Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 62
ОКИСЛИТЕЛЬНОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ
РЕАКЦИИ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я :
окислительновосстановительные
реакции; окислитель и восстановитель.
Т р е б о в а н и я : знать понятия «окислитель» и «восстановитель»,
«окисление» и «восстановление»; уметь составлять уравнения
окислительновосстановительных реакций.
О б о р у д о в а н и е : Na, кристаллизатор с водой, спиртовка, спички,
ложка для сжигания веществ, сера, колба, щипцы, магниевая стружка,
растворы HCl, CuSO4.
Х о д у р о к а
Объяснение нового материала.
В реакциях ионного обмена составные части веществ переходили в
состав других веществ без изменений, степени окисления элементов и
заряды ионов не менялись.
Однако существует огромное множество реакций, в ходе которых
меняются степени окисления элементов. Такие реакции называются
окислительновосстановительными.
Например, взаимодействие простых веществ между собой:
Степень окисления железа изменялась с 0 до +2, значит, атом железа
отдал 2 электрона; атом серы принял 2 электрона, поэтому его степень
окисления изменилась с 0 до –2.
Элемент, отдающий электроны, называется восстановителем, а
принимающий электроны – окислителем. Процесс отдачи электронов
называется окислением, а принятия – восстановлением.
В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе
восстановления – понижается.
Эти процессы неразрывно связаны между собой, число принятых
окислителем электронов должно быть равно числу отданныхвосстановителем электронов. На этом основании составляется
электронный баланс и расставляются коэффициенты.
Среди изученных нами реакций к окислительновосстановительным
относятся:1. Взаимодействие металлов с неметаллами.
Учитель демонстрирует горение магния, записывает уравнение и
электронный баланс.
2. Взаимодействие неметаллов между собой.
3. Взаимодействие металлов с водой.
4. Взаимодействие металлов с кислотой.
5. Взаимодействие металлов с солью.6. Горение и окисление сложных веществ.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 43, упр. 1, 3, 7, выписать типичные
окислители и восстановители (с. 234–235).