Обучение на основе "учебных ситуаций"
Оценка 4.8

Обучение на основе "учебных ситуаций"

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
окружающий мир +2
3 кл
07.09.2018
Обучение на основе "учебных ситуаций"
Учебная ситуация – это единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, частично запоминают и усваивают способы выполнения действия и получают специфические комплексные результаты предметного, межпредметного и метапредметного характера.ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
изм Учебная ситуация.ppt

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность

образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Современные образовательные технологии

Учебная ситуация – особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл

Учебная ситуация – особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл

Учебная ситуация

особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация – это единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия , частично…

Учебная ситуация – это единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия , частично…

Учебная ситуация – это единица учебного процесса,
в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, частично запоминают и усваивают способы выполнения действия и получают специфические комплексные результаты предметного, межпредметного и метапредметного характера.

Основные элементы потенциальной учебной ситуации: а) частичная цель , определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации; б) содержание (с чем работаем);…

Основные элементы потенциальной учебной ситуации: а) частичная цель , определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации; б) содержание (с чем работаем);…

Основные элементы потенциальной учебной ситуации:

а) частичная цель, определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;
б) содержание (с чем работаем);
в) средства и методы работы;
г) время;
д) место работы (учебный кабинет, мастерские и т.д.);
е) способы проверки результатов.

Понятие «ситуация» является основоопределяющим понятием для инновационных педагогических подходов: 1) ситуационного , дидактическая сущность которого состоит в усвоении знаний и умений через анализ конкретных ситуаций;…

Понятие «ситуация» является основоопределяющим понятием для инновационных педагогических подходов: 1) ситуационного , дидактическая сущность которого состоит в усвоении знаний и умений через анализ конкретных ситуаций;…

Понятие «ситуация» является основоопределяющим понятием для инновационных педагогических подходов:
1) ситуационного, дидактическая сущность которого состоит в усвоении знаний и умений через анализ конкретных ситуаций;
2) контекстного, реализуемого посредством моделирования ситуаций в контексте значимых для учащихся жизненных проблем, дел и отношений;
3) компетентностного, в рамках которого практико-ориентированная учебная ситуация является идеальным «механизмом для запуска» формирования компетентностей различного вида
4) личностно-ориентированного – как источник получения личного опыта, его дальнейшего переконструирования

Особенности метапредметного урока

Особенности метапредметного урока

Особенности метапредметного урока

Организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.

Необходимо выбрать способ деятельности , которому

Необходимо выбрать способ деятельности , которому

Необходимо выбрать способ деятельности, которому Вы будете учить школьников

1

Для того, чтобы показать, что Вы передаете универсальный способ работы, Вам необходимо выйти за рамки своего учебного предмета в другие области знания

Тема «Мнение и знание»… 1 Сократ

Тема «Мнение и знание»… 1 Сократ

Тема «Мнение и знание»…

1

Сократ

Чем знание отличается от мнения?
Как определить, является ли суждение поверхностным мнением или обоснованным знанием?

Продуктивные задания Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки

Продуктивные задания Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки

Продуктивные задания

Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.
Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Традиционное задание

Продуктивное задание

 Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести?
Свое мнение объясни. (История, 7 кл.)

Назовите прогрессивные
силы, участвовавшие в
восстании Пугачева

Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Традиционное задание

Продуктивное задание

Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?

Расскажите о путешествии Семена Дежнева

Отрабатывать учебные алгоритмы на материале реальных ситуаций

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Традиционное задание

Продуктивное задание

Почему Петра Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от обычных людей?

Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века

Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Традиционное задание

Продуктивное задание

Поработайте в паре: один из вас приводит плюсы действий Буратино, другой – минусы. Сделайте общий вывод.

Назовите ошибки в действиях Буратино

Дать задание паре или группе, распределив роли участников

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Традиционное задание

Продуктивное задание

Лягушонок прыгал и кричал: «Я – зелёный, значит, я растение!» Как помочь лягушонку разобраться, кем он является?

Назовите признаки, отличающие растения от животных

Создать сложную ситуацию (жизненную или игровую), из которой надо найти выход

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Традиционное задание

Продуктивное задание

Придумайте памятку, при помощи которой можно определить склонение имён существительных

Перечислите имена существительные, которые относятся к 1, 2 и 3 склонению

Создайте разработку, которая поможет вам и другим учиться

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Традиционное задание

Продуктивное задание

Дан план комнаты и размеры ковров. Выберите ковёр, который полностью закроет пол в комнате.

Определите площадь прямоугольника

Создать жизненную ситуацию, в которой надо принять решение

Порядок выполнения продуктивного задания

Порядок выполнения продуктивного задания

Порядок выполнения продуктивного задания

Осмыслить задание (что надо сделать?)
Найти нужную информацию (текст, рис…)
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дать полный ответ (представить продукт), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Содержание: Условие (информационная часть)

Содержание: Условие (информационная часть)

характеристика задания

мотивационная часть

Содержание:
Условие (информационная часть)
Вопрос
(командная часть)
Инструкция по выполнению
(ответная часть)

образец / описание ответа

критерии оценки

методический комментарий (организационная часть)

время выполнения задания

Компоненты учебного задания

Представь, что ты гуляешь на улице, тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет

Представь, что ты гуляешь на улице, тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет

Представь, что ты гуляешь на улице, тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет. (мотивационная часть)
Предложи свои варианты такого обращения. Запиши их. Обменяйтесь своими вариантами с соседом по парте. Прочитай предложенные варианты обращений. (информационная часть)
Укажи знаком  правильно ли построено обращение – допущены ли в нем ошибки или таких ошибок нет. Устно исправь допущенные ошибки. (командная часть)

Русский язык. Развитие речи. Планируемый результат: оценивать правильность/уместность выбора языковых форм общения



ТЕКСТ ЗАДАНИЯ

Урок - совокупность взаимосвязанных в единое целое ситуаций

Урок - совокупность взаимосвязанных в единое целое ситуаций

Урок - совокупность взаимосвязанных в единое целое ситуаций

Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность урока. В связи с этим в уроке следует различать два уровня организации:
общей структуры урока и
построения основных структурных единиц.

Типы учебных ситуаций Однородные ситуации относятся к одному звену учебного процесса, неоднородные — к различным звеньям, т

Типы учебных ситуаций Однородные ситуации относятся к одному звену учебного процесса, неоднородные — к различным звеньям, т

Типы учебных ситуаций

Однородные ситуации относятся к одному звену учебного процесса, неоднородные — к различным звеньям, т. е. выполняют разные дидактические задачи.

Потенциальные (объект проектирования)
и актуальные (реализованные)

Учебные ситуации, спроектированные согласно трём уровням применения : – в знакомой ситуации , т

Учебные ситуации, спроектированные согласно трём уровням применения : – в знакомой ситуации , т

Учебные ситуации,
спроектированные согласно
трём уровням применения:

– в знакомой ситуации, т.е. по образцу (уровень воспроизведения);
– в видоизменённой ситуации, когда известное знание нельзя применить непосредственно, а требуется его переосмысление в новых связях (уровень формирования);
– в новой, незнакомой, нестандартной ситуации (уровень субъективации, когда ученик является субъектом собственных знаний).

+ Ситуации овладения новым знанием

Учебные ситуации первого вида -источником знаний является учитель (или заменяющее его устройство), он непосредственно контролирует объем, согласование и темп подачи изучаемого материала (лекция, рассказ, демонстрация)

Учебные ситуации первого вида -источником знаний является учитель (или заменяющее его устройство), он непосредственно контролирует объем, согласование и темп подачи изучаемого материала (лекция, рассказ, демонстрация)

Учебные ситуации первого вида -источником знаний является учитель (или заменяющее его устройство), он непосредственно контролирует объем, согласование и темп подачи изучаемого материала (лекция, рассказ, демонстрация).

Учебные ситуации второго вида. Здесь уже сами учащиеся непосредственно контролируют содержание изучаемого материала. Учащиеся получают знания из любых источников, кроме учителя: самостоятельная работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и практические работы.

Учебные ситуации третьего вида. Этот вид охватывает вариацию ситуаций, в которых в подаче и контроле содержания участвуют как учитель, так и учащиеся; обычно они делают это по очереди (беседа, дискуссия).

Критерием для определения вида учебной ситуации является ответ на вопросы: кто или что служит источником знаний, кто непосредственно взаимодействует с ним, кто контролирует объем, согласование и темп изучения учебного материала

Выбор Дается ряд готовых решений

Выбор Дается ряд готовых решений

Выбор
 

 
Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

Неопределенность

Неоднозначные решения ввиду недостатка данных

Неожиданность
 

Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.
 

Конфликт
 

Ситуация, рассматривающая противоположности.
 

Несоответствие
 

Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
 

Виды ситуаций:

Обучение на основе "учебных ситуаций"

Обучение на основе "учебных ситуаций"

Обучение на основе "учебных ситуаций"

Обучение на основе "учебных ситуаций"

Можно обозначить два признака актуального сюжета для школьника: 1) если объект ситуации напрямую сопряжён с потребностями и личностными смыслами ребёнка данной возрастной категории; 2) если…

Можно обозначить два признака актуального сюжета для школьника: 1) если объект ситуации напрямую сопряжён с потребностями и личностными смыслами ребёнка данной возрастной категории; 2) если…

Можно обозначить два
признака актуального сюжета для
школьника:
1) если объект ситуации напрямую
сопряжён с потребностями и личностными смыслами ребёнка данной возрастной категории;
2) если учащийся включён в процесс решения ситуации в качестве действующего лица

Ситуации: учебные, жизненные и квазижизненные (подобные жизненным)

Выполнив ряд расчётов, определи, соответствует ли масса твоего ранца

Выполнив ряд расчётов, определи, соответствует ли масса твоего ранца

масса ранца не должна превышать 1/10 часть от массы тела школьника. Выполнив ряд расчётов, определи, соответствует ли масса твоего ранца Нормативам.

Специалисты из Института возрастной физиологии РАО установили, что

Мамонтово дерево получило своё название из-за больших размеров (до 120 м в высоту, 20 м в диаметре) и внешнего сходства его огромных свисающих ветвей с…

Мамонтово дерево получило своё название из-за больших размеров (до 120 м в высоту, 20 м в диаметре) и внешнего сходства его огромных свисающих ветвей с…


Мамонтово дерево получило своё название из-за больших размеров (до 120 м в высоту, 20 м в диаметре) и внешнего сходства его огромных свисающих ветвей с бивнями мамонта. В одном из заповедников США есть пень мамонтова дерева с устроенной на нём танцплощадкой и дупло, превращённое в небольшой ресторан. В России самым могучим деревом считается дуб – до 50 м в высоту со стволом до 2 м в диаметре. Посчитай, сколько примерно школьников должны взяться за руки, чтобы
обхватить ствол
мамонтова дерева.Сколько
человек понадобиться, чтобы
обхватить ствол дуба?

Чтобы насытиться, рыжей лисице нужно поймать и съесть не менее двух десятков мышей в день, лисёнку достаточно половины от нормы взрослой лисицы

Чтобы насытиться, рыжей лисице нужно поймать и съесть не менее двух десятков мышей в день, лисёнку достаточно половины от нормы взрослой лисицы

Чтобы насытиться, рыжей лисице нужно поймать и съесть не менее двух десятков мышей в день,

лисёнку достаточно половины от
нормы взрослой лисицы. В местах, где
кормится лисица, грызунов гораздо
меньше, чем там, где лисиц нет.
Площадь её кормового участка в
среднем 10 км в диаметре.
Поскольку фенек – пустынный житель,
то площадь его кормового участка
значительно больше: 15 км в диаметре.
При этом пищи ему нужно в 2 раза меньше,
чем рыжей лисице.
Выбери удобный масштаб и начерти кормовые участки обеих лисиц, сравни их между собой.

Задание . В библиотеке проводился опрос «Чтение в твоей жизни»

Задание . В библиотеке проводился опрос «Чтение в твоей жизни»

31

Задание.

В библиотеке проводился опрос «Чтение в твоей жизни». Рядом приведены некоторые высказывания детей.
Чью точку зрения ты разделяешь? Отметь одно или несколько высказываний, которые ты разделяешь.
Объясни устно, почему ты выбрал именно это (эти) высказывания.
Если среди приведенных высказываний нет ни одного, с которым ты согласен, выскажи своё мнение.

Ценностно-смысловые установки: формат задания (выбор ответа +аргументация)

Хорошо читать очень важно, это пригодится мне в будущем.
Поэтому я стараюсь, но иногда мне трудно –дочитать книгу до конца.

СВЕТА

Я читаю только для того, чтобы получить нужную мне информацию, мои самые любимые книги – энциклопедические
словари

МИША

Пример “правильного” задания Прими участие в конкурсе на лучшую сказку

Пример “правильного” задания Прими участие в конкурсе на лучшую сказку

32

Пример “правильного” задания
Прими участие в конкурсе на лучшую сказку. (Критерии оценки прилагаются.)
Для участия в конкурсе тебе необходимо не только представить к нужному сроку написанную тобой самостоятельно или в соавторстве с друзьями сказку, но и заранее подготовить план работ по ее созданию.
Ты можешь воспользоваться советами «Сочини сказку».

Самоорганизация и саморегуляция:
примеры заданий

Типовые задачи по формированию и развитию

Типовые задачи по формированию и развитию

Типовые задачи по формированию и развитию УУД

Вид

Составляющие

Типовые задачи

Личностные

Личностное, жизненное самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическая ориентация

участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
выразительное чтение;
дневники достижений и др.

Типовые задачи по формированию и развитию

Типовые задачи по формированию и развитию

Типовые задачи по формированию и развитию УУД

Вид

Составляющие

Типовые задачи

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
информационный поиск;
знаково-символические действия;
структурирование знаний;
произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;
рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;

«найди отличия» (можно задать их количество);
сравни
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;

Назначение : для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации

Назначение : для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации

Назначение:
для подвижных занятий и для спокойной работы,
для общения и для уединения,
для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
для поиска информации

Учебное
пространство:
место учителя,
свободно оформляемое место
для работы учащихся,
«центральная» доска,
рабочие доски,
уголок книг и других
информационных источников,
аудио- и видеоцентр, центр «письма»
стол с раздаточными материалами
выставки, стенды и т.п.

Образовательная среда

Переносная лаборатория учебные модели

Переносная лаборатория учебные модели

«мобильный класс»

Переносная лаборатория

учебные модели

Образовательная среда

Посмотри на меня Результат, который бы я хотел/ а получить в будущем

Посмотри на меня Результат, который бы я хотел/ а получить в будущем

Посмотри
на меня


Результат, который бы
я хотел/ а получить
в будущем

Было легко … Мне помогло …


Было трудно Почему?

РЕФЛЕКСИЯ

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2018