6 класс Исаева А.И.
Тема. Официально-деловой стиль.
Цели: познакомить учащихся с официально-деловым стилем, его особенностями;
Планируемые результаты:
Предметные: усвоить основы научных знаний о языке.
Метапредметные: сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи, сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)
Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни.
Оборудование:
Ход урока
1) Организационный момент.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
У вас есть ключ – это ребус. Разгадайте его, и узнайте, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
- Какое слово зашифровано в ребусе? (Стиль)
- Совершенно верно.
- Я вам напомню, что такое стиль речи.
Стиль – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни.
- С какими стилями речи вы уже знакомы?
- Почему вы не назвали официально-деловой стиль?
( - Почему официально-деловой стиль в нашем списке стоит последним?)
- Сегодня предметом нашего внимания и будет официально-деловой стиль.
3) Актуализация знаний.
- Официально-деловой стиль – это язык различных документов. Представьте себе, что вам нужно составить заявление о приёме в спортивную секцию. Что вам нужно знать, чтобы правильно это сделать?
- В этом и будет состоять цель сегодняшнего урока - познакомиться с особенностями официально-делового стиля. Сделать это вам поможет таблица.
Перед вами лежит сетка таблицы “Официально-деловой стиль” с незаполненными столбцами:
Цель |
Сфера применения (использования) |
Особенности стиля |
Жанры |
Лексика |
|
|
|
|
|
А также опорные карточки с определённым содержанием:
Информация |
Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг |
Логичность и краткость высказывания. Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование |
Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление |
В соответствии с постановлением, принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д. |
- Ваша задача заключается в том, чтобы определить, к какому из озаглавленных столбцов таблицы относится каждая опорная карточка, и прикрепить её к таблице. Выполнив правильно задание, вы сможете узнать об этом важном господине очень много нужного и интересного.
- А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось. (Таблица на доске)
- Вы, наверное, заметили, что для официально-делового стиля характерно использование устойчивых стандартных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная, исполнительная, сфере делопроизводства.
4) Первичное усвоение новых знаний.
- Перед вами текст. Прочитайте его и назовите обороты речи, которые употребляются в этих сферах.
Вступает законную силу, в установленном порядке, попасть в сложную ситуацию,
предоставляет гарантию, составить план работы, обжалованию не подлежит.
- Запишите эти фразы к себе в тетрадь.
- Употребление таких стандартных словосочетаний – одна из особенностей официально-делового стиля.
- Перед выполнением следующего задания я предлагаю вам посмотреть отрывок из известного советского мультфильма.
- Вот что может случится, если человек не знает об этой особенности.
Объявление.
Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые
и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см.
Нашедшего ждёт премия - велосипед.
- Выдержан ли деловой стиль в этом документе? За счёт чего возникает комический эффект? Какие исправления вы бы внесли?
-Запишите исправленный вариант данного объявления.
(Потерялся мальчик – Фёдор Иванов. Приметы: карие гласа, взъерошенные волосы, рост 1 метр, 20 см. За достоверную информацию – вознаграждение.)
- При выполнении этого задания мы из трёх предложений составили одно, убрали сравнение, сделали объявление короче. Краткость – ещё одна особенность официально-делового стиля.
5) Первичная проверка понимания
- Представьте себе, что вы идёте по улице и видите объявление следующего содержания:
Молодой кракодил пятидесяти лет хочет зависти себе друзей.
Спредложениями обращаца по адресу: Большая Пирожная улица, дом 15, корпус Ы.
Звонить три с половиной раза.
- Что затрудняет чтение этого объявления?
- Посчитайте, сколько орфографических ошибок в этом объявлении. (4)
6) Первичное закрепление
- Чтобы не попасть в такую ситуацию как крокодил Гена, предлагаю вам поработать над орфограммами в следующих словах:
Зая.вление акци.я
инструкци.я ли.цензия
бюлл.етень серти.фикат
декла.раци.я
- Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.
Проверять мы будем то, как вы справились с заданием с помощью «ромашки». Какую букву вы вставили в слове ЗАЯВЛЕНИЕ и т.д.
- Почему именно эти слова я выбрала для задания?
- Наличие такой особой лексики – одна из особенностей официально-делового стиля?
- Составьте и запишите предложение. Оно должно быть простым и распространённым.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия.
Цель |
Сфера применения (использования) |
Особенности стиля |
Жанры |
Лексика |
|
|
|
|
|
Информация |
Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг |
Логичность и краткость высказывания. Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование |
Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление |
В соответствии с постановлением, принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д. |
Цель |
Сфера применения (использования) |
Особенности стиля |
Жанры |
Лексика |
|
|
|
|
|
Информация |
Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг |
Логичность и краткость высказывания. Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование |
Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление |
В соответствии с постановлением, принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.