Окружающий мир 4 класс. Тема: На заре человечества
Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
окружающий мир
4 кл
10.02.2017
Тема: На заре человечества
Цели:
– Рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).
Оборудование: иллюстрации из жизни первобытных людей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
4 3
– Прочитайте диалог на с. 62. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
Могут ли от современных обезьян произойти люди?
– Попробуйте предположить, как происходило формирование человека (выскажите гипотезы). (Совместное поселение, совместная охота, общение, изготовление орудий труда, использование огня – всё это могло повлиять на формирование человека.)
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Какие из окружающих тебя вещей (часы, телефон, магнитофон, телевизор, компьютер и т.п.) были знакомы твоей маме и бабушке, когда они были маленькими?
– Какие давние события из жизни твоей страны тебе известны?
– Почему современного человека называют разумным? В чём проявляется его разумность?
Отвечают на вопросы.
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– Происхождение человека.
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План. 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали? Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. 4 5 6 7 2 4 3
Работа в учебнике.
– На машине времени отправляемся на экскурсию в прошлое Земли. Мы в Африке. Опишите климат, расскажите, что нас там окружает. (В Африке климат жаркий, сухой. Большая часть территории – пустыня, много открытых пространств.)
– Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? Воспользуйтесь рисунком на с. 63. (Совместному проживанию, общению, использованию огня, изготовлению орудий труда.)
– В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой-то обработке? (Вначале люди ели всё в сыром виде, а после того как научились пользоваться огнём, пищу стали готовить – запекать, жарить и т.п.)
Выполнение заданий на с. 63. Вопросы для обсуждения:
– Почему древние люди охотились сообща?
– Как они готовились к охоте?
– Как договаривались о совместных действиях (существовала ли речь, письменность)?
Выполняют задания.
– Кто заботился о детях?
– Как вы считаете, те времена были трудными? Почему? Рассмотрите рисунки на с. 64, выполните задание к ним. (Да, это было трудное время. Людям постоянно угрожала опасность: дикие звери, изменения в природе, другие люди, враждебно
настроенные.)
Вопросы для обсуждения:
– Могла ли семья выжить в одиночку? Что такое племя? (Семьи объединялись в племена. Племя основывалось на родственных отношениях, ведь проще сообща было организовать охоту, защиту от хищников и врагов.)
– Что должны были предпринять племена, чтобы жить в мире и согласии? (Нужно было позаботиться о том, чтобы сохранить имеющийся опыт и передать его новым поколениям. Зародилась культура. Внутри племени складывались обычаи и правила поведения – мораль. Но эти правила распространялись только
на своих.)
– Всё ли люди могли объяснить? (Нет, не всё. Что люди не могли постичь разумом, они объясняли волей богов. Зародилась религия.)
– Каково было основное занятие древних людей? (Охота и собирательство растений.)
– Что бы вы посоветовали древним людям для облегчения жизни (в плане добычи пищи)?
– Надо одомашнить животных и вывести культурные растения. Тогда человек не будет полностью зависеть от природы.
– Как мы можем узнать о том, что было раньше (10 лет назад, 100 лет и т.д.)?
– Древние люди жили в Африке, но расселились по всему свету. Они умели пользоваться огнём, жили сообща. Возникли культура, мораль, религия (рассказ учителя).
– Мы можем прочитать об этом в книгах, увидеть в музеях; учёные проводят раскопки и изучают найденные объекты.
– Что помогло древним людям заселить более холодные части планеты?
– Использование тёплых шкур, другой одежды, постройка жилищ.
А ещё им помог приобретённый опыт.
– Как мы ответим на вопрос урока? Могут ли из современных обезьян произойти люди?
– Сейчас уже нет. Условия жизни изменились. Земля заселена человечеством. Да и сам человек когда-то произошёл от других человекообразных обезьян, а не от тех, которые живут сегодня.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. 4 3 7 2 3 3 2
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 65. Отвечают на вопросы.
2. Задания в рабочей тетради (два-три на выбор).
Выполняют задания.
3. Проверочная работа № 8.Окружающий мир 4 класс. Тема: На заре человечества
Окружающий мир 4 класс. Тема: На заре человечества
Окружающий мир 4 класс. Тема: На заре человечества
Окружающий мир 4 класс. Тема: На заре человечества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.