Методическая разработка
«Организация работы с одаренными детьми»
Шаров Михаил Викторович
г. Орел, 2019 г
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме обучения одаренных студентов, различным методам, которые могут быть использованы при обучении. В работе освещены исторические вопросы образования для талантливых детей.
СТРУКТУРА
Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
Реформы, происходящие в отечественной системе образования за 1990-2019 гг., их направленность на современные развивающие образовательные технологии, а также изменение отношения к учащимся, проявляющим неординарные способности – это предмет исследования данной статьи. В России появились многие образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фирмы, ставящие своей целью выявление, обучение и развитие одаренных детей.
Изменчивость современной окружающей среды требует не только активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных детей составляют одну из главных задач совершенствования системы образования на данный момент времени. В этом направлении активно работают международные организации, объединяющие исследования практиков и руководителей образования разных стран: "Всемирная ассоциация по одаренности и таланту", "Евроталант".
Эти факты свидетельствуют о востребованности развития человеческого потенциала и говорят о популярности данного направления исследования. Объектом нашего изучения является учебно-воспитательный процесс как отдельно взятая категория.
Предмет исследования - проблема развития одаренности школьников.
Цель, задачи этой статьи - теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.
В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи, раскрыты способы реализации предмета исследования и гипотезы о развитии одаренности:
- Раскрыть понятие одарённость в истории мировой педагогической мысли.
- Рассмотреть сущность понятия "одарённость".
- Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.
- Изучить главные подходы к разработке концепции одаренности.
- Ознакомиться с популярными тренинговыми методами выявления одаренных детей.
Методологическими основаниями исследования являются: общепризнанные и широко известные научные исследования Д.Б. Богоявленской и В.И. Панова в области выявления особенностей психического развития одаренных детей, а также научные работы С.И. Савенкова, посвященные вопросам диагностики одаренности и разработкам форм и методов работы с одаренными детьми.
Основная часть.
Многих исследователей и общество в целом издавна волновал вопрос происхождения природы различий в знаниях людей. По мнению А.С. Савенкова: «Человеческая ментальность из всех явлений действительности - наиболее трудно познаваемый объект, и поэтому генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существование выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их божественном происхождении». Человек, высоко развито духовно и интеллектуально, как считали древние греческие философы, был счастливым избранником богов, который послан на землю для того, чтобы силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.
Одной из первых попыток глубокого философско-психологического осмысления проблемы одарённости было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения - Хуана Уарте. В его работе в качестве основной задачи рассматривалось изучение индивидуальности и неординарных способностей с целью дальнейшего профессионального отбора. Он подчёркивал зависимость таланта от окружающей нас природы, однако, по его мнению, это не означало бесполезность воспитания и труда.
Основная практическая идея сторонников философии Просвещения состояла в утверждении роли воспитания и условия среды в формировании человека.
Современная роль учителей достаточно дифференцирована в различных областях знаний. Рассмотрим узкий сегмент исследования – английский язык в современной России.
Функции учителя английского языка по развитию одаренных детей.
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, районного уровня и всероссийского уровня.
Поэтому если не занимать таких одаренных детей заданиями повышенной сложности, упражнениями творческого характера, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и ждут, когда другие финишируют также, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, и размышлять о том, что же будет дальше в их учебнике. Как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей? Так, с этого самого момента времени, начинается творческий поиск учителя и осуществляется его дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику необходимо 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному студенту надо ответить и объяснить, почему он так думает и т.п., так как он мыслит по-иному.
Способный ребенок, какой он?
Он обладает:
· превосходной памятью
· высоким уровнем творческого мышления и интеллекта
· хорошо развитой речью и хорошим произношением
· большим словарным запасом
· широким кругозором познания
· отличается любознательностью и наблюдательностью
· способен сосредоточиться на нескольких видах деятельности
· быстро схватывает новый материал
· достигает поставленной цели без посторонней помощи
· легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями
· выполняет задания повышенной трудности
· умеет искать, анализировать, синтезировать и обобщать
Основные подходы в работе с одаренными детьми:
· ускорение
· углубление
· обогащение
· повышение уровня сложности заданий.
В.И. Панов классифицировал одаренность по:
- широте проявления - общая и специальная;
- типу предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;
- интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);
- виду проявления - явная и скрытая (непроявившаяся);
- темпу психического развития - одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением;
- возрастным особенностям проявления - стабильная или проходящая (возрастная);
- личностным, социально-половым особенностям.
Интеллектуальному развитию одаренных школьников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора способствуют межпредметным связям с
· русским языком и литературой
· биологией и экологией
· историей, географией
· физикой, химией, математикой
В УМК «Spotlight» имеется материал, связанный с этими предметами и его я предлагаю в качестве дополнительного материала ученикам, которые проявляют интерес к иностранному языку и одновременно к другому предмету.
Я разделяю класс на несколько групп по интересам. Учащимся, которые интересуются углубленным английским языком, я предлагаю поработать над литературными текстами и их оригинальными вариантами.
Для учеников с высокой мотивацией я также использую дополнительный материал из зарубежных учебных пособий:
· Grammar way
· Link
· Ted
· Preparation for TOEFL
· Britannica
· Blockbuster
· Enterprise
Все виды одаренности можно условно разделить по следующим категориям, представленным ниже.
Рис.1
Приёмы, способствующие формированию мотивации у студентов, разнообразны. Они направлены на создание комфортной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:
- привлечение учеников к оценочной деятельности в классе и формирование адекватной самооценки, рефлексия,
- сотрудничество ученика и учителя, и групп в классе по уровням знаний,
- поощрение познавательной активности учащихся, создание необычной творческой атмосферы,
- занимательность изложения учебного материала (форма преподнесения материала, эмоциональность речи, различные компьютерные игры, фильмы на английском с субтитрами, занимательные примеры и разносторонний опыт).
Развитию мотивационной и познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителями при обучении. К наглядным и информационным методам обучения можно отнести демонстрацию, экспертизу, сообщение, видео-показ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью. Практические методы вовлечения – работа с учебниками, технологические карточки, тренинги, программирование обучения, эксперименты, аудирование и самостоятельная работа. Все это активизирует учащихся на уроках. Применяются различные творческие формы обучения и проектирование. Аудирование ставит своей задачей развитие навыков свободной разговорной речи, что очень важно при трудоустройстве в иностранных компаниях.
В соответствии с требованиями ФГОС педагоги должны обладать развитой компетентностью в области мотивирования учеников для развития того скрытого потенциала, который заложен в них. Уровень развития этой компетенции определяется на основе следующих параметров:
1. предоставление студентам равной возможности использования тех знаний, которые они освоят на практическом опыте исследования;
2. демонстрация приёмов и способов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока;
3. использование различных заданий так, чтобы ученики почувствовали свой успех и вовлеченность в процесс обучения;
4. осуществление возможности учащимся самостоятельно ставить и решать разноплановые задачи в рамках изучаемой темы на данном уроке.
Заключение.
Данная программа мотивирует ученика на стремление к приобретению знаний, умений и навыков, способствует получению комплексной системы знаний.
В данной статье освещены вопросы методов выявления одарённых детей и вопросы генетической и средовой детерминации. В ходе ознакомления с диагностическими методиками выявления одарённых детей, мы пришли к выводу, что одним из методов, позволяющим работать с процессуальной стороной, которая предопределяет возможность быть одарённым, и вообще сознание детей и взрослых, является психологический тренинг и учебно-игровые методы.
При современном обучении важно выделять различные группы студентов. Мотивируемое таким образом обучение психологически интереснее, хотя работать учителю при этом, конечно, профессионально сложнее. Мы рассмотрели понятие "одаренность" и выявили, что под одаренностью обычно понимают обусловленный компонент достижений личности, присутствующий в форме потенциала, где генотипом задан индивидуальный темп развития. Выявив виды одаренности и типологию одаренных детей, мы обнаружили, что одаренность в целом представляет собой динамическое явление, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления.
Рассмотрев организацию работы с одаренными детьми, мы пришли к выводу, что одним из основных компонентов создания системы работы с одаренными детьми является разработка индивидуальных образовательных программ, при этом осуществляется комплексный подход к организации работы с одаренными детьми, базирующийся на возможностях, как основного, так и дополнительного образования.
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что изучение педагогических основ одаренности в сфере английского языка, выявление признаков и критериев работы с одаренными детьми и проведение работы по выявлению и развитию таких детей, способствует успешному решению проблем развития одаренности школьников.
Следовательно, гипотеза нашего исследования о необходимом развитии одаренных детей в современном мире доказана.
Библиографический список:
1. Афонина Г.М.: Педагогика: курс лекций и семинарские занятия / Под ред. О.А. Абдулиной. - Ростов н/Д: Феникс , 2000. - 512 с.
2. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: учеб, пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений/ Под ред. Н.С. Лейтес. - М.: Академия , 2000. - 336с.
3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. - М.: Владос, 1997.-341с.
4. Бекетова З.М. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч. - 2004. - №7. - С. 83-85
5. Возрастная одаренность школьников: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 1999. - 464с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.