Окружающий мир. 4 класс Тема урока :" Тундра"
Оценка 4.6

Окружающий мир. 4 класс Тема урока :" Тундра"

Оценка 4.6
docx
02.06.2020
Окружающий мир. 4 класс Тема урока :" Тундра"
Урок.Окр.мир.docx

Предмет :Окружающий мир                                              Класс : 4

Урок №          11                                                                   Дата___________

Тема: Тундра

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока : Урок-путешествие

Цель: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.

Планируемые результаты:

Предметные: Формировать умения использовать научные методы познания природы, прививать навыки учебного труда.

Метапредметные:

- познавательные УУД : самостоятельно нахо­дить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; комму­никативные — осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

 - коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- регулятивные УУД : действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;Личностные: — анализи­ровать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная ,парная,фронтальная,групповая

Оборудование: таблицы,карта природных зон,кроссворд,дополнительный материал для групп.

Ход урока

I. Организационный момент.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

Календарь погоды.

 Ребята,какой сейчас месяц осени?

Кто знает какой сегодня праздник? День Матрены зимней.

На Руси говорили, что «с Матрёны (Матроны) зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор». По приметам в этот день судили о погоде на ближайшие дни. Иней сулил морозы, а туман — оттепели. О грядущем потеплении говорили и гуси, вышедшие на лёд в поисках открытой воды. А вот если на Матрёну выдавалась облачная и снежная погода, это предвещало ненастный май. По этому дню можно было предсказать и будущий урожай: иней обещал урожай овса, а дождь — пшеницы.
В этот день заваривали-запаривали разные лекарственные травы и коренья для профилактики зимних недугов.

II. Проверка знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России – Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.

1. Графический диктант.

Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».

№ п/п

Утверждение

Знак согласия / несогласия

1

Арктика-район Земли ,примыкающий к северному полюсу.

 

2

Территория Арктики имеет коренное население.

 

 

3

В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

 

 

4

В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

 

 

5

Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

 

 

6

В зоне арктических пустынь возникают полярные сияния.

 

7

В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

 

 

8

В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.

 

 

9

Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

 

 

10

Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».

 

 

Ответы : + - +- ++-++-

III. Введение в тему.

- Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь      к приключениям, других - неутомимая жажда открытий, третьих -  неизвестность и очарование таинственностью.
- А мы  сегодня  продолжим путешествовать 
 по природным  зонам  России.

- А чтобы тему урока узнать, кроссворд , ребята, поспешим  разгадать:

Ребята, какое же ключевое слова кроссворда? Дети: тундра.

    Ключевое слово: Тундра– это тема нашего урока.  - Слово «тундра» произошло от финского  слова, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

- В течение урока вы должны  заполнить схему,  ответив  на следующие вопросы по плану.  (Учитель вывешивает на доску  схему).

- По какому плану изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны, а учитель добавляет схему).

 

                                                                  ТУНДРА

МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

КЛИМАТ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

ЖИВОТНЫЙ МИР

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

В  результате  на  доске  составляется  кластер.

                                                    Тундра

 

 

 


                                    Климат                                                     Деятельность человека

Местоположение                                       Животный мир

         Растительный мир

- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.

- Экскурсия наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи (4 группы – на столах выставлены таблички с названиями групп), которые побывают в тундре в составе научно - исследовательских экспедиций.

 

На чем отправимся в путешествие узнаем из загадки

От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный…
 (олень)

 

- Итак, садимся на оленьи упряжки и отправляемся в путь, а пока будем ехать, послушаем  песню  о тундре и попробуем представить эту природную зону.

(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)

– Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.

– Где расположена тундра? Обратимся к карте.

Как поется в песне ?….Увезу на край земли …

- Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.

Актуализация знаний.

Подбор одежды

- А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию.

- На рисунке есть  виды  одежды (меховая куртка, валенки,  рубаха, кожаные перчатки, рукавицы, майка, меховая шапка и другие);  подумайте, какая  одежда подходит для нашего путешествия?

 «Одежда населения тундры»

– А вот как одеваются коренные жители тундры.

–  Как вы думаете,  с  чем это связано?

– Да тундра – очень холодная зона.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, выполнить задания и заполнить таблицу

Работа по группам. Каждая группа  получает свое задание на листике, а затем его представляет.

«Синоптики»: Изучить природные условия тундры и составить схему (поверхность, температура  воздуха зимой,  продолжительность лета).

«Ботаники»: Изучить растительность тундры, назвать основных представителей, перечислить характерные признаки, приспособление к природным условиям.

«Зоологи»: Изучить животный мир тундры, назвать основных представителей, перечислить приспособление к месту обитания: птицы (питание, оперение, окраска); животные (питание, мех, окраска).

«Экологи»: Представить в виде схемы деятельность человека в тундре; указать экологические проблемы, возникшие в тундре в  результате деятельности человека.

Проверка работы в группах.

И сейчас мы предоставляем слово нашему Гидрометцентру.  Группа «Синоптиков».  Рассказ синоптиков.

Местоположение. Климат.

Рассказ синоптиков:

На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное.

Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь.

А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

 

 

- Спасибо синоптикам.

Расположена чуть южнее Арктики;

Холодная бескрайняя равнина;                

Зима длится около 7-8 месяцев, t – ( -50 С) ;

2 месяца – полярная ночь;

За короткое лето поверхность оттаивает

на глубину  от 50 см  до 1 метра;

Кругом болота,  мелкие озера;

Лето очень короткое  (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает (+14 С.)

 

- Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Группа «Ботаников». Слово ботаникам Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Мы говорим о природе  России.  Какое дерево является символом России?

– Берёза.

– Художники и поэты воспевали берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу берёзку: стройную, высокую. Попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?

- Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей. Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой.

Вывод:  Слайд «Особенности растений» (на доске составляется кластер)

карликовые формы растений, т. к. сильные ветры;

их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом,

растения стелятся по земле, образуя подушки;

корни расположены близко к поверхности;

короткий период цветения и созревания плодов;

яркая окраска цветов, привлекает насекомых;

растения многолетние.

короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота

Физминутка.

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи
 (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)

Группа «Зоологов». Слово предоставляется зоологам.  Животный мир

- В тундре есть  постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?

Ученик – «зоолог»: Северные олени хорошо приспособлены к жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложки или совка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, увеличивая поверхность опоры и тем самым способствуя успешному передвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы утолщаются, под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос, отчего олень как бы седеет. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3-4 см, это тоже помогает им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого воздуха.  

 

Злая вьюга сугробы намела,
Все затихло, будто тундра замерла.
На снегу еле заметные следы,
Что за птиц белых стаи залегли?
(Белая куропатка)

 

Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг)

Ученик – «Зоолог» :  Лемминги – серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.

Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит. (Сова)

Белый клубок – за белым – скок. (песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк)

 

Вывод

Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.

Накопление слоя подкожного жира.

Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.

Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.

Зимняя спячка.

Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают  тундру).

- А сейчас проверим, какие животные и растения преобладают в тундре?

1. Игра «Найди лишнее»

Морошка,клюква,малина,мох

Лемминг,северный олень,песец,бурый медведь

 

 2. Анаграммы. Вам предлагается разгадать анаграммы, в которых зашифрованы названия растений и животных тундры.( работа в парах)

Васо - сова

минглем – лемминг

лукик – кулик

сецеп – песец

корашом – морошка

бигулока – голубика

сникаруб – брусника

онель – олень

Страничка экологии. Слово предоставляется «экологам».

 Тундра и человек.

Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство (по­каз фотографий или слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота — браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедни­ки. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундро­вый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографий).

 

Деятельность человека в тундре:

ОЛЕНЕВОДСТВО

ОХОТА

РЫБОЛОВСТВО

ДОБЫЧА НЕФТИ и ГАЗА

- Какой вред от деятельности человека наносится тундре?  Как спасти природу тундры?

Вывод экологов:  

Надо стать хозяином на своей земле и научиться рационально использовать ее ресурсы. Надо создавать заповедники. Надо беречь природу!

- Как спасти животных Тундры, находящихся на грани исчезновения?

(Надо создавать заповедники)

 «Таймырский заповедник»

И такой заповедник в Тундре есть – это «Таймырский заповедник созданный 23 февраля 1979  года, где нашли свой дом многие  животные, находящиеся на грани исчезновения. В 1995 году он получил статус биосферного заповедника.

 

Задание « Цепочки питания» Работа в группах.

Картинки по запросу "цепочки питания в Тундре""

IV. Закрепление изученного материала.

-  Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что вы  узнали на нём много нового и интересного.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой.

Вы молодцы!

С задачей урока справились.

Что особенно понравилось?

Что  удивило, что узнали?

О чем бы другу рассказали?

- Благодарю за сотрудничество  на  уроке!

VI. Д/З

Дома с домашними поговорите,

О путешествии расскажите.

Составить цепи питания, характерные для тундры.

 

 

 

 

 

меховая куртка, валенки,  рубаха, кожаные перчатки, рукавицы, майка, меховая шапка,сапоги,панама, ,шорты,
Рассказ синоптиков:

На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное.

Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь.

А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

 

 

 

Многие перелётные птицы прилетают в тундру на лето. Однако есть и такие, которые живут в тундре круглый год.  Летом в тундре появляется бесчисленное количество комаров, мошек, оводов.

 

И в это время года для гнездования прилетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки, кулики. Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток).

Песец - один из немногих животных, способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У песца очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает  песцу  находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Белая шерсть делает его  незаметным на снегу.

 

 

Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей. Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой. Слайд

В тундре много различных мхов. (Слайд)  Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

- Как растения приспособились к суровым условиям тундры? Слайд.

 Растительный мир беден. Все они очень маленькие, корявые, стелятся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Слайд.

 Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи
 (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять

 

Дальше тундру изучать (сели на место)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.__________________

№ п/п

Утверждение

Знак согласия / несогласия

1

Арктика-район Земли ,примыкающий к северному полюсу.

 

2

Территория Арктики имеет коренное население.

 

 

3

В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

 

 

4

В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

 

 

5

Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

 

 

6

В зоне арктических пустынь возникают полярные сияния.

 

7

В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

 

 

8

В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.

 

 

9

Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

 

 

10

Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».

 

 

2.Меховая куртка, валенки,  рубаха, кожаные перчатки,  меховые рукавицы , майка, меховая шапка,сапоги,панама, ,шорты,шуба.

 

3.Васо - _______

минглем – ________

лукик – _________

сецеп – __________

корашом – __________

бигулока – _________

сникаруб – _________

онель – _________

4.Образуйте цепочки питания.

а) ягель,растения,карликовая береза.

Б) олень,лемминги,заяц,белая куропатка.

В) волк,сова,песец.

 

 

 

 

 

 


Ф.И.__________________

№ п/п

Утверждение

Знак согласия / несогласия

1

Арктика-район Земли ,примыкающий к северному полюсу.

 

2

Территория Арктики имеет коренное население.

 

 

3

В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

 

 

4

В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

 

 

5

Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

 

 

6

В зоне арктических пустынь возникают полярные сияния.

 

7

В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

 

 

8

В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.

 

 

9

Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

 

 

10

Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».

 

 

2.Меховая куртка, валенки,  рубаха, кожаные перчатки,  меховые рукавицы , майка, меховая шапка,сапоги,панама, ,шорты,шуба.

3.Васо - _______

минглем – ________

лукик – _________

сецеп – __________

корашом – __________

бигулока – _________

сникаруб – _________

онель – _________

4. 4.Образуйте цепочки питания.

а) ягель,растения,карликовая береза.

Б) олень,лемминги,заяц,белая куропатка.

В) волк,сова,песец.

 

 

 

 

 



                                   СИНОПТИКИ          ( с.84-85)

 

Зима длится_____________

Мороз __________градусов

Полярная ночь длится__________

Лето _______________

Круглый год в тундре дуют______________

Зимой по многу дней____________

Грунт за лето немного_____________

Почва тундры  бедна_____________

Мерзлота не пропускает _________________воду на глубину,поэтому в тундре очень много _______и ______________

 


                     Ботаники (с.88)

Для всего живого условия в тундре_________.

Основная пища северных оленей_______.

В тундре растут ягоды_____________.

Растения ____________

Весной тундра___________.

Летом в тундре много___________.

 

На лето в тундру прилетают__________.

Постоянно живут в тундре____________.

Белая куропатка_____________птица.

Летом ее оперение__________,а зимой
__________.

Белая сова____________птица.

Эти зверьки не впадают в спячку________.

Раздвоенные копыта у _________

Экологи (с.90-91)

В тундре разводят домашних_________.

Круглый год они должны быть на _______________.

В тундре ведутся поиски__________.

Хозяйственное освоение тундры приносит_________.

Очень важно не допускать____________.

Большой вред животному миру наносит_____________


Предмет :Окружающий мир

Предмет :Окружающий мир

В Арктике для растений и животных сложились суровые условия

В Арктике для растений и животных сложились суровые условия

ТУНДРА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

ТУНДРА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

Синоптики»: Изучить природные условия тундры и составить схему (поверхность, температура воздуха зимой, продолжительность лета)

Синоптики»: Изучить природные условия тундры и составить схему (поверхность, температура воздуха зимой, продолжительность лета)

Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни

Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни

Злая вьюга сугробы намела, Все затихло, будто тундра замерла

Злая вьюга сугробы намела, Все затихло, будто тундра замерла

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедни­ки

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедни­ки

VI . Д/З Дома с домашними поговорите,

VI . Д/З Дома с домашними поговорите,

Рассказ синоптиков: На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина

Рассказ синоптиков: На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина

Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой

Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой

Ф.И.__________________ № п/п

Ф.И.__________________ № п/п

Ф.И.__________________ № п/п

Ф.И.__________________ № п/п

Окружающий мир. 4 класс Тема урока :" Тундра"

Окружающий мир. 4 класс Тема урока :" Тундра"

СИНОПТИКИ ( с.84-85)

СИНОПТИКИ ( с.84-85)

Ботаники (с.88) Для всего живого условия в тундре_________

Ботаники (с.88) Для всего живого условия в тундре_________

Экологи (с.90-91) В тундре разводят домашних_________

Экологи (с.90-91) В тундре разводят домашних_________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020