ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.docx

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

«ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».

 

В стратегии развития страны «Казахстан-2030» Президент РК Н.А.Назарбаев определил здоровье, образование и благополучие граждан одним из долгосрочных приоритетов, важнейшим компонентом которого является предупреждение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни. Наше государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития и проводит единую государственную политику в сфере охраны психологического здоровья детей.

Состояние психического здоровья детей и подростков имеет важное значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества. Дети и подростки подвергаются повышенному риску воздействия социальных, психологических, биологических и средовых факторов, поэтому им следует уделять первоочередное внимание в рамках мероприятий по укреплению психического здоровья, а также по предупреждению и лечению психических проблем.

Причины нарушения психического здоровья.

    К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью.

Соматические заболевания (дефекты психического развития).

Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса - общество становится все более психологически нездоровым. В современных условиях здоровье детей требует внимания и помощи взрослых: родителей, врачей, психологов, педагогов.

Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:

· состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

· адекватное социальное поведение;

· умение понимать себя и других;

· более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

· умение делать выбор и нести за него ответственность.

Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей.

Охране психологического здоровья  содействуют социально-психологическое просвещение, психологическое образование.

Приоритет профилактики в сфере охраны психологического здоровья в организациях образования обеспечивается путем: 
- психологического образования, обеспечиваемого в том числе педагогами социально-психологических служб; 

- разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ профилактики информационной и стрессовой перегрузки психики, снижения потребления алкоголя и табака, профилактики суицидального поведения; 
- проведения психолого-педагогических консилиумов с целью разработки плана работы с детьми, которым требуется социально-психологическая помощь и защита.   

Кабинет психолого-педагогической коррекции является организацией, оказывающей комплексную психолого-педагогическую, социально-психологическую и адаптационную помощь населению в решении проблем обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии.

Миссия КППК: каждому ребенку – полноценное развитие. Для достижения данной миссии государственное учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
      - совместная направленная работа с отделом образования, органами здравоохранения, занятости и социальных программ по своевременному выявлению аномальных детей разных категорий, нуждающихся в специализированной помощи;

- разработка рекомендаций по оказанию детям возможной психолого- педагогической помощи, организации их специального воспитания и обучения;

- разъяснительная работа среди населения, работников образования, об особенностях психофизического состояния детей с отклонениями в развитии, необходимости оказания им адекватной помощи;

- оказание комплексной психолого-педагогической поддержки в виде коррекции и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с трудностями в обучении, общении, поведении;

- комплексное изучение проблем обучающегося междисциплинарной командой специалистов (командная оценка) и определение возможностей и потребностей в психологической, коррекционно-педагогической и социальной помощи;

- разработка и составление индивидуальной развивающей программы, с учетом социальной ситуации развития ребенка;

- проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, групповых занятий;

- консультирование и обучение родителей (лиц их замещающих) по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи;

- методическое руководство и оказание помощи педагогам общеобразовательных учреждений в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями.

 

Действующая модель оказания психолого-педагогической помощи в КППК предполагает систему различного вида услуг: диагностических, консультативных, психокоррекционных, профилактических, просветительских.

 

Психологическое здоровье любого ребенка в первую очередь зависит от его родителей, семьи в целом.

На каждый учебный год в КППК разрабатывается план взаимодействия с родителями. Цель данной программы – создание оптимальных условий для сохранения ребенка в семье, развитие ребенка, становление родительской компетенции, а именно – формирование у родителей разумного, грамотного и гуманного подхода к воспитанию ребенка с особыми образовательными потребностями.

В работе с родителями мы выделили для себя следующие приоритетные задачи:

·         вовлечение родителей в психолого-педагогическое взаимодействие;

·         просвещение родителей по вопросам особенностей интеллектуального, эмоционального, физического развития особых детей и связанных с этим проблемам;

·         консультативная помощь родителям в самостоятельной организации семейного воспитания, развития ребенка с ООП.

 

В работе используются различные формы:

- ознакомление с нормативно-правовыми документами в области защиты прав детей с ООП;

- ознакомление родителей с результатами диагностики и программами работы с их ребенком;

- работа консультационного пункта для родителей в рамках оказания государственных услуг;

- анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания и общения с ребенком;

- семейное консультирование «Родителям особого ребенка»;

- наглядная агитация: оформление информационного стенда для родителей, информационные раздаточные материалы - рекомендации и памятки по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты ребенка с ООП, по поводу взаимодействия с ребенком.

 

Ежегодно в КППК отмечается Всеми́рный день психи́ческого здоро́вья, установленный по инициативе  Всемирной организации здравоохранения. В рамках данного мероприятия проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей, а также педагогов района по разрешению возникающих проблем детей с ООП, раздаются информационные материалы - рекомендации и памятки по обеспечению благоприятных условий жизни, воспитания и формирования личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Мы продолжаем работать в данном направлении, занимаемся вопросами психического здоровья, а также коррекционных мер для работы с детьми с ООП. Ведь важность обеспечения полноценного психологического здоровья и развития детей и подростков в становлении социального потенциала общества не вызывает сомнения.