Данная учебная презентация предназначена для того, чтобы через теорию и практику всеобъемлюще освоить нелёгкий, но важный материал, приобрести умения и навыки находить в тексте односоставные предложения и определять их вид, концентрирует внимание и развивает как логическое, так и образное мышление, развивает интерес к русскому языку
Односоставное предложение.pptx
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Урок русского языка в 8-ом классе
Односоставно
е
предложение
Подготовила учитель русского языка и литературы
Ширина Галина Александровна
Определенноличные предложения
ПРИМЕРЫ
Читаю книгу
Читаем книгу
Форма
выражения
главного
члена
1 лицо, ед. число
1 лицо, мн. число
Наклонение
Изъявительное
наклонение
Идешь на улицу
Идете на улицу
2 лицо, ед. число
2 лицо, мн. Число
Изъявительное
наклонение
Иди на улицу
Идите на улицу
2 лицо, ед. число
2 лицо, мн. число
Повелительное
наклонение
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Определенноличные предложения:
сказуемое выражается 1 или 2 лицом ед. и мн.
Числа изъявительного и повелительного наклонения
1. Н… отдавай кенора японец а
то мне станет тоскливо.
2. Ведь об этом н.. В каких
газетах, уж наверно, н..чего
н..сказано
3. Котам (н..)льзя! Брысь!
Слезай а то милицию позову.
4. Н..когда н..чему (н..)поверите,
прежде чем н..сочтете,
н..смерите, н..когда н..куда
(н..)пойдете, коль на карте
путей (н..) найдете.
1. Не отдавай кенора, японец,
а то мне станет тоскливо.
2. Котам нельзя! Брысь!
Слезай, а то милицию
позову.
3. Никогда ничему не
поверите, прежде чем не
сочтете, не смерите,
никогда никуда не
пойдете, коль на карте
путей не найдете.
Определенноличные предложения: сказуемое выражается 1 или 2 лицом ед. и мн. Числа изъявительного и повелительного наклонения1. Н… отдавай кенора японец а то мне станет тоскливо.2. Ведь об этом н.. В каких газетах, уж наверно, н..чего н..сказано3. Котам (н..)льзя! Брысь! Слезай а то милицию позову.4. Н..когда н..чему (н..)поверите, прежде чем н..сочтете, н..смерите, н..когда н..куда (н..)пойдете, коль на карте путей (н..) найдете.1. Не отдавай кенора, японец, а то мне станет тоскливо.2. Котам нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову.3. Никогда ничему не поверите, прежде чем не сочтете, не смерите, никогда никуда не пойдете, коль на карте путей не найдете.
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Определенноличные предложения
Я люблю зиму. Особенно я
люблю снегопад. В зимний
воскресный день я иду по
дорожке парка и любуюсь
огромными елями, покрытыми
удивительными белыми
снежными шапками. Снежинки
мягко падают на лицо и плечи.
Я
не могу оторвать глаз от
роскошно украшенных
деревьев.
Я хочу нарисовать все это, но
боюсь, что не сумею точно
подобрать краски.
Люблю зиму. Особенно
снегопад. В зимний
воскресный день идешь по
дорожке парка и любуешься
огромными елями, покрытыми
удивительными белыми
снежными шапками. Снежинки
мягко падают на лицо и плечи.
Не можешь оторвать глаз от
роскошно украшенных деревьев.
Хочется нарисовать все это, но
боишься, что не сумеешь точно
подобрать краски.
Я люблю зиму. Особенно ялюблю снегопад. В зимнийвоскресный день я иду подорожке парка и любуюсьогромными елями, покрытымиудивительными белымиснежными шапками. Снежинкимягко падают на лицо и плечи. Яне могу оторвать глаз отроскошно украшенных деревьев.Я хочу нарисовать все это, нобоюсь, что не сумею точноподобрать краски.Люблю зиму. Особенно снегопад. В зимнийвоскресный день идешь подорожке парка и любуешьсяогромными елями, покрытымиудивительными белымиснежными шапками. Снежинкимягко падают на лицо и плечи. Не можешь оторвать глаз отроскошно украшенных деревьев.Хочется нарисовать все это, нобоишься, что не сумеешь точноподобрать краски.Определенноличные предложения
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Неопределенноличные предложения
Примеры
время
Форма
выражения
главного
члена
Читают книгу. 3 лицо, мн.
Пусть читают
книгу.
Читали вчера
книгу.
чило
3 лицо, мн.
числа
3 лицо, мн.
числа
Настоящее
время
Будущее
время
Прошедшего
времени
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Неопределенноличные предложения:
сказуемое выражается 3 лицом
множественного числа начтоящего,
прошедшего и будущего времени.
1. Дни поз..ней осени бр..нят
обыкнове(н,нн).
2. Красив был вишневый
са.. .
3. Вот кл..дут к..вер в телегу
ставят в ноги ящик с
сам..варом.
4. Чему смеётесь? Над собой
смеётесь!
5. Л..мали старый
деревя(н,нн)ый дом.
1. Дни поздней осени бранят
(3 л., мн. ч., н.в.)
обыкновенно.
3. Вот кладут (3л., мн.ч.,
н.в) ковер в телегу,
ставят (3 л., мн.ч., н.в.) в
ноги ящик с самоваром.
5. Ломали (3 л., мн.ч., пр.в.)
деревянный дом.
Неопределенноличные предложения: сказуемое выражается 3 лицом множественного числа начтоящего, прошедшего и будущего времени.1. Дни поз..ней осени бр..нят обыкнове(н,нн).2. Красив был вишневый са.. .3. Вот кл..дут к..вер в телегу ставят в ноги ящик с сам..варом.4. Чему смеётесь? Над собой смеётесь!5. Л..мали старый деревя(н,нн)ый дом.1. Дни поздней осени бранят (3 л., мн. ч., н.в.) обыкновенно.3. Вот кладут (3л., мн.ч., н.в) ковер в телегу, ставят (3 л., мн.ч., н.в.) в ноги ящик с самоваром.5. Ломали (3 л., мн.ч., пр.в.) деревянный дом.
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Неопределенноличные предложения
Был конец ноября. До самого Гибралтара
пришлось плыть среди бури с мокрым снегом.
Па(с,сс)ажиров было много пар..ход был похо..
на гр..мадный о(т,тт)ель со всеми удобствами.
Жизнь пр..текала на нем размере(н,нн)о.
Вставали в тот ра(н,нн)ий час когда так
медле(н,нн) и (не)пр..ветливо светало над
(серо)зеленой водяной пустыней, т..жело
волновавш..йся в тумане. Накину.. фл..нел..вые
пижамы пили кофе ш..колад а затем садились в
ва(н,нн)ы делали гимнастику возбуждая
а(п,пп)етит и хорошее сам..чу..ствие. До
оди(н,нн)адцати часов пол..галось бодро гулять
по палубам дыша х..лодной свежест(?)ю океана.
Был конец ноября. До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. Па(с,сс)ажиров было много пар..ход был похо.. на гр..мадный о(т,тт)ель со всеми удобствами. Жизнь пр..текала на нем размере(н,нн)о. Вставали в тот ра(н,нн)ий час когда так медле(н,нн) и (не)пр..ветливо светало над (серо)зеленой водяной пустыней, т..жело волновавш..йся в тумане. Накину.. фл..нел..вые пижамы пили кофе ш..колад а затем садились в ва(н,нн)ы делали гимнастику возбуждая а(п,пп)етит и хорошее сам..чу..ствие. До оди(н,нн)адцати часов пол..галось бодро гулять по палубам дыша х..лодной свежест(?)ю океана. Неопределенноличные предложения
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Неопределенноличные предложения.
Был конец ноября. До самого Гибралтара пришлось
плыть среди бури с мокрым снегом. Пассажиров
было много, пароход был похож на громадный
отель со всеми удобствами. Жизнь протекала на нем
размеренно. Вставали в тот ранний час, когда так
медленно и неприветливо светало над серозеленой
водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане.
Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад,
а затем садились в ванны, делали гимнастику,
возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. До
одиннадцати часов полагалось бодро гулять по
палубам, дыша холодной свежестью океана.
Был конец ноября. До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. Жизнь протекала на нем размеренно. Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серозеленой водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. Неопределенноличные предложения.
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Обобщенноличные предложения
Примеры
Из песни слов не
выкинешь.
Цыплят по осени
считают.
Форма выражения
главного члена -
сказуемого
Наклонение
2 лицо, кд. число
Изъявительное
3 лицо мн. число
Изъявительное
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
1.По платью встр..чают по
уму пр..в..жают.
Обобщенноличные предложения типичны для пословиц,
афоризмов, для повествования с обобщенным смыслом.
1. По платью встречают
(3л., мн. ч.), по уму
провожают (3л., мн.ч.).
3. Сколько волка не корми
(2л., ед.ч.), он все в лес
смотрит.
(н..)к..рми он все в лес
смотрит.
2. В дверь тихо п..стучали.
3. Сколько волка
4. Не х..телось (н..)куда
идти.
5. Без труда не вылов..ш(?)
и ры..ку из пруда.
5. Без труда не выловишь
(2л., ед.ч.) и рыбку из
пруда.
1.По платью встр..чают по уму пр..в..жают.2. В дверь тихо п..стучали.3. Сколько волка (н..)к..рми он все в лес смотрит.4. Не х..телось (н..)куда идти.5. Без труда не вылов..ш(?) и ры..ку из пруда.1. По платью встречают (3л., мн. ч.), по уму провожают (3л., мн.ч.).3. Сколько волка не корми (2л., ед.ч.), он все в лес смотрит.5. Без труда не выловишь (2л., ед.ч.) и рыбку из пруда.Обобщенноличные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для повествования с обобщенным смыслом.
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Безличные предложения
Примеры
Скоро идти на улицу.
Нельзя пренебрегать советами
врача.
Хотелось поехать на
экскурсию.
Хорошо в зимнем лесу.
Форма выражения главного члена
- сказуемого
Инфинитив.
Инфинитив + можно, нельзя, нужно
Инфинитив + безличная форма
вспомогательного глагола
Наречие или краткое страдательное причастие в
форме среднего рода
Нет никого вокруг.
Грибов в лесу не оказалось.
Главный член выражен отрицательными
словами
На улице темнело.
Уже смеркается.
Мне взгрустнулось.
Безличный глагол в прошедшем времени, ед. ч.,
ср. рода
3 л. ед. числа настоящего и будущего времени
Личный глагол 3 л. ед. число, настоящее,
будущее, прошедшее время ср. род
Безличные предложения
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Безличные предложения
1. Вот сыростью х..лодною
1. Вот сыростью холодною
с в..стока п..несло.
2. Поезд не(с,сс)я по
насыпи скво..ь
обл..тевшие леса.
3. Чу, за туч..й пр..гремело
пр..нахмурилась земля.
4. Жизнь прожить – не поле
прейти.
5. Уже св..тало.
с востока понесло (3 л.,
ед. ч., ср. р.).
3. Чу, за тучей прогремело
(3 л., ед. ч., ср. р.). ,
принахмурилась земля.
5. Уже светало (3 л., ед. ч.,
ср. р.)..
1. Вот сыростью х..лодною с в..стока п..несло.2. Поезд не(с,сс)я по насыпи скво..ь обл..тевшие леса.3. Чу, за туч..й пр..гремело пр..нахмурилась земля.4. Жизнь прожить – не поле прейти.5. Уже св..тало.1. Вот сыростью холодною с востока понесло (3 л., ед. ч., ср. р.).3. Чу, за тучей прогремело (3 л., ед. ч., ср. р.). , принахмурилась земля.5. Уже светало (3 л., ед. ч., ср. р.).. Безличные предложения
Односоставное предложение(урок в 8 классе)
Спишите предложения. Определите способы выражения
сказуемого в безличном предложении. Сказуемое
подчеркнуть.
Говорить о детстве и легко и трудно. Благодаря его
статичности его очень легко описывать. Но в это
описание слишком часто проникает и слащавость,
которая совершенно чужда такому важному и
глубокому периоду жизни, как детство. Одним
хочется казаться слишком несчастными в детстве,
другим – слишком счастливыми. И то и другое обычно
вздор. Детям не с чем сравнивать. И они просто не
знают, счастливы они или несчастны. Как только
появляется сознание, человек попадает в совершенно
готовый и неподвижный мир. Самое естественное не
верить, что этот мир был иным. Эта первоначальная
картина всегда остается в душе человека.
Говорить о детстве и легко и трудно. Благодаря его статичности его очень легко описывать. Но в это описание слишком часто проникает и слащавость, которая совершенно чужда такому важному и глубокому периоду жизни, как детство. Одним хочется казаться слишком несчастными в детстве, другим – слишком счастливыми. И то и другое обычно вздор. Детям не с чем сравнивать. И они просто не знают, счастливы они или несчастны. Как только появляется сознание, человек попадает в совершенно готовый и неподвижный мир. Самое естественное не верить, что этот мир был иным. Эта первоначальная картина всегда остается в душе человека.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.