"Огненная дуга-великая битва"
Оценка 5

"Огненная дуга-великая битва"

Оценка 5
docx
01.06.2023
"Огненная дуга-великая битва"
Занятие посвящено 75-летию битвы на Курской дуге.
Огненная дуга.docx

ГКСОУ ВО «Мстёрская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

 

 

 

 

 

 

Открытое занятие

«Огненная дуга –

великая битва»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Папушникова  Л.Г.

 

 

 

 «Огненная дуга – великая битва».

 

Цель:  Обобщить и закрепить знания учащихся о великой Курской битве.

Задачи:

Обучающие:

1.     Закрепить знания учащихся о ходе битвы, о расстановке наших сил и сил противника.

2.     Сделать выводы о значении Курской битвы.

3.     Закрепить навыки работы с исторической картой и картой Владимирской области.

Коррекционно-развивающие:

1.     Корригировать зрительное восприятие через просмотр слайдов презентации.

2.     Формировать коммуникативные навыки в процессе беседы, пересказа, подготовки индивидуальных сообщений.

3.     Работать над просодической стороной речи в процессе декламации стихов.

4.     Развивать умение сравнивать, функции анализа, синтеза и обобщения в процессе работы над теоретическим материалом о битве.

Воспитательные:

1.     Воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны.

2.     Воспитывать положительные качества личности на примерах мужества  советских солдат.

 

Оборудование: географические карты военных действий, Владимирской области, аудиозаписи мелодии вальса, песни «Священная война», голоса Левитана об объявлении войны, мультимедийная презентация к теме, видеоматериалы: «Танковое сражение», «Первый салют», «Вечная память», таблички с датами, листы бумаги, ручки.

 

 

Организационный момент. (Слайд 1)

Ход занятия:

I. Введение в тему занятия:

(Звучит вальс)

Воспитатель: Жаркое солнечное июньское утро, ни что не предвещало беду, и вдруг прогремели взрывы… (Слайд 2)

 

- Что же произошло в это июньское утро? (началась ВО война) (Слайд 3)

 

Учащийся:         Такою всё дышало тишиной,

                            Что вся земля ещё спала, казалось,

                            Кто знал, что между миром и войной

                            Всего каких-то пять минут осталось.

 

Вопросы:

- Назовите дату начала Великой Отечественной войны?

(Слайд 3. 22 июня 1941г.)

- Кто напал на нашу страну?                (Германия)

Воспитатель: (Слайд 4) Нападение фашистов на нашу страну было неожиданным, без объявления войны. Армия оказалась недостаточно подготовленной к отпору. И полилось людское горе слезами вдов и матерей. (Слайд5)

(звучит голос Левитана об объявлении войны, затем песня «Священная война»)

Воспитатель: Да, ребята, на защиту страны поднялся весь народ. Каждый хотел одного – чтобы дали поскорее винтовку, чтобы поскорее встретиться с врагом.

Вопросы:

- Кто руководил Советским Союзом во время Великой Отечественной войны? (Иосиф Сталин) (Слайд 6)

- Кто руководил Германией? (Адольф Гитлер) (Слайд 6)

- Когда закончилась Великая отечественная война? (9 мая 1945г.) (Слайд 7)

- Сколько дней длилась война? (1418 дней) (Слайд 8)

 

Воспитатель: Да, 1418 тревожных дней и ночей длилась Великая Отечественная война с фашистами.

         Как вы знаете, впервые дни войны Красная Армия понесла огромные потери. Несмотря на героическое сопротивление советских бойцов, немецко-фашисткие  войска быстро продвигались вглубь нашей территории.

 

1-й учащийся:  (Слайд 9). Стояла осень 1941 года, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в неё и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, с Дальнего Востока. Враг получил сильный удар и бежал от столицы. До этого он ещё не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, техники. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии.

 

2-й учащийся:  (Слайд 10). Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград. И в сентябре 1941 года ими были захвачены все подступы к городу. Началась блокада Ленинграда. Она продолжалась 900 дней и ночей. Тысячи людей погибли от пуль, а также голода (Слайд 11) и холода. Десятки зданий были разрушены немецкой авиацией. Но, несмотря на все трудности, ленинградцы выжили. Снята блокада была лишь в 1944 году.

 

3 учащийся:  (Слайд 12). Летом 1942 года фашисты начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не допустить врага к запасам нефти. В августе 1942 года началась великая Сталинградская битва. Длилась она более шести месяцев. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч фашистов. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска погнали врага с родной земли.

 

Воспитатель: Стремясь изменить ход войны в свою пользу и отыграться за поражение под Сталинградом, немцы начали новое наступление в районе города Курска.

 

II. Сообщение темы занятия:

Воспитатель: Наше занятие посвящается 75-й годовщине битвы на Курской дуге – самой крупной из всех известных человечеству. И тема нашего занятия

(Слайд 13) «Огненная дуга – великая битва».

Учащийся:         Это ты разметала по-русски

                            Ненавистные орды врага

                            В небывалом сраженье под Курском

                            До конца, огневая дуга.

                                      И тому не бывать, чтоб ромашки

                                      Вновь топтала чужая нога

                                      Ты не только для нас день вчерашний,

                                      Ты всегда – огневая дуга.

 

III. Работа по теме:

Воспитатель: Предыстория Курской битвы такова. (Слайд 14). В результате боевых действий 1942 года и начала 1943 года в районе города Курска образовался в линии расположения наших войск большой выступ – очень соблазнительная для немцев позиция: если в него ударить, то можно затем легко окружить и разгромить значительную группировку советских войск.

Работа по карте:

- Покажите, где немцы начали  наступление? (у Курска)

- На что надеялись немцы? (укрепить дух немецкого народа; отыграться за Сталинград)

- Замысел какой операции родился у немцев? (замысел операции «Цитадель») (Слайд 15)

Словарная работа: цитадель

(Слайд 15)

- Что означает слово «цитадель»?

Цитадель – это мощная крепость.

 

Учащийся: Немцы операцию назвали «Цитадель», что означает «крепость». И это придумано, верно: нет стен, зубцов башен, рвов, но то, что ждало русских на этом участке – действительно напоминало крепость. К 1943 году немецкая промышленность дала армии новую технику и противник старался сохранить в тайне свои планы, но советская разведка узнала о планах наступления заранее.

 

- Кто был командующим на Курском направлении? (командующим Курского направления был маршал Г.К.Жуков) (Слайд 16)

 

- Вспомните, какое решение приняло Командование Советской Армии? (Командование Советской Армии приняло решение перейти к обороне, а потом развернуть решительное наступление)

 

Воспитатель: Да, Ставка Верховного Командования приняла решение: перейти к обороне, обескровить противника, а потом развернуть решительное наступление.

Пока в Ставках с обеих сторон готовились военные планы, на фронте наступила пауза: тревожные для солдат дни и ночи. (Слайд 17) В это время солдаты старались написать своим родным и близким, передать им атмосферу того времени. Писали о самом главном.

Воспитатель: Вот и сейчас мы предлагаем разобрать «полевую почту» и зачитать некоторые из писем, дошедших до нас с тех далёких времён.

(На столе лежат треугольные конверты-письма. Ребята садятся за общим столом разбирать «полевую почту». Некоторые письма зачитываются вслух.)

1. Танкист Иван Колосов из Смоленска писал своей невесте:

«Здравствуй, моя Варя! Вчера в полдень мы громили ещё одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил броню и разорвался внутри. Из трёх танкистов остался я один. Но рана моя жестока, потерял много крови. Мы с тобой уже не встретимся. Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что могли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Спасибо тебе, родная! Твой Иван Колосов».

2. Из письма комиссара дивизии Ивана Русанова жене и сыну:

«…Здравствуйте мои дорогие, Нюра и Вова! Наши части дерутся с врагом хорошо. Врагам не даём пощады… Есть раненые и убитые. Война без жертв не обходится. Но это ничего, наши силы крепнут, враг слабеет, и мы его скоро разгромим и уничтожим. Нюра и Вова, прошу за меня не беспокойтесь. Пишите, пока, до скоро свидания. Много-много раз целую. Ваш Ваня.

3. Строки из письма рядового Бориса Ивановича Таганчикова:

«Это письмо пишу прямо на поле боя, из которого ещё не вышли. Жди меня, дорогая. Я, конечно, приеду. За мою жизнь не беспокойся. Если она и оборвётся – то только ради лучшей будущей жизни наших детей. Моя мечта одна – чтобы вы жили лучше. А моя жизнь сейчас нужна только для победы над врагом…».

4. Письмо лейтенанта Кваскова Валентина Александровича уроженца города Владимира маме:

«Здравствуй, дорогая мама. Сегодня я провёл день в наступлении. Сейчас на ночь стало тише. Остановились на отдых. Пока мне везёт – жив. Что будет дальше – завтра покажет. Пока всё. Крепко целую. Будь здорова, родная. Твой сын Валентин».

5. Командир десантников Василий Кулагин пишет трагическое извещение сестре однополчанина:

«Привет с фронта незнакомой мне Нине Сергеевне Сперанской. Нина! Вы меня не знаете, но я вас знаю со слов Вашего брата Александра. Он вас очень любил. Я вынужден Вам написать, что Ваш брат как воин – офицер-десантник, смелый и храбрый защитник Родины стойко стоял на своём посту и героически погиб. Тяжело, Нина, очень тяжело писать эти слова. Но ваш брат погиб, как герой, защищая свою Родину».

 

Воспитатель: Все бойцы, писавшие эти письма, впоследствии пали на поле битвы в борьбе за свою Отчизну. О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за своё счастье, как беречь своё доброе имя. И, хотя адресованы они родным и близким, но, по существу, обращены они к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим мыслям и чувствам.

 

- Что можно сказать о наших солдатах  по их письмам?

- Как вы думаете, а было ли страшно им?

 

Воспитатель: Да, ребята, всем солдатам было страшно, но они воевали храбро. Вот как об этом сказала поэтесса Юлия Друнина:

                   Я только раз видела рукопашный.

                   Раз – наяву. И тысяча – во сне.

                   Кто говорит, что на войне не страшно,

                   Тот ничего не знает о войне.

 

Воспитатель: Накануне битвы Гитлер в обращении к своим солдатам заявил: «Могучий удар, который настигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их до основания». Но этого не произошло.

 

Учащийся:  (Слайд 18) В 2 часа 20 минут 5 июля 1943 года Советская Армия открыла огонь. Это произошло внезапно для немецкого командования, поэтому в их частях царила растерянность. В 5 часов 30 минут немецкая пехота и танки двинулись на наши позиции. Огненная дуга! Битва, не имеющая себе равных в истории.

 

Воспитатель: В этой битве наша Армия превзошла врага не только в героизме, но и в технике.

(Слайд 19)

Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы:

- На чьей стороне был перевес в живой силе? Насколько человек наша страна превосходила Германию? (посчитать)

- На чьей стороне был перевес в технике?

- Насколько наша страна превосходила Германию по орудиям и миномётам? танкам? самолётам?  (посчитать)

(На столе лежат листы бумаги, ручки. Дети ведут расчёт письменно.)

Таблица

Соотношение сил в битве под Курском.

На сколько больше силы у СССР

ВОЙСКА И ТЕХНИКА

ГЕРМАНИЯ

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Численность войск, чел.

900 000

1 336 000

на 436 000

Орудия, миномёты, шт.

10 000

19 000

на 9 000

Танки, шт.

Около 2 700

3 400

на 700

Самолёты, шт.

Около 2 000

2 000

на 500

 

Воспитатель: Да, ребята, советские войска превосходили фашистские по всем показателям.

- В чём была причина этого превосходства?

(военная промышленность заработала в полную силу.) (Слайд 20)

 

Воспитатель: Да, причина в том, что военная промышленность СССР заработала в полную силу, труженики тыла работали день и ночь.

(Слайд 21) В Курской битве участвовало 4 миллиона солдат и офицеров. Героизм проявлял каждый советский солдат.

 

Учащийся:         Гулко катится в кровавой мгле

                            Сотой атаки вал,

                            Злой и упрямый, по грудь в земле

                            Насмерть стоял солдат.

 

Воспитатель: От Советского Информбюро: «Наши войска на Орловско-Курском и Белгородском направлениях вели упорные бои с перешедшими в наступление крупными силами пехоты и танков противника. Все атаки немцев отбиты с большими для них потерями. Бои продолжаются». И у деревни Прохоровка состоялось грандиозное сражение, здесь  с обеих сторон сошлись 1200 танков.

 

Учащийся: (Слайд 22) Утром 12 июля 1943 года две лавины танков встретились и вступили в бой. Ревели моторы, скрежетали гусеницы, били пушки, взрывались снаряды и кипели ненавистью сердца. Советские и немецкие танки перемешались. Когда кончались снаряды, танкисты шли на таран. Боеприпасы, которые были внутри танков - взрывались и тысячи искр летели во все стороны. О выходе из боя никто не думал: ни наши, ни гитлеровцы. Все бились жёстко, умело, свирепо!»

 

Вопросы:

- Когда началась Курская битва? (5 июля 1943г.)

- Когда свершилось грандиозное танковое сражение? (12 июля 1943г.)

- Где это произошло? (у деревни Прохоровка)

 

Учащийся:         Шли танки… и земля дрожала,

                            Тонула в грохоте стальном.

                            И танковых орудий жала

                            Белёсым брызгали огнём.

                            На батарее – ад кромешный!

                            Земля взметнулась к небесам.

                            И перебито, перемешано

                            Железо с кровью пополам.

 

Воспитатель: Да, ребята, это было великое танковое сражение и в подтверждении рассказанного, посмотрите видеоматериал «Танковое сражение».

 

(Слайд 23) (Показ видеоматериала «Танковое сражение»)

-Кратко опишите увиденное сражение.

        

(Слайд 24) Благодаря мужеству, стойкости и мастерству советских солдат враг понёс тяжёлые потери. Среди прославившихся в Курской битве были и наши земляки-владимирцы. И вот сейчас, ребята, мы с вами вспомним наиболее подробно подвиги некоторых участников курской битвы.

 

Учащийся:         Разве можно забыть нам с тобой сорок третий,

                            Помнишь, Курская битва тогда полыхала?

                            И советский солдат, уходивший в бессмертье,

                            Был сильнее огня и надёжней металла!

 

1.     Сценка о генерале-майоре Глухове Михаиле Ивановиче:

Автор: В самые критические моменты боя за Прохоровку генерал-майор Глухов убеждал солдат:

Генерал: Против нас действуют отборные гитлеровские соединения во главе с генералом Моделем. Но мы били и более известных. Сейчас мы с вами видели новую немецкую технику – «тигры» и «пантеры». Грозные машины, но горят они не хуже старых…

Автор: Над позицией раздалась команда: «Занять оборону!». Бойцы бросились к орудиям.

Дежурный солдат: Товарищ генерал-майор, в укрытие! Вам тут нельзя.

Генерал: Ничего, генералы тоже воевать умеют…

Автор: В день сражения он находился на самых ответственных участках армии, руководил действиями частей, держал связь со штабом армии и командирами дивизий. Бой шёл совсем рядом с его командным пунктом, когда раздался оглушительный взрыв. Телефонная трубка выскользнула из рук генерала.

Дежурный солдат: Товарищ заместитель командующего, что с вами?

Автор: Глухов открыл глаза и, превозмогая боль, спросил:

Генерал: Что на передовой?

Дежурный солдат: Да полный порядок, товарищ генерал-майор, жмут наши.

Генерал: Хорошо! Вроде бы и полегче стало. Сейчас я…

Автор: Он попытался подняться.

Дежурный солдат: Болит, товарищ генерал?

Генерал: Сильнее там (показывает на грудь). Не во время царапнуло…

 

Вопросы по инсценировке (повторение пройденного):

- О ком говорится в этой сцене? (о генерале Глухове) (Слайд 25)

- Откуда родом был генерал Глухов?

(г.Киржач  Владимирской области - показ по карте) (Слайд 25)

- Каким по характеру был генерал?

 

Воспитатель: Сейчас  мы с вами послушаем рассказ ещё об одном участнике Курской дуги.

1.     Рассказ учащегося о Жаркове В.П.  (Слайд 26)

 

Учащийся: Жарков Владимир Петрович родился в деревне Берково Ковровского района. В 1942 году его призвали в армию. После небольшой подготовки Владимира направили  в гвардейский стрелковый полк, где назначили его командиром пулемётного отделения.

12 июля Жарков в бою под Прохоровкой уничтожил шесть вражеских пулемётных расчётов, в тот же день от его огня нашли смерть более двух взводов пехоты. После двухчасового боя немецкие части перешли в наступление. Вокруг пулемёта Жаркова рвались мины и снаряды, а с правой стороны двигались несколько танков, за ними бежали автоматчики. Владимир огнём из своего пулемёта отрезал от танков пехоту, уничтожил около взвода фашистов. Рядом с Жарковым грохнули мины, но боли он не почувствовал, лишь потемнело в глазах…

 

Вопросы (повторение):

- Расскажите, как погиб Владимир Жарков?

(Истекая кровью, Жарков продолжал вести огонь. Кончились патроны, и Владимир подполз к убитому бойцу, вытащил автомат и сразу же почувствовал прилив сил. Подпустил автоматчиков к себе и почти в упор стрелять по ним. Товарищи Володи нашли его лежащим в окружении немецких трупов.)

- Сколько лет было Володе? (19 лет)

- Какое звание было присвоено молодому бойцу посмертно?

(Звание Героя Советского Союза) (Слайд 26)

 

2.     Стихотворение о танкисте Сергее Орлове.

Учащийся:         Пистолет из рук, не выпуская,

                            Выскочил из люка, задыхаясь,

                            На пути двоих убил гранатой

                            И приполз, а на лице нет кожи,

                            И врачи сказали в медсанбате:

                            Этот парень вряд ли выжить сможет.

                            С губ слетело хриплое проклятье:

                            Значит, полз и принимал все муки

                            Для того, чтоб умереть в кровати,

                            На груди сложив спокойно руки…

                            Смерть пришла, назвал её бесстыжей,

                            Жить решил назло всему – и выжил.

Вопросы (повторение):

- О ком говорится в стихотворении?

(О танкисте – старшем лейтенанте Сергее Орлове, который сам и написал о своём подвиге) (Слайд 27)

- Где родился и рос Сергей?

(г.Вязники  Владимирской области – показ по карте) (Слайд 27)

- Какие черты характера проявил танкист?

(было стремление жить, желание разгромить фашистов, освободить свою родину от врагов)

 

Воспитатель: Итак, битва выиграна. Гитлеровский план операции «Цитадель» и наступательная стратегия фюрера потерпели полное поражение.

5 августа 1943 года, на третий год войны, Московское небо впервые в истории Великой Отечественной войны озарил фейерверк двенадцати артиллерийских залпов из 120 орудий.

(Слайд 28) (Видеоматериал «Первый салют в Москве)

В привычных сумерках суровых

Полночным залпом торжества,

Рукоплеща победе новой

Внимала матушка – Москва.

 

IV. Итог занятия:

Воспитатель: Курская битва завершилась. (Слайд 29)  Продолжалась она 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года. В битве под Курском провалилась попытка врага взять реванш за Сталинград.

Итогом нашего занятия будет небольшая  викторина «Дорогами Курской битвы».  Итак, начинаем:

1.   Когда началась Курская битва? (5 июля 1943г.)

2.   Кто был командующим на Курском направлении? (Г.К.Жуков)

3.   Где на Курской дуге состоялось самое крупное в военной истории танковое сражение? (под Прохоровкой)

4.   Когда советские войска перешли в контрнаступление в ходе Курской битвы? (12 июля 1943г.)

5.   Какое количество танков принимало участие в бою под Прохоровкой с обеих сторон? (1 200)

6.   Сколько дней и ночей продолжалась Курская битва? (50 дней и ночей)

7.   Когда завершилась Курская битва? (23 августа 1943г.)

8.   В ходе Курской битвы впервые в честь побед советских войск был произведён салют. Когда это произошло? (5 августа 1943года)

 

Воспитатель: Дорогой ценой досталась победа в битве под Курском – велики и невосполнимы её потери…  Но подвиг армии и народа на Курской дуге никогда не будет забыт!

(Слайд 30)  (Видеоролик «Вечная память»)

Минута молчания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные материалы к занятию:

1.     Фонд «Детская национальная телеакадемия «Телевизионный творческий центр» «Наша победа»/Москва/2005

2.     В.М.Чиров «Великий подвиг»/ «Земля Владимирская»/2010

3.     Г.С.Зудилов «Курская битва»/ Владимир/ 2008

4.     К.С.Москаленко «Битва на Курской дуге»/ Москва/ 1975

5.     http://mp3ostrov.com/

6.     http://iplayer.fm/g/

7.     http://www/yatube.com/

8.     http://images.yandex.ru/

9.     http://ti-poet.ru/

10. http://festival.1september.ru/


 

Скачано с www.znanio.ru

ГКСОУ ВО «Мстёрская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

ГКСОУ ВО «Мстёрская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Огненная дуга – великая битва»

Огненная дуга – великая битва»

Назовите дату начала Великой Отечественной войны? (

Назовите дату начала Великой Отечественной войны? (

Сталинградская битва переломила ход всей войны

Сталинградская битва переломила ход всей войны

Кто был командующим на Курском направлении? (командующим

Кто был командующим на Курском направлении? (командующим

Командир десантников Василий Кулагин пишет трагическое извещение сестре однополчанина: «Привет с фронта незнакомой мне

Командир десантников Василий Кулагин пишет трагическое извещение сестре однополчанина: «Привет с фронта незнакомой мне

Таблица Соотношение сил в битве под

Таблица Соотношение сил в битве под

На батарее – ад кромешный!

На батарее – ад кромешный!

Генерал: Сильнее там (показывает на грудь)

Генерал: Сильнее там (показывает на грудь)

Значит, полз и принимал все муки

Значит, полз и принимал все муки

В ходе Курской битвы впервые в честь побед советских войск был произведён салют

В ходе Курской битвы впервые в честь побед советских войск был произведён салют

Использованные материалы к занятию: 1

Использованные материалы к занятию: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2023