Научный проект посвящён истории села Трактовое. Вещественный документ- христианский крест, который был свидетелем истории развития села.На основе подлинной истории края раскрывается необычная судьба депортированных народов,в том числе и немецкого народа.Учитель и учащиеся школы изучают родословные своей семьи,делают выводы и открывают новые истории, тем самым обогащают историю своего села и края.Данный материал об истории села Трактовое
Ойконимы.История села Трактовое..docx
КГУ « Первомайская средняя школа отдела образования акимата
Фёдоровского района»
«Ойконимы.История села Трактовое»
Батыргалиева Р.Т.,учитель истории и географии
1
Фёдоровка2018 Оглавление:
Введение стр 4
I Ойконимы. История названия села Трактовое . стр. 56
II Историческая находка:гипотезы и предположения. стр 67
2.1Крестсимвол каторжников и переселенцев. стр 710
2.2.Исторические вехи в развитии страны и села Трактовое. стр 1017
А)польский след
Б) депортация немцев
2.3.Журнал научных исследований . стр18
Рекомендации по изучению ойконимов и предоставлению стр 19
исследовательского проекта.
III. Заключение стр 20
IV. Список использованной литературы стр 21
V. Приложение стр 2224
2 Аннотация
Исследовательский проект «Ойконимы.История села Трактовое»
является проектом, основанном на изучении исторических вещественных и
письменных источников.
Цель проекта: исследовать гипотезу о появлении католического креста на
территории села Трактовое, выявить исторические периоды выселения
каторжников и депортированных народов на территории нашего региона.
Актуальность данной темы связана с развитием национальной программы
«Рухани жанғыру» в рамках патриотического воспитания молодёжи.
Задачи исследовательского проекта:
обосновать идентичность истории нашего села с историей нашей
страны Казахстан;
предложить практические пути изучения ойконимов нашей Родины;
сделать определённые выводы на основе имеющихся исторических
источников;
расширить знания об истории края через изучение истории своей семьи.
3 Введение.
«Каждое название, каким бы простым и
будничным оно не казалось, свидетель
минувших событий, отражение быта,
нравов, занятий и мировоззрений предков»
А.В. Суперанская
Любое географическое название имеет свое историческое значение и является
памятником культуры каждого народа. В названия вложены мысли ,знания,
наблюдательность народа. Они хранят богатый материал о природных
условиях былых времен, об историческом прошлом, поэтому могут служить
важным источником познания родного края. Уходят в века люди, события, но
память с них остается в делах, воспоминаниях, в названиях городов, сел,
улиц, площадей и т .д
Класс ойконимов (от греческого οϊκος – «обитель»,
включает в себя названия любых населенных пунктов.
Мне стало интересно и я решила изучить историю своего села с помощью
ονο ά – «имя»)
μ
вещественных, лингвистических и исторических источников.
4 II Историческая находка:гипотезы и предположения.
Я родилась и живу в посёлке Трактовый.
Поселок Трактовый возник как важный тракт Кустанай Троицк, по которому
осуществлялась почтовая связь, шли переселенцы, ехали чиновники и
торговцы, гнали на ярмарки стада скота. Тракт и караванный путь
обслуживала перегонная станция, где имелись заезжий дом, загоны для скота
и колодцы для его поения. Трактовое выросло около озера Батпак.
Годом основания поселка Трактовый старожилы считают 1911 год.
В 1929 году возник в Трактовом колхоз, получивший название Коминтерн.
Как видно из меняющихся названий(ойкониме) моего села, четко
прослеживаются целые эпохи развития нашего государства от 19 века до
современности. Обойдя местных жителей с целью нахождения предметов
быта, изучив родословные моих земляков, я пришла к выводу, что история
села до конца не изучена и не исследована.
2.1Крестсимвол каторжников и переселенцев.
Уроженец села Хоруженко Сергей Васильевич поделился своей находкой
бронзовым крестом, который нашёл в своём огороде.
5 Тщательно изучив крест, я пришла к выводу, что крест больше католического
или протестанского происхождения, нежели православного.
Так как он не нательный, скорее всего, крест был – действующий для
каторжников в прямом смысле, и с ним совершались все тайнства
христианских обрядов.
Необходимо было провести сравнение с крестами, которые были известны в
исторической науке, что мы и сделали.
из аукционов в Европе.
рис№1 крест, который был продан на одном
6 рис№2 –крест, найденный
С.Хоруженко.
Как видно, они идентичны.Есть только небольшая разница в изображении
самого распятого Христа: в нашем случае он наделён раскрытыми членами,
которые символизируют рождение и жизнь человека.
7 рис№3(здесь прослеживаются
детородные функции)
Мы видвигаем историческую гипотезу крест мог принадлежать каторжникам,
которых гнали по тракту в Сибирь.А находится мог крест и у украинцев, и у
немцев, и у поляков, которых выселяли на протяжении двух столетий на
территорию Казахстана.История моего села совпала с историей моей страны.
2.2.Исторические вехи в развитии страны и села Трактовое.
История порой преподносит парадоксы.Далёкая от Европы азиатская страна
Казахстан, с суровым климатом от изнуряющего зноя до крепких морозов,
куда в прежние врмена ссылали бунтовщиков, возмутителей общественного
спокойствия, стала рождиной для многих народов.Оказались на казахской
земле и представители польского народа, гордого и свободолюбивого, чуть
было не потерявшего свою государственность, но сумевшего сохранить
национальную неповторимость.
А)польский след
8 История появления поляков в Казахстане начинается с 30х годов 19го века,
когда царское правительство начало ссылать в казахские степи своих
политических противников из Польши, попавшей т огда под протекторат
России.Но самым первым поляком, появившимся на земле казахов, был в
XIIIвеке монах францисканец Бенедиктус Полонус, оставивший первое в
мире описание восточных земель, о которых в ту пору в Европе имели весьма
туманное представление.Монах входил в экспедицию папы римского
Иннокентия IV, отправившего дипломатическую миссию к монгольскому хану
Батыю .Путешественников поразили огромные пространства степей,
отсутствие лесов и воды, перепады погоды. Кроме того, монах Бенедикт
оставил ценные этнографические описания жизни казахов того времени.
В XIX веке в Казахстане уже появились десятки ссыльных поляков, которые
внесли свой вклад в этнографию, культуру Казахстана.
Первым в мировой литературе произведением на казахскую тематику стала
поэма «Киргиз» польского романтика Густава Зелински, сосланного в
казахские степи за связь с тайной польской патриотической организацией
«Месть народа». Поэт описывает первозданный край, «где не было дорого,
только трава клонилась там, где конь её на скаку задевал», край, в котором
живут свободные и гордые люди. В согласии с природой и своими вековыми
законами, к числу которых и относился закон гостеприимства.
К числу этих десятков ссыльных поляков относится и знаменитый Адольф
Янушкевич, участник восстания 1830 года.Он попал в плен и оказался вначале
в Сибири, а затем в ссылке в Казахстане.В течение 18 лет Янушкевич,
выучивший казахский язык, собирал казахские легенды и поверья, а затем
издал их в Париже в 1861 году в книге «Дневники и письма из путешествий по
киргизским степям»эта книга долго пользовалась популярностью в России.
Интересные этнографические заметки о жизни казахов первой половины XIX
века оставили также Кароль Любич Хоецки, Ян Виткевич и другие. Ян
9 Виткевич, сосланный в Казахстан чуть ли не в 15летнем возрасте, овладел
несколькими восточными языками, на казахском говорил, как казах,читал на
память Коран, имел глубокие познания в казахской этнографии и географии,
и вообще настолько вжился в казахскую среду, что получил прозвище
«Батыр».
Считается, что одним из первых в живописи изобразил жизнь и быт казахов
Поляк Бронислав Залесский, польский патриот, котрого в дисциплинарном
порядке отправили на военную службу в Оренбург за участие в одном из
заговоров.Альбом его офортов «Жизнь киргизских степей», изданный в
Париже в 1865 году, стал настоящим открытием для европейцев.За десять лет
службы Залесский множество раз отправлялся вглубь Казахстана с
экспедицией, не расставаясь с тетрадью для эскизов .По Мангышлаку он
путешествовал вместе с ссыльным украинским поэтом и художником Тарасом
Шевченко.
Следующая волна депортации в годы Первой мировой войны(1914
1918гг).
Но самой трагической исторической вехой была депортация в годы
Второй мировой войны.
320 тыс. поляков было депортировано за время войны, в том числе и в
Кустанай. Об этом рассказали во время визита чрезвычайного и полномочного
посла Польши в Казахстане Мачея Ланга, который приезжал
в Костанай чтобы открыть выставку «Польские дипломаты в Казахстане в
19411945 годы». Материалы выставки являются результатом научных
изысканий Центра документации ссылок, депортаций и переселений
Педагогического университета в Кракове, доктора исторических наук,
А.
профессора Костанайского государственного университета им.
Байтурсынова Дмитрия Легкого, а также доктора исторических наук
10 Надежды Степаненко. Они были представлены на плакатах в виде документов
и фотографий.
В годы войны на территории страны находилось более 104 тыс. поляков.
Депортированным народам, в том числе и полякам, Казахстан оказал
гостеприимство.
– На 1942 год в Кустанае проживало 5 тыс. поляков, а в области – 8 тыс., хотя
до этого момента на указанной территории находилось всего 200 человек,
рассказал профессор КГУ Дмитрий Легкий. – Рост польского населения
является результатом репрессий.
В настоящее время на территории Костанайской области проживают 1,5 тыс.
поляков, в Казахстане – 40 тыс. человек. «Посреди ночи к польским семьям
приходили представители НКВД. В течение короткого времени, в атмосфере
страха, им приказывали упаковывать свои вещи. Затем в переполненных
вагонах для скота в течение нескольких недель везли в неизвестность…
Депортировано около 320 тыс. человек» значится на одном из плакатов.
– Моя книга о депортированных поляках, написана о формировании в нашей
области знаменитой Польской армии генерала Андерса, продолжил Дмитрий
Лёгкий. – Этот факт до 21 века оставался военной тайной. Получение многих
данных было трудоемким процессом. К примеру, информацию о делегате
польского посольства в Кустанае Вильгельме Эрнсте удалось получить спустя
год после запроса, в польских архивах данные до сих пор засекречены, так как
в 1942 году Эрнста арестовали по обвинению в разведывательной
деятельности против СССР.
Б)депортация немцев
История далеко не всегда приносит человечеству великие открытия и
счастливые моменты. Часто в мире происходят невозвратимые
11 события, которые навсегда разрушают жизни сотен тысяч людей.
Такой была и депортация народов в СССР. Депортация народов в
СССР – это событие, которое всколыхнуло страну в тридцатых годах
прошлого века. Политические репрессии подобного масштаба ранее не
проводились, поэтому для людей это стало шоком.
Основная черта депортации то, что сам процесс находился за
пределами судопроизводства. Народные массы перемещали в разные
точки обитания, которые для каждого были непривычны, далеки от
родного дома, а порою и опасны.
Исторически так сложилось, что депортация народов в СССР сломала жизнь
десяти национальностям. Среди них были и немцы с корейцами, тут же были и
чеченцы, калмыки и другие жители, которые при всем этом потеряли еще и
свою национальную автономию. Термин« наказанный народ» применялся к
народам, депортированным и репрессированным. Люди теряли все, что у них
было: дом, семью, родных, работу и деньги. Их принудительно вывозили и
селили в ужасные условия, в которых выживали лишь самые стойкие. По сей
день неизвестно точно, какие народы СССР подвергались депортации, так как
их численность была огромной. В эту «репрессивную мясорубку» попали
этнические группы, социальные прослойки и этноконфессиональное
население. Советские граждане пережили жуткие события 30х годов, а позже
и времен Второй мировой войны. Что форма носа может сказать о вашей
личности? О чем больше всего сожалеют люди в конце жизни 50 вещей,
которые не стоит носить, если вам за тридцать. Эта жестокость нарушила
покой поляков, украинцев, русских, молдаван, болгар, армян, турок и других
этнических групп. Назвать это событие нарушением прав человека смогли
лишь в 1991 году. Тогда закон признал, что депортация народов в СССР имела
место быть, а репрессированный народ подвергался геноциду, клевете,
насильственному переселению, террору и прочим нарушениям.
12 В нашей семье есть отрывочные сведения и плохо сохранившиеся фото группы
людей, среди которых мой дед Бусс Григорий Вальдемарович,
подвергшийся депортации, как сотни других поволжских немцев.
Вглядываясь в старое фото, даже не верится, что беззаботный мальчик
выдержал испытания, которых хватило бы на десятерых взрослых людей. На
ум приходят строки замечательного казахстанского писателя немца, Герольда
Бельгера: «…В чью коварную изощренную палаческую голову они, слова эти
могли прийти?...»[1].Немцы не могли поверить, что их выселяют далеко от
дома. Ведь был же указ правительства от июля 1941 года о том, чтобы не
сомневаться в патриотизме немецкого народа… Но судьба распорядилась
жестоко… и потянулись вагоны спецпереселенцев, так называемых «врагов
народа», политически неблагонадёжных. Такие слова и клеймо, поставленное
на весь немецкий народ.
Термин «Враг Народа» ввел Сталин на объединительном пленуме ЦК ВКП (б)
07.01.1933 года. Из числа расстрелянных приблизительно 1/3 рабочие, пятая
часть крестьяне, 9% — спецпереселенцы, половина была — интеллигенция. В
лексиконе карательных органов к этому периоду появился специальный
термин — «окраски», который применялся для классификации групповых,
контрреволюционных преступлений против системы на националистические,
диверсионновредительские, фашистскошпионские, кулацкоповстанческие,
кулацковредительские, казачьебелогвардейские, шпионские,
террористические, панисламистские, церковносектантские,
правотроцкистские, бандитские и прочие антисоветские группы
В семье Бусс было 6 детей, которые были в возрасте от 2 лет до 16
лет. «Мой дед ,Григорий был одним из младшеньких…» пишет
ученица 11 класса,Лясота Галина.На тот момент ему было 9 лет, т.е. он
был с 1932 года рождения.Местом ссылки стала Карагандинская
13 область, куда депортировали(насильно выселили) многие немецкие
семьи.
1 Герольд Бельгер «Дом скитальца»,стр134.
Уже в 1941 году вышел указ, согласно которому, следовало
«уничтожить» Автономную Республику Поволжья, которую населяла
эта нация. Всего за два дня масса людей была отправлена в Сибирь,
Казахстан, на Алтай и Урал. Их количество достигало 360 тысяч
человек. Причиной подобных репрессий стало появление сведений о
будущих шпионаже и диверсиях, которые должны были начаться сразу
после подачи Гитлером сигнала. Однако, как показывает история и
найденные документы, не было никаких оснований полагать, что
данные события произойдут. Эти слухи стали лишь поводом выселить
немецкий народ. Тех немцев, которые были мобилизованы в армию,
отозвали оттуда. Мужчин в возрасте от 17 лет уже на следующий год
призывали в рабочие колонны. Там они тяжело трудились на заводе,
лесозаготовках и рудниках. Та же участь постигла и те народы,
исторические родины которых были союзниками Гитлера. Уже после
войны, изгнанные, пытались они вернуться домой, но в 1947 году их
снова депортировали.
Маленький Гриша и не подозревал о тех ужасах, которые ему
приготовила судьба.
Половина репрессированных состояла из детей до 16 лет.
В результате депортация народов в СССР привела к жутким итогам,
оставшимся навсегда в сердце каждого жителя репрессированной
нации. Как указывают исторические сведения, количество немцев,
которые подверглись насильственному переселению, достигло почти
14 950 тысяч человек. Общее число депортированных чеченцев,
балкарцев, ингушей и карачаевцев составило 608 тысяч. [2]
2.В.Ф.Дизендорф «Немцы России…»стр 112
Крымские татары, болгары, греки и армяне были депортированы в
количестве 228 тысяч. Чтобы прижиться на новой территории,
переселенцам необходимо было пережить множество трудностей.
Смертность среди этих народностей возросла в несколько раз, за годы
депортации погибала в среднем четвертая часть нации.
Некоторые нации поплатились за свое противостояние власти, немцы
же стали жертвой мести изза Гитлера и его агрессии. Астана тоже в
свое время стала местом, которое «приютило» переселенцев.
Депортация народов СССР в Казахстан началась задолго до войны.
Огромное количество депортированных прибыло на территорию
республики, еще в 1931 году их числилось около 190 тысяч. Через
шесть лет сюда снова прибыли переселенцы, их было уже почти в два
раза больше, 360 тысяч. Так Казахстан стал местом проживания жертв
репрессий. Многие из тех, кто прибыл сюда на постоянное
местожительство, устроились рабочими на промышленные
предприятия и в совхозы. Им приходилось проживать в бараках, юртах
и самодельных строениях под открытым небом.
9 октября 1942 года выходит Указ «О мобилизации немцев в рабочие
колонны»(мужчины: 1516 лет, юноши, мужчины от 5155лет,женщины
от 16 до 45 лет).[3]
Маленькому Григорию приходилось не сладко, жить в бараках, ждать
маленькую пайку еды, которой едва хватало на взрослых. А потом и
15 вообще страшная весть, что детей отберут и отправят в детский дом в
Балхаш.
3Указ «О мобилизации немцев в рабочие колонны.Особая зона.»
Маленький мальчик, еще в вагоне почувствовал тоску по родителям,
как будто знал, что судьба разлучит их навсегда.(Приложение№1)
Главной целью переселения считалось вечное проживание на чужой
территории. Чтобы выполнить подобный план, советская власть пыталась
проводить жестокие санкции относительно нарушителей. Если ктото пытался
сбежать с территории поселения, ему назначали до двадцати лет каторги.
Помощников этих людей также ждало возмездие заключение на срок до 5
лет. Главной задачей советской власти было ограничение репрессированных в
желании и попытках попасть на свою родину. По данным последних
исследований, за весь период депортации в Казахстан прибыло от одного
миллиона переселенцев. Уже в середине 50х здесь проживало 2 миллиона
чужаков. Ради чего? Прошла за несколько лет депортация народов в СССР.
Фото тех событий и по сей день отображают жесткость власти.
(приложение№2)
Судьбы людей были искалечены, а время не шло на пользу. Каждый из них
мечтал вернуться домой, чтобы восстановить прежний порядок жизни. Люди
пытались найти свой дом, свою семью и свое счастье. Советский Союз пытался
ликвидировать не просто целые народы, а и их земли, языки, культуры и
16 традиции. Если у человека забрать все это, тогда он станет послушным рабом
тоталитарной политики. Депортированные люди получили тяжелые
психические и физические травмы.(Приложение№3)
В это время, другой мальчик , Герольд со своей семьёй, с отцом –
фельдшером, приезжает на казахские земли. Удивительная вещь –
жизнь, не зная друг друга, два маленьких ребёнка с лихвой хлебнули
одинаково испытаний и горя, которые заставили их всё равно верить и
жить надеждой в светлое будущее. Как говорит, моя мама, если дед не
выжил бы, то и не было бы нас, ныне живущих в родном Казахстане.
Если бы Герольд Бергер не выжил, то весь мир не узнал выдающегося
писателя, отважного человека, истинного патриота, отдавшего всю
жизнь, вопреки прогнозам Сталина, на процветание казахской земли,
которая стала Отчизной.
Когда мы в семье читаем рассказы Бельгера(Приложения№4), мы
понимаем, что это судьба и нашего деда, пусть не такого знаменитого,
но такого же замечательного человека, давшего жизнь нашему
поколению, ныне живущему.
Alles musten wir verlassen:
Haus und Hof und Land,
Felder, Walder und die Wolga,
wo auch unsre Wiege stand…
Эта песня о выселении немцев с Поволжья,которую написал народ,
выстраданный и наказанный только за то, что кто то усомнился в его
честности и порядочности.
В жизни каждого народа, государства были события, которые нельзя забывать.
Бережное отношение к этим событиям, к его истории — лучший гарант того,
что сегодня и завтра мы не совершим новых трагических ошибок. Именно
17 такой трагической страницей в истории и политике Советского народа в
прошлом, в том числе и Казахстана, был период политических репрессий 20х
— 50х годов XX века, как следствие тоталитарной системы того периода.
В нашей семье не принято говорить пышных фраз, но мы каждый год, в День
политических репрессий(Приложения №5,№6), вспоминаем своего
мужественного деда, который не просто выжил, а трудился на благо Родины.
Вырастил замечательных 3детей, среди которых моя мама. Своему дедушке
посвящает эти строки Лясота Галина:
«Маленьким подранком ты попал в Казахстан,
Стал для тебя приютом незнакомый край,
Плакал ты ночами в детдоме в тишине,
Не зная о близких, об их дальнейшей судьбе.
Согрела душистым чаем казахская апа,
Вырос ты сильным, гордились бы тобою,
Мама, папа и вся семья.
Мне рассказала мама о твоих детских годах,
Не могла сдержать слёз от отчаянья я,
Мне бы птицей вернуться в те года,
Наказала бы тех, кто привёл
немецкий народ к страданиям!
Наш Елбасы наш Президент
Золотым фондом назвал наш малый народ!
Прошли репрессии и депортация,
Узнали, мы – молодое поколение
Об ужасах нашего старшего поколения!
Хотим мы жить в мире и согласии,
Жить во благо нашей Родины,
18 Чтобы все народы Казахстана
Были счастливы!»
Таким образом одна историческая находка крест, может поведать историю
целых народов моей многонациональной Родины.
2.3.Журнал научных исследований .
По теме : «Ойконимы.История села Трактовое».
Цель исследования: исследовать гипотезу о происхождении католического
креста через историю народов, проходивших через историю моего села
Трактовое.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать этапы исторических процесов ссылка
каторжников, депортация польского, немецкого и других народов
Казахстана
определить значение изучения истории нашей Родины через судьбы
отдельных народов.
Предмет исследования: Ойконим Трактовое, вещественный источник
католический крест.
№ Объект исследования
1
Сроки
Сентябрь2017г
Октябоь
декабрь2017г
Выбор темы
2 Обработка материалов по
вещественному
источнику, исторической
литературе
19
Содержание работы
Выбор и обсуждение
темы научного проекта,
определение цели работы
Подбор
соответствующей
литературы по теме
исследования.Изучение
степени изученности
темы и уточнение цели и
задач исследования,
составление структуры 3
Работа с источниками
4 Написание и оформление
работы
работы.
Изучение топонимии как
науки, топонимических,
лингвистических
словарей.
Написание текста
научно
исследовательской
работы
Сентябрьянварь
Декабрьянварь
Рекомендации по изучению ойконимов и предоставлению
исследовательского проекта.
Соберите топонимы класса ойконимы, используя карту; Определить
историю заселения жителей деревень, почему выбрано именно это место?.
Записать у старожил легенды образования сел или районов, название города.
Для его описания используйте памятку. Если есть возможность, расспросите
людей, проживающих в данной местности.
Можно использовать следующий вопросник:
1.Назывемый объект ( село,).
2. Его современное название.
3. Имеет ли объект другие названия или имел их в прошлом?
4.С каких пор известно название (если это возможно установить)?
5. Есть ли вблизи подобные названия?
6. Как местное население объясняет название?
20 III. Заключение
Наше село живёт своей неповторимой жизнью.Каждый год мы изучаем
родословные наших жителей, происхождение народов и всё больше понимаю,
что казахстанский народ многоликий и интересный!
Одна историческая находка: будь то предметы быта или старинный лист из
книги,старое фото или документ могут пролить свет на некогда забытые
страницы истории.
Мы и молодое поколение нашей необъятной Родины, должны не забывать
прошлое, жить в настоящем и думать о будущем страны. Если каждый
гражданин будет изучать и знать свои корни, историю своей малой Родины, то
наша страна станет намного богаче духовно и будет процветать
благосостояние народа!
21 IV. Список использованной литературы
1 Абдрахманов С. А. Актуальные проблемы топонимики Казахстана.
2 Ашурков В.Н. и др. Историческое краеведение. М., Просвещение, 1980
3.Басик С. Н. Общая топонимика: Учебное пособие для студентов
географического факультета. Мн.: БГУ, 2006. 200 с.
4 Бельгер.Г. «Дом скитальца»,АлмаАта,1985г
5Бектасова Б.К. Краткий топонимический словарь Костанайской области,
Костанай, 1996 г,
6География в школах и вузах Казахстана № 1, 2006,
7 Джанузаков Т.С., Рысбергенова К.К., Топономия Республики Казахстан
Алматы 2001.
8Дизендорф В.Ф. «Немцы России…»,АлмаАта.1973г
9«История Казахстана в русских источниках 1620 вв.» 9 том
Джанузаков Т.С., Рысбергенова К.К., Топономия Республики Казахстан
22 Алматы 2001,
10 Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов, М., 1984,
V. Приложение
Приложение№1
23 Приложение №2
Приложение№3
24 Приложение№4
25 Приложения№5,№6
26
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Ойконимы.История села Трактовое.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.