Обязательный минимум

  • Контроль знаний
  • docx
  • 26.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обязательный минимум по русскому языку 5 класс II четверть
Иконка файла материала Русский язык_2 ч.-5 кл.docx

Обязательный образовательный минимум знаний

 

Предмет

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

5

Четверть

2

 

Форма сдачи образовательного минимума -   устная, письменная. комбинированная          

                                                                                       (нужное подчеркнуть)

 

Теоретическая часть

 

№ задания на ОГЭ/ЕГЭ

Лексика – слова языка образуют его словарный состав или лексику (лексический состав)

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

Лексическое значение – то, что слово обозначает.

Однозначные – слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными.

Многозначные – слова, имеющие несколько лексических значений, называются

многозначными.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения

и употреблением в речи.

Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются

порядковым номером.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным

лексическим значением.

Морфема – это значимая часть слова. К значимым частям слова относятся корень, суффикс, приставка, окончание

Окончание – это значимая часть слова, служащая для образования формы слова.

Корень – значимая часть слова. Слов без корня не бывает. Именно в корне заключено

основное лексическое значение слова. В нем заключено общее значение для всех однокоренных слов

Приставка – это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для

образования новых слов.

Суффикс – это значимая часть слова, стоящая после корня, перед окончанием и

служащая для образования новых слов

Знание формулировок правил

Буквы З и С на конце приставок.          В приставках на з/с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с.

Правописание гласных и согласных в приставках.  

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з/с и приставок пре/при, пишутся одинаково независимо от произношения. Их можно проверить, подобрав другие слова с данной приставкой, гласные и согласные в которых находятся в сильной позиции.

Буквы О – Ё после шипящих в корне. 

В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О. Слова- исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

Буквы И – Ы после Ц. Буква И послеЦ пишется в корнях слов и в словах на _ЦИЯ.

Буква Ы после Ц пишется в окончаниях и суффиксах. В корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.

Синтаксис – раздел языкознания, в котором изучается строение словосочетаний и предложений.

Пунктуация – раздел языкознания, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.

Пунктограмма – место в предложении, где нужно применить пунктуационное правило.

Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Предложение – основная единица синтаксиса, содержащая мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить слушающему или читающему, имеющая грамматическую основу и произносимая с интонацией конца предложения

Виды предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное

Виды предложений по количеству грамматических основ: простое, сложное.

Виды предложений по наличию второстепенных членов: распространенные, нераспространенные.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто, что?

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что говорится  о предмете речи  и отвечает на вопросы что делать, что сделать, кто такой, что такое, каков?

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т. д. и отвечает на вопросы где, куда, когда, откуда,  почему, зачем, как?

Однородные члены предложения –члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одним членом предложения, выражены словами одной части речи  и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Синтаксический анализ предложения. План синтаксического анализа предложения:

- вид предложения по цели высказывания

- по интонации

- по количеству грамматических основ – ПРОСТОЕ

- по наличию второстепенных членов.

 

Практическая часть

(примерное задание)

№ задания на ОГЭ/ЕГЭ

1.Буквы З и С на конце приставок. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правила правописания.

Бе..вредный, бе..корыстный, бе..заботный, в..бить, в..тряхнуть, бе..смысленный, бе..радостный, ра..бить, ра..цепить, ра..вариться, ра..носчик, во..стание, ра..пилить, во..кликнуть, бе..злобный, бе..фамильный, бе..звёздный, в..думать, в..кинуть, бе..связный, бе..застенчивый, ра..думывать, ра..шалиться, ра..ровнять, во..зрение, во..раст, и..числить, во..звать.

2.Буквы И – Ы после Ц. Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на _ЦИЯ. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правила правописания.

Крепкие мышц..., ц...ганёнок, дефиц..т, ц...кнуть на шалунов, участвовать в демонстрац...и, цариц…н, надвигающийся ц...клон, вкусные леденц…, опасная провокац...я, куц…й хвост, ваши сверстниц..., сильная фиксац...я, ц...ганский танец, постоянная дезинформац...я, идти на ц...почках, братья-близнец…, обратная нумерац…я, остров Сиц…лия, ц...пки на руках, ц…стерна молока, сестриц…на книга, чертить ц…ркулем, зимние месяц...,  добрые традиц_и, ц...кнуть зубом, ц…рковые артисты.

3.Правописание гласных и согласных в приставках. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки.

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

4.Буквы О – Ё после шипящих в корне. Спишите в рабочую тетрадь, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень, подчеркните орфограммы.

Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар,  спелый ж_лудь,  длинная беч_вка,  завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн,  ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать,  ч_порный вельможа,  тихий ш_рох,  спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.

5.Выполнить морфемный анализ слов: цирковые, городские, снежок, подосиновик, выпишет, проносим.

6. Выполнить синтаксический анализ предложения

Яблоня в саду гнётся сильно на ветру.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕГЭ №10

 

 

ОГЭ №6

 

 

 

 

ЕГЭ №9

 

ОГЭ №6,7

 

 

 

 

 

 

ЕГЭ №10

 

ОГЭ №6,7

 

 

 

 

ЕГЭ №9

 

ОГЭ №6,7

 

 

 

 

 

 

ОГЭ №2,3