Окружающий мир. Равнины и горы России.

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Окружающий мир. Равнины и горы России. Формирование у обучающихся представление о равнинах и горах России.
Иконка файла материала равнины и горы России.docx

Цель урока: формирование у обучающихся представление о равнинах и горах России.

Задачи урока:

Развивающие:

·         способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем;

·         развивать познавательную активность обучающихся, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

Обучающие:

·         познакомить с равнинами и горами на территории России, на территории Кемеровской области;

·         формировать умения работать с физическими картами России, Кузбасса;

·         развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками.

Воспитывающие:

·         способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю;

·         воспитывать патриотов своего Отечества.

Оборудование:

·         учебник  А. Плешакова;

·         физическая карта России

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

- Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить друг друга.

2.1. Самостоятельная работа.

Вопросы к самостоятельной работе

Что такое астрономия?

1.    Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их.

2.    Назовите самую яркую звезду. В каком созвездии она находится?

3.    Что изучает наука география?

4.    Закончи предложение: «Глобус – это ...»

5.    Закончи предложение: «Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков- это…»

6.    Что изучает история?

7.    Приведите примеры исторических источников.

8.    Что изучает археология?

9.    Запишите 2-3 экологические проблемы

2.2. Взаимопроверка.

- Поменяйтесь своими работами друг с другом. Если ответ вашего соседа (соседки) близок или точно совпадает с ответом на слайде, ставите +.

- Посчитайте количество плюсов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов.

- Поднимите руки, кто получил отметку 5. Вы – молодцы.

- Поднимите руки, кто получил отметку 4. Вы тоже работали над разделом добросовестно.

- Поднимите руки, кто получил отметку 3. К сожалению, ваши знания слабы, вам некоторые моменты необходимо повторить.

3. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграфом к новому разделу я взяла строки из известной песни, слова которой были написаны Ф. Савиновым

Вижу горы и долины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это Родина моя.

- Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела, темы сегодняшнего урока.

Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.

- Чему вас научит раздел « Природа России»?

4. Изучение нового материала.

4.1. Работа по физической карте России.

- Откройте учебник на стр.64. С помощью чего мы начнём знакомство с природой нашей страны? (С физической карты России)

- Мы уже знаем, что карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. На физической карте к условным обозначениям относится и цвет. Посмотрите на шкалу. Обратите внимание, как изменяется цвет земной поверхности в зависимости от высоты расположения местности над уровнем моря?

- Какой цвет на карте будет иметь самая низкая поверхность земли?

- Как будет называться такая поверхность?

- Какой цвет имеют возвышенности?

- Каким цветом на карте показаны горы?

4.2. Практическая работа.

- Откройте учебник на стр. 66. Перед вами задание к практической работе, которую вы будете выполнять в парах. Вы должны не только найти объекты на карте, но и рассказать о их местоположении.

4.3. Беседа-путешествие.

И мы начинаем путешествие по просторам нашей страны с Восточно-Европейской равнины. Покажите Восточно-Европейскую равнину на карте.

- Как вы думаете, почему, именно, с Восточно-Европейской равнины мы начнём наше путешествие? (Здесь располагается столица нашего государства – Москва.)

- Мы попробуем объяснить смысл слова «равнина», а кто-нибудь из вас найдёт его определение в толковом словаре Ожегова.

- Что означает слово «равнина»?

- В толковом словаре Ожегова даётся следующее определение: «Равнина – ровная без гор и холмов поверхность».

Восточно-Европейская равнина расположена между западными границами России и Уральскими горами. Она самая большая равнина в мире. Её площадь – более 5000000 квадратных километров.

- Посмотрите на карту. Какие цвета потребовались, чтобы изобразить поверхность Восточно-Европейской равнины?

- Какой вывод вы можете сделать о её поверхности?

- Правильно, такие равнины называют холмистыми. (Слайд №8)

- Двигаясь на восток, навстречу солнцу, мы окажемся на Западно-Сибирской равнине.

- Покажите Западно-Сибирскую равнину на карте.

- Почему для нас с вами эта равнина будет роднее и ближе других? (Здесь наша малая родина.)

- Почему эту равнину называют низменностью?

- Действительно, поверхность Западно-Сибирской равнины находится ниже уровня моря, поэтому на ней много болот. Такую равнину называют плоской. (Слайд №9)

- Следуя курсом на восток, мы попадаем на Среднесибирское плоскогорье.

- Покажите Среднесибирское плоскогорье на карте.

- Объясните смысл слова «плоскогорье».

- В толковом словаре Ожегова мы узнаём, что «Плоскогорье – это местность с волнистой поверхностью, лежащая на высоте 200 метров над уровнем моря». Как изменился цвет на карте? (Слайд №10)

4.4. Физкультурная минутка.

Дружно все сейчас мы встали,
По горам мы зашагали.
Руки вверх. Руки вниз.
За страховочную верёвку держись.
Мы шагали, приседали,
Наконец мы на привале…

- Тихо все сели.

4.5. Работа с учебником.

- О горах России вы прочтёте самостоятельно в учебнике на стр. 67-69 и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

- Как своим расположением Уральские горы отличаются от других гор? Покажите их на карте. (Слайд №11)

- Назовите самые высокие горы России? Покажите их на карте. Найдите и покажите самую высочайшую вершину Кавказских гор. (Слайды № 12-13)

- Какие горы включены в Список Всемирного наследия? Покажите их на карте. (Слайды №14-15)

- Чем знамениты горы на полуострове Камчатка? Покажите их на карте.(Слайды №16-17)

5. Закрепление изученного материала.

- Что означает слово «Кузбасс»?

Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. А предложил это название русский историк и геолог Пётр Александрович Чихачёв, побывавший у нас в 1842 году.

- Более половины Кемеровской области занимают горы. Самая большая по протяжённости и высоте над уровнем моря – горная система Кузнецкого Алатау.

- Кузнецкий Алатау в переводе с тюркского: «ала» – пёстрый, «тау» – гора, то есть «пёстрые горы». Самая высокая гора нашей области – Верхний Зуб – 2178 метров над уровнем моря.

- Самое большое скопление каменных россыпей – курумов – находится в Кузнецком Алатау.

- Самые низкие и древние горы – Салаирский кряж. Салаирский кряж образовался около 150 миллионов лет тому назад.

- Кузнецкая котловина представляет собой межгорную впадину. Словно подковой с трёх сторон её окружают горы – Салаир, Кузнецкий Алатау и Горная Шория. В Горной Шории находятся курорты международного уровня.

- Знаете ли вы, что Кузнецкая котловина неоднократно была дном моря, и было это более 250 миллионов лет назад?

6. Подведение итога урока.

- С какими равнинами познакомились на уроке?

- Назовите виды равнин.

- Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.

7. Рекомендации по домашнему заданию.

учебник стр. 64-71, пересказ.
составить рассказ (фото) о горах, где побывали.
составить презентацию по любому объекту (горы, равнина).