Одаренные студенты.
Оценка 5

Одаренные студенты.

Оценка 5
doc
01.01.2020
Одаренные студенты.
ОДАРЕННЫЕ СТУДЕНТЫ.doc

 

Методическая разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         «Организация работы с одаренными детьми»

 

Шаров Михаил Викторович

 

 

г. Орел,  2019 г

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме обучения одаренных студентов, различным методам, которые могут быть использованы при обучении. В работе освещены исторические вопросы образования для талантливых детей.

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА

 

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Список использованных источников.

 

 

Введение

Реформы, происходящие в отечественной системе образования за 1990-2019 гг., их направленность на современные развивающие образовательные технологии, а также изменение отношения к учащимся, проявляющим неординарные способности – это предмет исследования данной статьи. В России  появились многие образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фирмы, ставящие своей целью выявление, обучение и развитие одаренных детей.

Изменчивость современной окружающей среды требует не только активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных детей составляют одну из главных задач совершенствования системы образования на данный момент времени. В этом направлении активно работают международные организации, объединяющие исследования практиков и руководителей образования разных стран: "Всемирная ассоциация по одаренности и таланту", "Евроталант".

Эти факты свидетельствуют о востребованности развития человеческого потенциала и говорят о популярности данного направления исследования. Объектом нашего изучения является учебно-воспитательный процесс как отдельно взятая категория.

Предмет исследования - проблема развития одаренности школьников.

Цель, задачи этой статьи - теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.

В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи, раскрыты способы реализации предмета исследования и гипотезы о развитии одаренности:

- Раскрыть понятие одарённость в истории мировой педагогической мысли.

- Рассмотреть сущность понятия "одарённость".

- Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.

- Изучить главные подходы к разработке концепции одаренности.

- Ознакомиться с популярными тренинговыми методами выявления одаренных детей.

Методологическими основаниями исследования являются: общепризнанные и широко известные научные исследования Д.Б. Богоявленской и В.И. Панова в области выявления особенностей психического развития одаренных детей, а также научные работы С.И. Савенкова, посвященные вопросам диагностики одаренности и разработкам форм и методов работы с одаренными детьми.

 

 

 

 

 

Основная часть.

Многих исследователей и общество в целом издавна волновал вопрос происхождения природы различий в знаниях людей. По мнению А.С. Савенкова:  «Человеческая ментальность из всех явлений действительности - наиболее трудно познаваемый объект, и поэтому генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существование выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их божественном происхождении».  Человек, высоко развито духовно и интеллектуально, как считали древние греческие философы, был счастливым избранником богов, который послан на землю для того, чтобы силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

Одной из первых попыток глубокого философско-психологического осмысления проблемы одарённости было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения - Хуана Уарте. В его работе в качестве основной задачи рассматривалось изучение индивидуальности и неординарных способностей с целью дальнейшего профессионального отбора. Он подчёркивал зависимость таланта от окружающей нас природы, однако, по его мнению, это не означало бесполезность воспитания и труда.

Основная практическая идея сторонников философии Просвещения состояла в утверждении роли воспитания и условия среды в формировании человека.

Современная роль учителей достаточно дифференцирована в различных областях знаний. Рассмотрим узкий сегмент исследования – английский язык в современной России.

Функции учителя английского языка по развитию одаренных детей.

Выявление одарённых детей.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, районного уровня и всероссийского уровня.

Поэтому если не занимать таких одаренных детей заданиями повышенной сложности, упражнениями творческого характера, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и ждут, когда другие финишируют также, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, и размышлять о том, что же будет дальше в их учебнике. Как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей? Так, с этого самого момента времени, начинается творческий поиск учителя и осуществляется его дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику необходимо 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному студенту надо ответить и объяснить, почему он так думает и т.п., так как он мыслит по-иному.

 

Способный ребенок, какой он?

Он обладает:

·                     превосходной памятью

·                     высоким уровнем творческого мышления и интеллекта

·                     хорошо развитой речью и хорошим произношением

·                     большим словарным запасом

·                     широким кругозором познания

·                     отличается любознательностью и наблюдательностью

·                     способен сосредоточиться на нескольких видах деятельности

·                     быстро схватывает новый материал

·                     достигает поставленной цели без посторонней помощи

·                     легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями

·                     выполняет задания повышенной трудности

·                     умеет искать, анализировать, синтезировать и обобщать

 

Основные подходы в работе с одаренными детьми:

·                     ускорение

·                     углубление

·                     обогащение

·                     повышение уровня сложности заданий.

 

В.И. Панов классифицировал одаренность по:

-  широте проявления - общая и специальная;

- типу предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;

- интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);

-  виду проявления - явная и скрытая (непроявившаяся);

- темпу психического развития - одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением;

- возрастным особенностям проявления - стабильная или проходящая (возрастная);

- личностным, социально-половым особенностям.

 

Интеллектуальному развитию одаренных школьников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора способствуют межпредметным связям с

·                     русским языком и литературой

·                     биологией и экологией

·                     историей, географией

·                     физикой, химией, математикой

В УМК «Spotlight» имеется материал, связанный с этими предметами и его я предлагаю в качестве дополнительного материала ученикам, которые проявляют интерес к иностранному языку и одновременно к другому предмету.

Я разделяю класс на несколько групп по интересам. Учащимся, которые интересуются углубленным английским языком, я предлагаю поработать над литературными текстами и их оригинальными вариантами.

Для учеников с высокой мотивацией я также использую дополнительный материал из зарубежных учебных пособий:

·                     Grammar way

·                     Link

·                     Ted

·                     Preparation for TOEFL

·                     Britannica

·                     Blockbuster

·                     Enterprise

          Все виды одаренности можно условно разделить по следующим категориям, представленным ниже.

 

Рис.1

Картинки по запросу таблица по одаренности

 

Приёмы, способствующие формированию мотивации у студентов, разнообразны. Они направлены на создание комфортной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:

- привлечение учеников к оценочной деятельности в классе и формирование адекватной самооценки, рефлексия,

- сотрудничество ученика и учителя, и групп в классе по уровням знаний,

- поощрение познавательной активности учащихся, создание необычной творческой атмосферы,

- занимательность изложения учебного материала (форма преподнесения материала, эмоциональность речи, различные компьютерные игры, фильмы на английском с субтитрами, занимательные примеры и разносторонний опыт).

Развитию мотивационной и познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителями при обучении. К наглядным и информационным методам обучения можно отнести демонстрацию, экспертизу, сообщение, видео-показ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью. Практические методы вовлечения – работа с учебниками, технологические карточки, тренинги, программирование обучения, эксперименты, аудирование и самостоятельная работа. Все это активизирует учащихся на уроках. Применяются различные творческие формы обучения и проектирование. Аудирование ставит своей задачей развитие навыков свободной разговорной речи, что очень важно при трудоустройстве в иностранных компаниях.

В соответствии с требованиями ФГОС педагоги должны обладать развитой компетентностью в области мотивирования учеников для развития того скрытого потенциала, который заложен в них. Уровень развития этой компетенции определяется на основе следующих параметров:

1.                 предоставление студентам равной возможности использования тех знаний, которые они освоят на практическом опыте исследования;

2.                 демонстрация приёмов и способов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока;

3.                 использование различных заданий так, чтобы ученики почувствовали свой успех и вовлеченность в процесс обучения;

4.                 осуществление возможности учащимся самостоятельно ставить и решать разноплановые задачи в рамках изучаемой темы на данном уроке.

 

Заключение.

Данная программа мотивирует ученика на стремление к приобретению знаний, умений и навыков, способствует получению комплексной системы знаний.

В данной статье освещены вопросы методов выявления одарённых детей и вопросы генетической и средовой детерминации. В ходе ознакомления с диагностическими методиками выявления одарённых детей, мы пришли к выводу, что одним из методов, позволяющим работать с процессуальной стороной, которая предопределяет возможность быть одарённым, и вообще сознание детей и взрослых, является психологический тренинг и учебно-игровые методы.

При современном обучении важно выделять различные группы студентов. Мотивируемое таким образом обучение психологически интереснее, хотя работать учителю при этом, конечно, профессионально сложнее. Мы рассмотрели понятие "одаренность" и выявили, что под одаренностью обычно понимают обусловленный компонент достижений личности, присутствующий в форме потенциала, где генотипом задан индивидуальный темп развития. Выявив виды одаренности и типологию одаренных детей, мы обнаружили, что одаренность в целом представляет собой динамическое явление, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления.

Рассмотрев организацию работы с одаренными детьми, мы пришли к выводу, что одним из основных компонентов создания системы работы с одаренными детьми является разработка индивидуальных образовательных программ, при этом осуществляется комплексный подход к организации работы с одаренными детьми, базирующийся на возможностях, как основного, так и дополнительного образования.

Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что изучение педагогических основ одаренности в сфере английского языка, выявление признаков и критериев работы с одаренными детьми и проведение работы по выявлению и развитию таких детей, способствует успешному решению проблем развития одаренности школьников.

 Следовательно, гипотеза нашего исследования о необходимом развитии одаренных детей в современном мире доказана.

 

 

Библиографический список:

 

1. Афонина Г.М.: Педагогика: курс лекций и семинарские занятия / Под ред. О.А. Абдулиной. - Ростов н/Д: Феникс , 2000. - 512 с.

2. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: учеб, пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений/ Под ред. Н.С. Лейтес. - М.: Академия , 2000. - 336с.

3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. - М.: Владос, 1997.-341с.

4. Бекетова З.М. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч. - 2004. - №7. - С. 83-85

5. Возрастная одаренность школьников: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 1999. - 464с.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.

Одаренные студенты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2020