Обучение плаванию. 14-17 лет.
Оценка 5

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Оценка 5
Образовательные программы
pptx
физическая культура +1
7 кл—11 кл +1
23.02.2019
Обучение плаванию. 14-17 лет.
В настоящее время предусматривается обучение детей одновременно двум схожим по структуре движений спортивным способам — кроль на груди и на спине. Это позволяет увеличить количество упражнений, изменить условия их выполнения в положении на груди и на спине, что содействует положительному переносу двигательного навыка, повышая эффективность обучения. Реализуется основное правило обучения детей — освоение ими многообразных упражнений, обеспечивающих широкую базу двигательного опыта. Уроки по плаванию предусматривают проведение как теоретических, так и практических занятий, по окончании которых необходимо выполнить контрольные нормативы, а также знать правила проведения купания и плавания. В настоящее время в школах предусмотрены три урока физической культуры в неделю. Как правило, в школах, имеющих плавательный бассейн, 4 урока в неделю — это уроки плавания (всего 126 часов).
Обучение плаванию.pptx

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Техника плавания                               К  классическим,  или  спортивным,  современным  способам  плавания  относятся  кроль,  брасс,  баттерфляй,  на  спине  (кролем  и  брассом),  на  боку,  но  основных  способов  три:  кроль,  брасс  и  на  боку. Описание их дается ниже подробно.              При изучении техники того или иного способа  плавания нужно знать положение тела, движения рук и  ног,  дыхание,  согласование  между  движениями  рук  и  ног,  согласование  между  движениями  рук  и  ног  и  дыханием,  чередование  напряжения  и  расслабления  мышц, ошибки. Техника плавания               К классическим, или спортивным, современным способам плавания относятся кроль, брасс, баттерфляй, на спине (кролем и брассом), на боку, но основных способов три: кроль, брасс и на боку. Описание их дается ниже подробно.             При изучении техники того или иного способа плавания нужно знать положение тела, движения рук и ног, дыхание, согласование между движениями рук и ног, согласование между движениями рук и ног и дыханием, чередование напряжения и расслабления мышц, ошибки.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
ТЕМА УРОКА:  ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ  СПОСОБОМ  «КРОЛЬ НА ГРУДИ» ТЕМА УРОКА: ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ СПОСОБОМ «КРОЛЬ НА ГРУДИ»

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
ПЛАВАНИЕ СПОСОБОМ  «Кроль на груди» Общая характеристика                     Самым быстроходным современным спортивным способом  плавания является кроль.                      В СССР с 1925 года все рекордные достижения в скорости  плавания  вольным  стилем  как  на  короткие  дистанции,  так  и  в  сверхдальних («марафонских») проплывах устанавливались кролем.                       Чемпионы и рекордсмены Военно­Морского Флота СССР  братья Артемий и Игорь Либель проплывают 100 м кролем быстрее одной  минуты,  показывая  на  таком  коротком  отрезке  дистанции  скорость,  превышающую  6  км  в  час.  Инженер­полковник  Б.  Девяткин  на  трассе  Ленинград—Кронштадт проплыл кролем около 30 км за 9 ч. 6 м., делая в  среднем по 3—3,5 км в час.                        Кролем можно пользоваться при необходимости быстро  форсировать вплавь реку с течением, при плавании на большие дистанции,  по волне и в других усложненных условиях походно­боевой обстановки, но  он  менее  чем  другие  способы  приемлем  для  плавания  в  одежде  и  со  снаряжением. ПЛАВАНИЕ СПОСОБОМ «Кроль на груди»Общая характеристика                    Самым быстроходным современным спортивным способом плавания является кроль.                     В СССР с 1925 года все рекордные достижения в скорости плавания вольным стилем как на короткие дистанции, так и в сверхдальних («марафонских») проплывах устанавливались кролем.                      Чемпионы и рекордсмены Военно­Морского Флота СССР братья Артемий и Игорь Либель проплывают 100 м кролем быстрее одной минуты, показывая на таком коротком отрезке дистанции скорость, превышающую 6 км в час. Инженер­полковник Б. Девяткин на трассе Ленинград—Кронштадт проплыл кролем около 30 км за 9 ч. 6 м., делая в среднем по 3—3,5 км в час.                       Кролем можно пользоваться при необходимости быстро форсировать вплавь реку с течением, при плавании на большие дистанции, по волне и в других усложненных условиях походно­боевой обстановки, но он менее чем другие способы приемлем для плавания в одежде и со снаряжением.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ   Работа ног  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ  Работа ног

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Движение ног                           Ритмичные (как тиканье часов), мягкие, беспрерывные и значительно более быстрые, чем при ходьбе, движения ног  кролиста выполняются в вертикальной плоскости с размахом в 45—50 см (рис. 2) в виде поочередных нажимов на воду: одна нога  сверху вниз и обратно, другая в этот момент снизу вверх и обратно. Над поверхностью воды появляются только пятки, то правая,  то левая; они вспенивают воду. Ноги поддерживают тело в горизонтальном положении и создают часть той движущей силы, от  которой зависит скорость пловца.                            При плавании кролем всю ногу нужно двигать за счет коротких силовых напряжений мышц бедра; при этом нога  активно  сгибается  только  в  тазобедренном  суставе.  Стопы  и  коленные  суставы  во  время  движений  сближены.  Движения  вниз,  вверх и обратно выполняются как одно целое, без остановок. Благодаря тому, что ноги в коленном и голеностопном суставах не  напряжены, а голени и стопы движутся совершенно свободно, работа ног должна напоминать эластичные движения хвоста рыбы.  Для того чтобы легче было понять работу ног, рассмотрим отдельно движение их вниз и обратно вверх.                            В исходном положении правая нога наверху, бедро отведено назад (вверх), вся стопа вытянута до кончиков  пальцев,  пятка  над поверхностью  воды (рис.  3, а).  Из  этого  положения нога  быстрым  движением, напоминающим  удар хлыста,  опускается вниз за счет напряжения мышц бедра. Ненапряженные голень и стопа сопротивлением воды задерживаются наверху, и  нога слегка сгибается в колене. Во второй половике движения вниз мышцы бедра расслабляются, и дальше вся нога опускается расслабленно. Опустившись вниз, нога сейчас же начинает обратное движение вверх. При этом, за счет силы мышц бедра, таким же напоминающим удар хлыста быстрым движением нога отталкивается от воды вверх. Вода оказывает сопротивление, из-за этого ненапряженная голень опять отстает, нога выпрямляется (рис. 3, б), всей поверхностью нажимает на воду и возвращается в исходное положение. Со второй половины движения вверх мышцы бедра расслабляются. С этого первоначального положения сейчас же начинается новый круг движений. Отсюда важный вывод: все движения ног выполняются только за счет напряжения наиболее крупных мышц на ногах. Во время первой половины движения ноги вниз напрягаются мышцы передней стороны бедра. Во время первой половины движения ноги вверх напрягаются мышцы задней стороны бедра. Вторая половина каждого движения выполняется расслабленной ногой. Такое чередование расслабления с напряжением мышц и дает пловцу возможность работать ногами легко, мягко, эластично и беспрерывно. Движение ног                          Ритмичные (как тиканье часов), мягкие, беспрерывные и значительно более быстрые, чем при ходьбе, движения ног кролиста выполняются в вертикальной плоскости с размахом в 45—50 см (рис. 2) в виде поочередных нажимов на воду: одна нога сверху вниз и обратно, другая в этот момент снизу вверх и обратно. Над поверхностью воды появляются только пятки, то правая, то левая; они вспенивают воду. Ноги поддерживают тело в горизонтальном положении и создают часть той движущей силы, от которой зависит скорость пловца.                           При плавании кролем всю ногу нужно двигать за счет коротких силовых напряжений мышц бедра; при этом нога активно сгибается только в тазобедренном суставе. Стопы и коленные суставы во время движений сближены. Движения вниз, вверх и обратно выполняются как одно целое, без остановок. Благодаря тому, что ноги в коленном и голеностопном суставах не напряжены, а голени и стопы движутся совершенно свободно, работа ног должна напоминать эластичные движения хвоста рыбы. Для того чтобы легче было понять работу ног, рассмотрим отдельно движение их вниз и обратно вверх.                           В исходном положении правая нога наверху, бедро отведено назад (вверх), вся стопа вытянута до кончиков пальцев, пятка над поверхностью воды (рис. 3, а). Из этого положения нога быстрым движением, напоминающим удар хлыста, опускается вниз за счет напряжения мышц бедра. Ненапряженные голень и стопа сопротивлением воды задерживаются наверху, и нога слегка сгибается в колене. Во второй половике движения вниз мышцы бедра расслабляются, и дальше вся нога опускается расслабленно. Опустившись вниз, нога сейчас же начинает обратное движение вверх. При этом, за счет силы мышц бедра, таким же напоминающим удар хлыста быстрым движением нога отталкивается от воды вверх. Вода оказывает сопротивление, из-за этого ненапряженная голень опять отстает, нога выпрямляется (рис. 3, б), всей поверхностью нажимает на воду и возвращается в исходное положение. Со второй половины движения вверх мышцы бедра расслабляются. С этого первоначального положения сейчас же начинается новый круг движений. Отсюда важный вывод: все движения ног выполняются только за счет напряжения наиболее крупных мышц на ногах. Во время первой половины движения ноги вниз напрягаются мышцы передней стороны бедра. Во время первой половины движения ноги вверх напрягаются мышцы задней стороны бедра. Вторая половина каждого движения выполняется расслабленной ногой. Такое чередование расслабления с напряжением мышц и дает пловцу возможность работать ногами легко, мягко, эластично и беспрерывно.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ   Работа  рук  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ  Работа  рук

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Техника движений рук и дыхания при плавании кролем Движения рук                При плавании кролем руки являются главной движущей силой. Они поочередно делают гребковые движения в воде, после  чего проносятся по воздуху, опускаются в воду и снова гребут, продвигая тело пловца вперед. Движение в воде и по воздуху каждая  рука выполняет как одно целое, но с учебными целями в этом движении можно выделить четыре отдельных момента.                    Первый момент назовем введением руки в воду. Рука с сомкнутыми пальцами опускается в воду в слегка согнутом  положении, как раз против глаза, кистью вперед . Рука вводится в воду не сразу, а как бы вонзается в поверхность воды, причем  кисть руки служит острием .                     Второй момент будем называть вытягиванием и опусканием руки. В этот момент рука не только выпрямляется в  локтевом  суставе,  но  еще  вытягивается  вперед  за  счет  дополнительного  растягивания  плечевого  сустава,  и  сейчас  же,  в  расслабленном состоянии, слегка опускается вниз, стараясь захватить возможно больший слой воды.                     Плечо при этом не должно тонуть, локоть занимает более высокое положение, чем кисть. Чтобы избежать «всплывания»  кисти, рекомендуется в этот момент слегка опустить ее (согнуть кисть в лучезапястном суставе) и держать пальцами вниз. При этом  у пловца должно создаваться впечатление, что он начинает движение под водой концами пальцев, чувствуя на них сопротивление  воды.                    Третий момент падает на главную часть — рабочий гребок, который в основном и сообщает телу пловца скорость  продвижения вперед .                    Гребок начинается тогда, когда рука опускается в воду примерно до угла 20—30° по отношению к поверхности воды .  Гребок делается по прямой линии (а не зигзагообразно), выпрямленной рукой (рис. 4), лишь сомкнутые пальцы слегка согнуты. Сила  и скорость гребка постепенно нарастают. В последней четверги гребка рука начинает сгибаться в локте . При этом нельзя снижать  скорости гребка. Нужно добиваться того, чтобы был «отработан» конец гребка. По мере сгибания в локтевом суставе рука  поднимается вверх и слегка в сторону и локтем вверх вынимается из воды. Это движение напоминает вынимание руки из бокового  кармана брюк. Четвертый момент — движение руки над водой . После окончания гребка рука еще сильнее сгибается в локтевом суставе.                   Локоть занимает верхнюю точку, а кисть и предплечье в совершенно расслабленном состоянии висят на плече, как плеть  на рукоятке .Движение над самой поверхностью воды выполняется стремительным круговым броском руки через сторону вперед .  Во время движения над водой рука выпрямляется ,а затем вводится в воду и снова начинает новый круг движений.                   Основное внимание при изучении правильного движения рук должно быть уделено чередованию расслабления с  напряжением мышц: введение руки в воду, вытягивание ее вперед и первоначальное опускание вниз выполняются свободно, без  напряжения (руки в эти моменты отдыхают); рабочий гребок делается за счет силового напряжения; во время вынимания руки из  воды и первой части движения над водой активно работают только мышцы плеча, а остальные отдыхают; во второй части движения  над водой отдыхает вся рука. Техника движений рук и дыхания при плавании кролемДвижения рук               При плавании кролем руки являются главной движущей силой. Они поочередно делают гребковые движения в воде, после чего проносятся по воздуху, опускаются в воду и снова гребут, продвигая тело пловца вперед. Движение в воде и по воздуху каждая рука выполняет как одно целое, но с учебными целями в этом движении можно выделить четыре отдельных момента.                   Первый момент назовем введением руки в воду. Рука с сомкнутыми пальцами опускается в воду в слегка согнутом положении, как раз против глаза, кистью вперед . Рука вводится в воду не сразу, а как бы вонзается в поверхность воды, причем кисть руки служит острием .                   Второй момент будем называть вытягиванием и опусканием руки. В этот момент рука не только выпрямляется в локтевом суставе, но еще вытягивается вперед за счет дополнительного растягивания плечевого сустава, и сейчас же, в расслабленном состоянии, слегка опускается вниз, стараясь захватить возможно больший слой воды.                    Плечо при этом не должно тонуть, локоть занимает более высокое положение, чем кисть. Чтобы избежать «всплывания» кисти, рекомендуется в этот момент слегка опустить ее (согнуть кисть в лучезапястном суставе) и держать пальцами вниз. При этом у пловца должно создаваться впечатление, что он начинает движение под водой концами пальцев, чувствуя на них сопротивление воды.                   Третий момент падает на главную часть — рабочий гребок, который в основном и сообщает телу пловца скорость продвижения вперед .                   Гребок начинается тогда, когда рука опускается в воду примерно до угла 20—30° по отношению к поверхности воды . Гребок делается по прямой линии (а не зигзагообразно), выпрямленной рукой (рис. 4), лишь сомкнутые пальцы слегка согнуты. Сила и скорость гребка постепенно нарастают. В последней четверги гребка рука начинает сгибаться в локте . При этом нельзя снижать скорости гребка. Нужно добиваться того, чтобы был «отработан» конец гребка. По мере сгибания в локтевом суставе рука поднимается вверх и слегка в сторону и локтем вверх вынимается из воды. Это движение напоминает вынимание руки из бокового кармана брюк. Четвертый момент — движение руки над водой . После окончания гребка рука еще сильнее сгибается в локтевом суставе.                   Локоть занимает верхнюю точку, а кисть и предплечье в совершенно расслабленном состоянии висят на плече, как плеть на рукоятке .Движение над самой поверхностью воды выполняется стремительным круговым броском руки через сторону вперед . Во время движения над водой рука выпрямляется ,а затем вводится в воду и снова начинает новый круг движений.                  Основное внимание при изучении правильного движения рук должно быть уделено чередованию расслабления с напряжением мышц: введение руки в воду, вытягивание ее вперед и первоначальное опускание вниз выполняются свободно, без напряжения (руки в эти моменты отдыхают); рабочий гребок делается за счет силового напряжения; во время вынимания руки из воды и первой части движения над водой активно работают только мышцы плеча, а остальные отдыхают; во второй части движения над водой отдыхает вся рука.                   В движении рук чаще всего встречаются следующие ошибки: а) рука вводится в воду не последовательно — кисть, предплечье, плечо, — а сразу, плашмя; б) локоть перед началом гребка опущен ниже кисти; в) плечо «утоплено», ладонь «всплыла»; г) сразу после введения руки в воду, без ее вытягивания, начинается гребок; д) во время гребка пальцы растопырены; е) гребок выполняется очень согнутой рукой, зигзагообразно, широко расставленными руками; ж) рука во время гребка «перекладывается» за среднюю линию (правая — слишком влево, а левая — слишком вправо); з) сила гребка не нарастает, а быстро слабеет; и) рука сгибается в локте раньше времени и вынимается из воды до окончания гребка; к) при движении над водой рука напряжена; л) движения рук — не одинаковы (асимметричны); м) левая рука во время поворота головы вправо для вдоха не может «отлипнуть» от головы, тянется за ней и чрезмерно загребает вправо.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ   Работа ног и рук   Работа ног и рук ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ   Работа  дыхания  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ  Работа  дыхания

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Дыхание                    Для выполнения вдоха голова «мягко» поворачивается в сторону — к  плечу  и  с  правой  (реже  с  левой)  стороны,  через  широко  открытый  рот,  делается  быстрый вдох (рис. 1, в, г). При этом важно, чтобы голова только поворачивалась, но  не  поднималась,  противоположная  щека  и  затылок  были  бы  скрыты  под  водой,  а  подбородок  вращался  в  одной  и  той  же  плоскости.  Сейчас  же  после  вдоха  голова  возвращается  в  исходное  положение  и,  через  рот  и  нос,  начинается  выдых  прямо  в  воду,  который  продолжается  примерно  в  два  раза  дольше  вдоха,  пока  рука  не  закончит первой половины гребка в воде. Для поддержания равновесия тела многие  пловцы  во  время  выдыха  слегка  поворачивают  голову  в  противоположную  сторону  (при  вдохе  под  правую  руку  —  влево).  Как  только  выдых  кончится,  голова  снова  поворачивается  для  вдоха  и  т.  д.  При  этом  нужно  стремиться,  чтобы  голова  поворачивалась немного, лишь бы рот был над поверхностью воды.                     Ошибки: а) для вдоха голова не только поворачивается, но. и высоко  поднимается,  отводится  назад;  б)  голова  поворачивается  очень  резко  и  сильно;  в)  пловец  слишком  быстро  выдыхает,  из­за  чего  вынужден  делать  паузу  (задерживать  дыхание); г) пловец начинает вдох, не сделав полного выдыха.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ   Работа ног,  рук и дыхания  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ  Работа ног,  рук и дыхания

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Согласование движений                         В плавании кролем нужно твердо усвоить правила согласования движений: а) Между руками; б) между руками и  ногами; в) между дыханием и руками; г) между дыханием и ногами.                         В согласовании движений рук нужно добиться непрерывности гребковых движений. Правая рука начинает гребок до  того, как левая его кончает . Это создает впечатление, что пловец «ползет» по воде. Пока правая выполняет весь гребок, левая  вынимается из воды, проносится по воздуху, опускается в воду, вытягивается вперед и начинает опускаться вниз. С окончанием  гребка правой руки левая уже начинает гребок. В этот момент кисти обеих рук находятся одна от другой дальше всего . Движение  над  водой  совершается  быстрее,  чем  гребок  в  воде,  поэтому  пока  одна  рука  только  успевает  начать  гребок,  другая  совершает  быстрое движение над водой, как будто догоняя гребущую руку , что создает непрерывность движений рук или так называемое  «сцепление».                                                   В  согласовании  движений  рук  и  ног  существует  несколько  приемов:  четырехударный,  шестиударный  и  восьмиударный кроль. На полное движение каждой руки в первом приеме ноги делают четыре движения, во время которого над  водой показываются пятки два раза правой и два раза левой ноги. При втором приеме пятки показываются шесть раз, при третьем  —­ восемь. Большинство лучших пловцов плавает шестиударным кролем.                                                 Во  время  плавания  на  длинных  (стайерских)  дистанциях  ноги  могут  работать  медленнее,  на  коротких  (спринтерских) дистанциях — быстрее.                         Начало поворота головы для вдоха совпадает с началом второй половины гребка. Вдох начинается, как только рот  покажется над водой , и продолжается до того, как рука начнет вторую половину движения над водой. Затем вдох кончается, а  голова поворачивается в прежнее положение для выдыха.                          В согласовании дыхания с движением ног нужно избегать частой ошибки пловцов: в момент резкого поворота с  подниманием головы для вдоха тело не должно иметь положения на боку, ноги нельзя разбрасывать и делать «ножницы»; поворот  головы для вдоха и некоторое нарушение из­за  этого равновесия тела должны быть в такт с ритмичными движениями ног.                          Чтобы яснее представить себе полное согласование всех движений, нужно попробовать сделать на месте шесть  шагов  и  за  это  время  выполнить  по  одному  движению  правой  и левой  рукой;  на два  шага  вдох  и  на  четыре  шага  выдых.  Затем  можно сделать тридцать шагов на месте, в течение которых выполнить по пять движений каждой рукой, сделать пять вдохов и  пять выдыхов. Таким образом можно воспроизвести примерно полную картину согласования всех движений плывущего кролем. Согласование движений                        В плавании кролем нужно твердо усвоить правила согласования движений: а) Между руками; б) между руками и ногами; в) между дыханием и руками; г) между дыханием и ногами.                        В согласовании движений рук нужно добиться непрерывности гребковых движений. Правая рука начинает гребок до того, как левая его кончает . Это создает впечатление, что пловец «ползет» по воде. Пока правая выполняет весь гребок, левая вынимается из воды, проносится по воздуху, опускается в воду, вытягивается вперед и начинает опускаться вниз. С окончанием гребка правой руки левая уже начинает гребок. В этот момент кисти обеих рук находятся одна от другой дальше всего . Движение над водой совершается быстрее, чем гребок в воде, поэтому пока одна рука только успевает начать гребок, другая совершает быстрое движение над водой, как будто догоняя гребущую руку , что создает непрерывность движений рук или так называемое «сцепление».                         В согласовании движений рук и ног существует несколько приемов: четырехударный, шестиударный и восьмиударный кроль. На полное движение каждой руки в первом приеме ноги делают четыре движения, во время которого над водой показываются пятки два раза правой и два раза левой ноги. При втором приеме пятки показываются шесть раз, при третьем —­ восемь. Большинство лучших пловцов плавает шестиударным кролем.                        Во время плавания на длинных (стайерских) дистанциях ноги могут работать медленнее, на коротких (спринтерских) дистанциях — быстрее.                        Начало поворота головы для вдоха совпадает с началом второй половины гребка. Вдох начинается, как только рот покажется над водой , и продолжается до того, как рука начнет вторую половину движения над водой. Затем вдох кончается, а голова поворачивается в прежнее положение для выдыха.                         В согласовании дыхания с движением ног нужно избегать частой ошибки пловцов: в момент резкого поворота с подниманием головы для вдоха тело не должно иметь положения на боку, ноги нельзя разбрасывать и делать «ножницы»; поворот головы для вдоха и некоторое нарушение из­за  этого равновесия тела должны быть в такт с ритмичными движениями ног.                         Чтобы яснее представить себе полное согласование всех движений, нужно попробовать сделать на месте шесть шагов и за это время выполнить по одному движению правой и левой рукой; на два шага вдох и на четыре шага выдых. Затем можно сделать тридцать шагов на месте, в течение которых выполнить по пять движений каждой рукой, сделать пять вдохов и пять выдыхов. Таким образом можно воспроизвести примерно полную картину согласования всех движений плывущего кролем.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Техника движений при плавании              «Кролем  на груди»                       Движения ног можно сравнить с движением гибкого прута, крепко  зажатого  за  толстый  конец  в  руке.  Предположим,  что  рука  держит  прут  на  месте  бедра,  ниже  отметим  на  пруте  колено  и  голеностопный  сустав.  Самый  конец  прута  будет  большим  пальцем  ноги.  А  теперь  легким  движением  руки  ударяйте  прутом  вверх  и  вниз.  При  этом  мы  заметим,  что  тонкий  конец  (стопа)  проделывает  самый  большой  размах  движений,  середина  (колено)  —  меньший,  а  у  руки  (бедро)  прут  двигается совсем мало.                        Если мы посмотрим на плывущего кролем сзади, то увидим, что стопы  двигаются  не  только  вниз,  но  одновременно  внутрь,  чтобы  движениям  ног  придать  вращательный  характер.  Достигается  это  тем,  что  носки  слегка  повернуты  вниз  и  внутрь.                         При изучении движения ног пловец не должен допускать следующих  ошибок: а)  мышцы бедра  напряжены  в продолжение  всего  движения;  б)  суставы  ног  скованы; в) ноги при движении совершенно прямые, как палки, а не как гибкий прут,  чрезмерно  высовываются  из  воды  и  слишком  сильно  сгибаются  в  кол&нях;  г)  в  движении стоп нет вращения; д) движения выполняются неравномерно, скачками; е)  пятки слишком широко разведены, колени отстоят далеко одно от другого; ж) размах  движений правой и левой ног не одинаковы.                      Движения ног можно сравнить с движением гибкого прута, крепко зажатого за толстый конец в руке. Предположим, что рука держит прут на месте бедра, ниже отметим на пруте колено и голеностопный сустав. Самый конец прута будет большим пальцем ноги. А теперь легким движением руки ударяйте прутом вверх и вниз. При этом мы заметим, что тонкий конец (стопа) проделывает самый большой размах движений, середина (колено) — меньший, а у руки (бедро) прут двигается совсем мало.                       Если мы посмотрим на плывущего кролем сзади, то увидим, что стопы двигаются не только вниз, но одновременно внутрь, чтобы движениям ног придать вращательный характер. Достигается это тем, что носки слегка повернуты вниз и внутрь.                        При изучении движения ног пловец не должен допускать следующих ошибок: а) мышцы бедра напряжены в продолжение всего движения; б) суставы ног скованы; в) ноги при движении совершенно прямые, как палки, а не как гибкий прут, чрезмерно высовываются из воды и слишком сильно сгибаются в кол&нях; г) в движении стоп нет вращения; д) движения выполняются неравномерно, скачками; е) пятки слишком широко разведены, колени отстоят далеко одно от другого; ж) размах движений правой и левой ног не одинаковы.Техника движений при плавании             «Кролем  на груди»

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ   Плавание по  дистанции     Поворот  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ  Плавание по дистанции   Поворот

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ   СПЕЦИАЛЬНО­ПОДВОДЯЩИЕ   ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНО­ПОДВОДЯЩИЕ  УПРАЖНЕНИЯ

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Упражнения на суше для изучения движений ногами кролем на груди                   Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на груди на суше (пояснения в тексте) '''Упражнение  №  1'''.  Если  занятия  проводятся  со  взрослыми  людьми,  то  обучение  движению  ног  на  суше  следует  начинать  с  имитации по фазам подготовительного и ударного движений. Для этого занимающийся, стоя на одной ноге на скамье, держится  рукой за опору.               На счет «раз» прямая нога движется назад, на счет «два» бедро останавливается, а голень, сгибаясь в колене, продолжает  движение  стопой  назад.  Выполнив  правильно  две  фазы  подготовительного  движения,  приступают  к  имитации  рабочего  или  ударного движения. На счет «три» бедро вместе с голенью двигается вперед, причем голень в движении отстает от бедра, и нога  сгибается в колене на 10—15°. Носок при этом должен быть вытянут, повернут вовнутрь и при движении касаться пола. На счет  «четыре» бедро останавливается и начинает движение в обратном направлении, т. е. назад. Голень же с нарастающей скоростью  продолжает движение стопой вперед, и нога, разгибаясь, приходит в исходное положение.     ‘    'Упражнение № 2'''. Наиболее распространенным упражнением при изучении движений ног на суше является попеременное  движение прямыми ногами в положении сидя на полу или на скамейке (рис. 6.2, а). При выполнении этого упражнения носки ног  должны быть вытянуты и повернуты вовнутрь. Ноги в коленях прямые, размах движений стоп — около 0,4 м.                     Необходимо  подробнее  остановиться  на  одном  из  методических  требований  к  этому  упражнению.  В  отличие  от  предыдущего при движении прямыми ногами требуется постоянное напряжение мышц бедра, исключается даже незначительное  сгибание ног в коленных суставах.                       Такая  постановка  задачи  преследует  цель  создания  представления  об  усилиях  при  работе  ногами.  Формирование  двигательного  навыка  в  плавании  осложняется  тем,  что  при  выполнении  движений  в  воде  занимающиеся  лишены  возможности  видеть свои действия. Обратная информация о выполняемом движении идет лишь от рецепторов мышц, связок и суставов. При  выполнении движений на суше прямой ногой формируются мышечные ощущения, сходные с теми, которые возникают в воде. Это  исключает в дальнейшем появление таких распространенных ошибок, как чрезмерное сгибание ног в коленном суставе в первой  части ударного движения и сгибание колена в первой фазе подготовительного движения.          '''Упражнение № 3'''. После освоения упражнения в положении сидя переходят к изучению движений ног в положении лежа на  груди.  Выполняя  движения  прямыми  ногами  лежа  на  груди,  обучающиеся  должны  принимать  такие  положения  рук,  которые  в  дальнейшем будут повторяться в воде. Первое такое положение — руки впереди (рис. 6.2, б). Затем принимается положение одна  рука  впереди  (например,  левая),  другая  (правая)  —  вдоль  тела  (рис.  6.2,  в).  Потом  положение  рук  меняется,  т.е.  правая  переводится  вперед,  а  левая  располагается  вдоль  тела.  Последним  из  этой  серии  является  движение  ног,  когда  руки  вытянуты  вдоль  туловища  (рис.  6.2,  г).  При  движении  ног  (в  положении  лежа  на  груди)  главным  условием  остается  движение  прямыми  ногами. Упражнения на суше для изучения движений ногами кролем на груди                 Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на груди на суше (пояснения в тексте)'''Упражнение № 1'''. Если занятия проводятся со взрослыми людьми, то обучение движению ног на суше следует начинать с имитации по фазам подготовительного и ударного движений. Для этого занимающийся, стоя на одной ноге на скамье, держится рукой за опору.              На счет «раз» прямая нога движется назад, на счет «два» бедро останавливается, а голень, сгибаясь в колене, продолжает движение стопой назад. Выполнив правильно две фазы подготовительного движения, приступают к имитации рабочего или ударного движения. На счет «три» бедро вместе с голенью двигается вперед, причем голень в движении отстает от бедра, и нога сгибается в колене на 10—15°. Носок при этом должен быть вытянут, повернут вовнутрь и при движении касаться пола. На счет «четыре» бедро останавливается и начинает движение в обратном направлении, т. е. назад. Голень же с нарастающей скоростью продолжает движение стопой вперед, и нога, разгибаясь, приходит в исходное положение.    ‘    'Упражнение № 2'''. Наиболее распространенным упражнением при изучении движений ног на суше является попеременное движение прямыми ногами в положении сидя на полу или на скамейке (рис. 6.2, а). При выполнении этого упражнения носки ног должны быть вытянуты и повернуты вовнутрь. Ноги в коленях прямые, размах движений стоп — около 0,4 м.          Необходимо подробнее остановиться на одном из методических требований к этому упражнению. В отличие от предыдущего при движении прямыми ногами требуется постоянное напряжение мышц бедра, исключается даже незначительное сгибание ног в коленных суставах.           Такая постановка задачи преследует цель создания представления об усилиях при работе ногами. Формирование двигательного навыка в плавании осложняется тем, что при выполнении движений в воде занимающиеся лишены возможности видеть свои действия. Обратная информация о выполняемом движении идет лишь от рецепторов мышц, связок и суставов. При выполнении движений на суше прямой ногой формируются мышечные ощущения, сходные с теми, которые возникают в воде. Это исключает в дальнейшем появление таких распространенных ошибок, как чрезмерное сгибание ног в коленном суставе в первой части ударного движения и сгибание колена в первой фазе подготовительного движения.         '''Упражнение № 3'''. После освоения упражнения в положении сидя переходят к изучению движений ног в положении лежа на груди. Выполняя движения прямыми ногами лежа на груди, обучающиеся должны принимать такие положения рук, которые в дальнейшем будут повторяться в воде. Первое такое положение — руки впереди (рис. 6.2, б). Затем принимается положение одна рука впереди (например, левая), другая (правая) — вдоль тела (рис. 6.2, в). Потом положение рук меняется, т.е. правая переводится вперед, а левая располагается вдоль тела. Последним из этой серии является движение ног, когда руки вытянуты вдоль туловища (рис. 6.2, г). При движении ног (в положении лежа на груди) главным условием остается движение прямыми ногами.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Упражнения в воде для изучения движений  ногами кролем на груди                    Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на груди в воде (пояснения в тексте                     После того как будут освоены движения ног на суше, можно начинать отрабатывать работу ног в воде.                  '''Упражнение № 4'''. Первые движения ногами необходимо выполнять, держась руками за какую­нибудь неподвижную опору (рис. 6.3, а). Такой опорой может быть  поручень или край сливного бортика бассейна, дно водоема или партнер по выполнению упражнения. Необходимо следить, чтобы у занимающихся не появлялось чрезмерного  сгибания ног в коленях. При возникновении этой ошибки целесообразно дать завышенный темп с укорочением амплитуды движений голеностопных суставов. Движение ног с  приподнятой головой сменяется упражнением на задержанном вдохе при опущенном в воду лице и выпрямленных руках. Затем выполняется упражнение в согласовании с  дыханием, при котором поворот головы для вдоха делается вначале в сторону прижатой правой руки, а затем — в сторону прижатой левой руки.                     '''Упражнение № 5'''.  После этого переходят к изучению движений ног с подвижной опорой, которой могут служить любые плавающие средства, способные  поддерживать  руки  у  поверхности  воды  и  дающие  возможность  держать  поднятую  над  водой  голову.  Наиболее  простым  будет  упражнение,  при  котором  обучающийся  держит плавающее средство за ближний к нему край с вытянутыми руками. Вначале выполняют движения с поднятой головой и произвольным дыханием. Освоив структуру  движений  и  добившись  удовлетворительного  продвижения,  выполняют  это  же  упражнение,  но  с  опущенной  в  воду  головой  на  задержанном  вдохе.  При  этом  тело  обучающегося занимает правильное положение, и работа ногами будет приближена к реальным условиям плавания (рис. 6.3, б).              '''Упражнение № 6'''. Затем дается задание выполнять движение ногами, держа поддерживающее средство одной рукой, а другую — прижатой к телу (см. рис. 6.3, б).                   При этом обучающийся делает вдох при повороте головы в сторону прижатой руки, а выдох — в воду после поворота головы лицом вниз. Выполнив задание,  обучающийся держит поддерживающее средство другой рукой и выполняет поворот головы для вдоха в другую сторону. С самого начала изучения дыхания в согласовании с  работой ног не только в этом упражнении, но и в других целесообразно придерживаться правила, при котором объем заданий был бы одинаковым при повороте головы как в  правую, так и в левую стороны.                '''Упражнение № 7'''. После освоения движений ног с поддерживающей опорой следует переходить к изучению движений ног в безопорном положении (рис. 6.3, в).                  Наиболее простым из этой серии упражнений является движение ног с расположенными впереди руками, вдох при этом выполняется с подниманием головы лицом  вперед. На первых этапах обучения допустимо при поднимании головы делать поддерживающие [[Техника гребка в плавании|гребковые движения]] кистями рук, облегчая  ими удержание головы над водой. Затем это же упражнение необходимо провести на задержанном вдохе. Упражнение выполняется на задержанном вдохе всего 5 — 10 с.  Более длительная задержка дыхания вызывает ощущение удушья, мешающего сосредоточить внимание на выполняемом движении. Движение ног с опущенным в воду лицом  помогает исправлять такие ошибки, как излишний прогиб тела в пояснице или слишком высокое положение головы над поверхностью воды.                   '''Упражнение № 8'''. Более сложным в изучении движений является плавание одними ногами с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой (рис. 6.3,  г).  При  повороте  головы  для  вдоха  в  сторону  прижатой  руки  могут  возникать  излишние  напряжения  мышц  туловища  и  шеи,  являющиеся  причиной  потери  равновесия.  Положение рук необходимо менять через равные промежутки для того, чтобы навык поворота головы формировался не только в одну, удобную для поворота головы, но и в  другую сторону. Это дает возможность формировать не только симметричные движения руками, но и движения туловищем.                   '''Упражнение № 9'''. Еще более сложным для выполнения является плавание с помощью одних ног с прижатыми руками к туловищу (рис. 6.3, д). Это упражнение  вначале выполняется с подниманием головы вверх для выполнения вдоха, затем — на задержанном вдохе и после этого — с поворотом головы для вдоха. При выполнении  этого  упражнения  вдох  делается  поочередно  в  правую,  а  затем  в  левую  стороны.  Это  упражнение  устраняет  часто  появляющуюся  у  занимающихся  ошибку,  когда  при  повороте головы для вдоха обучающийся опирается вытянутой рукой о воду. При этом происходит развитие ощущения равновесия туловища за счет ритмичной работы ног.                    Нужно иметь в виду, что освоить движения ног кролем за одно или за два занятия невозможно. Навык движения ногами, при котором не возникает усталости  мышц,  чаще  появляется  на  пятом  или  шестом  занятии.  У  некоторых  людей  развитие  навыка  движений  ногами  затруднено.  Если  у  занимающегося  ноги  тонут  или  нет  существенного продвижения вперед, а иногда даже возникает движение назад, то в этом случае нужно вернуться к упражнениям с поддерживающими средствами. Но нужно  помнить, что движение ног с поддерживающим средством следует выполнять в ограниченном объеме. Дело в том, что увлечение упражнениями с подвижной опорой приводит  к формированию навыка с неестественным для свободного плавания прогнутым телом и высоким положением плеч и головы.  Упражнения в воде для изучения движений ногами кролем на груди                   Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на груди в воде (пояснения в тексте                    После того как будут освоены движения ног на суше, можно начинать отрабатывать работу ног в воде.                 '''Упражнение № 4'''. Первые движения ногами необходимо выполнять, держась руками за какую­нибудь неподвижную опору (рис. 6.3, а). Такой опорой может быть поручень или край сливного бортика бассейна, дно водоема или партнер по выполнению упражнения. Необходимо следить, чтобы у занимающихся не появлялось чрезмерного сгибания ног в коленях. При возникновении этой ошибки целесообразно дать завышенный темп с укорочением амплитуды движений голеностопных суставов. Движение ног с приподнятой головой сменяется упражнением на задержанном вдохе при опущенном в воду лице и выпрямленных руках. Затем выполняется упражнение в согласовании с дыханием, при котором поворот головы для вдоха делается вначале в сторону прижатой правой руки, а затем — в сторону прижатой левой руки.                 '''Упражнение № 5'''. После этого переходят к изучению движений ног с подвижной опорой, которой могут служить любые плавающие средства, способные поддерживать руки у поверхности воды и дающие возможность держать поднятую над водой голову. Наиболее простым будет упражнение, при котором обучающийся держит плавающее средство за ближний к нему край с вытянутыми руками. Вначале выполняют движения с поднятой головой и произвольным дыханием. Освоив структуру движений и добившись удовлетворительного продвижения, выполняют это же упражнение, но с опущенной в воду головой на задержанном вдохе. При этом тело обучающегося занимает правильное положение, и работа ногами будет приближена к реальным условиям плавания (рис. 6.3, б).             '''Упражнение № 6'''. Затем дается задание выполнять движение ногами, держа поддерживающее средство одной рукой, а другую — прижатой к телу (см. рис. 6.3, б).                  При этом обучающийся делает вдох при повороте головы в сторону прижатой руки, а выдох — в воду после поворота головы лицом вниз. Выполнив задание, обучающийся держит поддерживающее средство другой рукой и выполняет поворот головы для вдоха в другую сторону. С самого начала изучения дыхания в согласовании с работой ног не только в этом упражнении, но и в других целесообразно придерживаться правила, при котором объем заданий был бы одинаковым при повороте головы как в правую, так и в левую стороны.               '''Упражнение № 7'''. После освоения движений ног с поддерживающей опорой следует переходить к изучению движений ног в безопорном положении (рис. 6.3, в).                 Наиболее простым из этой серии упражнений является движение ног с расположенными впереди руками, вдох при этом выполняется с подниманием головы лицом вперед. На первых этапах обучения допустимо при поднимании головы делать поддерживающие [[Техника гребка в плавании|гребковые движения]] кистями рук, облегчая ими удержание головы над водой. Затем это же упражнение необходимо провести на задержанном вдохе. Упражнение выполняется на задержанном вдохе всего 5 — 10 с. Более длительная задержка дыхания вызывает ощущение удушья, мешающего сосредоточить внимание на выполняемом движении. Движение ног с опущенным в воду лицом помогает исправлять такие ошибки, как излишний прогиб тела в пояснице или слишком высокое положение головы над поверхностью воды.                  '''Упражнение № 8'''. Более сложным в изучении движений является плавание одними ногами с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой (рис. 6.3, г). При повороте головы для вдоха в сторону прижатой руки могут возникать излишние напряжения мышц туловища и шеи, являющиеся причиной потери равновесия. Положение рук необходимо менять через равные промежутки для того, чтобы навык поворота головы формировался не только в одну, удобную для поворота головы, но и в другую сторону. Это дает возможность формировать не только симметричные движения руками, но и движения туловищем.                  '''Упражнение № 9'''. Еще более сложным для выполнения является плавание с помощью одних ног с прижатыми руками к туловищу (рис. 6.3, д). Это упражнение вначале выполняется с подниманием головы вверх для выполнения вдоха, затем — на задержанном вдохе и после этого — с поворотом головы для вдоха. При выполнении этого упражнения вдох делается поочередно в правую, а затем в левую стороны. Это упражнение устраняет часто появляющуюся у занимающихся ошибку, когда при повороте головы для вдоха обучающийся опирается вытянутой рукой о воду. При этом происходит развитие ощущения равновесия туловища за счет ритмичной работы ног.                   Нужно иметь в виду, что освоить движения ног кролем за одно или за два занятия невозможно. Навык движения ногами, при котором не возникает усталости мышц, чаще появляется на пятом или шестом занятии. У некоторых людей развитие навыка движений ногами затруднено. Если у занимающегося ноги тонут или нет существенного продвижения вперед, а иногда даже возникает движение назад, то в этом случае нужно вернуться к упражнениям с поддерживающими средствами. Но нужно помнить, что движение ног с поддерживающим средством следует выполнять в ограниченном объеме. Дело в том, что увлечение упражнениями с подвижной опорой приводит к формированию навыка с неестественным для свободного плавания прогнутым телом и высоким положением плеч и головы.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Изучение движений руками                    Упражнения для обучения движению руками при плавании кролем на груди на суше                 '''Упражнение № 10'''. В положении полунаклона одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги , другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка  и подготовительного движения. Гребок и подготовительное движение изучаются по частям: вначале имитируется вход руки в воду, затем — начало гребка и его окончание,  потом  —  выход  руки  из  воды  и  пронос  ее  над  водой  .  Если  занимающемуся  не  удается  выполнить  имитацию  отдельных  частей  движения  руки,  сходных  с  теми,  которые  выполняются спортсменами, нужно предложить сделать движение в упрощенном виде. Для этого в том же исходном положении дается задание произвести движение спереди  назад слегка согнутой в локтевом суставе рукой и, не разгибая локоть, вернуть ее через сторону в исходное положение. Такое же движение необходимо выполнять и другой  рукой.  Затем  упражнение  повторяется  в  согласовании  с  дыханием.  Во  время  гребка  рукой  голова  поворачивается  и  делается  вдох.  При  возвращении  руки  в  исходное  положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох. Имитацию каждого последующего гребка можно начинать только тогда, когда занимающийся закончит  выдох.  Если  время  вдоха  и  выдоха  превышает  время  цикла  движения  руки,  то  с  каждым  последующим  циклом  будет  происходить  опаздывание  вдоха,  и  согласование  нарушится.               Упражнения для обучения движению руками при плавании кролем на груди              '''Упражнение № 11'''. Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного  положения  стоя  на  дне.  В  воде,  как  правило,  повторяются  все  имитационные  упражнения,  которые  выполнялись  на  суше.  Для  того  чтобы  во  время  выполнения  гребков  занимающегося не сносило вперед, он делает более широкую, чем на суше, стойку, при которой передняя согнутая в колене нога значительнее выносится вперед . Туловище  при этом имеет больший наклон, приближаясь к горизонтальному положению. Рука, не участвующая в движении, опирается на колено согнутой впереди одноименной ноги, а  рука, которой имитируется движение, находится впереди у поверхности воды. Во время выполнения упражнения голова занимающегося поднята над водой. В этом исходном  положении имитация гребка должна осуществляться без ускорения. Изучается только направление движения кисти, предплечья и плеча. Если при этом исходном положении  развивать гребковое усилие, то, несмотря на упор передней ногой, тело начнет смещаться вперед.              '''Упражнение № 12'''. После того, как будут изучены подготовительное и гребковое движения с поднятым над поверхностью воды лицом, приступают к изучению  движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе, поэтому по продолжительности оно может быть не более 15 с. Занимающемуся  следует держать глаза в воде приоткрытыми и контролировать движение руки.                Изучив движение рук, можно начинать осваивать гребки в согласовании с дыханием. Поворот головы для вдоха изучается вначале в сторону гребка одной руки, а  затем  ~  в  сторону  гребка  другой  руки.  Голова  для  вдоха  поворачивается  в  тот  момент,  когда  рука  заканчивает  гребок.  Очень  важно,  чтобы  во  время  вдоха  голова  не  поднималась над водой, а поворачивалась так, чтобы рот и затылок были у самой поверхности воды. Раздельное движение рук повторяется многократно, сериями по 20—30  раз подряд  .                '''Упражнение № 13'''. После изучения движений руками стоя не дне, приступают к изучению движений у неподвижной опоры в горизонтальном положении  .                               '''Упражнение  №  14'''.  Когда  будет  достигнута  удовлетворительная  работа  рук  в  положении  стоя  на  дне,  можно  приступать  к  изучению  движений  рук  с  поддерживающей  опорой.  Держась  за  ближний  край  опоры  двумя  руками,  обучающийся  делает  гребковые  движения  вначале  одной,  а  затем  —  другой  рукой,  не  согласуя  движения руки с дыханием, но часто работая ногами. При этом голова может находиться над поверхностью воды и осуществлять зрительный контроль за движением руки.  Затем это же упражнение выполняется на задержанном вдохе со зрительным контролем.                 После освоения этих движений можно приступать к изучению движений руки в согласовании с дыханием. Выполнив скольжение с руками, вытянутыми вперед,  начинают  движение  ногами  и  с  поворотом  головы  для  вдоха  делают  несколько  гребковых  движений  вначале  одной,  а  потом  другой  рукой.  При  этом  следует  обратить  внимание на частую и ритмичную работу ногами. Если при выполнении движений рукой ноги замедляют темп, то необходимо повторять упражнение, добиваясь устранения  этой  ошибки.  Неритмичная,  с  перебоями  работа  ног  не  позволяет  стабилизировать  положение  тела  в  воде,  являясь  причиной  смещений  таза  в  стороны.  При  неритмичном  движении ног в момент их остановки исчезает подъемная сила, необходимая для поддержания тела в горизонтальном положении.                 '''Упражнение № 15'''. Освоив гребок с дыханием под одну и под другую руку, переходят к раздельно­попеременным движениям. На суше из исходного положения,  стоя в полунаклоне, руки впереди, имитируются гребковое и подготовительное движения поочередно одной, а затем и другой рукой. Необходимость переключения внимания  с одной руки на другую в упражнениях с попеременными движениями заметно усложняет освоение гребков руками, но в то же время создает неблагоприятные предпосылки  для изучения в дальнейшем согласованного движения рук. После того, как попеременные движения рук будут усвоены, выполняют эти движения с поворотом головы для  вдоха под каждую руку. Чтобы избежать сложностей в изучении этих движений в воде, нужно уже на суше добиваться от занимающихся умения задерживать на несколько  секунд обе кисти рук впереди.  Изучение движений руками                   Упражнения для обучения движению руками при плавании кролем на груди на суше                '''Упражнение № 10'''. В положении полунаклона одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги , другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка и подготовительного движения. Гребок и подготовительное движение изучаются по частям: вначале имитируется вход руки в воду, затем — начало гребка и его окончание, потом — выход руки из воды и пронос ее над водой . Если занимающемуся не удается выполнить имитацию отдельных частей движения руки, сходных с теми, которые выполняются спортсменами, нужно предложить сделать движение в упрощенном виде. Для этого в том же исходном положении дается задание произвести движение спереди назад слегка согнутой в локтевом суставе рукой и, не разгибая локоть, вернуть ее через сторону в исходное положение. Такое же движение необходимо выполнять и другой рукой. Затем упражнение повторяется в согласовании с дыханием. Во время гребка рукой голова поворачивается и делается вдох. При возвращении руки в исходное положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох. Имитацию каждого последующего гребка можно начинать только тогда, когда занимающийся закончит выдох. Если время вдоха и выдоха превышает время цикла движения руки, то с каждым последующим циклом будет происходить опаздывание вдоха, и согласование нарушится.              Упражнения для обучения движению руками при плавании кролем на груди             '''Упражнение № 11'''. Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде, как правило, повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Для того чтобы во время выполнения гребков занимающегося не сносило вперед, он делает более широкую, чем на суше, стойку, при которой передняя согнутая в колене нога значительнее выносится вперед . Туловище при этом имеет больший наклон, приближаясь к горизонтальному положению. Рука, не участвующая в движении, опирается на колено согнутой впереди одноименной ноги, а рука, которой имитируется движение, находится впереди у поверхности воды. Во время выполнения упражнения голова занимающегося поднята над водой. В этом исходном положении имитация гребка должна осуществляться без ускорения. Изучается только направление движения кисти, предплечья и плеча. Если при этом исходном положении развивать гребковое усилие, то, несмотря на упор передней ногой, тело начнет смещаться вперед.             '''Упражнение № 12'''. После того, как будут изучены подготовительное и гребковое движения с поднятым над поверхностью воды лицом, приступают к изучению движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе, поэтому по продолжительности оно может быть не более 15 с. Занимающемуся следует держать глаза в воде приоткрытыми и контролировать движение руки.               Изучив движение рук, можно начинать осваивать гребки в согласовании с дыханием. Поворот головы для вдоха изучается вначале в сторону гребка одной руки, а затем ~ в сторону гребка другой руки. Голова для вдоха поворачивается в тот момент, когда рука заканчивает гребок. Очень важно, чтобы во время вдоха голова не поднималась над водой, а поворачивалась так, чтобы рот и затылок были у самой поверхности воды. Раздельное движение рук повторяется многократно, сериями по 20—30 раз подряд  .               '''Упражнение № 13'''. После изучения движений руками стоя не дне, приступают к изучению движений у неподвижной опоры в горизонтальном положении  .               '''Упражнение № 14'''. Когда будет достигнута удовлетворительная работа рук в положении стоя на дне, можно приступать к изучению движений рук с поддерживающей опорой. Держась за ближний край опоры двумя руками, обучающийся делает гребковые движения вначале одной, а затем — другой рукой, не согласуя движения руки с дыханием, но часто работая ногами. При этом голова может находиться над поверхностью воды и осуществлять зрительный контроль за движением руки. Затем это же упражнение выполняется на задержанном вдохе со зрительным контролем.                После освоения этих движений можно приступать к изучению движений руки в согласовании с дыханием. Выполнив скольжение с руками, вытянутыми вперед, начинают движение ногами и с поворотом головы для вдоха делают несколько гребковых движений вначале одной, а потом другой рукой. При этом следует обратить внимание на частую и ритмичную работу ногами. Если при выполнении движений рукой ноги замедляют темп, то необходимо повторять упражнение, добиваясь устранения этой ошибки. Неритмичная, с перебоями работа ног не позволяет стабилизировать положение тела в воде, являясь причиной смещений таза в стороны. При неритмичном движении ног в момент их остановки исчезает подъемная сила, необходимая для поддержания тела в горизонтальном положении.                '''Упражнение № 15'''. Освоив гребок с дыханием под одну и под другую руку, переходят к раздельно­попеременным движениям. На суше из исходного положения, стоя в полунаклоне, руки впереди, имитируются гребковое и подготовительное движения поочередно одной, а затем и другой рукой. Необходимость переключения внимания с одной руки на другую в упражнениях с попеременными движениями заметно усложняет освоение гребков руками, но в то же время создает неблагоприятные предпосылки для изучения в дальнейшем согласованного движения рук. После того, как попеременные движения рук будут усвоены, выполняют эти движения с поворотом головы для вдоха под каждую руку. Чтобы избежать сложностей в изучении этих движений в воде, нужно уже на суше добиваться от занимающихся умения задерживать на несколько секунд обе кисти рук впереди.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Изучение движений руками                         'Упражнение №16'''. При выполнении раздельного движения рук в воде вначале дается задание выполнять движения с произвольным  дыханием, затем — на задержанном вдохе и после этого — в согласовании с дыханием.                       '''Упражнение №17'''. Следующим упражнением будет раздельно­попеременное движение рук. Необходимо обращать внимание на паузу в  движениях рук в тот момент, когда обе руки встречаются впереди. При встрече кистей большие пальцы должны касаться друг друга. Если в воде не  удается  достигнуть  раздельности  движений  рук,  занимающемуся  дают  в  руки  поддерживающую  опору  и  добиваются  необходимого  раздельного  движения.                       '''Упражнение № 18'''. После этого выполняют раздельно­попеременное движение с поворотом головы для вдоха под гребок каждой руки с  подвижной опорой. Внимание занимающегося должно быть обращено на выполнение длинного гребка, на необходимость сохранения паузы для кистей  рук,  ритмичное  движение  ног.  Переходя  к  раздельно­попеременному  плаванию  в  согласовании  с  дыханием,  следят  за  тем,  чтобы  у  занимающегося  не  нарушался ритм движений, длина гребка обеих рук и поворот плеч при вдохе в одну и другую стороны были одинаковыми. Однако при всех тех полезных  качествах, которые развивает это упражнение, выполнять его с большим числом повторений нельзя, так как может произойти формирование стойкого  навыка  раздельного  движения  рук,  что  впоследствии  отрицательно  повлияет  на  развитие  способности  тонко  ощущать  передачу  гребкового  усилия  с  одной руки на другую.                       Упражнение для обучения согласованию движений при плавании кролем на груди (пояснения в тексте)                       '''Упражнение № 19'''. Освоив гребок руками в согласовании с дыханием с подвижной опорой, приступают к изучению движений руками без  опоры, вначале на задержанном вдохе, осуществляя зрительный контроль за гребками (рис. 6.6, а), а затем — движения руки в согласовании с дыханием  (рис.  6.6,  б).  При  изучении  кроля  упражнение  движения  рук  в  согласовании  с  дыханием  является  основным,  и  от  того,  насколько  качественно  оно  изучено, во многом зависит успех овладения этим способом плавания.                      Вдох также выполняется вначале под одну, а затем под другую руку. Если пренебречь этим правилом и изучать вдох только под одну из рук,  то в дальнейшем у плывущего возникает асимметрия в движениях. Поворот плеч становится больше в сторону той руки, под которую делается вдох. При  этом во вращение вовлекается таз, смещающий направление движения ног в сторону от вертикали. Поэтому из всех других этому упражнению нужно  отводить на занятиях наибольшее количество времени и внимания.                       Так же, как и предыдущее, его повторяют сериями много раз, добиваясь легкого и непринужденного дыхания, правильного согласования  дыхания и  движения  руки, ощущения давления ладонью о  воду. На первых этапах обучения рекомендуется делать небольшую паузу  для работающей  руки в тот момент, когда она закончит подготовительное движение. Пауза необходима для того, чтобы занимающийся успел закончить выдох к началу  следующего гребка.                          '''Упражнение № 20'''. Упражнение в полураздельном согласовании является последним из группы упражнений для изучения движений рук.  Оно  осваивается  труднее,  чем  все  предыдущие,  и  поэтому  при  его  выполнении  нужно  применять  счет,  с  помощью  которого  можно  фиксировать  положение головы и рук. Счет помогает перейти от полураздельного согласования движений к слитному.                         На суше принимается положение полунаклона, одна рука впереди, другая — сзади, голова — лицом вниз. На счет «раз» одновременно  имитируется  гребок  передней  правой  и  подготовительное  движение  левой  рукой,  расположенной  сзади.  На  счет  «два»  выполняется  гребок  левой  и  подготовительное  движение  правой  рукой.  При  выполнении  этого  упражнения  нужно  следить  за  тем,  чтобы  обе  руки  одновременно  начинали  и  заканчивали движение.                        В дальнейшем пауза между счетом «раз» и «два» сокращается, и движения рук становятся слитными. Это упражнение вначале выполняется  на задержанном  вдохе,  а  затем, после того,  как  будет освоена  одновременная смена рук,  упражнение усложняется путем  включения  в  него  движения  головы. Изучение движений руками                       'Упражнение №16'''. При выполнении раздельного движения рук в воде вначале дается задание выполнять движения с произвольным дыханием, затем — на задержанном вдохе и после этого — в согласовании с дыханием.                      '''Упражнение №17'''. Следующим упражнением будет раздельно­попеременное движение рук. Необходимо обращать внимание на паузу в движениях рук в тот момент, когда обе руки встречаются впереди. При встрече кистей большие пальцы должны касаться друг друга. Если в воде не удается достигнуть раздельности движений рук, занимающемуся дают в руки поддерживающую опору и добиваются необходимого раздельного движения.                      '''Упражнение № 18'''. После этого выполняют раздельно­попеременное движение с поворотом головы для вдоха под гребок каждой руки с подвижной опорой. Внимание занимающегося должно быть обращено на выполнение длинного гребка, на необходимость сохранения паузы для кистей рук, ритмичное движение ног. Переходя к раздельно­попеременному плаванию в согласовании с дыханием, следят за тем, чтобы у занимающегося не нарушался ритм движений, длина гребка обеих рук и поворот плеч при вдохе в одну и другую стороны были одинаковыми. Однако при всех тех полезных качествах, которые развивает это упражнение, выполнять его с большим числом повторений нельзя, так как может произойти формирование стойкого навыка раздельного движения рук, что впоследствии отрицательно повлияет на развитие способности тонко ощущать передачу гребкового усилия с одной руки на другую.                      Упражнение для обучения согласованию движений при плавании кролем на груди (пояснения в тексте)                      '''Упражнение № 19'''. Освоив гребок руками в согласовании с дыханием с подвижной опорой, приступают к изучению движений руками без опоры, вначале на задержанном вдохе, осуществляя зрительный контроль за гребками (рис. 6.6, а), а затем — движения руки в согласовании с дыханием (рис. 6.6, б). При изучении кроля упражнение движения рук в согласовании с дыханием является основным, и от того, насколько качественно оно изучено, во многом зависит успех овладения этим способом плавания.                     Вдох также выполняется вначале под одну, а затем под другую руку. Если пренебречь этим правилом и изучать вдох только под одну из рук, то в дальнейшем у плывущего возникает асимметрия в движениях. Поворот плеч становится больше в сторону той руки, под которую делается вдох. При этом во вращение вовлекается таз, смещающий направление движения ног в сторону от вертикали. Поэтому из всех других этому упражнению нужно отводить на занятиях наибольшее количество времени и внимания.                      Так же, как и предыдущее, его повторяют сериями много раз, добиваясь легкого и непринужденного дыхания, правильного согласования дыхания и движения руки, ощущения давления ладонью о воду. На первых этапах обучения рекомендуется делать небольшую паузу для работающей руки в тот момент, когда она закончит подготовительное движение. Пауза необходима для того, чтобы занимающийся успел закончить выдох к началу следующего гребка.                         '''Упражнение № 20'''. Упражнение в полураздельном согласовании является последним из группы упражнений для изучения движений рук. Оно осваивается труднее, чем все предыдущие, и поэтому при его выполнении нужно применять счет, с помощью которого можно фиксировать положение головы и рук. Счет помогает перейти от полураздельного согласования движений к слитному.                        На суше принимается положение полунаклона, одна рука впереди, другая — сзади, голова — лицом вниз. На счет «раз» одновременно имитируется гребок передней правой и подготовительное движение левой рукой, расположенной сзади. На счет «два» выполняется гребок левой и подготовительное движение правой рукой. При выполнении этого упражнения нужно следить за тем, чтобы обе руки одновременно начинали и заканчивали движение.                       В дальнейшем пауза между счетом «раз» и «два» сокращается, и движения рук становятся слитными. Это упражнение вначале выполняется на задержанном вдохе, а затем, после того, как будет освоена одновременная смена рук, упражнение усложняется путем включения в него движения головы.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
Изучение движений руками                      'Упражнение № 21'''. На суше принимается положение полу­наклона, правая рука располагается впереди, левая рука — сзади, голова — лицом вниз. На счет  «раз» одновременно выполняют движение обе руки. На счет «два» — поворот головы и вдох. На счет «три» — поворот головы лицом вниз и выдох. Затем упражнение  повторяется.                     '''Упражнение № 22'''. Только после того, когда эти движения будут освоены на суше, они выполняются в воде в положении стоя на дне. Нужно стараться,  чтобы  занимающиеся  выполняли  его  в  той  координации,  которая  была  достигнута  на  суше.  При  выполнении  этого  упражнения  обращают  внимание  на  глубину  вдоха  и  выдоха, наличие паузы между движениями рук и головы и одновременность смены положения рук. С переходом на слитные движения рук и головы не следует торопиться,  так  как  ошибки,  не  устраненные  ранее,  в  дальнейшем  при  совершенствовании  движений  становятся  трудноисправимыми.  Постепенно,  сокращая  паузы  между  счетом,  добиваются слитного движения.                         Если все­таки удовлетворительного выполнения не происходит, возвращаются к ранее выполняемым упражнениям и выявляют причины, затрудняющие их  освоение.                         Только после того, как будет достигнута согласованность дыхания с движениями рук, переходят к плаванию с движениями ног в полураздельном и затем в  слитном согласовании.                          Изучение согласования движений рук и ног. Обучение плаванию кролем на груди всегда следует начинать с шестиударного согласования движений рук и ног.                          При шестиударном согласовании в период гребка каждой руки ноги выполняют четыре ударных движения, в период подготовительного — два ударных  движения. При этом вход, например, правой кисти в воду и начало ее движения вперед и вниз должны совпасть с ударом одноименной, правой, ноги. Начало давления  кисти на воду совпадает с ударом противоположной, левой, ноги. В средней части гребка правой руки удар делает правая нога. Окончание гребкового усилия совпадает с  ударом противоположной ноги.                          Шестиударный вариант согласования, позволяющий держать в устойчивом равновесии туловище при гребках рук и поворотах головы, обучающиеся  осваивают без заметных трудностей в процессе раздельного, раздельно­попеременного и полураздельного плавания. Но если развитие навыка шестиударного согласования  затруднено, применяется метод подсчета числа ударных движений ног под гребковые движения рук. ‘                    ''Упражнение № 23'''. На суше принимается исходное положение стоя в полунаклоне, руки впереди. Имитация движений ног кролем в положении стоя очень  условна. Под каждый счет обучающийся переносит вес тела на одну ногу, а другую, освобождая от опоры, сгибает в колене и ставит на носок. Сгибание ноги в колене  является имитацией ударного движения. При раздельном согласовании движений рук, когда цикл движения повторяется только одной рукой, например правой, упражнение  выполняется следующим образом: *на счет «раз» — правая рука полностью выпрямляется в локтевом суставе, кисть начинает выполнять ладонное сгибание. Одновременно с этим движением руки правая  нога сгибается в коленном суставе и ставится на носок; *на счет «два» — кисть и предплечье начинают движение вниз, и одновременно разгибается правая и сгибается левая нога; *на счет «три» — рука движется вниз, приближаясь к вертикальному положению, с одновременным сгибанием правой ноги и разгибанием левой ноги; *на счет «четыре» — правая рука имитирует окончание гребка, и левая нога сгибается в колене, а правая — разгибается; *на счет «пять» — правая рука, сгибаясь в локте, имитирует начало подготовительного движения, а правая нога имитирует ударное движение; *на счет «шесть» — правая рука проходит мимо плеча, левая нога сгибается в колене, имитируя удар, правая — подготовительное движение.                            Вначале упражнение выполняется в медленном темпе с остановкой на каждом счете, затем скорость подсчета можно увеличивать, следя за тем, чтобы  согласованность движений рук и ног не нарушалась. При изучении согласования с раздельно­попеременным или с полураздельным движением рук упражнение выполняется  не на шесть счетов, а на семь. Это происходит потому, что при попеременной работе рук или при полураздельном их согласовании отсутствует момент одновременного  начала гребка одной рукой и окончания гребка другой. Поэтому на счет «семь» необходимо выполнить только имитацию движения ног, чтобы начало гребка другой рукой  совпало с ударом одноименной ноги.                         '''Упражнение № 24'''. В воде изучать согласование лучше в безопорном положении. Вначале подсчет количества ударов ног ведется при раздельном движении  рук,  а  затем  —  при  раздельнопопеременном  и  полураздельном  их  согласовании.  Переходить  к  слитному  согласованию  движений  рук  целесообразно,  лишь  когда  шестиударное согласование становится устойчивым.  Изучение движений руками                     'Упражнение № 21'''. На суше принимается положение полу­наклона, правая рука располагается впереди, левая рука — сзади, голова — лицом вниз. На счет «раз» одновременно выполняют движение обе руки. На счет «два» — поворот головы и вдох. На счет «три» — поворот головы лицом вниз и выдох. Затем упражнение повторяется.                    '''Упражнение № 22'''. Только после того, когда эти движения будут освоены на суше, они выполняются в воде в положении стоя на дне. Нужно стараться, чтобы занимающиеся выполняли его в той координации, которая была достигнута на суше. При выполнении этого упражнения обращают внимание на глубину вдоха и выдоха, наличие паузы между движениями рук и головы и одновременность смены положения рук. С переходом на слитные движения рук и головы не следует торопиться, так как ошибки, не устраненные ранее, в дальнейшем при совершенствовании движений становятся трудноисправимыми. Постепенно, сокращая паузы между счетом, добиваются слитного движения.                        Если все­таки удовлетворительного выполнения не происходит, возвращаются к ранее выполняемым упражнениям и выявляют причины, затрудняющие их освоение.                        Только после того, как будет достигнута согласованность дыхания с движениями рук, переходят к плаванию с движениями ног в полураздельном и затем в слитном согласовании.                         Изучение согласования движений рук и ног. Обучение плаванию кролем на груди всегда следует начинать с шестиударного согласования движений рук и ног.                         При шестиударном согласовании в период гребка каждой руки ноги выполняют четыре ударных движения, в период подготовительного — два ударных движения. При этом вход, например, правой кисти в воду и начало ее движения вперед и вниз должны совпасть с ударом одноименной, правой, ноги. Начало давления кисти на воду совпадает с ударом противоположной, левой, ноги. В средней части гребка правой руки удар делает правая нога. Окончание гребкового усилия совпадает с ударом противоположной ноги.                        Шестиударный вариант согласования, позволяющий держать в устойчивом равновесии туловище при гребках рук и поворотах головы, обучающиеся осваивают без заметных трудностей в процессе раздельного, раздельно­попеременного и полураздельного плавания. Но если развитие навыка шестиударного согласования затруднено, применяется метод подсчета числа ударных движений ног под гребковые движения рук.‘                    ''Упражнение № 23'''. На суше принимается исходное положение стоя в полунаклоне, руки впереди. Имитация движений ног кролем в положении стоя очень условна. Под каждый счет обучающийся переносит вес тела на одну ногу, а другую, освобождая от опоры, сгибает в колене и ставит на носок. Сгибание ноги в колене является имитацией ударного движения. При раздельном согласовании движений рук, когда цикл движения повторяется только одной рукой, например правой, упражнение выполняется следующим образом:*на счет «раз» — правая рука полностью выпрямляется в локтевом суставе, кисть начинает выполнять ладонное сгибание. Одновременно с этим движением руки правая нога сгибается в коленном суставе и ставится на носок;*на счет «два» — кисть и предплечье начинают движение вниз, и одновременно разгибается правая и сгибается левая нога;*на счет «три» — рука движется вниз, приближаясь к вертикальному положению, с одновременным сгибанием правой ноги и разгибанием левой ноги;*на счет «четыре» — правая рука имитирует окончание гребка, и левая нога сгибается в колене, а правая — разгибается;*на счет «пять» — правая рука, сгибаясь в локте, имитирует начало подготовительного движения, а правая нога имитирует ударное движение;*на счет «шесть» — правая рука проходит мимо плеча, левая нога сгибается в колене, имитируя удар, правая — подготовительное движение.                           Вначале упражнение выполняется в медленном темпе с остановкой на каждом счете, затем скорость подсчета можно увеличивать, следя за тем, чтобы согласованность движений рук и ног не нарушалась. При изучении согласования с раздельно­попеременным или с полураздельным движением рук упражнение выполняется не на шесть счетов, а на семь. Это происходит потому, что при попеременной работе рук или при полураздельном их согласовании отсутствует момент одновременного начала гребка одной рукой и окончания гребка другой. Поэтому на счет «семь» необходимо выполнить только имитацию движения ног, чтобы начало гребка другой рукой совпало с ударом одноименной ноги.                        '''Упражнение № 24'''. В воде изучать согласование лучше в безопорном положении. Вначале подсчет количества ударов ног ведется при раздельном движении рук, а затем — при раздельнопопеременном и полураздельном их согласовании. Переходить к слитному согласованию движений рук целесообразно, лишь когда шестиударное согласование становится устойчивым.

Обучение плаванию. 14-17 лет.

Обучение плаванию. 14-17 лет.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ      ОБУЧЕНИЯ Старт  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ   Старт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019