ОГЭ. Биология. Вариант № 9
Оценка 4.7

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
9 кл
10.03.2018
ОГЭ. Биология. Вариант № 9
Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 9.doc
Вариант № 9 1. Задание 1 Какой метод Вы бы использовали для изучения поведения пчёл?  1) микроскопия        2) гибридизация       3) вскрытие       4) наблюдение 2. Задание 2  Какая из перечисленных клеточных структур присутствует и в клетках бактерий, и в  клетках животных?  1) хромосома     2) клеточная стенка       3) лизосома       4) митохондрия 3. Задание 3 Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в опера­ ционном блоке?  1) пастеризация     2) регулярное проветривание    3) облучение ультрафиолетовыми лучами 4) мытье полов горячей водой 4. Задание 4 На какой картинке изображён мох?      1) 1    2) 2     3) 3     4) 4 5. Задание 5 Какой тип плода у паслёна?  1) коробочка   2) орех         3) костянка      4) ягода 6. Задание 6 Тело членистоногих, в отличие от кольчатых червей,  1) состоит из сегментов, объединённых в отделы       2) мягкое на ощупь 3) образовано двумя слоями клеток                               4) круглое в поперечном сечении 7. Задание 7 Имеющиеся у рыб органы боковой линии выполняют функции  1) опоры и движения                        2) обоняния 3) ощущения температуры воды      4) ощущения направления и силы течения воды 8. Задание 8 И у гориллы, и у современного человека  1) одна кость в предплечье                 2) суженный таз 3) 12 пар рёбер в грудной клетке        4) плоская стопа 9. Задание 9 Как называется нейрон, проводящий сигнал от центральной нервной системы к мышцам?  1) чувствительный      2) двигательный      3) вставочный     4) сенсорный 10. Задание 10 Соединение частей скелета обеспечивают  1) сухожилия      2) связки       3) мышечные волокна      4) хрящи 11. Задание 11 Если эритроцит человека поместить в раствор с большим содержанием соли, то он  1) набухнет         2) не изменится       3) сморщится       4) слипнется с другими 12. Задание 12 Что усиливает работу сердца?  1) парасимпатическая нервная система                 2) ионы кальция  3) гормон роста                                                         4) соматическая нервная система 13. Задание 13 В какую кишку открываются протоки печени?  1) тощую       2) ободочную   3) подвздошную  4) двенадцатиперстную 14. Задание 14 В ходе пластического обмена в организме человека происходит  1) расщепление белков                      2) образование воды и углекислого газа из углеводов  3) образование жиров                        4) расщепление гликогена до глюкозы 15. Задание 15   1) вкус         2) запах        3) звук      4) свет Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки? 16. Задание 16 На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, ко­ торому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темпе­ рамента .  1) сангвиник        2) флегматик            3) меланхолик       4) холерик 17. Задание 17 Таёжный клещ опасен тем, что он является  1) переносчиком возбудителя энцефалита           2) жалящим паукообразным 3) ядовитым паукообразным                                  4) возбудителем чесотки 18. Задание 18 Между какими организмами устанавливаются симбиотические отношения?  1) лев и косуля                       2) рак отшельник и актиния 3) человек и бычий цепень    4) амёба и эвглена зелёная 19. Задание 19 Выберите эволюционно наиболее древнее из приведённых ниже животных.   20. Задание 20 Изучите график зависимости использования организмом человека энергии, запасённой в жирах, от продолжительности физической нагрузки (по оси х отложена продолжительность физиче­ ской нагрузки (в мин.), а по оси у – доля использованной энергии, запасённой в жирах (в %)).    Какой процент будет составлять энергия, запасённая в жирах, на 25­й минуте физической работы?  1) 48 %        2) 50 %      3) 56 %      4) 63 % 21. Задание 21 Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Целое Часть Лист ... Черешок Биоценоз Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) почва       2) животные     3) ареал        4) биосфера 22. Задание 22 Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?  А. Работа соматической нервной системы подчинена воле человека. Б. В автономной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.  1) верно только А           2) верно только Б         3) верны оба суждения         4) оба суждения неверны 23. Задание 23 Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и за­ пишите цифры, под которыми они указаны.  1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен 2) высокая численность растений одного вида 3) большое число видов растений и животных 4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, – искусственный отбор 5) замкнутый круговорот веществ 6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию 24. Задание 24 Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) в размножении зависят от воды            2) имеют проводящие ткани 3) имеют корни и побеги с листьями         4) имеют вегетативные органы 5) образуют семена                                      6) размножаются спорами 25. Задание 25 Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он  характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго  столбца.  ПРИЗНАК   А) не имеют постоянной формы тела Б) в их состав входит гемоглобин В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам  тела Г) обеспечивают иммунитет Д) в зрелом состоянии имеют ядро    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  1) эритроциты 2) лейкоциты ТИП КЛЕТОК КРОВИ А Б В Г Д           26. Задание 26 Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного  движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствую­ щую последовательность цифр.  1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы 2) увеличение объёма лёгких 3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа 4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха 5) расслабление межрёберных мышц 27. Задание 27 Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного  перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а  затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.   Эволюционное учение Основоположником современного эволюционного учения был ________(А). До него уже высказыва­ лись идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ________(Б) и вы­ живании наиболее приспособленных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним  Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ________(Г) органического мира.   Перечень терминов  1) разнообразие      2) Ч. Дарвин   3) естественный отбор   4) приспособленность   5) сотворение мира 6) условия среды    7) самозарождение  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В Г       28. Задание 28 Рассмотрите фотографии собаки породы стаффордширский терьер. Выберите харак­ теристики, соответствующие его внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма го­ ловы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и ка­ рандаш. А. Окрас Б. Форма головы В. Форма ушей Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, парал­ лельна задней поверхности шеи и проходит через глаз) Д. Форма хвоста Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.  A Б В Г Д 29. Задание 29 № 1279. Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и коопера­ ция» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.  1) Какую пользу извлекает организм­квартирант от хозяина? 2) Каков характер отношений между организмами в нахлебничестве? 3) Какое преимущество получает рак­отшельник в кооперации с актинией? НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ   Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимо­ вредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения. Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.  При нахлебничестве организмы­нахлебники потребляют остатки пищи организмов­хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских са­ ваннах – остатками пищи львов; рыбы­прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охот­ но поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы­ квартиранты извлекают одно­ стороннюю для себя выгоду от организмов­хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места житель­ ства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некото­ рые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище. Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организ­ мов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить в более тесные взаимовыгод­ ные отношения между организмами.  В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменныхконтак­ тов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным услови­ ем жизни каждого из них (симбиоз).  Кооперация наблюдается между раком­отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца. 30. Задание 30 № 1732. Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови»  и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.    Химический состав морской воды и сыворотки крови 39,0 0,5 1,0 2,6 45,0 9,9 2 30,5 3,8 1,2 1,8 55,2 5,6 1,9 Химические элементы и их соединения Морская вода (%) Сыворотка крови (%) Натрий (Na) Магний (Mg) Кальций (Ca) Калий (K) Хлор (Cl) Кислород (O) Другие элементы и соединения   1. Каких химических элементов из числа приведённых в морской воде меньше, чем в сыворотке  крови?  2. Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сы­ воротки крови?  3. Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде? 31. Задание 31 № 1733. Согласно рекомендациям диетолога калорийность ужина Павла должна со­ ставлять 520–540 ккал. Предложите Павлу наиболее оптимальное по калорийности и соотношению  жиров меню для ужина из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что подро­ сток обязательно закажет картофель по­деревенски, а также один из напитков. Блюда в меню не  должны повторяться. В ответе укажите блюда, калорийность ужина и количество жиров в нём. 32. Задание 32 № 1734.  Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков   Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность,  7–10 11–15 Старше 16    Калорийности при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки) ккал 2550 2900 3100 330 375 475 2,3 2,0 1,9 1,7 1,7 1,0 Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин 14% 18% 50% 18% Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания.  Масса тела Николая составляет 56 кг. Рассчитайте рекомендуемую калорийность и количество бел­ ков, жиров и углеводов (в г) в ужине Николая с учётом того, что подросток питается 4 раза в день.

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9

ОГЭ. Биология. Вариант № 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018