Данный урок русского языка является одним из серии уроков развития речи по подготовке учащихся к ЕГЭ - написанию сочинения. На уроке использован отрывок из повести Ольги Фёдоровны Берггольц «Дневные звёзды». Использована кейс-технология, направленная на разви-тие навыков анализа информации как индивидуально, так и в составе группы, при этом процесс обучения требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими; на умение аргументировать своё мнение, на получение навыков презентации и обощений. Урок направлен на формирование информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.Данный урок русского языка является одним из серии уроков развития речи по подготовке учащихся к ЕГЭ - написанию сочинения.
Учимся составлять сочинение по тексту.docx
Тема: «Обучение написанию сочинения. Подготовка к ЕГЭ»
Пояснительная записка.
Данный урок русского языка является одним из серии уроков развития речи по подготовке
учащихся к ЕГЭ написанию сочинения части С. На уроке использован отрывок из повести Ольги
Фёдоровны Берггольц «Дневные звёзды». Использована кейстехнология, направленная на развитие
навыков анализа информации как индивидуально, так и в составе группы, при этом процесс обучения
требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими; на умение
аргументировать своё мнение, на получение навыков презентации и обощений. Урок направлен на
формирование информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Ход урока.
До урока ученикам розданы рабочие листы, памятки, отрывок из повести О. Ф. Берггольц
«Дневные звёзды». Ученики поделены на 4 группы.
I.
Объявление темы урока, цели, задач.
Учитель. Тема нашего урока – «Обучение написанию сочинения. Подготовка к ЕГЭ».
Как вы думаете, какова цель урока? (Научиться писать сочинение в формате ЕГЭ).
Для того, чтобы научиться писать сочинение по предложенному тексту, мы должны решить
следующие задачи:
1) учиться формулировать проблему исходного текста;
2) учиться работать в группах, общаться с товарищами, слушать, защищать свою точку зрения,
вырабатывать общий взгляд на проблему;
3) учиться анализировать работу свою и своей группы;
4) к концу урока собрать материал для написания сочинения.
II. Повторение.
Задание предусматривает анализ текста как речевого произведения, выявление его
художественных и лингвистических особенностей, поэтому не обойтись без знания
лингвистических терминов, которые мы сейчас вспомним.
1. Терминологический диктант. Задание: по лексическому значению написать словатермины.
1. Ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с
другом по смыслу и грамматически.
2. Основной вопрос в тексте, требующий разрешения.
3. То, о чём говорится в тексте.
4. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чём желает
убедить читателя, то, для чего написан текст.
5. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать.
6. Доказательства, приводимые в поддержку текста. 7. Система более узких тем, каждая из которых излагается по отдельности и оформляется
как отдельный абзац.
III. Работа с текстом.
Сочинение мы будем писать по отрывку из книги Ольги Фёдоровны Берггольц
Учитель.
«Дневные звёзды».Совсем недавно мы отметили очередную годовщину освобождения
Ленинграда от фашистской блокады. В эти тяжёлые 900 дней жителей города поддерживал
голос ленинградской писательницы, поэта Ольги Берггольц. Послушайте сообщение о
Берггольц.
1. Сообщение ученика об О. Ф. Берггольц.
2. Чтение стихотворения О. Берггольц.
3. Знакомство с текстом. Чтение (учитель). Задание: внимательно слушайте, постарайтесь
определить проблему, приготовьтесь ответить на вопросы по содержанию.
4. Ответить не вопросы учителя.
Когда происходит действие?
Кто главный герой?
От чьего лица ведётся повествование?
О чём этот текст? (О жизни автора в осаждённом фашистами Ленинграде).
Какая проблема волнует автора? (О. Берггольц поднимает проблему противостояния в борьбе с
врагомневидимкой).
Запишите в рабочих листах формулировку проблемы.
5.
Словарная работа.
От какого слова образовано слово «противостояние»? Каким способом? (От глагола
«противостоять» суффиксальным способом, с помощью суффикса – ни )
Как вы понимаете лексическое значение слова «противостоять»? Найдите его в словаре С. И.
Ожегова.
1) сопротивляться действию чеголибо, сохраняя устойчивое положение;
2) быть противопоставленным.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «противостояние»?
Составьте кластер.
состояние силы антагонизм соперничество
борьба ПРОТИВОСТОЯНИЕ оппозиция
противодействие конфронтация моральное превосходство В каком стиле речи уместно использование слова «противостояние»? (В публицистическом).
Следовательно, в каком стиле мы будем писать сочинение? (В публицистическом).
Какое ключевое слово можно выделить в определении слова «противостоять»?
(Сопротивляться).
Найдите в тексте, как героиня противостояла незримому врагу.
IV.
Работа в группах. 1012 минут.
Задание (распечатано для каждрй группы).
1. Сформулировать и записать проблему.
2. Прокомментировать проблему, обратив внимание на языковые средства.
3. Определить позицию автора.
4. Выразить своё согласие или несогласие с точкой зрения автора.
5. Выражая свою точку зрения, подобрать два аргумента, опираясь на знания
литературы и жизненный опыт.
В работе вам помогут памятки: «Учимся понимать исходный текст», «Памятка для подготовки
к сочинению». (Памятки розданы каждому ученику). После выполнения работы каждая группа
представляет свой вариант сочинения (наброски или план).
V.
Презентация работы групп.
Каждая группа выступает не более 2х минут.
Задание: слушая выступления своих товарищей, вносите дополнения в свою работу, отметьте
наиболее интересные моменты в работе каждой группы.
VI.
Проверка правильности выполненной работы. Ученики вносят дополнения в рабочие
листы.
Учитель. Как вы думаете, чего не хватает в сочинении? (Вступления и заключения).
Действительно, любое сочинение должно иметь начало и конец, т. е. вступление и
заключение. Вступление – это I часть, в которой осуществляется подход к проблеме через
установление соотношения либо со временем, либо с творчеством автора, либо с собственным
жизненным опытом, либо с какимито идеями, связанными с проблемой. Заключение надо
логически связать с вступлением.
Подумайте, как можно начать сочинение и как закончить?
Спросить 23 человек.
Запись домашнего задания.
VII.
Рефлексия.
Какие трудности возникли у вас в ходе подготовки к сочинению?
Чему вы научились на уроке? (Каждый отмечает в рабочем листе, чему он научился).
Чему хотели бы научиться? (Напишите это в рабочем листе). Комфортно ли было работать в группе?
Руководители групп, оцените работу всей группы и вклад каждого ученика в общее дело.
«Обучение написанию сочинения. Подготовка к ЕГЭ»
«Обучение написанию сочинения. Подготовка к ЕГЭ»
«Обучение написанию сочинения. Подготовка к ЕГЭ»
«Обучение написанию сочинения. Подготовка к ЕГЭ»
«Обучение написанию сочинения. Подготовка к ЕГЭ»
«Обучение написанию сочинения. Подготовка к ЕГЭ»
«Обучение написанию сочинения. Подготовка к ЕГЭ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.