Окопная свеча, научно-практическое исследование

  • docx
  • 19.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окопная свеча .docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Козлово

 

 

 

 

 

 

 

Проектно-исследовательская работа

«Изготовление окопной свечи»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Курочкин Игорь Игоревич,

ученик 3 класса

 

 

 

Куратор:

Романова Анастасия Викторовна

учитель начальных классов

 

 

 

 

2025г. с. Козлово

 

 

 

 

Содержание

Стр.

Введение ………………………………………………………………………     3

Основная часть ………………………………………………………………..     4

Глава 1. Общие сведения об окопных свечах ……………………………….    4

1.1. Что такое окопная свеча и для чего её используют? ……………………   4

1.2. Виды окопных свечей в зависимости от технологий их изготовления…  4

Глава 2. Практическая часть……………………………………………               5

2.1. Определение оптимальной технологии изготовления окопных свечей ..   5

2.2. Поиск и привлечение ресурсов ……………………………………………  6

2.3. Экспериментальная работа по изготовлению окопных свечей …………  7

Анкетирование ………………………………………………………………….    8

Заключение………………………………………………………………………  9

Список используемой литературы и источников……………………………..  10

Приложения ……………………………………………………………………..  12

 

 

 

 


Введение

         Актуальность

При общении с мобилизованным специальной военной операции, я узнал об использовании окопной свечи. Технология изготовления окопных свечей оказалась не такой сложной. Я подумал, что мы сможем её освоить. Так родилась идея по изготовлению окопных свечей для помощи участникам в специальной военной операции. Наш классный руководитель, Романова Анастасия Викторовна, эту идею поддержала.

          Новизна исследования: экспериментальным путем и при грамотном выборе и использовании технологии изготовления окопных свечей, школьникам можно своими руками самостоятельно (при небольшой помощи родителей и школы) создавать и реализовывать общественно-полезный волонтерский проект по изготовлению окопных свечей как вид помощи в специальной военной операции. Такие свечи также пригодятся и в мирное время для использования на природе, охоте, рыбалке, в походе.

Объект исследования: изготовление окопных свечей.

Предмет исследования: возможности применения окопных свечей.

Цель исследования: организовать акцию по изготовлению окопных свечей для помощи бойцам специальной военной операции.

Задачи исследования:          
1. Изучить информацию по теме проекта из разных источников.

2. Провести анализ информации и выбрать наиболее приемлемую технологию.

3.Рассчитать и проанализировать, какие необходимы ресурсы, как их привлечь для осуществления проекта.
4. Реализовать волонтерский проект собственными силами школьников.
5. Улучшить технологию или адаптировать ее для применения во всех классах и школы и выйти с предложением общешкольного проекта.

6. Провести анкетирование обучающихся школы. Проанализировать результат анкетирования.

Гипотеза исследования: если школьники могут своими руками изготавливать окопные свечи, то это один из видов помощи в специальной военной операции.


            Методы исследования:

- изучение текстовых, аудио- и видеоисточников, данных в сети Интернет  

на различных сайтах;

- анализ и отбор оптимальной технологии изготовления;

- наблюдение при изготовлении тестового образца;

- эксперимент в виде изготовления окопных свечей.

 

План исследования:          
            1. Изучить понятие окопная свеча.

2.Понять, для чего можно использовать окопные свечи, какие существуют технологии их изготовления.          
            3. При помощи выбранных методов провести исследование и подтвердить гипотезу.
            4.
 Провести анализ полученных результатов, сформулировать выводы.       
            5. Выделить наиболее важные моменты и оформить их в виде предложений, составить пошаговую инструкцию изготовления окопной свечи своими руками.

           6. Провести анкетирование обучающихся школы. Проанализировать результат анкетирования.

 

Основная часть

 

Глава 1. Общие сведения об окопных свечах

         1.1. Что такое окопная свеча и для чего её используют?

 

Окопная свеча, её еще называют армейская, блиндажная, уличная – это свеча длительного горения, предназначена для использования в полевых условиях для освещения, для приготовления и разогрева еды, кипячения воды, обогрева небольшой площади. В мирное время такие свечи используются для зимней рыбалки, в туристических походах и на охоте.

Главное отличие окопной свечи от обычной свечи – длительность горения. Если обычная свеча может гореть 1- 1,5 часа, то окопная - от 4 до 8 часов в зависимости от размера. Кроме того, у окопной свечи гораздо больше теплоотдача. От нее не только свет, тепло, можно погреть руки, также можно самостоятельно разогреть еду, и даже вскипятить воду в железной кружке. Также такую свечу можно по окончании использования затушить и потом разжечь снова при необходимости. Окопная свеча состоит из трех основных элементов: жестяная банка, парафин и картон (Приложение 1, рис. 1).  Благодаря особой конструкции она имеет высокое пламя горения, не тухнет даже при сильном ветре, горит без резкого запаха и дыма. Отсутствие дыма также имеет очень важно: помогает остаться незамеченным вблизи и издалека.

1.2. Виды окопных свечей в зависимости от технологий их изготовления.

Изучив материалы текстовых, аудио- и видеоисточников, и данных в сети Интернет на различных сайтах стало понятно, что существует несколько приемов по изготовлению окопных свечей. Я выделил три основных, провел сравнительный анализ, по каждому виду, а именно:

1 вид – свеча двусоставная с пропилами (её еще называют туристическая). Изготавливается из двух жестяных банок разного диаметра, вложенных друг в друга и имеющих пропилы для вентиляции воздуха и вкручивания ножек-подставок из болтов и гаек (Приложение 1, рис. 2). Этот вид свечи был отсеян в виду сложности конструкции, а также по причине того, что для её горения нужна абсолютно ровная поверхность, т.к. иначе конструкция очень неустойчивая, составные части друг к другу никак не крепятся. Использовать такую свечу в полевых условиях неудобно и даже опасно.

2 вид – свеча одиночная с конфоркой изготавливается из жестяной банки, парафина и картона с дополнением- металлическими накладками, выполняющими роль конфорки при разогреве еды или воды, чая (Приложение 1, рис. 3). Этот вид свечи также не был выбран по причине сложности в оперативном поиске этих металлических накладок в большом нужном количестве, тем более что жестяные банки для свечей могут иметь разный диаметр и такие накладки придется искать разной длины под каждый диаметр жестяной банки.

3 вид – свеча универсальная, состоит только из трех основных элементов, как ранее и отмечалось (Приложение 1, рис. 1). Выбор был остановлен на данном виде окопной свечи, потому что она удобнее с точки зрения использования, она универсальна, и технология изготовления несложная, не требует больших затрат времени, финансов, позволяет её изготовить школьнику.

 


 

 

Глава 2. Практическая часть

2.1. Определение оптимальной технологии изготовления окопных свечей.

Когда был выбран вид приема по изготовлению окопной свечи, настала необходимость определить оптимальную технологию изготовления, потому что от этого в дальнейшем зависело, какие ресурсы потребуются, как эти ресурсы найти и привлечь в достаточном количестве. Итак, непосредственно для изготовления нам потребуются 3 основные элемента: жестяные банки, парафин и картон.          
            Жестяные банки для волонтерского проекта было решено собрать, а не покупать. Покупные пустые жестяные банки неудобны, т.к. они продаются под закатку на станке или на специальной машинке, и поэтому имеют выступающие наружу острые края 2-3 мм. Кроме того, покупка требует денег и времени на доставку. Как выяснилось из различных источников, оптимальный размер жестяной банки должен быть около 400 – 800 мл. ёмкостью. Именно такие банки мы собирали всем классом. В основном подходят жестяные банки из-под горошка, кукурузы, фасоли, они как раз ёмкостью 420 мл. В итоге набралось 30 штук.
            Картон должен быть не слишком плотный, лучше толщиной 2-3 мм., такой картон лучше пропитывается парафином и обеспечивает большую теплоотдачу и долгое горение. Картон нужно будет укладывать, в виде звездочки. Также понадобится картон поплотнее для нарезания полосками для центрального фитиля (фитиль должен выступать из банки по высоте на 1-2 см). Подойдут коробки б/у. Важно, чтобы на картоне не было никаких наклеек, скотча, лишнего клея и краски, потому что все это при горении будет чадить и дымить. Для нарезки картона подойдут ножницы, но удобнее использовать канцелярский нож.

            Теперь несколько слов о главном элементе - парафине. Парафин должен быть пищевой (маркировка П–2). Это важно, потому что парафин при горении не должен выделять вредные вещества, не должен коптить и должен иметь нужную температуру плавления и горения.      Также важный технический вопрос – как растопить парафин? Так как мы решили провести всю совместную работу в школьном классе, технология должна быть максимально безопасной. Способ плавления парафина в кастрюле на переносной плитке был исключён сразу по правилам пожарной безопасности. С безопасной идеей помогли родители: предложили использовать мультиварку! В мультиварке выставляется температура, ничего просто так не закипит, никаких брызг и прочих неожиданностей. Для того, чтобы разливать горячий парафин по банкам, мы придумали использовать обычный чайник. Для того, чтобы налить парафин из мультиварки в графин, понадобится половник. Ориентировочный расход парафина на жестяную банку ёмкостью 420 мл. составляет 300 грамм.    Стол, на котором происходит разлив парафина, мы накрыли полотенцем. Брать такие горячие банки лучше в варежках-прихватках.
             Вот и вся нехитрая технология, которую могут освоить и применить не только взрослые, но и школьники.

2.2. Поиск и привлечение ресурсов

Внимательно изучив технологию изготовления, я составил таблицу необходимых ресурсов. Из расчета имеющегося собранного нашим классом количества жестяных банок и ориентировочного необходимого объема других ресурсов, получилась следующая информация:

 

 

 

Таблица необходимых ресурсов

№ п/п

Наименование ресурса

Кол-во

Источник поступления

1.

Жестяная банка (400–420 мл.)

30 шт.

Ученики

2.

Картон (толщина 2–3 мм) для свечей

3 кв.м.

Родители

3.

Картон плотный для фитилей (из б/у коробки)

1 кв.м.

Ученики

4.

Парафин пищевой (маркировка П–2)

10 кг.

Родители

5.

Мультиварка

1 шт.

Родители

6.

Чайник  

1 шт.

Учитель

7.

Половник

1 шт.

Ученики

8.

Варежки-прихватки или полотенца

2 шт.

Ученики

12.

Ножницы, линейки, ручки, бумага

по 1 шт.

Ученики

Родители активно помогали с необходимыми ресурсами. Единственное, что пришлось приобрести – это пищевой парафин, из расчета около 1500 руб. за 10 кг. Парафин продается в виде плит по 5 кг. Разделять его на кусочки (чтобы входили в мультиварку) несложно, удобнее это сделать заранее.

 

2.3. Экспериментальная работа по изготовлению окопных свечей          

Для большей эффективности вся работа была заранее распланирована и разделена на этапы.      
            Этап тестовый, подготовительный: прежде чем проводить большую совместную работу вместе со всем классом, я и Анастасия Викторовна дома изготовили тестовую версию окопной свечи. Это позволило ещё раз убедиться в правильности количества ресурсов и больше понять весь пошаговый план дальнейших действий. Важно: парафин при остывании как бы просаживается, на поверхности появляются ямки, поэтому сначала заливаем половину банки, после застывания парафина доливаем банку полностью. Также отметили для себя, что время плавления парафина в мультиварке составляет около 7–10 минут на 1 свечу и, следовательно, ориентировочно составит 30–35 минут на полную загрузку мультиварки. Поэтому было решено заранее загрузить мультиварку вполовину объема.           
            Этап 1. Беседа о значимости мероприятия и инструктаж по технике безопасности. Этот важный этап доверили классному руководителю – Анастасии Викторовне. Мы с ребятами все понимали важность и нужность нашего общего дела, были очень воодушевлены, нам не терпелось начать работу. С особой осторожностью необходимо было отнестись к использованию канцелярского ножа и горячего парафина. Контроль работы мультиварки проводился Анастасией Викторовной.   
            Этап 2. Подготовка сырья. Мы разделились на группы. Все банки были проверены на наличие острых краёв и металлических заусенец. Там, где они были замечены, сразу устранялись при помощи плоскогубцев. Далее мы картон, отмерили на квадраты нужной высоты и нарезали под каждый вид банок.  В зависимости от высоты банок на полоски. В это время парафин подсыпался в мультиварку и плавился до жидкого состояния.   
            Этап 3. Сборка окопных свечей. В каждую жестяную банку был вложен картон нужной высоты. Банки мы решили ничем не обклеивать и не расписывать, потому что сильный нагрев при эксплуатации приводит обертку в негодность, и она может скользить и съезжать, а краска от фломастеров при нагревании еще и сильно пачкается.

            Этап 4. Заливка парафина. Заливка горячего парафина производилась под контролем классного руководителя. Самое главное на этом этапе – не спешить. Парафин нужно заливать медленно, чтобы весь картон успел им пропитаться. Чтобы не было воздушных карманов банку можно слегка осторожно покручивать влево -вправо. Через 30 минут после первой заливки парафин можно немного подлить.    
            Этап 5. Выставление готовых окопных свечей для остывания. Все готовые окопные свечи аккуратно на отдельный лист-подставку из картона мы выставили для остывания.

            Общее время на подготовку проекта составило 2 недели (включая сбор, доставку сырья), а также непосредственно на реализацию проекта – 3 часа.

 

Анкетирование среди обучающихся

Во время работы над проектом я провел анкетирование среди обучающихся нашей школы. В анкетировании участвовало 23 человека.

Анализ по результатам проведённого опроса:

1. Известно ли вам, что такое свеча?

А) да

Б) нет

2. Что можно сделать с пустой консервной банкой?

А) выбросить

Б) сделать свечу

В) другой вариант ответа

3. Может ли невыброшенная консервная банка спасти кому-то жизнь?

А) может

Б) не может

4. Знаете ли вы, для чего используется блиндажная свеча?

5. Как вы думаете, сложно ли изготовить блиндажную свечу дома?

А) да

Б) нет

6. По вашему мнению – дорого ли изготовить блиндажную свечу?

А) да

Б) нет

 

Результаты анкетирования

Проанализировав полученные ответы, можно сделать вывод о том, что все ребята школы знают, что такое свеча, но не все знают о блиндажных свечах и их назначении.

8 ребят (35 %) знают о назначении блиндажных свечей, они также знают, что такие свечи используются военным, но не смогли привести примеры использования свечей в других сферах жизни.

7 ребят (30 %) не знают о том, что такая свеча может спасти человека от смерти от обморожения.

14 ребят (65%) думают, что изготовить блиндажную свечу дома сложно и дорого, но это не так, так как технология изготовления такой свечи совсем не сложная.

 Изготовить такую свечу дома можно, потратив средства на парафин, используя пустую консервную банку, кусок картона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Считаю, что в современном мире в тех условиях, в которых мы живем, все граждане нашей страны должны сплотиться, стать дружнее, ближе и важнее друг другу. Быть как одна большая семья. Когда нужна помощь, то помогать тоже важно всем вместе. Никто не должен остаться в стороне. Каждый, кто может и хочет помочь, должен иметь возможность сделать это. Школьники тоже на многое способны. История нашей страны это не раз доказывала. Волонтёрство позволяет школьникам активно участвовать с общественной жизни, в решении различных социальных вопросов. Уверен, что современный человек должен больше узнавать различных полезных технологий, уметь ими правильно пользоваться и делиться таким полезным опытом.

            Изготовление окопных свечей — это малая толика в большом общем деле, но делается она от чистого сердца каждого человека и с надеждой на скорую, общую и долгожданную победу.


 

Список использованной литературы и источников

1. Статья А.Хардер "Не дадим ребятам замерзнуть!": как бизнесмен из Мензелинска делает окопные свечи для СВО", Электронный ресурс: [Режим доступа] https://www.business-gazeta.ru/article/583302.    
        
2. Материалы сайта Новости Югры @NewsUgratv. Электронный ресурс: [Режим доступа] https://www.youtube.com/watch?v=w4ITQjc_Ycs.  
         3. Материалы сайта "Ярославль онлайн". Электронный ресурс: [Режим доступа]
https://76.ru/text/gorod/2023/01/24/71998631/ .   
         4. Материалы сайта
www.youtube.com. Электронный ресурс: [Режим доступа] https://www.youtube.com/watch?v=n0FdN75z210.       
         5. Материалы сайта www.digitalserv.ru. Электронный ресурс: [Режим доступа] https://www.digitalserv.ru/svecha-okopnaya-armejskaya-pohodnaya-ulichnaya-blindazhnaya/.
         6. Материалы сайта
www.vk.com. Электронный ресурс: [Режим доступа] https://vk.com/gubadm?w=wall-169928902_17780.
          7. Материалы сайта
www.dzen.ru. Электронный ресурс: [Режим доступа] https://dzen.ru/a/Y8-YbOaIJiR3gaFV. Стихотворение "Окопные свечи", автор К.Кярьгина.

 

 


1.        

Приложение 1

Рисунок 1

Рисунок 2

 

 

 

 

Рисунок 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

         Фото 1

Фото 2

 

 

 

 

 

Фото 3

Фото 4

 

 

 

         Фото 5

Фото 6

 

 

 

                                           


 

Приложение 3

Пошаговая инструкция для реализации волонтерского проекта "Изготовление окопных свечей "

1.            Получите одобрение родителей, классного руководителя и администрации школы на проведение волонтерского проекта (с определением места, даты и времени, а также основных кураторов-помощников от родителей).

2.            Соберите необходимое сырье. Вам понадобятся (из расчета на 30 шт. готовых окопных свечей):

Таблица необходимых ресурсов

№ п/п

Наименование ресурса

Кол-во

Источник поступления

1.

Жестяная банка (400–420 мл.)

30 шт.

Ученики

2.

Картон (толщина 2–3 мм) для свечей

3 кв.м.

Родители

3.

Картон плотный для фитилей (из б/у коробки)

1 кв.м.

Ученики

4.

Парафин пищевой (маркировка П–2)

10 кг.

Родители

5.

Мультиварка

1 шт.

Родители

6.

Чайник 

1 шт.

Учитель

7.

Половник

1 шт.

Ученики

8.

Варежки-прихватки или полотенца

2 шт.

Ученики

12.

Ножницы, линейки, ручки, бумага

по 1 шт.

Ученики

 

         3. Подготовьте поэтапный план реализации проекта и проведите его по плану:      
Этап 0. (тестовый, подготовительный): изготовьте 1 экземпляр, доработайте план (при необходимости).
Этап 1. Беседа о важном и инструктаж по технике безопасности.         
Этап 2. Подготовка сырья.   
Этап 3. Сборка окопных свечей.    
Этап 4. Заливка парафина.   
Этап 5. Выставление готовых окопных свечей для остывания.    
Этап 6. Написание писем солдатам на фронт и запись видеоролика со стихами и пожеланиями.    
Этап 7. Упаковка и отправка посылок.   
         4. Передайте ваш опыт другим школьникам.
Вместе мы едины и непобедимы!


 

Скачано с www.znanio.ru