ГКСОУ ВО «Мстёрская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Открытое занятие
«Огненная дуга –
великая битва»
Воспитатель:
Папушникова Л.Г.
«Огненная дуга – великая битва».
Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся о великой Курской битве.
Задачи:
Обучающие:
1. Закрепить знания учащихся о ходе битвы, о расстановке наших сил и сил противника.
2. Сделать выводы о значении Курской битвы.
3. Закрепить навыки работы с исторической картой и картой Владимирской области.
Коррекционно-развивающие:
1. Корригировать зрительное восприятие через просмотр слайдов презентации.
2. Формировать коммуникативные навыки в процессе беседы, пересказа, подготовки индивидуальных сообщений.
3. Работать над просодической стороной речи в процессе декламации стихов.
4. Развивать умение сравнивать, функции анализа, синтеза и обобщения в процессе работы над теоретическим материалом о битве.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны.
2. Воспитывать положительные качества личности на примерах мужества советских солдат.
Оборудование: географические карты военных действий, Владимирской области, аудиозаписи мелодии вальса, песни «Священная война», голоса Левитана об объявлении войны, мультимедийная презентация к теме, видеоматериалы: «Танковое сражение», «Первый салют», «Вечная память», таблички с датами, листы бумаги, ручки.
Организационный момент. (Слайд 1)
Ход занятия:
I. Введение в тему занятия:
(Звучит вальс)
Воспитатель: Жаркое солнечное июньское утро, ни что не предвещало беду, и вдруг прогремели взрывы… (Слайд 2)
- Что же произошло в это июньское утро? (началась ВО война) (Слайд 3)
Учащийся: Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Вопросы:
- Назовите дату начала Великой Отечественной войны?
(Слайд 3. 22 июня 1941г.)
- Кто напал на нашу страну? (Германия)
Воспитатель: (Слайд 4) Нападение фашистов на нашу страну было неожиданным, без объявления войны. Армия оказалась недостаточно подготовленной к отпору. И полилось людское горе слезами вдов и матерей. (Слайд5)
(звучит голос Левитана об объявлении войны, затем песня «Священная война»)
Воспитатель: Да, ребята, на защиту страны поднялся весь народ. Каждый хотел одного – чтобы дали поскорее винтовку, чтобы поскорее встретиться с врагом.
Вопросы:
- Кто руководил Советским Союзом во время Великой Отечественной войны? (Иосиф Сталин) (Слайд 6)
- Кто руководил Германией? (Адольф Гитлер) (Слайд 6)
- Когда закончилась Великая отечественная война? (9 мая 1945г.) (Слайд 7)
- Сколько дней длилась война? (1418 дней) (Слайд 8)
Воспитатель: Да, 1418 тревожных дней и ночей длилась Великая Отечественная война с фашистами.
Как вы знаете, впервые дни войны Красная Армия понесла огромные потери. Несмотря на героическое сопротивление советских бойцов, немецко-фашисткие войска быстро продвигались вглубь нашей территории.
1-й учащийся: (Слайд 9). Стояла осень 1941 года, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в неё и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, с Дальнего Востока. Враг получил сильный удар и бежал от столицы. До этого он ещё не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, техники. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии.
2-й учащийся: (Слайд 10). Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград. И в сентябре 1941 года ими были захвачены все подступы к городу. Началась блокада Ленинграда. Она продолжалась 900 дней и ночей. Тысячи людей погибли от пуль, а также голода (Слайд 11) и холода. Десятки зданий были разрушены немецкой авиацией. Но, несмотря на все трудности, ленинградцы выжили. Снята блокада была лишь в 1944 году.
3 учащийся: (Слайд 12). Летом 1942 года фашисты начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не допустить врага к запасам нефти. В августе 1942 года началась великая Сталинградская битва. Длилась она более шести месяцев. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч фашистов. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска погнали врага с родной земли.
Воспитатель: Стремясь изменить ход войны в свою пользу и отыграться за поражение под Сталинградом, немцы начали новое наступление в районе города Курска.
II. Сообщение темы занятия:
Воспитатель: Наше занятие посвящается 75-й годовщине битвы на Курской дуге – самой крупной из всех известных человечеству. И тема нашего занятия
(Слайд 13) «Огненная дуга – великая битва».
Учащийся: Это ты разметала по-русски
Ненавистные орды врага
В небывалом сраженье под Курском
До конца, огневая дуга.
И тому не бывать, чтоб ромашки
Вновь топтала чужая нога
Ты не только для нас день вчерашний,
Ты всегда – огневая дуга.
III. Работа по теме:
Воспитатель: Предыстория Курской битвы такова. (Слайд 14). В результате боевых действий 1942 года и начала 1943 года в районе города Курска образовался в линии расположения наших войск большой выступ – очень соблазнительная для немцев позиция: если в него ударить, то можно затем легко окружить и разгромить значительную группировку советских войск.
Работа по карте:
- Покажите, где немцы начали наступление? (у Курска)
- На что надеялись немцы? (укрепить дух немецкого народа; отыграться за Сталинград)
- Замысел какой операции родился у немцев? (замысел операции «Цитадель») (Слайд 15)
Словарная работа: цитадель
(Слайд 15)
- Что означает слово «цитадель»?
Цитадель – это мощная крепость.
Учащийся: Немцы операцию назвали «Цитадель», что означает «крепость». И это придумано, верно: нет стен, зубцов башен, рвов, но то, что ждало русских на этом участке – действительно напоминало крепость. К 1943 году немецкая промышленность дала армии новую технику и противник старался сохранить в тайне свои планы, но советская разведка узнала о планах наступления заранее.
- Кто был командующим на Курском направлении? (командующим Курского направления был маршал Г.К.Жуков) (Слайд 16)
- Вспомните, какое решение приняло Командование Советской Армии? (Командование Советской Армии приняло решение перейти к обороне, а потом развернуть решительное наступление)
Воспитатель: Да, Ставка Верховного Командования приняла решение: перейти к обороне, обескровить противника, а потом развернуть решительное наступление.
Пока в Ставках с обеих сторон готовились военные планы, на фронте наступила пауза: тревожные для солдат дни и ночи. (Слайд 17) В это время солдаты старались написать своим родным и близким, передать им атмосферу того времени. Писали о самом главном.
Воспитатель: Вот и сейчас мы предлагаем разобрать «полевую почту» и зачитать некоторые из писем, дошедших до нас с тех далёких времён.
(На столе лежат треугольные конверты-письма. Ребята садятся за общим столом разбирать «полевую почту». Некоторые письма зачитываются вслух.)
1. Танкист Иван Колосов из Смоленска писал своей невесте:
«Здравствуй, моя Варя! Вчера в полдень мы громили ещё одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил броню и разорвался внутри. Из трёх танкистов остался я один. Но рана моя жестока, потерял много крови. Мы с тобой уже не встретимся. Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что могли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Спасибо тебе, родная! Твой Иван Колосов».
2. Из письма комиссара дивизии Ивана Русанова жене и сыну:
«…Здравствуйте мои дорогие, Нюра и Вова! Наши части дерутся с врагом хорошо. Врагам не даём пощады… Есть раненые и убитые. Война без жертв не обходится. Но это ничего, наши силы крепнут, враг слабеет, и мы его скоро разгромим и уничтожим. Нюра и Вова, прошу за меня не беспокойтесь. Пишите, пока, до скоро свидания. Много-много раз целую. Ваш Ваня.
3. Строки из письма рядового Бориса Ивановича Таганчикова:
«Это письмо пишу прямо на поле боя, из которого ещё не вышли. Жди меня, дорогая. Я, конечно, приеду. За мою жизнь не беспокойся. Если она и оборвётся – то только ради лучшей будущей жизни наших детей. Моя мечта одна – чтобы вы жили лучше. А моя жизнь сейчас нужна только для победы над врагом…».
4. Письмо лейтенанта Кваскова Валентина Александровича уроженца города Владимира маме:
«Здравствуй, дорогая мама. Сегодня я провёл день в наступлении. Сейчас на ночь стало тише. Остановились на отдых. Пока мне везёт – жив. Что будет дальше – завтра покажет. Пока всё. Крепко целую. Будь здорова, родная. Твой сын Валентин».
5. Командир десантников Василий Кулагин пишет трагическое извещение сестре однополчанина:
«Привет с фронта незнакомой мне Нине Сергеевне Сперанской. Нина! Вы меня не знаете, но я вас знаю со слов Вашего брата Александра. Он вас очень любил. Я вынужден Вам написать, что Ваш брат как воин – офицер-десантник, смелый и храбрый защитник Родины стойко стоял на своём посту и героически погиб. Тяжело, Нина, очень тяжело писать эти слова. Но ваш брат погиб, как герой, защищая свою Родину».
Воспитатель: Все бойцы, писавшие эти письма, впоследствии пали на поле битвы в борьбе за свою Отчизну. О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за своё счастье, как беречь своё доброе имя. И, хотя адресованы они родным и близким, но, по существу, обращены они к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим мыслям и чувствам.
- Что можно сказать о наших солдатах по их письмам?
- Как вы думаете, а было ли страшно им?
Воспитатель: Да, ребята, всем солдатам было страшно, но они воевали храбро. Вот как об этом сказала поэтесса Юлия Друнина:
Я только раз видела рукопашный.
Раз – наяву. И тысяча – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Воспитатель: Накануне битвы Гитлер в обращении к своим солдатам заявил: «Могучий удар, который настигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их до основания». Но этого не произошло.
Учащийся: (Слайд 18) В 2 часа 20 минут 5 июля 1943 года Советская Армия открыла огонь. Это произошло внезапно для немецкого командования, поэтому в их частях царила растерянность. В 5 часов 30 минут немецкая пехота и танки двинулись на наши позиции. Огненная дуга! Битва, не имеющая себе равных в истории.
Воспитатель: В этой битве наша Армия превзошла врага не только в героизме, но и в технике.
(Слайд 19)
Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы:
- На чьей стороне был перевес в живой силе? Насколько человек наша страна превосходила Германию? (посчитать)
- На чьей стороне был перевес в технике?
- Насколько наша страна превосходила Германию по орудиям и миномётам? танкам? самолётам? (посчитать)
(На столе лежат листы бумаги, ручки. Дети ведут расчёт письменно.)
Таблица
Соотношение сил в битве под Курском. |
На сколько больше силы у СССР |
||
ВОЙСКА И ТЕХНИКА |
ГЕРМАНИЯ |
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ |
|
Численность войск, чел. |
900 000 |
1 336 000 |
на 436 000 |
Орудия, миномёты, шт. |
10 000 |
19 000 |
на 9 000 |
Танки, шт. |
Около 2 700 |
3 400 |
на 700 |
Самолёты, шт. |
Около 2 000 |
2 000 |
на 500 |
Воспитатель: Да, ребята, советские войска превосходили фашистские по всем показателям.
- В чём была причина этого превосходства?
(военная промышленность заработала в полную силу.) (Слайд 20)
Воспитатель: Да, причина в том, что военная промышленность СССР заработала в полную силу, труженики тыла работали день и ночь.
(Слайд 21) В Курской битве участвовало 4 миллиона солдат и офицеров. Героизм проявлял каждый советский солдат.
Учащийся: Гулко катится в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле
Насмерть стоял солдат.
Воспитатель: От Советского Информбюро: «Наши войска на Орловско-Курском и Белгородском направлениях вели упорные бои с перешедшими в наступление крупными силами пехоты и танков противника. Все атаки немцев отбиты с большими для них потерями. Бои продолжаются». И у деревни Прохоровка состоялось грандиозное сражение, здесь с обеих сторон сошлись 1200 танков.
Учащийся: (Слайд 22) Утром 12 июля 1943 года две лавины танков встретились и вступили в бой. Ревели моторы, скрежетали гусеницы, били пушки, взрывались снаряды и кипели ненавистью сердца. Советские и немецкие танки перемешались. Когда кончались снаряды, танкисты шли на таран. Боеприпасы, которые были внутри танков - взрывались и тысячи искр летели во все стороны. О выходе из боя никто не думал: ни наши, ни гитлеровцы. Все бились жёстко, умело, свирепо!»
Вопросы:
- Когда началась Курская битва? (5 июля 1943г.)
- Когда свершилось грандиозное танковое сражение? (12 июля 1943г.)
- Где это произошло? (у деревни Прохоровка)
Учащийся: Шли танки… и земля дрожала,
Тонула в грохоте стальном.
И танковых орудий жала
Белёсым брызгали огнём.
На батарее – ад кромешный!
Земля взметнулась к небесам.
И перебито, перемешано
Железо с кровью пополам.
Воспитатель: Да, ребята, это было великое танковое сражение и в подтверждении рассказанного, посмотрите видеоматериал «Танковое сражение».
(Слайд 23) (Показ видеоматериала «Танковое сражение»)
-Кратко опишите увиденное сражение.
(Слайд 24) Благодаря мужеству, стойкости и мастерству советских солдат враг понёс тяжёлые потери. Среди прославившихся в Курской битве были и наши земляки-владимирцы. И вот сейчас, ребята, мы с вами вспомним наиболее подробно подвиги некоторых участников курской битвы.
Учащийся: Разве можно забыть нам с тобой сорок третий,
Помнишь, Курская битва тогда полыхала?
И советский солдат, уходивший в бессмертье,
Был сильнее огня и надёжней металла!
1. Сценка о генерале-майоре Глухове Михаиле Ивановиче:
Автор: В самые критические моменты боя за Прохоровку генерал-майор Глухов убеждал солдат:
Генерал: Против нас действуют отборные гитлеровские соединения во главе с генералом Моделем. Но мы били и более известных. Сейчас мы с вами видели новую немецкую технику – «тигры» и «пантеры». Грозные машины, но горят они не хуже старых…
Автор: Над позицией раздалась команда: «Занять оборону!». Бойцы бросились к орудиям.
Дежурный солдат: Товарищ генерал-майор, в укрытие! Вам тут нельзя.
Генерал: Ничего, генералы тоже воевать умеют…
Автор: В день сражения он находился на самых ответственных участках армии, руководил действиями частей, держал связь со штабом армии и командирами дивизий. Бой шёл совсем рядом с его командным пунктом, когда раздался оглушительный взрыв. Телефонная трубка выскользнула из рук генерала.
Дежурный солдат: Товарищ заместитель командующего, что с вами?
Автор: Глухов открыл глаза и, превозмогая боль, спросил:
Генерал: Что на передовой?
Дежурный солдат: Да полный порядок, товарищ генерал-майор, жмут наши.
Генерал: Хорошо! Вроде бы и полегче стало. Сейчас я…
Автор: Он попытался подняться.
Дежурный солдат: Болит, товарищ генерал?
Генерал: Сильнее там (показывает на грудь). Не во время царапнуло…
Вопросы по инсценировке (повторение пройденного):
- О ком говорится в этой сцене? (о генерале Глухове) (Слайд 25)
- Откуда родом был генерал Глухов?
(г.Киржач Владимирской области - показ по карте) (Слайд 25)
- Каким по характеру был генерал?
Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем рассказ ещё об одном участнике Курской дуги.
1. Рассказ учащегося о Жаркове В.П. (Слайд 26)
Учащийся: Жарков Владимир Петрович родился в деревне Берково Ковровского района. В 1942 году его призвали в армию. После небольшой подготовки Владимира направили в гвардейский стрелковый полк, где назначили его командиром пулемётного отделения.
12 июля Жарков в бою под Прохоровкой уничтожил шесть вражеских пулемётных расчётов, в тот же день от его огня нашли смерть более двух взводов пехоты. После двухчасового боя немецкие части перешли в наступление. Вокруг пулемёта Жаркова рвались мины и снаряды, а с правой стороны двигались несколько танков, за ними бежали автоматчики. Владимир огнём из своего пулемёта отрезал от танков пехоту, уничтожил около взвода фашистов. Рядом с Жарковым грохнули мины, но боли он не почувствовал, лишь потемнело в глазах…
Вопросы (повторение):
- Расскажите, как погиб Владимир Жарков?
(Истекая кровью, Жарков продолжал вести огонь. Кончились патроны, и Владимир подполз к убитому бойцу, вытащил автомат и сразу же почувствовал прилив сил. Подпустил автоматчиков к себе и почти в упор стрелять по ним. Товарищи Володи нашли его лежащим в окружении немецких трупов.)
- Сколько лет было Володе? (19 лет)
- Какое звание было присвоено молодому бойцу посмертно?
(Звание Героя Советского Союза) (Слайд 26)
2. Стихотворение о танкисте Сергее Орлове.
Учащийся: Пистолет из рук, не выпуская,
Выскочил из люка, задыхаясь,
На пути двоих убил гранатой
И приполз, а на лице нет кожи,
И врачи сказали в медсанбате:
Этот парень вряд ли выжить сможет.
С губ слетело хриплое проклятье:
Значит, полз и принимал все муки
Для того, чтоб умереть в кровати,
На груди сложив спокойно руки…
Смерть пришла, назвал её бесстыжей,
Жить решил назло всему – и выжил.
Вопросы (повторение):
- О ком говорится в стихотворении?
(О танкисте – старшем лейтенанте Сергее Орлове, который сам и написал о своём подвиге) (Слайд 27)
- Где родился и рос Сергей?
(г.Вязники Владимирской области – показ по карте) (Слайд 27)
- Какие черты характера проявил танкист?
(было стремление жить, желание разгромить фашистов, освободить свою родину от врагов)
Воспитатель: Итак, битва выиграна. Гитлеровский план операции «Цитадель» и наступательная стратегия фюрера потерпели полное поражение.
5 августа 1943 года, на третий год войны, Московское небо впервые в истории Великой Отечественной войны озарил фейерверк двенадцати артиллерийских залпов из 120 орудий.
(Слайд 28) (Видеоматериал «Первый салют в Москве)
В привычных сумерках суровых
Полночным залпом торжества,
Рукоплеща победе новой
Внимала матушка – Москва.
IV. Итог занятия:
Воспитатель: Курская битва завершилась. (Слайд 29) Продолжалась она 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года. В битве под Курском провалилась попытка врага взять реванш за Сталинград.
Итогом нашего занятия будет небольшая викторина «Дорогами Курской битвы». Итак, начинаем:
1. Когда началась Курская битва? (5 июля 1943г.)
2. Кто был командующим на Курском направлении? (Г.К.Жуков)
3. Где на Курской дуге состоялось самое крупное в военной истории танковое сражение? (под Прохоровкой)
4. Когда советские войска перешли в контрнаступление в ходе Курской битвы? (12 июля 1943г.)
5. Какое количество танков принимало участие в бою под Прохоровкой с обеих сторон? (1 200)
6. Сколько дней и ночей продолжалась Курская битва? (50 дней и ночей)
7. Когда завершилась Курская битва? (23 августа 1943г.)
8. В ходе Курской битвы впервые в честь побед советских войск был произведён салют. Когда это произошло? (5 августа 1943года)
Воспитатель: Дорогой ценой досталась победа в битве под Курском – велики и невосполнимы её потери… Но подвиг армии и народа на Курской дуге никогда не будет забыт!
(Слайд 30) (Видеоролик «Вечная память»)
Минута молчания.
Использованные материалы к занятию:
1. Фонд «Детская национальная телеакадемия «Телевизионный творческий центр» «Наша победа»/Москва/2005
2. В.М.Чиров «Великий подвиг»/ «Земля Владимирская»/2010
3. Г.С.Зудилов «Курская битва»/ Владимир/ 2008
4. К.С.Москаленко «Битва на Курской дуге»/ Москва/ 1975
5. http://mp3ostrov.com/
6. http://iplayer.fm/g/
7. http://www/yatube.com/
8. http://images.yandex.ru/
9. http://ti-poet.ru/
10. http://festival.1september.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.