Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 7.doc
Вариант № 7
1. Задание 1 Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
1) физиология 2) гигиена 3) анатомия 4) медицина
2. Задание 2 Кроме клеточного ядра хранить и передавать наследственную информацию могут
1) аппарат Гольджи и вакуоли 2) лизосомы и ЭПС
3) рибосомы и центриоли 4) митохондрии и хлоропласты
На каком из рисунков представлен
3. Задание 3
фрагмент тела гриба мукора?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
4. Задание 4 Какая ткань расположена между древесиной и лубом в стволе липы?
1) покровная 2) фотосинтезирующая 3) образовательная 4) основная
5. Задание 5 У представителей семейства Сложноцветные, например у подсолнечника, тип
плода —
1) коробочка 2) стручок 3) зерновка 4) семянка
6. Задание 6 Моллюсками называют животных, имеющих
1) плотный хитиновый покров
2) покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на воздухе
3) мягкое членистое тело
4) мягкое тело, не разделённое на членики
7. Задание 7 Какие органы дыхания характерны для изображённого животного?
1) жабры 2) лёгкие 3) воздушные мешки 4) трахеи
8. Задание 8 Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) наследственная изменчивость 2) борьба за существование
3) естественный отбор 4) развитие речи
9. Задание 9 У человека при активации работы парасимпатического отдела вегетативной нервной
системы
1) учащается пульс 2) увеличивается концентрация сахара в крови
3) повышается тонус скелетной мускулатуры 4) усиливается работа кишечника
10. Задание 10 Какие кости человека срастаются в процессе его жизни?
1) свободных нижних конечностей 2) грудной клетки
3) свободных верхних конечностей 4) таза
11. Задание 11 В образовании антител принимают участие
1) эритроциты 2) тромбоциты 3) фагоциты 4) лимфоциты
12. Задание 12
Какой цифрой на схеме обозначена лёгочная артерия? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
13. Задание 13 Частота колебания голосовых связок зависит от
1) скорости речи 2) высоты звука 3) объёма лёгких 4) их длины
14. Задание 14 В развитии утомления работающих мышц у человека ведущую роль играет
1) истощение запаса АТФ в организме в процессе выполнения работы
2) торможение нервных центров, регулирующих работу мышц
3) время начала работы
4) нарастание усталости в самих мышцах
Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клет
15. Задание 15
ки?
1) растворённое вещество 2) газообразное вещество
3) температуру 4) сухое вещество
16. Задание 16 Какая форма поведения человека является врождённой?
1) динамический стереотип 2) рассудочная деятельность
3) условный рефлекс 4) инстинкт
17. Задание 17 Таёжный клещ опасен тем, что он является
1) переносчиком возбудителя энцефалита 2) жалящим паукообразным
3) ядовитым паукообразным 4) возбудителем чесотки
18. Задание 18 Состояние летнего покоя, сопровождающееся полным отмиранием наземных ча
стей, характерно для
1) тюльпана 2) пырея 3) одуванчика 4) лютика
19. Задание 19 К биогеографическим доказательствам эволюции можно отнести
1) распространение сумчатых в основном в Австралии
2) обнаружение окаменевших останков динозавров
3) сходное строение конечностей человека и лягушки
4) сходство эмбрионов рептилий и птиц
20. Задание 20 Изучите график зависимости скорости химических реакций в живом организме от
температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная ско
рость химической реакции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже описаний наиболее точно ха
рактеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур? Скорость химической реак
ции в живом организме с повышение температуры
1) резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт
2) медленно растёт на всем протяжении
3) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
4) колеблется в интервале 12–30 условных единиц
21. Задание 21 Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах при
ведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Объект
Процесс лимфоцит иммунный ответ
перенос кислорода
...
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) тромбоцит 2) миоцит 3) гепатоцит 4) эритроцит
22. Задание 22 Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
А. К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.
Б. У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
23. Задание 23 Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и за
пишите цифры, под которыми они указаны.
1) активно передвигаются 2) растут в течение всей жизни
3) создают на свету органические вещества из неорганических
4) не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки
5) потребляют готовые органические вещества
6) являются производителями органических веществ
24. Задание 24 Известно, что Карл Линней выдающийся ботаник, креационист, создатель единой
системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из
приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного. За
пишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
2) В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо
(Бог)».
3) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
4) Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.
5) У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собствен
ную страну.
6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции — в деревне Росхульт в провинции Смо
ланд.
25. Задание 25 Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и
животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите
позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) при передвижении по суше не касается брюхом земли
Б) артериальная и венозная кровь не смешиваются
В) тело покрыто роговыми щитками
Г) передние конечности приспособлены к хождению
Д) имеет воздушные мешки
Е) является плотоядным
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) крокодил
2) голубь
ЖИВОТНОЕ
А
Б
В
Г
Д
Е
26. Задание 26 Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с
наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс Двудольные 2) отдел Покрытосеменные 3) род Шиповник
4) царство Растения 5) семейство Розоцветные
27. Задание 27 Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного пе
речня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а
затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Биосинтез белка В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки.
Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется
______(А). Биосинтез белков начинается
с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап
биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй – трансляция.
Перечень терминов
1) иРНК 2) ДНК 3) транскрипция 4) мутация 5) ген 6) рибосома 7) комплекс Гольджи
8) фенотип
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики,
28. Задание 28
соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа,
тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма
края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
Б. Жилкование листа
1) параллельное
3) пальчатое
В. Форма листа
2) сидячий
2) дуговидное
4) перистое
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента) Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A
Б
В
Г
Д
29. Задание 29 № 799. Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и
знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Какова роль белка лизоцима?
2) Какой фермент содержится в желудочном соке?
3) Объясните, почему при поступлении пищи в ротовую полость в желудке начинает выделяться
желудочный сок.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ
В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых кле
ток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёван
ной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным
сокам относят слюну и желудочный сок.
Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные
соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крах
мала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза
расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим об
ладает бактерицидным действием.
Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляю
щего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин,
отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудоч
ного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.
Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание
является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вто
ричную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении со
единительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает
бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут
стать причиной язвы.
У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. рус
ский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в
стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что
один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментато
рам собирать желудочный сок. Ранувокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенес
ло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное
кормили разнообразной пищей.
30. Задание 30 № 1716. Молодой учёный изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны
света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. В данном эксперименте тлей выращивали на
растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, жёлтый, синий или
серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество потомков тлей
в процентах по дням наблюдения. Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
1. При каком свете тли лучше всего размножаются?
2. Опишите динамику размножения тлей по неделям.
3. Опишите влияние синего света на размножение тлей.
31. Задание 31 № 1717. Трое друзей, Иван, Андрей и Настя, собрались в байдарочный поход на
реку на 4 дня. В первый день утром они приедут к реке и завтракать уже не будут, в последний
день они ужинать будут уже в городе, выйдя с маршрута. Друзья планируют проводить на воде по
8 часов в день с остановкой на небольшой перекус рыбными консервами. Перед приготовлением
ужина каждый из мужчин потратит около 30 минут на рубку дров.
1. Рассчитайте энергозатраты молодых людей. Не забывайте, что, даже отдыхая, взрослый человек
тратит около 1500 ккал в сутки, вся нагрузка добавляется сверх этого значения. Покажите свои
расчёты.
2. Напишите, какие блюда для каждого приёма пищи Вы бы выбрали для друзей.
Энергетическая и пищевая ценность продуктов питания на 100 г продукта
Блюда и напитки
Геркулес
Гречневая каша
Манная каша
Овсяная каша
Макаронные изделия
Пшённая каша
Варёный рис
Картофель варёный
Суп из пакета
Лапша быстрого
приготовления
Курица жареная
Говядина жареная
Говядина тушёная
(вес нетто одной банки
обычно 350 г)
Шпроты в масле (вес нетто
одной банки обычно 150 г)
Колбаса сырокопчёная
Сыр
Сухари сладкие
Печенье крекер
Сладкое печенье
Хлеб
Апельсиновый сок
Чай без сахара
Чай с сахаром
(две чайные ложки)
Энергетическая
ценность (ккал)
303
153
119
115
356
131
123
74
333
326
210
232
220
362
473
370
377
352
445
235
60
0
68
Белки
Жиры
Углеводы
(г)
12,8
5,8
3,0
4,5
10,9
4,6
2,5
1,7
10,7
10,0
26
16,8
(г)
6,0
1,7
5,2
5,0
0,6
1,3
0,7
0,2
3,3
1,1
12,0
18,3
16,8
17,0
17,5
24,8
26,8
9,0
11,0
7,5
8,0
0,7
0,0
0,0
32,3
41,5
27,4
4,6
13,3
16
0,9
0,1
0,0
0,0
(г)
65,4
29,1
15,4
13,6
74,0
25,9
36,1
15,8
51,6
69,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
72,8
67,1
68,0
50,0
13,2
0,0
14,0
Энергозатраты при различных видах физической активности Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка — 5 км/ч;
езда на велосипеде — 10 км/ч;
волейбол любительский;
стрельба из лука; гребля на байдарке
Прогулка — 5,5 км/ч;
езда на велосипеде — 13 км/ч;
настольный теннис
Ритмическая гимнастика;
прогулка — 6,5 км/ч;
езда на велосипеде — 16 км/ч;
каноэ — 6,5 км/ч;
верховая езда — быстрая рысь
Роликовые коньки — 15 км/ч;
прогулка — 8 км/ч;
езда на велосипеде — 17,5 км/ч;
бадминтон — соревнования;
большой теннис — одиночный
разряд; лёгкий спуск с горы на
лыжах; водные лыжи
Бег трусцой;
езда на велосипеде — 19 км/ч;
4,5 ккал/мин
5,5 ккал/мин
6,5 ккал/мин
7,5 ккал/мин
энергичный спуск с горы на лыжах;
баскетбол; хоккей с шайбой; футбол;
игра с мячом в воде; колка дров
9,5 ккал/мин
32. Задание 32 № 1718. Трое друзей, Иван, Андрей и Настя, собрались в байдарочный поход на
реку на 4 дня. Настя настояла на том, чтобы взять с собой побольше сладкого печенья и сухарей.
Оцените, насколько она права? Ответ поясните.
Энергетическая и пищевая ценность продуктов питания на 100 г продукта
Блюда и напитки
Геркулес
Гречневая каша
Манная каша
Овсяная каша
Макаронные изделия
Пшённая каша
Варёный рис
Картофель варёный
Суп из пакета
Лапша быстрого
приготовления
Курица жареная
Говядина жареная
Говядина тушёная
(вес нетто одной банки
обычно 350 г)
Шпроты в масле (вес нетто
одной банки обычно 150 г)
Энергетическая
ценность (ккал)
303
153
119
115
356
131
123
74
333
326
210
232
220
362
Белки
(г)
12,8
5,8
3,0
4,5
10,9
4,6
2,5
1,7
10,7
Жиры
(г)
6,0
1,7
5,2
5,0
0,6
1,3
0,7
0,2
3,3
Углеводы
(г)
65,4
29,1
15,4
13,6
74,0
25,9
36,1
15,8
51,6
10,0
26
16,8
1,1
12,0
18,3
16,8
17,0
17,5
32,3
69,0
0,0
0,0
0,0
0,0 Колбаса сырокопчёная
Сыр
Сухари сладкие
Печенье крекер
Сладкое печенье
Хлеб
Апельсиновый сок
Чай без сахара
Чай с сахаром
(две чайные ложки)
473
370
377
352
445
235
60
0
68
24,8
26,8
9,0
11,0
7,5
8,0
0,7
0,0
0,0
41,5
27,4
4,6
13,3
16
0,9
0,1
0,0
0,0
0,0
0,0
72,8
67,1
68,0
50,0
13,2
0,0
14,0
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности
Энергетическая стоимость
Прогулка — 5 км/ч;
езда на велосипеде — 10 км/ч;
волейбол любительский;
стрельба из лука; гребля на байдарке
Прогулка — 5,5 км/ч;
езда на велосипеде — 13 км/ч;
настольный теннис
Ритмическая гимнастика;
прогулка — 6,5 км/ч;
езда на велосипеде — 16 км/ч;
каноэ — 6,5 км/ч;
верховая езда — быстрая рысь
Роликовые коньки — 15 км/ч;
прогулка — 8 км/ч;
езда на велосипеде — 17,5 км/ч;
бадминтон — соревнования;
большой теннис — одиночный
разряд; лёгкий спуск с горы на
лыжах; водные лыжи
Бег трусцой;
езда на велосипеде — 19 км/ч;
энергичный спуск с горы на лыжах;
баскетбол; хоккей с шайбой; футбол;
игра с мячом в воде; колка дров
4,5 ккал/мин
5,5 ккал/мин
6,5 ккал/мин
7,5 ккал/мин
9,
ОГЭ. Биология. Вариант № 7
ОГЭ. Биология. Вариант № 7
ОГЭ. Биология. Вариант № 7
ОГЭ. Биология. Вариант № 7
ОГЭ. Биология. Вариант № 7
ОГЭ. Биология. Вариант № 7
ОГЭ. Биология. Вариант № 7
ОГЭ. Биология. Вариант № 7
ОГЭ. Биология. Вариант № 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.