Урок математики в 3 классе по теме " Делимое. Делитель. Деление двузначного числа на однозначное.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок представлен в виде технологической карты. На уроке дети познакомятся с с правилами нахождения делимого и делителя на основе взаимосвязи компонентов действий, закрепят вычислительные навыки по делению двузначного числа на однозначное, закрепят умение решать задачи изученных видов.
Иконка файла материала урок матем 3 класс.doc

Технологическая карта урока

Автор материала(ФИО)

Бас Любовь Михайловна

 

Тема урока

Делимое. Делитель. Деление двузначного числа на однозначное.

Тип урока

Освоение новых знаний

Класс

3

Учебный предмет

Математика

Название учебного пособия, образовательной программы(УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя

Познакомить с правилами нахождения делимого и делителя на основе взаимосвязи компонентов действий, закреплять вычислительные навыки по делению двузначного числа на однозначное, закреплять умение решать задачи изученных видов.

 

Планируемые
образовательные результаты

Предметные:учащиеся научатся использовать взаимосвязь умножения и деления при вычислениях, выполнять деление двузначного числа на однозначное, решать задачи изученных видов.

 Метапредметные : познавательные – проводят сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимают выводы, сделанные на основе сравнения;

коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение;

регулятивные – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; под руководством учителя определяют план выполнения заданий на уроке, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и что ещё неизвестно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование адекватной самооценки.

Техническое оснащение

Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

                                                           

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы совза-имо-действия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Приветствует учащихся.

Придумано кем-то просто и мудро, 
При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Добрый день, ребята и уважаемые гости!

Давайте поиграем в игру «Добрый день». 

Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 
Попробуем? 
Добрый день, ребята! 
Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! 
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!

Добрый день всем, кто любит математику!

Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! 

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
 

Пожалуйста, садитесь!

- Урок математики мы начинаем,

Тайны ее открывать продолжаем.

Выполняют  необходимые движения

Фронтальная

Личностные: имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют  себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устные ответы

II. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устное решение задач

На доске запись: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАРАФОН (Слайд 1)

Этимология слова марафон. Экскурс в историю. (Слайд 2)

Марафон- древнее поселение в Греции. Это название и дистанция связаны с легендой о древнегреческом воине, который пробежал из Марафона в Афины(столица Греции) около 40 км, чтобы сообщить о победе греков над персами. Современное значение слова - бег на длинные дистанции. Мы вместо долгих км будем преодолевать математические задания целых 40 минут. Ученики, выполнившие первыми задания, получат плюсы за работу и выше оценку. Так что в путь.(Слайд 3)

 

1. Мама купила 6 пирожных. Одну третью часть она раздала детям. Сколько детей у мамы, если каждый ребёнок получил по одному пирожному?

2. Крот дал Дюймовочке 12 зёрнышек. Она отнесла одну четвёртую долю ласточке. Сколько зёрнышек Дюймовочка отнесла ласточке?

3. За обедом детям раздали 9 кг яблок, что составило одну шестую часть запасов в столовой. Сколько яблок было в столовой?

4. Мама истратила на пальто дочке одну вторую длины имевшейся у неё тесьмы-50 см. Какой длины была вся тесьма?

5. Сколько носов у двух псов?

Сколько пальчиков у четырёх мальчиков?

Сколько ушек у пяти хрюшек?

Сколько веснушек у трёх девчушек?

 

Отвечают на вопросы учителя . Выполняют задания с логической нагрузкой

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из заданий учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания;  находят закономерности.

Устные ответы

 

III. Самоопределение к деятельности

 

Сообщение темы урока. Определение целей урока

- Рассмотрите равенства: (Слайд 4)

24:6=4                                       6:2=3

24:4=6                                       3∙2=6

-Прочитайте первое равенство, используя название компонентов действия деления.

-Какого равенства не хватает в первом столбике? (6∙4=24) (Слайд 5)

-Как его получить из первого равенства? (Делитель 6 надо умножить на частное 4, и получится делимое 24)

-Какого равенства не хватает во втором столбике? (6:2=3)

-Как его получить? (Делимое 6 разделить на частное 3 и получим делитель3)

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Находить неизвестное делимое и делитель на основе взаимодействия деления и умножения).

-Для чего нам надо эту тему изучить и понять? (Эти знания будем использовать при решении уравнений, при проверке примеров на деление, при решении задач). Также будем учиться решать примеры на деление двузначного числа на однозначное. (Слайд 6)

 

Слушают

и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока, целеполагание.

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему

и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии

с задачами и условиями коммуникации

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику (за-дание 1 с.16)

Организует работу по теме урока. Два примера решают коллективно, два – в парах.

 

Объясняют, какие числа нужно вставить, называя компоненты действия деления.

 

Фронтальная,

парная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах

своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; соблюдают правила поведения на уроке.

Коммуникативные: участвуют
в диалоге

Познавательные: общеучебные –  

определяют круг своего незнания; отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, соотносят нужную информацию с жизненным опытом;

Устные ответы

Решение задачи №2

- Прочитайте задачу. Что значит «одна четвёртая часть пути»? ( Указанное расстояние повторится 4 раза)

-Поставьте вопрос к задаче. (Какое расстояние надо проползти гусенице до земли?)

-Как узнать это расстояние? (Умножением).

-Кто покажет, приблизительно, какая это высота 12 дм?, 3 дм?

 

Запись решения и ответа задачи самостоятельно.

 

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение

задания

в рабочей тетради

 

 

 

Работа по учебнику (задача 3)

-Прочитайте задачу. Какого она вида? (Задача на приведение к единице)

-Какую единицу будем находить? (Сколько кг вишен в одном пакете?)

-Девочки будут находить сколько кг вишен в 3 пакетах, а мальчики – в 7 таких пакетах. Тяжелее груз пусть несут мальчики, ведь они от природы физически сильнее девочек. (Слайд 7)

 

Выполняют коллективно анализ задачи

Индивидуальная -у доски 2 человека, самостоятельная- в тетради все ученики

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные – умеют определить вид задачи.анализировать задачу; записать кратко и решить её;

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

Коммуникативные: участвуют
в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы

(задачи)

Уст-ные от-веты.

Выполнение

зада-ния

в рабочей тетради

 

 

Выполнение деления двузначного числа на однозначное по цепочке по алгоритму

 

Организует работу по учебнику.

96:3 =              96:2 =                   96:6 =               96:4 =     (Слайд 8).

-На какое ещё однозначное  число можно разделить 96? (На 8. 96 : 8 = 12)

-А почему нельзя разделить на 5, на 7? ( 96 не раскладывается на два числа, которые будут делиться на 5 и 7). (Слайд 9)

Записывают примеры в тетрадь после объяснения.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё надо усвоить; осознание качества и уровня освоения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

 

Личностные: осознают свои возможности в логическом мышлении и умении делать нестандартные выводы; стремление применять правило на практике.

Запись в тетради

Поучительная задача

В нашем классе 20 человек. Какой ширины должны быть двери из класса на перемену, если одному ученику над, чтобы все ученики вместе могли выскочить о 50 см пространства в ширину? (Двум ученикам надо 1м, значит 20-ти   надо двери шириной 10м).

-Какой вывод сделаем из этой задачи?

-Какое правило «рыцарей» надо знать мальчикам?

Устно решают.

Фронтальная

Наблюдение

VI. Итоги урока. Рефлексия

 

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке по заполненному  листу  самооценки.

- К финишу пришли все, но с разными результатами.

( Слайд10).

Оценивание.

Проводит беседу по вопросам:

-Что нового узнали на уроке? (Слайд 11)

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

-Где будем применять эти знания?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное
состояние на уроке

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Устные ответы.

Оценивание учащихся

 

 

Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

 Решить примеры №5, выполнить задание повышенной сложности №6.

Слушают учителя

фронтальная

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Записывают

домашнее задание