные движения; имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений   с   имитацией   разнообразных   действий   и   движений   птиц,   людей,   зверей, транспортных средств и т. д. Все эти движения передаются детьми по­разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности. Виды музыкально­ритмической деятельности К   наиболее   распространенным   видам   музыкально­ритмической   деятельности относятся игры, пляски и упражнения. Основное   место   в   разделе   музыкально­ритмических   движений   занимают   игры. Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально­ ритмических   задач.   Она   вызывает   у   детей   веселое,   бодрое   настроение,   влияет   на активность   процесса   развития   движений,   формирует   музыкальные   способности.   А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь. Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание   музыки,   требующее   непосредственной   реакции,   обостренное   музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение   музыкальных   заданий   в   игре   предполагает   определение   характера   музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения. Эффективность   музыкального   развития   ребенка   в   процессе   музыкальных   игр обеспечивается   тем,   что   игру   как   самую   близкую   ему   форму   деятельности   легко объяснить.   Кроме   того,   интерес   к   игре   и   эмоциональная   приподнятость   в   процессе   ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка. Музыкальные   игры   делятся   на   сюжетные   и   несюжетные   в   зависимости   от   того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания. В   сюжетных   играх   раскрываются   образы,   показаны   действия,   например   в   играх «Поездка  за город» (музыка В. Герчик),  «Звероловы и  звери» (музыка Е.  Тиличеевой). Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон» (русская народная   мелодия),   «Как   на   тоненький   ледок»   (народная   песня   в   обработке   М. Иорданского).   В   этих   играх   сюжетны   поэтические   тексты,   а   движения   как   бы   их комментируют. В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования к сходству   с   образом,   переживанию   его.   В   подготовительной   к   школе   группе   от   детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли формируется   отношение   к   образу.   Конечно,   эмоциональная   выразительность   движений детей и их творческая активность неодинаковы в силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются у всех детей. Перечислим основные виды игр: Начальная форма игры – игра под пение и движения под фортепианное заключение. Например,   «Лошадка»,   музыка   А.   Филиппенко.   Текст   –   содержание,   а   фортепианное заключение – развитие образа. Следующей   по   степени   трудности   является   игра   под   инструментальную   музыку, например «Летчики, следите за погодой», музыка М. Раухвергера. Более сложными являются игры­инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участники игры выступали в костюмах. Например, игра­ инсценировка «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака. В   играх   необходимо   всячески   способствовать   проявлению   детской   творческой инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе. Развитию творческой инициативы в музыкально­игровой деятельности способствует также   близкое   к   сюжетным   музыкальным   играм   инсценирование   песни,   не   разученной детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.) Полезно выполнять с детьми несюжетные и сюжетные этюды. Инсценирование песен можно проводить уже с детьми младшего возраста, этюды же проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, ибо в них дети должны движениями отразить характер, форму   и   отдельные   средства   музыкальной   выразительности   незнакомого   им   ранее музыкального   произведения.   Естественно,   что   для   этого   необходим   известный   опыт музыкального восприятия, жизненный опыт, умение выполнять разнообразные движения. Примером   могут   служить   сюжетные   этюды   «Медведь   и   пчела»,   музыка   Ф.   Гершовой, «Считалочка», музыка Т. Ломовой. Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения. Примерами могут служить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой. Важным   видом   музыкально­ритмического   движения   являются   пляски.   Они активизируют   слух   ребенка,   вырабатывают   четкие   красивые   движения   и   способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности. В детском саду проводятся различные пляски. 1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:  пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений;  современный детский танец;  народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца; хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом; характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж; детский бальный танец.    2. Пляски­импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся: пляска типа «зеркало»; пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог; пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.  От   плясок­импровизаций,   в   которых   педагог   обучает   детей   продуктивной творческой деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога – отразить   в   движениях   характер   музыки   –   дети   занимаются   исполнительской   плясовой деятельностью на основе ранее разученных и любимых движений. Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.     Назначение упражнений различно:  (ходьба, бег, подскоки, прыжки); упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений подготовительные   упражнения,   в   ходе   которых   разучиваются   движения   к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.); образные   упражнения,   уточняющие   различные   игровые   образы,   движения персонажей   сюжетных   игр   (поступь   медведя,   прыжки   зайца,   бег   лошади);   образные упражнения   дают   детям   возможность   овладеть   движениями   для   выполнения индивидуальных ролей;  упражнения   как   определенные   законченные   композиции;   обычно   они создаются авторами. В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи – развитие музыкального восприятия и ритмичности движений. ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО­РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ Несюжетная игра Перед   ее   исполнением   дети   в   ряде   подготовительных   упражнений   разучивают необходимые   движения,   слушают   музыку   к   игре.   Когда   она   выносится   для самостоятельного исполнения, педагог называет игру, исполняет музыку, предлагая детям вспомнить, какие движения они должны делать. Уточняет ответы детей. Рассказывает, что и когда надо выполнять – дает игровое задание, объясняет правила игры. Предлагает детям начинать   игру.   Не  прерывая   хода   игры   указаниями,   уточняет   действия   детей.   В  более сложных играх возможен показ некоторых движений педагогом или кем­либо из детей (перед   вторичным   исполнением   игры).   В   основном   же   педагог   должен   до   начала   игры предусмотреть,   какие   трудности   дети   могут   в   ней   встретить,   какие   движения, перестроения будут для них новыми, и провести ряд подготовительных упражнений на предыдущих музыкальных занятиях. Сюжетная игра Перед разучиванием игры (на предыдущих занятиях) педагог проводит ряд образных упражнений,   облегчающих   детям   ее   восприятие   и   воспроизведение,   и   слушание музыкального   произведения   с   его   анализом.   Перед   первичным   проведением   игры рассказывает ее содержание – сюжет. В образном рассказе он должен точно следовать временному   развертыванию   музыкального   произведения.   Затем   исполняет   музыкальное произведение  и предлагает  детям играть. В более развернутых сюжетных  играх  можно чередовать образный рассказ и слушание музыки к игре. В старших группах в играх с пением   текст   песен   разучивается   заранее.   В   процессе   игры   педагог   наблюдает   за исполнением детей, не вмешиваясь с указаниями в ее ход, чтобы не помешать проявлениям детского   творчества.   После   окончания   игры   оценивает   деятельность   детей,   предлагает поиграть   еще.   Если   в   игре   наблюдалось   много   неудачных   моментов,   например, несогласованность движений с музыкой, в дальнейшем проводит ряд образных упражнений, уточняющих   игровые   действия.   Затем   неоднократно   повторяет   игру.   Сюжетные   игры хорошо   проводить   как   спектакль:   часть   детей   играет,   они   –   артисты,   другая   часть оценивает, они – зрители, и наоборот. Упражнения Совершенствование   основных   движений.   Педагог   объясняет   детям   задание. Например: «На первую часть музыки будете идти за ведущим вперед, на вторую часть – повернетесь,   ведущим   будет стоящий   последним.   Не   останавливаясь,   пойдете   за   ним». Предлагает детям двигаться. Если движение не получается, показывает его. Повторяет с детьми. Возможен и такой прием, как объяснение задания, показ движения педагогом, а затем движение выполняют дети. Зачастую вводная ходьба уже является упражнением на совершенствование основных движений. Подготовительные упражнения. В ходе этих упражнений разучиваются движения к пляскам   и   несюжетным   играм.   Педагог   показывает   детям   движение   обязательно   под музыкальное   сопровождение   (может   показывать   воспитатель,   а   играть   музыкальный руководитель или показывает сам музыкальный руководитель, напевая мелодию). Затем предлагает детям повторить движение так, как он показал (дает точный образец). Многие сложные   танцевальные   движения   разучиваются   по   частям.   Примером   может   служить разучивание   переменного   шага,   шага   польки.   Разучивать   танцевальные   движения необходимо под разные музыкальные произведения, чтобы дети не привыкли выполнять их только   под   одну   музыку.   Если   подготовительное   упражнение   дается   к   определенной пляске   (например   «Полька   тройками»,   музыка   И.   Штрауса)   или   несюжетной   игре (например, «Игра с цветными флажками», эстонский народный танец), то для упражнения используется музыкальный фрагмент данного танца или игры. Образные упражнения. Они уточняют движения персонажей сюжетной игры. Прежде чем проводить сюжетную игру, педагогу необходимо объяснить и показать детям походку, повадки   тех  или  иных   животных,  движения,  имитирующие   езду  транспортных  средств, полет самолетов, действия рабочих разных профессий. Но при этом педагог не должен давать   детям   точных   образцов   движений,   чтобы   не   помешать   проявлению   детского творчества. Он дает примерный образец, т. е. под одну и ту же музыку показывает не­ сколько вариантов движения изображаемого персонажа и предлагает детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответствии с характером музыки. Примером могут служить следующие упражнения: «Бабочка», музыка Ф. Гершовой; «Самолет», «Поезд», музыка Л. Банниковой; «Пляшущий зайчик», музыка Е. Тиличеевой. Упражнения­композиции. Обычно эти упражнения длительные по времени, содержат много   составных   элементов   –   различных   построений,   гимнастических   движений   с предметами. Поэтому сразу разучить такое упражнение невозможно, трудно показать его целиком. Музыкальные произведения к упражнениям­композициям, так же как к пляскам, сюжетным и несюжетным играм, на одном из занятий слушаются детьми и анализируются ими, а затем на последующих занятиях разучиваются по частям в ходе подготовительных упражнений. Когда части упражнения разучены детьми, их легко соединить в единое целое. Конечно,   в   процессе   проведения   всех   видов   упражнений   педагог   неоднократно показывает движения сам (иногда это делают дети, лучше других выполняющие задание), дает указания, пояснения, делает замечания. Пляски Перед разучиванием любого вида пляски с зафиксированными движениями музыка к ней сначала слушается и анализируется детьми на одном из музыкальных занятий. Затем проводится ряд подготовительных упражнений, и только после этого пляска показывается целиком   музыкальным   руководителем   и   воспитателем   или   заранее   подготовленными детьми,   а   затем   исполняется   всей   группой.   Пляски   с   участием   взрослого   обычно используются   в   работе   с   детьми   групп   младшего   возраста.   Движения   в   них   точно зафиксированы, но в силу возрастных особенностей детей присутствие взрослого в таких плясках необходимо даже тогда, когда они хорошо усвоены детьми. Эти пляски обычно хороводного типа, но могут быть и парными. В более старших возрастных группах они используются   реже.   Характерным   примером   могут   служить   пляски   с   Дедом   Морозом, Снегурочкой, Снежной бабой на празднике новогодней елки, пляски с Петрушкой, Весной и другими персонажами на праздниках и вечерах досугов. Движения этих плясок заранее разучиваются детьми в ряде подготовительных упражнений. В младших группах дети сразу исполняют пляску с воспитателем. Современный детский, бальный и характерный танцы бывают как очень простыми, так   и   сложными.   Но   всегда   движения   для   них   предварительно   разучиваются   в   ходе подготовительных упражнений. Когда дети усвоили все движения танцев, они исполняются во время второй части музыкального занятия. Например, педагог говорит детям: «Сегодня мы с вами будем танцевать чешский танец «Аннушка». Движения и музыку этого танца вы хорошо знаете. Посмотрите, как мы с Валентиной Ивановной (воспитателем) станцуем его. (Показывает.) А теперь встаньте в пары и станцуйте танец самостоятельно». Дети танцуют. В процессе танца педагог делает замечания, указания. После его окончания может показать неудавшиеся движения отдельным детям. Снова повторяет танец 2 3 раза. Если какое­либо движение большинство детей выполняет плохо, на последующих занятиях педагог снова проводит ряд подготовительных упражнений. Если движение не получается у отдельных детей, проводит с ними индивидуальные занятия. Народные   пляски   нельзя   путать   с   плясками   на   народные   мелодии,   так   как   в большинстве   плясок   любого   вида   и   особенно   в   плясках­импровизациях   используются обычно двухчастные народные плясовые мелодии («Во саду ли в огороде», «Калинка», «Юрочка», «Ах ты, береза» и др.). В   народных   плясках   обязательно   присутствуют   подлинные   народные   плясовые элементы.   Обычно   эти   пляски   используются   в   старших   группах.   Педагог   рассказывает детям историю  создания пляски,  комментирует   условия  жизни  того или  иного  народа. Методика   ее   разучивания   аналогична   методике   разучивания   современного   детского   и характерного   танца.   В   процессе   слушания   музыки   детям   следует   показать соответствующий народный костюм или его иллюстративное изображение. Прежде чем приступать к хороводу с пением, следует разучить мелодию и текст песни.   Обычно   такие   пляски   просты   по   движениям   и   не   требуют   проведения   ряда подготовительных упражнений (за некоторым исключением). Показать хороводную пляску целиком одному музыкальному руководителю или воспитателю практически невозможно. Поэтому детям дается задание встать в круг и выполнять все движения, которые будет показывать педагог. Когда движения усвоены детьми, хоровод проводится лишь под пение детей без присутствия взрослого. Хороводы с пением отличаются от хоровод­ных­игр с пением. Разница заключается в том, что игры с пением относятся к сюжетным, и в них большая   часть   движений   детей   точно   соответствует   содержанию   песни   (вспомним хороводные   игры   «На   горе­то   калина»,   «Как   на   тоненький   ледок»   и   др.).   В   плясках­ хороводах с пением движения детей не совпадают с текстом песен. Как   указывалось   выше,   на   занятиях   с   детьми   используются   три   разновидности пляски­импровизации. 1.  Пляска  типа  «зеркало».  Дети стоят   по кругу.  Педагог  предлагает нескольким детям показать движения, а остальным повторить их. Такую пляску можно разнообразить тем, что на 1­ю часть музыкального произведения несколько детей показывают движения, а все   их   повторяют,   а   на   2­ю   часть   все   выполняют   одно   заранее   показанное   педагогом движение, например кружение. При показе движений солистами им предлагается не повторять движений товарища, а придумывать что­то свое, новое. 2.   Пляска­импровизация   (1).   Всем   детям   дается   задание   придумать   плясовое движение для 1­й части музыкального произведения. Сидя у инструмента, они слушают музыку, а затем по очереди показывают придуманное движение. Движение ко 2­й части показывает   педагог.   Он   вместе   с   детьми   отмечает   наиболее   красивые   движения, соответствующие   характеру   музыки   и   форме   музыкального   произведения.   Воспитатель записывает   их   и   составляет   фигуры   пляски.   Обычно   дети   исполняют   такую   пляску   с огромным удовольствием – ведь они сами ее придумали! В ходе первичных исполнений пляски воспитатель подсказывает детям последовательность фигур. 3.   Пляска­импровизация   (2).   Детям   дается   задание   придумать   танцевальные движения для обеих частей произведения. Для 1­й части педагогом и детьми отбираются 4­ 6 наиболее удачных движений, а для 2­й – дети выбирают из всех показанных какое­либо одно   наиболее   соответствующее   характеру   музыки   движение   (обычно   это   бывают различного вида кружения). Из отобранных движений составляется пляска. Воспитатель записывает последовательность ее фигур.

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада

Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах детского сада
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018