Ох уж эти резонаторы
Если вы когда-либо слышали свой собственный голос в записи, то наверняка удивлялись тому, каким он оказывался слабым, глухим, незнакомым. Быть может, вы, как большинство людей, в таких случаях решали, что звук при записи искажается; а быть может, задумывались над тем, что над вашим голосом нужно еще долго работать. Запись может искажать голос, но современные цифровые технологии позволяют передавать все звуковые вибрации в практически неизменном виде. В чем же дело? Почему наш голос, такой глубокий, такой сильный, такой объемистый и звонкий — когда мы слышим его изнутри, на выходе оказывается слабым и поверхностным? Все дело в том, что при прохождении через ткани голосового аппарата звук теряет до 80% силы. Эти 80% растрачиваются на сотрясение, или вибрацию, этих тканей, то есть голос попросту «гасится». Что же делать? Избавиться от окружающих голосовой поток тканей мы не можем; остается для усиления голоса использовать их ресурсы. Кроме мягких тканей, поглощающих звук, голосовой аппарат имеет полости с твердыми стенками(кости или хрящи), отталкиваясь от которых звук не только не ослабеет по пути к выходу, но усиливается в несколько раз. Эти полости называются резонаторами. Любому профессионалу важно знать эти резонаторы и уметь контролировать вибрирование звука в полостях, через которые проходит голосовой поток.
Грудной резонатор. Если вам кажется, что ваш голос слишком тонкий, значит, ваш грудной резонатор в голосообразовании не задействован. Грудной резонатор — это самая большая резонаторная полость во всем голосовом аппарате. Вибрации в грудном резонаторе придают голосу полноту и объемность звучания, а также особую теплоту и мягкость. Однако использование одного грудного резонатора грозит тем, что звук будет глухим, а интонация — низкой. Тем не менее, очень часто актеры или певцы злоупотребляют грудным резонированием, отчего звук получается тяжелым и качающимся, голос приобретает ненужный тремор. Слушать такой голос довольно трудно, к нему надо каждый раз привыкать заново. Грудное резонирование возможно только при совершенно свободной грудной клетке. Работают только мышцы брюшного пресса, грудь должна быть свободна и неподвижна. Если грудь начала вздыматься, значит, дыхание перешло из диафрагмального в грудное. Головные резонаторы. Головные, или верхние, резонаторы — это все полости, которые находятся выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости, придаточные пазухи, теменные кости. Если внутри грудного резонатора звук зависит от того, насколько свободна и расслаблена грудная клетка, то внутри резонаторной полости «кипит работа»: именно здесь звук обретает энергию и силу полета. Для того чтобы головные резонаторы работали правильно, нужно, чтобы звуковой поток не выходил изо рта горизонтальной струей, а был направлен вверх, в резонирующие полости головы. Только вертикальная подача звука придаст голосу полет, при которой даже самый тихий звук всегда будет слышен в последнем ряду самой большой аудитории. Если звук отражается в верхних зубах и других резонаторах «маски», он будет и сильным, и звонким при любой громкости
К. С. Станиславский предложил прием овладения головным резонатором — «тихое мычание», или «едва слышный стон». Этот прием, по существу, есть дыхание, посылающее звук вертикально вверх. Вот что он писал:
Певцы говорили мне: «Звук, который «кладется на зубы» или посылается «в кость», то есть в череп, приобретает металл и силу». Звуки же, которые попадают в мягкие части неба или в голосовую щель, резонируют, как в вате.
Кроме того, из разговора с одним певцом я узнал другую важную тайну постановки голоса. При выдыхании во время пения надо ощущать две струи воздуха, выходящие одновременно изо рта и из носа. При этом кажется, что при выходе наружу они соединяются в одну общую звуковую волну перед самым лицом поющего.
Другой певец сказал мне: «Я ставлю звук при пении совершенно так же, как это делают больные или спящие при стоне, с закрытым ртом. Направив таким образом звук в маску и в носовые раковины, я открываю рот и продолжаю петь.
Ох уж эти резонаторы
Если вы когдалибо слышали свой собственный голос в
записи, то наверняка удивлялись тому, каким он
оказывался слабым, глухим, незнакомым. Быть может,
вы, как большинство людей, в таких случаях решали, что
звук при записи искажается; а быть может, задумывались
над тем, что над вашим голосом нужно еще долго
работать. Запись может искажать голос, но современные
цифровые технологии позволяют передавать все
звуковые вибрации в практически неизменном виде. В
чем же дело? Почему наш голос, такой глубокий, такой
сильный, такой объемистый и звонкий — когда мы
слышим его изнутри, на выходе оказывается слабым иповерхностным? Все дело в том, что при прохождении
через ткани голосового аппарата звук теряет до 80%
силы. Эти 80% растрачиваются на сотрясение, или
вибрацию, этих тканей, то есть голос попросту
«гасится». Что же делать? Избавиться от окружающих
голосовой поток тканей мы не можем; остается для
усиления голоса использовать их ресурсы. Кроме мягких
тканей, поглощающих звук, голосовой аппарат имеет
полости с твердыми стенками(кости или хрящи),
отталкиваясь от которых звук не только не ослабеет по
пути к выходу, но усиливается в несколько раз. Эти
полости называются резонаторами. Любому
профессионалу важно знать эти резонаторы и уметьконтролировать вибрирование звука в полостях, через
которые проходит голосовой поток.
Грудной резонатор. Если вам кажется, что ваш голос
слишком тонкий, значит, ваш грудной резонатор в
голосообразовании не задействован. Грудной резонатор
— это самая большая резонаторная полость во всем
голосовом аппарате. Вибрации в грудном резонаторе
придают голосу полноту и объемность звучания, а также
особую теплоту и мягкость. Однако использование
одного грудного резонатора грозит тем, что звук будет
глухим, а интонация — низкой. Тем не менее, оченьчасто актеры или певцы злоупотребляют грудным
резонированием, отчего звук получается тяжелым и
качающимся, голос приобретает ненужный тремор.
Слушать такой голос довольно трудно, к нему надо
каждый раз привыкать заново. Грудное резонирование
возможно только при совершенно свободной грудной
клетке. Работают только мышцы брюшного пресса, грудь
должна быть свободна и неподвижна. Если грудь начала
вздыматься, значит, дыхание перешло из
диафрагмального в грудное. Головные резонаторы.
Головные, или верхние, резонаторы — это все полости,
которые находятся выше голосовых связок: верхний
отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости,придаточные пазухи, теменные кости. Если внутри
грудного резонатора звук зависит от того, насколько
свободна и расслаблена грудная клетка, то внутри
резонаторной полости «кипит работа»: именно здесь звук
обретает энергию и силу полета. Для того чтобы
головные резонаторы работали правильно, нужно, чтобы
звуковой поток не выходил изо рта горизонтальной
струей, а был направлен вверх, в резонирующие полости
головы. Только вертикальная подача звука придаст
голосу полет, при которой даже самый тихий звук всегда
будет слышен в последнем ряду самой большой
аудитории. Если звук отражается в верхних зубах идругих резонаторах «маски», он будет и сильным, и
звонким при любой громкости
К. С. Станиславский предложил прием овладения
головным резонатором — «тихое мычание», или «едва
слышный стон». Этот прием, по существу, есть дыхание,
посылающее звук вертикально вверх. Вот что он писал:
Певцы говорили мне: «Звук, который «кладется на зубы»
или посылается «в кость», то есть в череп, приобретает
металл и силу». Звуки же, которые попадают в мягкие
части неба или в голосовую щель, резонируют, как в вате.Кроме того, из разговора с одним певцом я узнал другую
важную тайну постановки голоса. При выдыхании во
время пения надо ощущать две струи воздуха,
выходящие одновременно изо рта и из носа. При этом
кажется, что при выходе наружу они соединяются в одну
общую звуковую волну перед самым лицом поющего.
Другой певец сказал мне: «Я ставлю звук при пении
совершенно так же, как это делают больные или спящие
при стоне, с закрытым ртом. Направив таким образомзвук в маску и в носовые раковины, я открываю рот и
продолжаю петь.