ОБЗР.Проектирование образоват процесса_Безопаснось и устойчивое развитие

  • pptx
  • 06.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОБЗР.Проектирование образоват процесса_Безопаснось и устойчивое развитие.pptx

Содержание ОБЗР на основании приказа Минпросвещения России N 62 от 01.02.2024 : модуль N 1 "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства" модуль N 2 "Военная подготовка. Основы военных знаний" (на уровне СОО – «Основы военной подготовки) модуль N 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе" модуль N 4 "Безопасность в быту" модуль N 5 "Безопасность на транспорте" модуль N 6 "Безопасность в общественных местах" модуль N 7 "Безопасность в природной среде" модуль N 8 "Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи" модуль N 9 "Безопасность в социуме" модуль N 10 "Безопасность в информационном пространстве" модуль N 11 "Основы противодействия экстремизму и терроризму"

Сценарии будущего. Какого будущего мы хотим?

Развитие человечества будет зависеть от будущего характера жизнедеятельности людей. Можно говорить лишь о возможных сценариях будущего.
На диаграмме - варианты предстоящего изменения численности населения Земного шара (пять основных сценариев будущего).

1. Глобальная техногенная катастрофа. Война или астероид.

2. Экологическая катастрофа, пандемия, голод

3. Устойчивое развитие за счёт снижения антропогенного давления на биосферу

5. Выход человечества к «астроинженерной» деятельности

4. Устойчивое развитие со стабилизацией численности человечества на уровне, превышающем сегодняшний. Биосферосовместимое развитие.

Динамика изменения численности населения отражает динамику уровня его безопасности.

Сапронов Владимир Владимирович ИДЕИ К ОБЩЕЙ ТЕОРИИ БЕЗОПАСНОСТИ, 2007.
Режим доступа: https://обж.рф/data/documents/sapronov_teoriya.pdf?ysclid=m0wni76j5t625552068

Выбор урока для проектирования

Функциональная грамотность в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО и ООО

Формирование функциональной грамотности – общесистемное требование к реализации программы начального (п. 34 ФГОС НОО) и основного общего образования (п. 35 ФГОС ООО).

функциональная грамотность обучающихся - способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных (универсальных) способов деятельности, включая овладение ключевыми компетенциями (4к), составляющими основу
(из обновлённого ФГОС НОО) - готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;
(из обновлённого ФГОС ООО) - дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Повышение мотивации
к обучению и вовлечённости
в образовательный процесс

Базовые навыки и умения

Мягкие навыки, Ключевые компетенции

Твёрдые навыки

Читательская грамотность: определение понятия, предмет измерения

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по
восприятию,
пониманию и
использованию текстов.

Содержание понятия читательская грамотность включает:
понимание прочитанного,
рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и
использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

Читательская грамотность: проверяемые виды деятельности

Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо
1) уметь находить в текстах различную информацию (поиск, сортировка, фильтрация большого объема информации, извлечение нужной информации при просмотре множественных источников),
2) понимать и анализировать её,
3) уметь интерпретировать (выявлять смысл и значение изучаемого объекта),
4) оценивать прочитанное (в т.ч. интегрировать с уже имеющейся).
В XXI веке расширен спектр оцениваемых умений:
5) уметь оценивать качество и надежность текста,
6) обнаруживать и устранять противоречия,
7) критически оценивать информацию и делать собственный вывод,
8) применять полученную информацию при решении широкого круга задач.

Читательские умения

Читательские действия

1. Находить и извлекать информацию

1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации (в одном или в разных фрагментах текста)
1.3. Определять наличие/отсутствие информации

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста

4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Таблица – в раздаточном материале

Читательские умения

Глобальные компетенции
(записать в маршрутный лист)

2. Интегрировать и интерпретировать информацию:
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

Оценивать действия и их последствия, раскрывать причинно-следственные связи между действиями и их результатами (последствиями); прогнозировать последствия и результаты действий и отношений.

объяснять сложные ситуации и проблемы, причины возникновения ситуации.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию:
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев.
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

Распознавать и анализировать перспективы развития ситуаций, различные мнения, подходы.

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста:
3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора;
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации.

Оценивать информацию,

Формулировать аргументы,

Соотнести проверяемые читательские умения и глобальные компетенции (оценивали в 2024 г.)

Читательские умения

Метапредметные результаты

2. Интегрировать и интерпретировать информацию:
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

Пример (для 8 – 9 кл.): выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

2. Интегрировать и интерпретировать информацию:
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев.
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста:
3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора;
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации.

Пример (для 10 – 11 кл.): оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам

Соотнести читательские умения и метапредметные результаты в ФРП по ОБЗР

Сформулировать цель и задачи УРОКА из модуля 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства» для учителя и для обучающегося. Пример:

Работа с текстами из учебного пособия «Экология и безопасность жизнедеятельности».

13

Рефлексивно-оценочные суждения, высказывания
на этапе завершения обучения

1. 3 минуты – Индивидуальная работа.

Техника «3-2-1»
- три новых факта
- два самых интересных факта
- один вывод или один вопрос

2. 2 минуты - Обсуждение в группе и подготовка ответа от группы.

3. 3 минуты - Две группы обмениваются своими результатами.
4. 2 минуты - для озвучивания в общей группе ответа от двух групп – всего 4 рефлексивных высказывания.

Содержание модуля строится на ключевых положениях Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400. Стратегия определяет национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

национальные интересы Российской Федерации - объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии

Круги Эйлера — это разновидность диаграмм, графический инструмент для визуализации связей и отношений между различными множествами/подмножествами или группами данных для наглядного представления. Что есть «целое», что есть «часть»?

1

2

3

4

5

6

7

8

Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Понятие «устойчивое развитие» связано с представлениями о системной организации мироздания. Виды систем: 1) замкнутые изолированные (механика) 2) закрытые (обмен энергией, в химии) 3) открытые (обмен энергией, веществом, информацией) - сложные системы - природные, социальные и др. Сложные системы: - саморегулирующиеся (нет динамики, главное – гомеостаз) - гомеостатика - саморазвивающиеся (есть динамика, этапы развития) - синергетика