Цели урока:
•Образовательная: повторение и контроль знаний учащихся, повторение понятий “корень”,”приставка”, ”суффикс”, формирование обобщенных представлений о частях слова и о словообразовании.
•Развивающая: развития умений и навыков подбора однокоренных слов и разбора слов по составу; развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности; формировать умение работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль;
•воспитательная: повышение интереса к русскому языку, воспитание у школьников любви к труду.
Основные компоненты развивающей среды: компьютер, ученические тетради, текст, слайды, грамматические слайды.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: словесный, практический, демонстрационный.
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
Е. Измайлов
Большинство новых слов образуется с помощью
приставок и суффиксов
Приставочный способ
состоит в прибавлении приставки;
суффиксальный – суффикса;
При приставочно-суффиксальном одновременно
добавляются и приставка, и суффикс;
Каким способом образовались слова:
лесник, подстаканник, подход?
Встретились однажды корень куста и корень слова. – Здравствуй, я корень, а ты кто?– Я тоже корень. – Я в земле живу. А ты где живёшь?– А я в словах живу.– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?– Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя! - Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова выраститьможно.
Корень слова
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Н. Бетенькова
Одно слово может, как в сказке, превратится в другое, стоит прибавить
к нему приставку или суффикс. Присоединяем к слову “ вертолёт”
суффикс –чик-, и “вертолёт” превращяется в “вертолётчика”.
У нового слова другое лексическое значение.
-чик-
вертолёт
вертолётчик
Но слово может просто поменять одежду, присоединив к себе новое окончание; при этом сохраняется прежнее лексическое значение и образуется
лишь формы этого же слова
Дружба
Дружбы
Дружбе
Дружбу
Дружбой
При образовании однокоренных слов получаются слова
с различным лексическим значением, например:
лётчик, полёт, самолёт
Если в словах изменяется только его грамматическое значение,
а лексическое остается тем же самым, например:
лётчик, лётчика, лётчику
летел, летела, летели
То это формы одного и того же слова
Упражнение № 2,стр 55
Прочитайте.Найдите слова с корнем “труд”
Без чего не может жить человек?
Без воздуха, без воды. Без хлеба. И ещё человек не может жить без труда. Какое это прекрасное слово- труд! Труд. Трудиться. Не бояться трудностей. И во многих других словах “труд” является корнем. Но “труд” не только корень слова. Труд – корень всей нашей жизни. Всё, что тебя окружает, создано трудом человека.
Разноуровневые задания
1-й уровень
1. Сколько значимых частей в слове?
А) 2; б) 5; в) 4; г) 3
2. Как называется главная значимая часть слова?
А) окончание; б) основа; в) корень; г) суффикс
3. Какая часть слова не входит в основу?
А) приставка; Б) окончание; в) корень г) ни одна из названных
4. Найдите однокоренное слово и форму слова «мечта»
А) мечты; б) мечтой; в)мечтать
2-й уровень
1.Окончание, основа, корень, суффикс, приставка-это..
А)части речи;
В)части слова;
С)члены предложения.
2.В основу слова входят:
А)корень, суффикс, окончание;
В)корень, приставка, окончание;
С)корень, суффикс, приставка.
3.Корень-это…
А)общая часть родственных слов;
В)часть слова которая стоит перед приставкой;
С)часть слова, которая стоит после корня,
4.Суффикс-это …
А)изменяемая значимая часть слова;
В)часть слова, которая не входит в основу;
С)часть слова, которая стоит после корня.
5.Приставка –это …
А)часть слова, которая не входит в основу;
В)часть слова, которая стоит перед корнем;
С)часть слова, которая стоит после корня;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.