ОГЭ. Биология. Вариант № 2
Оценка 4.7

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
9 кл
10.03.2018
ОГЭ. Биология. Вариант № 2
Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 2.doc
Вариант № 2 1. Задание 1 Система наиболее общих знаний в определённой области науки — это  1) факт      2) эксперимент      3) теория      4) гипотеза 2. Задание 2 Откуда, согласно клеточной теории, появляются новые клетки у грибов?  1) от других клеток                    2) формируются из органоидов 3) путём распада синцитиев       4) путём реорганизации тканей 3. Задание 3 Какие грибы размножаются почкованием?  1) опята       2) пеницилл        3) дрожжи         4) мукор 4. Задание 4 Расположение листьев на побегах по нескольку в узле (три и более) называют 1) очередным     2) супротивным    3) спиральным     4) мутовчатым 5. Задание 5 Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(­ются)  1) заросток в виде зелёной пластины         2) предросток в виде зелёных нитей 3) растения с листьями                                 4) семена будущего растения 6. Задание 6 У насекомых дыхание происходит  1) при помощи трахей                          2) через всю поверхность тела 3) при помощи лёгочных мешков        4) при помощи жабр 7. Задание 7 Земноводные произошли от 1) современных латимерий                2) вымерших пресноводных кистепёрых рыб 3) древних двоякодышащих рыб      4) древних хрящевых рыб 8. Задание 8 Общим для человека и человекообразных обезьян является то, что они 1) бесчерепные              2) холоднокровные    3) яйцеживородящие     4) плацентарные 9. Задание 9   1) вставочный нейрон        2) чувствительный нейрон      3) рабочий орган 4) двигательный нейрон Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги? На рисунке изображена Эйфелева башня, расположенная в 10. Задание 10  Париже. Строение какого внутреннего органа человека она имитирует?  1) печени        2) мозга             3) почки       4) кости 11. Задание 11 Пётр уже 3 минуты сидит в парилке, температура в которой 90°С. Какая температу­ ра у Петра в брюшной полости?  1) около 37°С           2) выше 37°С, но ниже 42°С     3) между 37°С и 90°С    4) почти 90°С 12. Задание 12 У людей, попавших в аварию или пострадавших в результате травм, пульс прощупы­ вают в области шеи. Этот пульс обнаруживается в  1) плечевой артерии         2) сонной артерии           3) аорте     4) лучевой артерии 13. Задание 13 В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление крахмала? 1) желудке          2) тонкой кишке    3) слепой кишке      4) ротовой полости 14. Задание 14 Гемоглобин — вещество, образующееся в организме человека в результате обмена  1) белков          2) жиров        3) витаминов         4) углеводов 15. Задание 15 На языке человека имеются рецепторы, воспринимающие четыре базовых вкусовых  ощущения: сладкое, кислое, горькое и  1) терпкое        2) жирное            3) солёное                4) жгучее 16. Задание 16 . Укажите пример условного торможения.   1) невольник забыл родной язык                            2) спортсмен после соревнований идёт спать 3) в ответ на удар боксёр атакует соперника       4) при виде яблока выделяется слюна 17. Задание 17 При инфекционных заболеваниях повышают норму потребления витамина С, так как он 1) обезвреживает попавшие в организм вирусы       2) является составной частью антител 3) уничтожает яды, производимые микробами        4) способствует повышению иммунитета 18. Задание 18 Отношения двух организмов, из которых один извлекает пользу, а другой не получа­ ет ни вреда, ни пользы, наблюдаются при 1) квартиранстве          2) хищничестве     3) паразитизме    4) симбиозе 19. Задание 19 Какое из следующих утверждений справедливо для редуцентов (разрушителей)?  1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений. 2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных. 3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ. 4) Они используют энергию организма­хозяина. 20. Задание 20 Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружа­ ющей среды (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у – относительная работоспо­ собность (в %)).    При какой температуре воздуха работоспособность человека будет равна 100 %?  1) 21 °С         2) 24 °С       3) 28 °С        4) 33 °С 21. Задание 21 Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы суще­ ствует определённая связь:  Объект Часть ... Речной рак Трахеи Жабры Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?  1) кузнечик          2) беззубка        3) дождевой червь       4) жаба 22. Задание 22 Верны ли следующие суждения об обмене веществ в организме? А. К обмену веществ способны все организмы, кроме прокариотических. Б. В ходе энергетического обмена в клетках накапливается энергия в виде АТФ.  1) верно только А          2) верно только Б       3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны 23. Задание 23 Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из  шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) по своим результатам противоположен биосинтезу         2) идёт с поглощением энергии 3) завершается в митохондриях                                                4) завершается в рибосомах 5) сопровождается синтезом молекул АТФ     6) завершается образованием кислорода и углеводов 24. Задание 24 Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель  науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Ис­ пользуя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к опи­ санию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.  1) Разработал методику опытов с мнимым кормлением. 2) Иван Павлов читал много художественной и научной литературы. 3) Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах. 4) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. 5) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года. 6) В 1883 году учёный защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». 25. Задание 25 Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для  которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите пози­ цию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.                              ПРИЗНАК                        A) представляет собой полость­резервуар Б) имеет двойную мембрану В) заполнен(­а) клеточным соком Г) содержит фотосинтетические пигменты Д) отделен(­а) от цитоплазмы одной мембраной    Е) синтезирует крахмал из углекислого газа и воды    ОРГАНОИД 1) вакуоль 2) хлоропласт Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.   A Б В Г Д Е 26. Задание 26 Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и разви­ тию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую после­ довательность цифр.  1) замена жаберного дыхания лёгочным           2) откладка икры самкой в воду 3) развитие жабр, мускулатуры и скелета          4) оплодотворение икры самцами 5) появление личинки                                           27. Задание 27 Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и животными» пропущенные тер­ мины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст  цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в  приведённую ниже таблицу.   СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и по­ стоянно растут. Снаружи их клетки, как и растительные, покрыты ___________(А). Внутри клетки у них отсутствуют зелёные ___________(Б). С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не  запасается ___________(В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточ­ ной стенки у грибов входит ___________(Г).   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) плазматическая  мембрана 5) митохондрия   4) комплекс Гольджи 7) гликоген 2) клеточная стенка 3) пластиды 6) крахмал 8) хитин A Б В Г 28. Задание 28  рактеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа;  форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой  части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.  А. Тип листа 1) черешковый Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите ха­ 2) сидячий Б. Жилкование листа 1) параллельное 3) пальчатое   2) дуговидное 4) перистое В. Форма листа  Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части  Д. Край листа (для выделенного фрагмента) Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.  A Б В Г Д 29. Задание 29 Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса био­ логии, ответьте на вопросы.  1) Какие условия необходимы для получения простокваши? 2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий? 3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо пере­ работать больше веществ, чем обыкновенной амёбе? ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ   Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кисло­ рода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распро­ странены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы стал­ киваемся с молочнокислыми бактериями, — они участвуют в образовании молочнокислых продук­ тов. В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров по­ лучается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и со­ вершила превращение молока в кислый молочный продукт.  Болгарская палочка — вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает мо­ локо во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.  Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии све­ жую капусту превращают в квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедея­ тельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям броже­ ния. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления замет­ но меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать большие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.  Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов. 30. Задание 30 Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», ответьте на следую­ щие вопросы.   1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа? 2) Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые  четыре пары вариантов.) 3) Человек с какой группой крови является универсальным донором? 31. Задание 31 Светлана, студентка театрального училища, всегда следит за своей фигурой и три  раза в неделю занимается ритмической гимнастикой в фитнес­клубе. После полуторачасового заня­ тия Светлана заходит в ресторан быстрого питания, чтобы перекусить. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите девушке оптимальное по  калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков, для того чтобы компенсировать  энергозатраты во время полуторачасового занятия. При выборе учтите, что Светлана выбирает блюда с наименьшим количеством углеводов и пьёт чай  без сахара. В ответе укажите: энергозатраты во время занятия гимнастикой; заказанные блюда, ко­ торые не должны повторяться; калорийность обеда и количество углеводов в нём. Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания Блюда и напитки Двойной Макмаффин (булоч­ ка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) Фреш Макмаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) Чикен Фреш Макмаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) Омлет с ветчиной Салат овощной Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки) Картофель по­деревенски Маленькая порция картофеля фри Мороженое с шоколадным Вафельный рожок Кока­кола Апельсиновый сок Чай без сахара Чай с сахаром (две чайные ложки)    Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) 425 380 355 350 60 250 315 225 325 135 170 225 0 68 39 19 13 21 3 14 5 3 6 3 0 2 0 0 33 18 15 14 0 12 12 11 4 0 0 0 0 16 41 35 42 35 10 15 38 29 50 22 42 35 0 14   Энергозатраты при различных видах физической активности Виды физической активности Энергетическая стоимость Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; гребля на каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы 4,5 ккал/мин. 5,5 ккал/мин. 6,5 ккал/мин. 7,5 ккал/мин. на лыжах; водные лыжи Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде 9,5 ккал/мин. 32. Задание 32 № 2055. Что такое пищевые волокна? Почему пищевые волокна полезны для орга­ низма?

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2

ОГЭ. Биология. Вариант № 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018