ОГЭ БИОЛОГИЯ 10 ВАРИАНТ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ

  • Домашнее обучение
  • pdf
  • 14.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа включает в себя 32 задания и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом: 22 задания базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 6 заданий повышенного уровня сложности, из которых 2 с выбором и записью трех верных ответов из шести, 3 на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом, из них: 1 повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; остальные высокого уровня сложности: 1 на анализ статистических данных, представленных в табличной форме; 2 на применение биологических знаний для решения практических задач. Шкала перевода баллов в оценки: «2» – от 0 до 12 «3» – от 13 до 25 «4» – от 26 до 36 «5» – от 37 до 46 Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом За верное выполнение каждого из заданий 1–22 выставляется 1 балл. В другом случае – 0 баллов. За верное выполнение каждого из заданий 23–27 выставляется 2 балла. За ответы на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно). За ответ на задание 25 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок. За ответы на задания 26 и 27 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Задания 29–32 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 46. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Иконка файла материала 618-variant-10.pdf

 

13

Процесс насыщения крови кислородом во время вдоха происходит в

1)  носовой полости

2)  альвеолах

3)  трахее

4)  бронхах

13

1

2

3

4

 

 

 

14

Совокупность протекающих в живых организмах химических реакций, обеспечивающих рост, развитие, жизнедеятельность и размножение, называется 1) пластический обмен

2)  обмен веществ

3)  энергетический обмен

4)  минеральный обмен

14

1

2

3

4

 

 

 

15

16

Чем короче голосовые связки, тем звук

1)  выше

2)  ниже

3)  тише

4)  громче

Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения, — это 1) способности

2)  темперамент

3)  тип высшей нервной деятельности

4)  характер

15

1

2

3

4

 

 

 

15

1

2

3

4

 

 

 

17

При закрытых переломах костей конечностей для оказания первой помощи нужно

1)  сделать горячий компресс

2)  наложить шину

3)  попытаться вправить сломанную кость

4)  наложить жгут

17

1

2

3

4

 

 

 

18

К растениям сухих местообитаний, способным переносить перегрев и обезвоживание (ксерофитам), относится

1)  ковыль

2)  алоэ

3)  тростник

18

1

2

3

4

 

 

 

 

2) корень

3) цветок

4) плод

 

    22              Верны ли следующие суждения о природных ресурсах?

А. Нефть, газ, каменный уголь относятся к невозобновимым природным ресурсам.

Б. Биологические ресурсы относятся к возобновимым природным ресурсам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

22

1

2

3

4

 

 

23

Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.

Какие структуры образуются из эктодермы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  головной мозг

2)  печень

3)  зубы

4)  лёгкие

5)  эпидермис кожи

6)  яичники

 

24   Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.

1)               Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.

2)               Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.

3)               Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липкимязыком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.

4)               Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями,приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.

5)               Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечныежелезы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.

6)               При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружуколючки.

 

24

 

    25         Установите соответствие между органоидом клетки и выполняемой им функцией.

 

25

 

 

ФУНКЦИИ ОРГАНОИДА

А) несет на своей мембране рибосомы

Б) образует лизосомы

В) обеспечивает транспорт веществ по трубочкам и цистернам

Г) накапливает синтезированные клеткой вещества

Д) делит клетку на секции, где происходят различные химические реакции

Е) участвует в построении клеточной оболочки

ОРГАНОИД КЛЕТКИ

1)  комплекс Гольджи

2)  шероховатая эндоплазматическая сеть

 

26   Установите последовательность расположения органов пищеварения у дождевого червя. Запишите цифры в правильной последовательности.

1)  зоб

2)  пищевод

3)  желудок

4)  кишечник

5)  глотка

6)  рот

 

26

 

27   Вставьте в текст «Биологический круговорот веществ» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цйфр (по тексту) перенесите в приведённую ниже таблицу.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

В экосистеме органические вещества синтезируются________(А) из неорганических веществ. Затем они потребляются ________(Б). Выделенные в процессе жизнедеятельности или после гибели организмов органические вещества подвергаются ________(В), то есть превращению в неорганические вещества. Эти неорганические вещества могут быть вновь использованы автотрофами для ________(Г) органических веществ.

Перечень терминов:

1)  метаболизм

2)  питание

3)  минерализация

4)  синтез

5)  автотрофы

6)  гетеротрофы

7)  сапротрофы

 

27

 

Часть 2.

Для ответов на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

29   ИСТОРИЯ ДОМАШНЕЙ КОШКИ

Кошка была одомашнена гораздо позже собаки, рогатого скота и лошади, так как уникальную способность уничтожать грызунов по достоинству оценили только земледельцы в Древнем Египте 6000 лет назад. Так, спасая урожай зерна от мышей и крыс, дикая ливийская кошка заслужила почет и уважение человека. Египтяне считали кошку священным животным, воплощением богини ночи. Если у семьи древних египтян погибала кошка, все ее члены остригали волосы в знак траура, оплакивали любимицу и хоронили как человека. Ее тело бальзамировали, делали мумию и укладывали в саркофаг. За убийство кошки наказание было строже, чем за убийство человека.​

В Европе кошки появились лишь в I в. н.э. До этого времени на мышей в домах европейцев охотились прирученные ласки и куницы.

Кошки быстро стали незаменимыми помощниками в борьбе с крысами и мышами и просто домашними любимцами. Привезенные домашние кошки скрещивались с дикими европейскими лесными кошками, камышовыми котами, что привело к возникновению первых пород кошек.

В средневековой Европе кошки считались спутниками дьявола. Их вместе с владельцами мучили и сжигали на кострах инквизиции, обвиняя в колдовстве. Не без оснований считается, что сокращение численности кошек привело к размножению черных крыс — переносчиков чумы, смертельного заболевания, от которого серьезно страдало население европейских городов.

На Руси и Древнем Востоке отношение к кошкам было уважительное, без жестокости и невежественных предрассудков, характерных для средневековой Западной Европы.

Используя содержание текста «История домашней кошки» и собственные знания, ответьте на вопросы.

1)  Где и когда была одомашнена кошка?

2)  Какие животные уничтожали грызунов в домах европейцев до появлениядомашних кошек?

3)  Распространению какого смертельно опасного заболевания препятствуютдомашние кошки?

30   Пользуясь таблицей «Аккумуляция элементов организмами», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Аккумуляция элементов организмами

Ответы

1

2

Используется метод сравнения (сравнивают представителей этих царств на наличие того или иного признака);

2

3

Основные положения клеточной теории:

1)             Клетка - основная единица строения, функционирования и развития всехживых организмов, наименьшая единица живого, способная к самовоспроизведению, саморегуляции и самообновлению;

2)             Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны(гомологиины) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;

3)             Размножение клеток происходит путем их деления, каждая новая клеткаобразуется в результате деления исходной (материнской) клетки; 4) В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно взаимосвязаны и подчинены нервной и гуморальной регуляциям.

3

4

Единственной неклеточной формой жизни на данный момент является вирус. Остальные организмы делятся на прокариот (не имеющие оформленного ядра) и эукариот (имеющие оформленное ядро);

4

2

Вишня – подрод растений рода Слива семейства Розовые;

Груша – род деревьев и кустарников семейства Розовые;

5

1

По цифрой 1 – водоросли;

По цифрой 2 – мхи;

По цифрой 3 – папоротники;

По цифрой 4 – голосеменные;

По цифрой 5 – покрытосеменные;

6

4

Мантия – это образование характерное только для представителей Моллюски;

7

2

Органы дыхания млекопитающего – лёгкие альвеолярного строения. На рисунке под цифрой 2;

8

1

Эпителиальная ткань в организме человека делится на:

Покровный эпителий, который образует наружные покровы, роговицу глаза и выстилает внутренние органы;

Железистый эпителий, который образует все виды желёз;

9

3

Двигательный нейрон – это нервная клетка, проводящая информацию на эффектор (мыщца), от центральной нервной системы (головной и спинной мозг), вызывая при этом соответствующую реакцию;

10

4

Все кости мозговой части черепа соединены неподвижными соединениями костными швами;

11

2

Вода из эритроцитов будет двигаться в более концентрированную среду (солевой

раствор), следовательно эритроциты сморщатся;

12

2

Вены это сосуды, которые несут кровь к сердцу; Легочные вены являются часть малого круга кровообращения, который начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии; Следовательно, легочные вены впадают в левое предсердие;

 

13

2

Насыщение крови кислородом происходит в альвеолах легких;

14

2

Метаболизм, или обмен веществ — набор химических реакций которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды;

15

1

Голосовые связки у женщин короче, чем у мужчин, поэтому их голос всегда выше.

16

2

Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения — это темперамент;

17

2

1)  сделать горячий компресс – нет, только холодный компресс;

2)  наложить шину – да, чтобы обеспечить неподвижность;

3)  попытаться вправить сломанную кость – нет, этого делать НЕЛЬЗЯ;

4)  наложить жгут – нет, при кровотечениях;

18

2

1)  ковыль – нет, растет в степи (мезофит);

2)  алоэ – да, суккулентное растение (ксерофит);

3)  тростник – нет, растёт по берегам водоёмов, часто в воде (гидрофит);

4)  клевер – нет, растение умеренных широт (мезофит);

19

1

Углерод - C;

В основном, зелёные растения (продуценты) синтезируют органические вещества из углекислого газа (CO2) и воды (H2O) при участи Солнечного света в процессе фотосинтеза;

20

4

Характерна высокая смертность сразу после рождения, затем на протяжении всей жизни смертность невысока, но резко возрастает в её конце (например, у людей, живущих в отсталых странах, и некоторых крупных млекопитающих);

21

1

Связь в таблице:

Орган – Функция органа в растении;

Лист - фотосинтез, газообмен, транспирация;

Стебель - соединяет все органы растения;

            22       3

А. Нефть, газ, каменный уголь относятся к невозобновляемым природным ресурсам – да, на их образование уходит миллионы лет и необходимы особые условия;

Б. Биологические ресурсы относятся к возобновимые природным ресурсам – да, организмы и виды можно выращивать искусственно, но так же они способны к сомовозобновлению;

23

135

Из эктодермы формируются нервная система (головной мозг, спинной мозг и

т.д.), органы чувств, эпидермис кожи и его производные (ногти, волосы, зубы);

 

24

345

1)             Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см – нет;

2)             Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам – нет;3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев – да, добывающее муравьев своим длинным языком; 4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли - да, добывающее термитов;

5)             Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери – да, яйцекладущее;

6)             При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружуколючки.

25

212121

А) несет на своей мембране рибосомы – шероховатая эндоплазматическая сеть

(поэтому её и называют шероховатой);

Б) образует лизосомы – комплекс Гольджи;

В) обеспечивает транспорт веществ по трубочкам и цистернам - шероховатая эндоплазматическая сеть;

Г) накапливает синтезированные клеткой вещества – комплекс Гольджи; Д) делит клетку на секции, где происходят различные химические реакции шероховатая эндоплазматическая сеть;

Е) участвует в построении клеточной оболочки – комплекс Гольджи;

26

652134

Пищеварительная система начинается на переднем конце тела ротовым отверстием, из него пища поступает последовательно в глотку, затем пищевод. Затем пища переходит в расширенный зоб и небольшой мускульный желудок (мышцы в его стенках способствуют перетиранию пищи). От желудка почти до заднего конца тела тянется средняя кишка, в которой под действием ферментов пища переваривается и всасывается. Непереваренные остатки поступают в короткую заднюю кишку и выбрасываются наружу через заднепроходное отверстие.

27

5634

В экосистеме органические вещества синтезируются автотрофами (продуцентами) из неорганических веществ. Затем они потребляются гетеротрофами (консументами). Выделенные в процессе жизнедеятельности или после гибели организмов органические вещества подвергаются минерализации (за счет деятельности редуцентов), то есть превращению в неорганические вещества. Эти неорганические вещества могут быть вновь использованы автотрофами для синтеза органических веществ.

28

31312

А. Тело – разделено на 3 отдела: голова, грудь, брюшко (Насекомые);

Б. Ротовой аппарат - грызущего типа (Питание растительной пищей);

В. Количество ходильных конечностей - 3 пары (Насекомые);

Г. Крылья - 2 пары, верхние жёсткие, нижние — летательные (Жесткокрылые); Д. Тип развития - полное превращение (Личинка не похожа на взрослую особь, присутствует стадия куколки);

29       Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) В Древнем Египте 6000 лет назад.

 

2)  Ласки и куницы.

3)  Чумы (кошки уничтожают черных крыс — переносчиков чумы).

30

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)             моллюски;

2)             Cd, Pb, As, Hg;3) ртуть (Hg).

31

Верно указаны следующие элементы ответа:

1)             Энергозатраты тренировки — 712,5 ккал (9,5 ккал/мин х 75 мин).

2)             Рекомендуемые блюда: апельсиновый сок, чай с сахаром (две чайные ложки),омлет с ветчиной, салат овощной.

3)             Калорийность рекомендованного обеда — 703 ккал (сок 225 ккал + чай ссахаром 68 ккал + омлет 350 ккал + салат овощной 60 ккал); количество белков — 26 г (сок 2 г + чай 0 г + омлет 21 г + салат 3 г).

32

В ответе должны быть указаны следующие аргументы:

1)  Овощные блюда практически не содержат жиров.

2)  Овощные блюда содержат много полезной для пищеварения клетчатки.

Обо всех неточностях пишите на почту (с указанием номера варианта и задания): gregorykharin@yandex.ru

Источник: https://neznaika.info/test/bio_oge/618-variant-10.html