ОГЭ. Биология. Вариант № 6
Оценка 4.7

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
9 кл
10.03.2018
ОГЭ. Биология. Вариант № 6
Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 6.doc
1. Задание 1 На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят  знания в области Вариант № 6    1) анатомии          2) физиологии       3) генетики         4) гигиены 2. Задание 2 В ядрах клеток стенки пищевода плодовой мушки дрозофилы содержится 8 хромосом.  Сколько пар хромосом будет в ядрах этих клеток после их митотического деления?  1) 2        2) 4           3) 8         4) 16 3. Задание 3 Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле  1) льна­долгунца         2) кукурузы       3) томата       4) тюльпана 4. Задание 4  Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем? 5. Задание 5 Какой признак позволяет распределять покрытосеменные растения по семействам?  1) жилкование листьев   2) строение цветка   3) тип корневой системы  4) число семядолей в семени     6. Задание 6  тографии животное?  1) Многоножки    2) Ракообразные      3) Паукообразные     4) Насекомые К какому классу членистоногих относится представленное на фо­ Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в есте­ 7. Задание 7  ственной среде.  1) бесхвостыми земноводными         2) мелкими млекопитающими 3) летающими насекомыми                4) молодыми побегами 8. Задание 8 Что из перечисленного характерно для человека как представителя приматов?  1) наличие четырехкамерного сердца      2) дифференциация зубов 3) расположение глаз по бокам головы    4) большой палец на руке противопоставлен 9. Задание 9 Какая система органов обеспечивает освобождение организма от вредных микроорга­ низмов?  1) иммунная           2) дыхательная        3) выделительная       4) эндокринная 10. Задание 10  Какой цифрой обозначена скуловая кость черепа человека? 1) 1           2) 2           3) 3                4) 4 11. Задание 11 Лейкоциты, в отличие от других форменных элементов крови, способны 1) сохранять форму своего тела               2) вступать в непрочное соединение с кислородом 3) выходить из капилляров в межклеточное пространство 4) вступать в непрочное соединение с углекислым газом 12. Задание 12  О способности сердца к саморегуляции свидетельствует  1) учащение пульса после снятия нагрузки 2) восстановление нормального пульса после нагрузки 3) учащение пульса до нагрузки 4) отсутствие реакции пульса на нагрузку 13. Задание 13 Поджелудочный сок, вырабатываемый одноимённой железой, по протокам поступает  в  1) мочеточник          2) желудок     3) двенадцатиперстную кишку     4) печень 14. Задание 14 Если теплообразование в организме человека превышает теплоотдачу, то это в конеч­ ном счёте приведёт к  1) возникновению загара                2) сужению кровеносных сосудов кожи 3) образованию витамина D            4) тепловому удару 15. Задание 15 Зрачок расположен в середине  1) сетчатой оболочки      2) радужки     3) роговицы      4) белочной оболочки 16. Задание 16 С точки зрения современной науки, какие факторы не влияют на закладку основ пове­ дения человека?  1) поведение родителей        2) генетические закономерности 3) воспитание                          4) номер года рождения 17. Задание 17  Иван болен диабетом. Какой из следующих продуктов он должен употреблять с боль­ шой осторожностью?  1) яйца         2) молоко        3) фруктовый сок       4) говядина 18. Задание 18 Состояние летнего покоя, сопровождающееся полным отмиранием наземных частей,  характерно для  1) тюльпана       2) пырея       3) одуванчика         4) лютика 19. Задание 19 Устойчивость рыжих тараканов к ядам, которые использует человек в борьбе с ними,  формируется на основе  1) несовершенства ядов                     2) искусственного отбора 3) наследственной изменчивости       4) ненаследственной изменчивости 20. Задание 20 Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена  от продолжительности физический нагрузки (по оси x отложена продолжительность физической на­ грузки (в мин.), а по оси y — количество использованного гликогена (в %)). Какое из нижепри­ ведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость в интервале 10–15 мин.?  1) резко нарастает, а затем снижение происходит плавно 2) резко снижается, а затем снижение происходит плавно 3) плавно снижается 4) не изменяется 21. Задание 21 Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах при­ ведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.   Объект лимфоцит иммунный ответ Процесс ... перенос кислорода  Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?  1) тромбоцит     2) миоцит      3) гепатоцит     4) эритроцит 22. Задание 22 Верны ли суждения о приспособленности птиц к полёту? А. У птиц в наибольшей степени развиты большие грудные мышцы, опускающие крылья. Б. Кисть птиц имеет три недоразвитых пальца, сокращением числа пальцев достигается компактность верхней конечности.  1) верно только А    2) верно только Б    3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны 23. Задание 23 Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных от­ вета из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) развитие вороны из яйца       2) почкование гидры       3) деление амёбы 4) размножение тюльпана луковицами       5) размножение сосны семенами 6) развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки 24. Задание 24 Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) спинно­мозговые нервы     2) передний мозг    3) нервные узлы 4) спинной мозг                        5) черепно­мозговые нервы       6) продолговатый мозг 25. Задание 25 Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и жи­ вотными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите пози­ цию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.  ХАРАКТЕРИСТИКИ    А) при передвижении по суше не касается брюхом земли Б) артериальная и венозная кровь не смешиваются В) тело покрыто роговыми щитками Г) передние конечности приспособлены к хождению Д) имеет воздушные мешки Е) является плотоядным    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  1) крокодил 2) голубь ЖИВОТНОЕ А Б В Г Д Е             26. Задание 26 Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с  наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.  1) соединительная ткань      2) ион железа        3) эритроциты 4) гемоглобин                         5) форменные элементы        6) кровь 27. Задание 27 Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложен­ ного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных отве­ тов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже табли­ цу.   СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ___________ (А).  В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул ___________ (Б) и  синтез молекул ___________ (В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается  вода с выделением свободного ___________ (Г). Этот процесс называется фотолиз.   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) ДНК 5) сумеречная   4) АТФ 8) углекислый газ 2) темновая 6) гемоглобин 3) кислород 7) хлорофилл A Б В Г 28. Задание 28 Рассмотрите фотографию листа подорожника большого. Выберите характеристики,  соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа;  тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края.  При выполнении работы используйте линейку и карандаш. А. Тип листа 1) черешковый  Б. Жилкование листа 1) параллельное 3) пальчатое   2) сидячий 2) дуговидное 4) перистое В. Форма листа Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части  Д. Край листа (для выделенного фрагмента) Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами. A Б В Г Д 29. Задание 29 № 927. Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания  школьного курса биологии, ответьте на вопросы.   1) Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе? 2) Чем характер контактов между партнёрами в симбиозе отличается от контактов в кооперации? 3) Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство с деревьями? КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ   Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовред­ ные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и дру­ гие, более тонкие взаимоотношения.  Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конку­ ренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.  Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытесне­ нию одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище че­ ловека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.  Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидо­ вая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрица­ тельно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.  Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовы­ годное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).  Кооперация наблюдается между раком­отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.  Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовика­ ми, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образую­ щейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способ­ ность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества. 30. Задание 30 № 1634. Учащиеся одной из школ оценивали способность школьников 6,7 — 10 клас­ сов понимать и приобщаться к переживаниям другого человека. Эта способность называется эмпати­ ей. В таблице представлены результаты исследования. Изучите таблицу и ответьте на вопросы. Пояснения: 1 уровень — полное непонимание переживаний другого человека 2 уровень — иногда понимает переживания другого человека 3 уровень — способен сопереживать, хорошо понимает чувства другого человека % отражает кол­во учащихся (в %) с данным уровнем развития эмпатии Ответьте на следующие вопросы: 1) Существует ли связь между возрастом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы. 2) Существует ли связь между полом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы. 3) Учащиеся какого класса обладают наименьшим уровнем эмпатии? Мальчики или девочки? 31. Задание 30 № 1635. Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависи­ мости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода. Ответьте на вопросы: 1) Какой вывод можно сделать об активности воздействия амилазы на крахмал в зависимости от тем­ пературы? 2) О чём говорило исследователям исчезновение окраски раствора? 3) От какого ещё фактора может зависеть активность ферментов в пищеварительной системе челове­ ка? 32. Задание 30 № 1636. Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями  курса биологии ответьте на следующие вопросы: 1) К какому классу относятся перечисленные в таблице виды рыб? 2) Для чего нужны жаберные лепестки в жабрах? 3) Чем объясняется то, что у камбалы меньшая поверхность жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы  больше?

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6

ОГЭ. Биология. Вариант № 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018