Окружающий мир. Тема: Жизнь луга. «Луг – природное сообщество».

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Окружающий мир. Тема: Жизнь луга. «Луг – природное сообщество». Урок с интересными заданиями.
Иконка файла материала жизнь луга.docx

Тема: Жизнь луга. «Луг – природное сообщество».

Цель: сформировать представления обучающихся о луге, как о природном сообществе.

Задачи-обучающие:

  • ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека;

развивающие:

  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

  • учить детей понимать красоту луга;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1.    Организационный момент

 

2.    Проверка домашнего задания                            

О чудесном нашем крае будет разговор,

О прекрасном милом крае, где мы все живём.

-Повторим тему прошлого урока.

Тест

1. Лес называют природным сообществом, потому что:

а) там рядом друг с другом растут разнообразные растения

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой      +

в) весь лес — от верхушек деревьев до земли — заселен животными

2. На деревьях обитают:

а) белки, дятлы, кедровки           +

б) мыши, зайцы, медведи

в) кроты, лоси, черви

3. В лесной подстилке живут:

а) ежи, кроты, землеройки

б) бактерии, насекомые и их личинки            +

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши

4. К съедобным грибам относятся:

а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы

б) дождевики, пороховки, шампиньоны

в) лисички, рыжики, маслята         +

        А для того, чтобы узнать тему нашего урока, разгадайте ключевое слово будет темой нашего урока.

От цветка на цветок

Я, жужжа, перелетаю

Выпиваю сладкий сок

Словно солнышко сияю,

Не - пчела, как карамель,-

Полосатый, толстый...(шмель)

Кто с ногами влез в варенье,

Да ещё без разрешенья,

И жужжит всё возле уха?

Надоедливая(муха)

С неких пор у нас живёт

В огороде тихоход.

Удивительной раскраски,

У него есть рот и глазки.

Если очень повезёт,

Скоро бабочкой вспорхнёт!(гусеница)

У: Прочитайте ключевое слово кроссворда

Д: Луг

У: Кто скажет о чём пойдёт речь на уроке?

Д. О жизни луга и его обитателях

У: Верно. Тема урока «Жизнь луга» В ходе которого мы познакомимся с разнообразием растительного и животного мира на лугу.

3.    Актуализация знаний                                        

Учитель:- Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке Окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.

По ковру идём с тобой,
Его никто не ткал. 
Он разостлался сам собой, 
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Что же это за ковёр? (Луг)                                                

(Открывается несколько картинок луга, слышны пение птиц, стрекотание кузнечиков.)

-Откройте страницы учебника 184-185

4.    Постановка задач урока

 Задание: сформулируйте тему урока.  (Дети формулируют тему).

(Тема:  луг-природное сообщество.)        

Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

(Дети формулируют задачи).

 Задачи:

-выяснить особенности луга:

-что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга                                              

Ребята, кто из вас был на лугу? Ваши впечатления.

5.    Работа над новой темой

Условия игры:

  • Класс поделим на три отдела.
  • Каждый отдел получает карточку – задание.
  • Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

  • 1 отдел работает по теме «Растения луга»
  • 2 отдел работает по теме «Животные луга»
  • 3 отдел работает по теме «Человек и луг»

Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг?

Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)

А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем предоставляем отчет о проделанной работе. (Ребята работают с учебником, гербарием, атласом – определителем и энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)

Карта №1

План работы 1 отдела «Растения луга»

Выяснить:

1.    Какие растения растут на лугу?

2.    Что объединяет эти растения?

3.    Интересные факты из жизни луговых растений.

 

Карта №2

План работы 2 отдела «Животные луга»

Выяснить:

1.    Какие животные живут на лугу?

2.    Богат ли луг разнообразием животных? 

3.    Особенности жизни некоторых животных луга.

 

Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и луг»

Выяснить:

1.    Какие действия людей могут привести к гибели луга?

1.    Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

2.    Составьте правила друзей  луга. (Правила могут быть в рисунках.)

Ребята работают в своих отделах. Составляется отчет по предложенным карточкам.

Идет обсуждение в группах (отделах).

6.    Физкультминутка 

«Кузнечики»

Поднимаем плечики,

Прыгают кузнечики

Прыг-скок. Прыг-скок.

Сели, травушки поели,

Тишину послушали.

Тише – тише, высоко

Прыгай на ногах легко!

7.    Продолжение изучения новой темы.

Отчет отделов о работе.

Заслушиваются представители каждого отдела. Остальные участники записывают основные сведения из отчета о луге в тетради. После выступления представителя каждого отдела задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы каждого отдела.

-Какие особенности выявили у луга?

1.Отдел 

 -Что растёт на лугу?

-Что объединяет все растения?

Вывод:

  • На лугу растут травы, большинство растений – цветы.
  • На лугу растут грибы.
  • Растут на открытой местности.
  • Любят свет и тепло.

2.Отдел

-Кто живёт на лугу? 

Вывод:

Животный мир разнообразен.

На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся.

3.Отдел. 

                    Влияние человека на луг

Правила поведения на лугу.

Итог: Луг –это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой.

8.    Закрепление изученного

Используя иллюстрации на с. 184-185,запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.  

(Взаимопроверка в парах)

Травы       гусеницы       птицы

Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга

1) Отгадайте загадки.

От ветра голову склоню,
Но почему-то не звоню. 
(Колокольчик)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. 
(Одуванчик)

Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое? 
(Ромашка) 

Осенью в щель заберется, 
А весной проснется. 
(Муха)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. 
(Бабочка)

Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед. 
(Пчела)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. 
(Кузнечик)

Какая птица свое присутствие выдает песенкой «пить-полоть»?

Как называется птица, которая издает скрипучий крик «дерг-дерг»?

Что за птица постоянно потряхивает хвостиком?

2) Заполните тест. (Тесты по природоведению 4 класс. Ракитина М.Г.)

1.    Какое утверждение верно?
А) На лугу растут только травянистые растения.
Б) На лугу живет множество крупных животных.
В) Мелкие животные на лугу не живут.

2.    Укажите строчку, в которой указаны только животные луга?
А) рябчик, глухарь, соболь, белка
Б) кузнечик, трясогузка, шмель, полёвка
В) кобылка, перепел, сова, лебедь

3.    Какие грибы растут на лугу?
А) белый гриб, подосиновик, подберезовик
Б) шампиньон, дождевик, опенок луговой
В) лисичка, сыроежка, масленок

4.    Укажите строчку, в которой указаны только насекомые луга?
А) пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи
Б) комары, стрекозы, жуки-плавунцы, пауки
В) майские жуки, короеды, гусеницы шелкопряды

5.    Укажите насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?
А) шмели, бабочки, кузнечики
Б) кобылки, пчелы, жужелицы
В) жуки-навозники, жуки-могильщики

6.   Какие растения луга заготавливают для корма животных?
А) мятлик, тимофеевку, клевер
Б) валерьяну, подорожник, осоку
В) камыш, кувшинку белую, ягель

7.   Можно весной поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву?
А) Нет, нельзя. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу
Б) Можно. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла.
В) Можно. Сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием для молодых растений. Насекомые от огня не страдают, так как они ещё прячутся в норках.

8.   Что произойдет с лугом, если не станет птиц, ящериц, жаб?
А) С лугом ничего не произойдет, так как на росте растений присутствие птиц, ящериц и жаб не отражается
Б) Растения на лугу только лучше будут расти, так как птицы, ящерицы и жабы выделяют много помета, который пагубно сказывается на росте растений. Если бы не жуки-навозники, луга перестали существовать.
В) Если не станет птиц. Ящериц и жаб, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

9.   Почему луг называют природным сообществом?
А) Потому что на лугу друг с другом растут разнообразные растения
Б) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа
В) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой

9.   Рефлексия 

- Почему луг называется природным сообществом? Приведите примеры.

Выставление оценок.

Чтение стихотворения учителем:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой!»,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно ромашки глядели…

10.         Домашнее задание (дифференцированное) :

-Прочитать в Красной книге края о растениях и животных луга.

-Составить цепи питания, сложившиеся на лугу.

-Составить кроссворд «Жизнь луга»

Отгадайте загадки.

 

От цветка на цветок

Я, жужжа, перелетаю

Выпиваю сладкий сок

Словно солнышко сияю,

Не - пчела, как карамель,-

Полосатый, толстый...         (                             )

 

 

 

 

 

Отгадайте загадки.

 

От цветка на цветок

Я, жужжа, перелетаю

Выпиваю сладкий сок

Словно солнышко сияю,

Не - пчела, как карамель,-

Полосатый, толстый... (                             )

 

 

 

 

 

 

 

Отгадайте загадки.

 

От цветка на цветок

Я, жужжа, перелетаю

Выпиваю сладкий сок

Словно солнышко сияю,

Не - пчела, как карамель,-

Полосатый, толстый... (                             )

Кто с ногами влез в варенье,

Да ещё без разрешенья,

И жужжит всё возле уха?

Надоедливая         (                         )

С неких пор у нас живёт

В огороде тихоход.

Удивительной раскраски,

У него есть рот и глазки.

Если очень повезёт,

Скоро бабочкой вспорхнёт!       (                              )

 

Кто с ногами влез в варенье,

Да ещё без разрешенья,

И жужжит всё возле уха?

Надоедливая         (                         )

 

С неких пор у нас живёт

В огороде тихоход.

Удивительной раскраски,

У него есть рот и глазки.

Если очень повезёт,

Скоро бабочкой вспорхнёт!       (                              )

 

Кто с ногами влез в варенье,

Да ещё без разрешенья,

И жужжит всё возле уха?

Надоедливая         (                         )

С неких пор у нас живёт

В огороде тихоход.

Удивительной раскраски,

У него есть рот и глазки.

Если очень повезёт,

Скоро бабочкой вспорхнёт!       (                              )

 

Тест

 

1. Лес называют природным сообществом, потому что:

а) там рядом друг с другом растут разнообразные растения

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой     

 

2. На деревьях обитают:

а) белки, дятлы, кедровки          

б) мыши, зайцы, медведи

в) кроты, лоси, черви

 

 

 

Тест

 

1. Лес называют природным сообществом, потому что:

а) там рядом друг с другом растут разнообразные растения

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой     

 

2. На деревьях обитают:

а) белки, дятлы, кедровки          

б) мыши, зайцы, медведи

в) кроты, лоси, черви

 

Тест

1. Лес называют природным сообществом, потому что:

а) там рядом друг с другом растут разнообразные растения

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой     

 

2. На деревьях обитают:

а) белки, дятлы, кедровки          

б) мыши, зайцы, медведи

в) кроты, лоси, черви

 

3. В лесной подстилке живут:

 

а) ежи, кроты, землеройки

б) бактерии, насекомые и их личинки           

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши

 

4.К съедобным грибам относятся:

 

а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы

б) дождевики, пороховки, шампиньоны

в) лисички, рыжики, маслята        

 

3. В лесной подстилке живут:

 

а) ежи, кроты, землеройки

б) бактерии, насекомые и их личинки           

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши

 

4.К съедобным грибам относятся:

 

а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы

б) дождевики, пороховки, шампиньоны

в) лисички, рыжики, маслята        

 

3. В лесной подстилке живут:

а) ежи, кроты, землеройки

б) бактерии, насекомые и их личинки           

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши

 

4.К съедобным грибам относятся:

а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы

б) дождевики, пороховки, шампиньоны

в) лисички, рыжики, маслята        

 

Карта №1

План работы 1 отдела «Растения луга»

Выяснить:

  1. Какие растения растут на лугу?
  2. Что объединяет эти растения?
  3. Интересные факты из жизни луговых растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта №2

План работы 2 отдела «Животные луга»

Выяснить:

  1. Какие животные живут на лугу?
  2. Богат ли луг разнообразием животных? 
  3. Особенности жизни некоторых животных луга.

 

 

 

Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и луг»

Выяснить:

  1. Какие действия людей могут привести к гибели луга?
  1. Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
  2. Составьте правила друзей  луга. (Правила могут быть в рисунках.)

 

 

 

Карта №1

План работы 1 отдела «Растения луга»

Выяснить:

  1. Какие растения растут на лугу?
  2. Что объединяет эти растения?
  3. Интересные факты из жизни луговых растений.

 

 

 

 

Карта №2

План работы 2 отдела «Животные луга»

Выяснить:

  1. Какие животные живут на лугу?
  2. Богат ли луг разнообразием животных? 
  3. Особенности жизни некоторых животных луга.

 

 

Стр. 78-81. Жизнь луга

1. Запишите названия растений луга, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.

Клевер Подорожник  Цикорий  Ромашка  Колокольчик

2. Мама Сережи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения луга. Вырежи картинки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей картинки.

https://7gy.ru/images/gdz/okr-mir-rt-4kl-1c-shr/78.jpg

3. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений луга, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе.

https://7gy.ru/images/gdz/okr-mir-rt-4kl-1c-shr/79.jpg

4. Муравей Вопросик хочет познакомить тебя со своими друзьями – насекомыми. Догадайся, кто изображен на рисунках. Соедини стрелками рисунки и названия.

https://7gy.ru/images/gdz/okr-mir-rt-4kl-1c-shr/79_.jpg

5. Наш наблюдательный Попугай тоже спешит дать тебе задание. Ведь кто-кто, а он – лучший на свете знаток птиц. Узнай птиц по характерным особенностям поведения и напиши названия. Найди этих птиц на рисунках, пронумеруй.

1) Постоянно потряхивает хвостиком: Трясогузка
2) Издает скрипучий крик «дерг-дерг»: Коростель
3) Выдает свое присутствие песенкой «пить-полоть»: Перепел

https://7gy.ru/images/gdz/okr-mir-rt-4kl-1c-shr/80.jpg

6. Составь схему цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте.  Трава – кузнечик – ящерица.

7. По заданию учебника (с. 177) составь памятку, придумай и нарисуй условные знаки.Как вести себя на лугу

https://7gy.ru/images/gdz/okr-mir-rt-4kl-1c-shr/81.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru