Если игроков сто тридцать один, проигравших будет сто
тридцать. Откуда берется проигравший? В результате
матча, который выиграл кто-то другой. Бывают ли иные
виды матчей? Нет. Поэтому всего их будет сто тридцать.
Задним числом это вполне логично. Почему же тогда
девяносто восемь процентов людей этого не понимают?
Каждая ценная творческая идея задним числом окажет
ся логичной. В этом можно не сомневаться. Видя «цен
ность» идеи, вы всегда сможете проложить к этой ценно
сти логическую дорожку.
История изобилует примерами великих открытий, ко
торые были сделаны случайно, попутно, по ошибке, но
описаны впоследствии как состоявшиеся в ходе безупреч
ных, пошаговых, логических действий.
Один к одному
Если игроков сто тридцать один, проигравших будет сто
тридцать. Откуда берется проигравший? В результате
матча, который выиграл кто-то другой. Бывают ли иные
виды матчей? Нет. Поэтому всего их будет сто тридцать.
Задним числом это вполне логично. Почему же тогда
девяносто восемь процентов людей этого не понимают?
Каждая ценная творческая идея задним числом окажет
ся логичной. В этом можно не сомневаться. Видя «цен
ность» идеи, вы всегда сможете проложить к этой ценно
сти логическую дорожку.
История изобилует примерами великих открытий, ко
торые были сделаны случайно, попутно, по ошибке, но
описаны впоследствии как состоявшиеся в ходе безупреч
ных, пошаговых, логических действий.
Представьте себе ползущее по стволу дерева насекомое.
Каковы его шансы попасть на один определенный лист?
Их столько же, сколько ветвей, но с каждой веткой число
уменьшается на единицу. На среднем дереве шансов мо
жет быть не больше, чем один к восьми тысячам. Теперь
представьте насекомое на листе. Каковы его шансы по
пасть на ствол дерева? Один к одному. На пути к стволу
ветвей нет.
Во всякой асимметричной системе путь от «А» до «Б» —
это не путь от «Б» до «А».
Повторю еще раз — развитию наших творческих спо
собностей препятствует неспособность понять природу
ассиметричных (самоорганизующихся) систем.
Мы утверждаем, что, если творческая идея логична задним числом, следовательно, логика должна была присутст
вовать в ней изначально. В асимметричной системе это —
полнаябессмыслица.
Именноэтабессмыслицаимешаетнампониматьтворче
ство, развивать его и даже уделять ему достаточное внима
ние. Это одна из причин, по которым человеческая раса так
и не научилась думать. Нас подталкивают на дорогу, кото
рая изначально была полезной, но теперь ограничивает.
Мы одержимы решением проблем.
Мы слишком высоко ценим критическое мышление.
У нас гораздо лучше получается указывать на то, что кажется
неправильным, чем предлагать то, что может оказаться более
совершенным.
Я работал со многими ведущими мировыми корпора
циями. Основная стратегия у большинства из них (но не
у всех), похоже, такова: «Поддержание и решение про
блем».
На практике это означает сохранение текущего хода ве
щей таким как есть изо дня в день. Решением проблем за
нимаются по мере их возникновения.
Иногда к этому добавляется «и я тоже». Это означает,
что, когда у конкурента появляется новая идея, которая
кажется удачной, в эту область можно войти со своим ва
риантом его идеи.
Время от времени ваш инвестиционный банкир может
предлагать слияние или приобретение.
Вряд ли удивительно то, что бизнес работает так, потому
что так же работает и все остальное общество. Поддержи
вайте текущий ход вещей и решайте проблемы, когда онивозникают. Думать о том, что проблемой не является, нет
необходимости: «Если нечто не сломано, не чините его».
В этом заключается одна из не слишком заметных опас
ностей понятия «истина». Если нечто является «истин
ным», думать о нем далее нет никакого смысла. Большей
истины, чем истина, все равно не достигнешь. От «истин
ного» же до «правильного» всего один шаг. Если нечто
«правильно», о нем нет смысла думать.