ОГЭ. Биология. Вариант № 5
Оценка 4.7

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
9 кл
10.03.2018
ОГЭ. Биология. Вариант № 5
Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 5.doc
Вариант № 5 1. Задание 1 Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?  1) антропология    2) зоология     3) криптология     4) ботаника 2. Задание 2 Старая растительная клетка отличается от молодой тем, что она  1) имеет более крупное ядро      2) содержит большую вакуоль    3) заполнена цитоплазмой           4) содержит хлоропласты На каком из рисунков представлен фраг­   3. Задание 3 мент тела гриба подосиновика?  1) 1        2) 2             3) 3             4) 4 4. Задание 4 Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, — это  1) семязачаток            2) завязь пестика           3) плод        4) пыльники тычинок 5. Задание 5 Какой тип плода у паслёна?  1) коробочка      2) орех    3) костянка      4) ягода 6. Задание 6 Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют  1) членистое тело         2) хитиновый покров     3) брюшную нервную цепочку 4) кровеносную систему Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в есте­ 7. Задание 7  ственной среде.   1) летающими насекомыми        2) мышевидными грызунами 3) твёрдыми плодами                    4) зелёными побегами 8. Задание 8 Что из перечисленного характерно для человека как представителя приматов?  1) наличие двух лопастей печени                      2) расположение глаз по бокам головы 3) отсутствие роговых чешуй на теле                4) наличие ногтей вместо когтей 9. Задание 9 Какая система органов осуществляет освобождение клеток и тканей от конечных продук­ тов обмена веществ, растворённых в воде?  1) иммунная       2) кровеносная    3) дыхательная       4) покровная 10. Задание 10 Какие кости человека срастаются в процессе его жизни?  1) грудной клетки                                   2) свободных нижних конечностей 3) свободных верхних конечностей      4) мозгового отдела черепа 11. Задание 11  процесс протекает в этот момент в кровеносном сосуде?  1) фагоцитоз          2) образования эритроцитов    3) образование антител    4) образование тромба На рисунке изображён фрагмент кровеносного капилляра. Какой Какой кровеносный сосуд обозначен на рисунке цифрой 2? 12. Задание 12   1) лёгочная артерия      2) аорта            3) лёгочная вена        4) нижняя полая вена 13. Задание 13 Как называется секрет со следующими характеристиками: прозрачная жидкость со сла­ бощелочной реакцией, содержащая ферменты, участвующие в расщеплении белков, жиров и углеводов?  1) слюна         2) желчь       3) желудочный сок        4) поджелудочный сок 14. Задание 14 Кальций очень важен для прочности костей. Что из перечисленного является хорошим  источником кальция?  1) сыр         2) макароны            3) рис         4) красное мясо 15. Задание 15 Внутреннее ухо человека расположено в полости кости  1) лобной         2) теменной            3) височной         4) затылочной 16. Задание 16 На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, кото­ рому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темпера­ мента.  1) сангвиник    2) флегматик    3) меланхолик       4) холерик 17. Задание 17 Раствором какого вещества необходимо обработать кожу при ожоге кислотой после  промывания места ожога водой?  1) уксуса        2) соды         3) пищевой соли    4) йода 18. Задание 18 К какому типу относят взаимоотношения гриба и водоросли в составе лишайника?  1) паразитизм          2) симбиоз            3) нейтрализм        4) конкуренция 19. Задание 19 Если в процессе эволюции у животного сформировались кожные покровы, изоб­ ражённые на рисунке, то его кровеносная система должна иметь  1) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращения 2) трёхкамерное сердце и один круг кровообращения 3) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения 4) двухкамерное сердце и один круг кровообращения 20. Задание 20 Известно, что момент распускания почек на деревьях зависит от двух факторов: длины  светового дня и средней суточной температуры. На графике представлено количество деревьев, на ко­ торых распустилось большинство (больше 50%) почек, по числам апреля. По оси X отложены дни  (числа апреля), по оси Y — процент деревьев с распустившимися почками. Определите, в каких числах резко потеплело?  1) с 5 по 10 апреля       2) с 10 по 15 апреля      3) с 15 по 20 апреля      4) с 20 по 25 апреля 21. Задание 21 Изучите таблицу, в которой приведены две группы организмов.  Группа 1 Группа 2 белая планария лямблия печёночная амёба обыкновенная малярийный плазмодий дождевой червь бычий цепень  Что из перечисленного было положено в основу классификации (разделения) этих организмов на груп­ пы?  1) образ жизни    2) клеточное строение    3) способ размножения    4) тип развития 22. Задание 22 Верны ли следующие суждения об эволюционном учении? А. Эволюционное учение доказало, что виды неизменяемы и существуют в природе постоянно. Б. В процессе эволюции из одного вида могут образовываться новые виды организмов.  1) верно только А         2) верно только Б         3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны 23. Задание 23 Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами? Выберите  три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) худоба    2) воспаленные глаза   3) кашель    4) выпадение волос   5) повышенный аппетит 6) диарея 24. Задание 24 Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три вер­ ных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) спинно­мозговой нерв        2) нервные узлы         3) продолговатый мозг 4) нервные сплетения               5) спинной мозг         6) мозжечок 25. Задание 25 Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к кото­ рой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столб­ ца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.                              ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА                        A) вирус гепатита Б) химический состав почвы В) длина светового дня     Г) пыльца растений Д) смерч ГРУППА 1) абиотический фактор 2) биотический фактор Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.  A Б В Г Д 26. Задание 26 Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного  движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствую­ щую последовательность цифр.  1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы 2) увеличение объёма лёгких 3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа 4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха 5) расслабление межрёберных мышц 27. Задание 27 Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из пред­ ложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных  ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таб­ лицу.    Процессы жизнедеятельности листа   В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют  ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при  котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев.  Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.   Перечень терминов 1) жилка       2) кислород       3) кожица       4) поглощение        5) углекислый газ      6) устьица 7) фотосинтез     8) чечевичка   Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В Г         Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характери­ 28. Задание 28  стики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма  листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, по  форме края. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.  А. Тип листа 1) черешковый            2) сидячий  Б. Жилкование листа 1) параллельНое           2) дуговидное       3) пальчатое       4) перистое  В. Форма листа  Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части Д. Край листа  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В Г Д           29. Задание 29 № 1538. Используя содержание текста «Молекулярно­генетические методы при рассле­ довании преступлений», ответьте на следующие вопросы. 1) Какую реакцию используют для получения копий аллелей исследуемого человека? 2) Какие гены лучше использовать: консервативные (одинаковые почти у всех людей, живущих в данной местности) или полиморфные (сильно различающиеся у разных людей)? 3) Можно ли считать совпадение ДНК 100% доказательством вины? Ответ поясните. Молекулярно­генетические методы при расследовании преступлений   В современной криминалистике для доказательства вины подозреваемых часто используются молеку­ лярно­генетические методы. Как известно, человек — диплоидный организм, имеющий по два аллеля каждого гена, один из которых пришёл от отца, второй — от матери. С помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) можно получить ДНК­копию аллелей конкретного человека. При этом используются такие гены, по которым полиморфизм (различия аллелей между организмами) достаточно высок. Если аллели, обнаруженные в ДНК подозреваемого, совпадают с аллелями, полученными из ДНК, обнару­ женной на месте преступления, можно сделать вывод о том, что подозреваемый бывал на месте пре­ ступления. К примеру, после кражи в доме жертвы обнаружили волосы, жертве не принадлежащие (из волос можно выделить ДНК, если они выпали вместе с корнем). Волосы светлые, а жертва имеет тёмные волосы. Среди   знакомых   жертвы   есть   светловолосый   подозреваемый,   который   отрицает   своё   знакомство   с жертвой. В случае совпадения набора аллелей, полученных из его ДНК и из ДНК корней волос, обнару­ женных на месте преступления, можно уличить его во лжи. Такие доказательства являются косвенными и никогда не используются сами по себе, без дополнительных фактов, но могут существенно помочь следствию. 30. Задание 30 № 1507. Британские учёные в течение 12 лет проводили исследование, в котором участ­ вовали 3760 младенцев, рождённых в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при  рождении и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младенцев при  рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.  Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы: 1. Какой вес имело большинство детей при рождении? 2. Дети какого веса имели наименьшую раннюю смертность? 3. Как Вы считаете, существует ли давление естественного отбора на вес детей при рождении? Ответ  поясните.   Таблица 1 Вес детей при рождении и детская смертность 31. Задание 31 № 1508. Семья Ульяновых (Сергей, Галина и их 10­летний сын Яков) собралась в байда­ рочный поход на реку на выходные (2 полных дня и 1 ночёвка). Ульяновы планируют проводить на воде по 8 часов в день с остановкой на небольшой перекус рыбными консервами. Перед приготовлением  ужина Сергей потратит около 30 минут на рубку дров, а Яков погуляет около часа по окрестностям в  поисках ягод. Помогите Галине рассчитать, сколько и каких продуктов надо взять с собой. Учитывай­ те, что Яков будет грести в 2 раза слабее, чем его родители. Покажите свои расчёты, напишите, какие  приёмы пищи и какие блюда вы выбрали для Ульяновых.  Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания, на 100 г продукта Энергозатраты при различных видах физической активности 32. Задание 32 № 1509. Семья Ульяновых (Сергей, Галина и их 10­летний сын Яков) собралась в байда­ рочный поход на реку на выходные (2 полных дня и 1 ночёвка). Ульяновы планируют проводить на воде по 8 часов в день с остановкой на небольшой перекус рыбными консервами. Перед приготовлением  ужина Сергей потратит около 30 минут на рубку дров, а Яков погуляет около часа по окрестностям в  поисках ягод. Будучи 10­летним мальчиком, Яков упрашивал маму взять в поход побольше сладкого печенья, но Га­ лина была непреклонна и взяла в основном крекеры. Как Вы думаете, почему? Таблица 2. Энергетическая и пищевая ценность продукции кафе быстрого питания       Таблица 3. Энергозатраты при различных видах физической активности

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5

ОГЭ. Биология. Вариант № 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018