ОГЭ. Биология. Вариант № 1
Оценка 4.7

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
9 кл
10.03.2018
ОГЭ. Биология. Вариант № 1
Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 1.doc
Вариант № 1 1. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира? 1) анатомия     2) эволюционное учение   3) генетика  4) экология 2. Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной  клетке?  1) вакуоль       2) митохондрия     3) хлоропласт    4) рибосома 3. Выберите верное утверждение.  1) у одноклеточного растения нет способности к половому размножению 2) одноклеточные растения неспособны к активному движению 3) у многоклеточного растения не бывает дифференциации на органы и ткани 4) у многоклеточного растения объём тела потенциально не ограничен На рисунке изображено микроскопическое строение корня. В какой из  4.  зон был сделан срез? 1) всасывания     2) роста     3) деления    4) проведения 5. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?  1)    2)    3)     4)  6. Одним из приспособлений скелета птиц к полёту считается 1) большой объём мозговой части черепа        2) наличие рёбер 3) соединение рёбер с грудиной                        4) наличие в костях полостей 7. Какие органы предохраняют птиц от перегревания в полёте? 1) кожа, покрытая перьями                  2) зоб и два отдела желудка 3) воздушные мешки и лёгкие             4) четырёхкамерное сердце и сложная сеть кровеносных сосу­ дов 8. В какой части света из обозначенных на рисунке были найдены останки древнейших людей?  1) 1     2) 2     3) 3      4) 4 9. В продолговатом мозгу находится нервный центр 1) координации спинной мускулатуры              2) кожно­мышечного чувства 3) сосудодвигательный                                        4) слуха 10.  Какой сустав изображён на рентгеновском снимке? 1) голеностопный     2) тазобедренный      3) коленный       4) локтевой 11. Рассмотрите схему воспалительного процесса. Что на ней обозначено под цифрой 1?  1) лейкоцит        2) нерв      3) кровеносный сосуд     4) бактерия 12. Что усиливает работу сердца? 1) парасимпатическая нервная система        2) ионы кальция 3) гормон роста                                                4) соматическая нервная система 13. Выберите верное утверждение.  1) в двенадцатиперстной кишке расщепляются только липиды и углеводы 2) в двенадцатиперстной кишке происходит расщепление только белков 3) в двенадцатиперстной кишке происходит расщепление всех полимерных молекул 4) в двенадцатиперстной кишке расщепляются только углеводы 14. Какой процесс в организме человека относят к энергетическому обмену?  1) деление клеток 2) биологическое окисление органических веществ 3) всасывание аминокислот ворсинками кишечника 4) синтез белков, свойственных данному организму 15. Какой цифрой на рисунке отмечена зона языка, отвечающая за распознавание солёного вкуса?    1) 1    2) 2     3) 3    4) 4 16. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием  1) инстинктов                            2) безусловных рефлексов   3) эмоциональной памяти         4) абстрактного мышления 17. Профилактику и лечение какого заболевания можно осуществлять, используя данный комплекс упражнений?    1) сколиоз   2) нарушение координации   3) плоскостопие  4) вывих голеностопного сустава 18. При выращивании растений в теплицах недостаток света в осенне­зимний период можно ком­ пенсировать  1) поддерживанием высокой влажности почвы 2) биологической борьбой с вредителями 3) повышением в воздухе содержания углекислого газа 4) регулярной подкормкой растворами азотных и калийных солей 19. Устойчивость рыжих тараканов к ядам, которые использует человек в борьбе с ними, формиру­ ется на основе 1) несовершенства ядов                       2) искусственного отбора 3) наследственной изменчивости        4) ненаследственной изменчивости 20. Изучите график зависимости изменения температуры кожи от продолжительности контакта с  предметом, температура которого составляет 0 °С (по оси у отложена температура кожного по­ крова человека (в °С), а по х — продолжительность контакта с холодным предметом (в с)). Какой будет температура кожи в области контакта, если продолжительность соприкосновения с  холодным предметом составит 210 с?  1) 36,4 °С       2) 36,1 °С       3) 35,8 °С       4) 35,5 °С 21. Задание 21 Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:   Группа 1 Группа 2 Сосна Берёза Одуванчик Ель Ветреница Копытень  Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?  1) источник питания                        2) способ размножения 3) требования к освещённости         4) строение цветка 22. Задание 22 Верны ли следующие суждения о строении нервной системы человека?  А. Нервные узлы — это скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы Б. Двигательные нейроны передают нервные импульсы от органов чувств в спинной мозг.  1) верно только А        2) верно только Б     3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны 23. Задание 23 Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите  три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) строительство новых городов 2) истощение озонового слоя Земли 3) низкая рождаемость в развитых странах Европы 4) старение населения Земли 5) загрязнение атмосферы продуктами различных производств 6) сокращение видового разнообразия биосферы 24. Задание 24 Известно, что большой пёстрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и пита­ ющаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведённого  ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запи­ шите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.  1) Клюв у птиц крепкий, заострённый и долотовидный. 2) Яйца насиживают самец и самка поочерёдно в течение 12–13 дней. 3) Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперёд, а  два назад. 4) Дятел не любит соседства своих родичей. 5) Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева. 6) Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса — 70–100 г. 25. Задание 25 Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани, к  которому её относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второ­ го столбца. ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ 1) механическая 2) фотосинтезирующая  ХАРАКТЕРИСТИКА   А) состоит из клеток, содержащих хлоропласты Б) образована клетками с толстыми прочными стенками В) входит в состав древесины Г) обеспечивает синтез органических веществ из неорганических  на свету Д) заполняет внутреннее пространство листовой пластинки Е) образована в основном мёртвыми клетками      Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В Г Д Е             26. Задание 26 Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и раз­ витию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствую­ щую последовательность цифр.  1) развитие зародышей внутри яиц 2) выход молодых ящериц 3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов 4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки 5) откладка самкой яиц 27. Задание 27 Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложен­ ного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных от­ ветов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.   Происхождение эукариот   Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились  __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты  возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в  _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибо­ сомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции  поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются  __________ (Г).   Перечень терминов  1) паразитизм     2) симбиоз   3) органические вещества   4) энергия   5) прокариотический 6) эукариотический      7) хлоропласт     8) аппарат Гольджи Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В Г         28. Задание 28 Рассмотрите фотографию собаки породы хортая борзая. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы,  форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и  карандаш . А. Окрас Б. Форма головы В. Форма ушей Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, па­ раллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз) Д. Форма хвоста Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.   A Б В Г Д 29. Задание 29 Используя содержание текста «Борьба за существование» и знания школьного  курса биологии, ответьте на вопросы.  1) В чём особенность межвидовой борьбы за существование? 2) Что является результатом внутривидовой борьбы за существование? 3) Какой пример иллюстрирует межвидовую борьбу за существование? БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ  Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввёл в биологию сборное понятие, объединяю­ щее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбо­ ру организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособлен­ ность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Учёный выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.  Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наибо­ лее ожесточённая и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее при­ способленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сос­ новом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида по­ стоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внут­ ривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилени­ ем специализации вида.  Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определённые отноше­ ния с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Её можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, па­ разитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет чёрную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – чёрного таракана. Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существо­ вать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.  Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицатель­ ных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.  Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведёт к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В ре­ зультате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряжённость конкуренции за одинаковые ресурсы среды. 30. Задание 30 Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19­ летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.   Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)  в 19­летних сосновых посадках разной густоты Густота насаждений (в деревьях на гектар)   100 185 400 500 700 Ствол Хвоя Ветви 58,9 63,7 66,4 64,9 72,8 13,2 14,2 10,0 13,4 8,7 8,9 7,7 6,3 5,0 4,9 1) В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая? 2) Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого орга­ на не учтена? 3) Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов? 31. Задание 1 Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется 1) агроном    2) зоотехник    3) селекционер     4) ветеринар На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию  32. Задание 2  выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А? 1) контролируют жизнедеятельность 2) поглощают энергию солнечного света 3) хранят наследственную информацию 4) запасают воду

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1

ОГЭ. Биология. Вариант № 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018