Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс
Оценка 5

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
25.02.2018
Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс
УМК «Перспективная начальная школа». Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе. Программа составлена в соответствии с требования ФГОС. Включает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, общую характеристику учебного предмета, содержание тем учебного курса, планируемые предметные результаты, календарно-тематическое планирование…
окр.мир 4 класс.doc
1.Пояснительная записка Нормативно­правовая база разработки учебного плана при реализации ФГОС  начального  общего образования: ­Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе программы «Окружающий  мир» Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Сборник программ к комплекту учебников «Перспективная  начальная школа»,  утверждённых Министерством образования и науки РФ, в соответствии с  требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального  общего образования.   ­ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»; ­ федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября  2009 г. N373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г.,  регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и  науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством  юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707) и от 22 сентября  2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011  г., регистрационный N 22540) ­ санитарно­эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821­10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России  03.03.2011 г., рег. номер 19993); ­ нормативные правовые акты министерства образования Саратовской области, регламентирующие  деятельность образовательных учреждений Цель   курса   окружающего   мира  в   начальной   школе   ­   формирование   у   школьников   целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные задачи курса окружающего мира: сохранение  и поддержка  индивидуальности  ребенка  на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации и опыта сельской жизни ­ с естественно­природным ритмом жизни); последовательное   формирование   у   школьников   общеучебных   умений,   основанных   на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно­популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений; изучение   школьниками   взаимосвязей   жизнедеятельности   человека   и   природы,   человека   и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин; воспитание   у   школьников   бережного   отношения   к   объектам   природы   и   результатам   труда людей,   сознательного   отношения   к   здоровому   образу   жизни,   формирование   элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе; охрана и укрепление психического и физического здоровья детей. Общая характеристика учебного предмета  «Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:  устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;  осознает   необходимость   выполнения   правил   поведения,   сущность   нравственно­этических установок; получает начальные навыки экологической культуры; 1  подходит   к   пониманию   себя   как   индивидуальности,   своих   способностей   и   возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;       • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе. В основе построения курса лежат следующие принципы: 1. Принцип интеграции —   соотношение   между   естественнонаучными   знаниями   и   знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. 2. Педоцентрический принцип  определяет  отбор  наиболее  актуальных   для  ребенка  этого возраста знаний,   необходимых   для   его   индивидуального   психического и личностного   развития,   а   также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. 3.   Культурологический принцип   понимается   как   обеспечение   широкого   эрудициоиного   фона обучения,  что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. 4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. 5.   Принцип поступательности обеспечивает­   постепенность,   последовательность   и   перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. 6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс, объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и   «Обществознание».   Значимость   этого   интегрированного   курса   заключается   в   формирований   у школьника целостной картины окружающей среды (природной" и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности. Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации ­ усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике.  Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах  и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины ­ России на планете Земля. Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников: устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится   историческому   материалу   ­   истории   Отечества.   Программа   учитывает,   что   в   сельских начальных   школах   имеется   возможность   более   широкого   ознакомления  детей   с   миром   природы,   с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда. Место курса в учебном плане По учебному плану на изучение предмета в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.  По  программе ­ 2 часа в неделю – 68 часов в год. Программа обеспечена следующим учебно­методическим комплектом:  : Учебно­методическое обеспечение для учащихся   1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012. 1.  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир в вопросах и заданиях:  Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.                                :                                                                                             Учебно­методическое обеспечение для учителя   Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.:  Академкнига/ Учебник, 2012. 2 2.   Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012 Формы организации учебного процесса: индивидуальные, коллективные, фронтальные. Основными   формами   текущего   контроля   являются:  устный   опрос,   диагностические   работы, тестовые задания, самостоятельные работы. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: 1. неправильное   определение   понятия,   замена   существенной   характеристики   понятия несущественной; 2. нарушение   последовательности   в   описании   объекта   (явления)   в   тех   случаях,   когда   она является существенной; 3. неправильное   раскрытие   (в   рассказе­рассуждении)   причины,   закономерности,   условия протекания того или иного изученного явления; 4. ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; 5. незнание   фактического   материала,   неумение   привести   самостоятельные   примеры, подтверждающие высказанное суждение; 6. отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не   умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; 7. ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; 8. неумение   ориентироваться   на   карте   и   плане,   затруднения   в   правильном   показе   изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: 1. преобладание при описании объекта не существенных его признаков; 2. неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; 3. отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; 4. неточности   в   определении   назначения   прибора,   его   применение   осуществляется   после наводящих вопросов; 5. неточности при нахождении объекта на карте. Характеристика цифровой оценки (отметки) «5»   («отлично») –   уровень   выполнения   требований   значительно   выше   удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4»   («хорошо») –   уровень   выполнения   требований   выше   удовлетворительного:   использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему   учебному   материалу;   не   более   2   ошибок   или   4   недочетов   по   пройденному   материалу; незначительные   нарушения   логики   изложения   материала;   использование   нерациональных   приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3»   («удовлетворительно») –   достаточный   минимальный   уровень   выполнения   требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») – уровень выполнения требований  ниже удовлетворительного:  наличие  более 6 ошибок   или   10   недочетов   по   текущему   материалу;   более   5   ошибок   или   более   8   недочетов   по 3 пройденному   материалу;   нарушение   логики;   неполнота,   нераскрытость   обсуждаемого   вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного   суждения   позволяет   раскрыть   перед   учеником   динамику   результатов   его   учебной деятельности,   проанализировать   его   возможности   и   прилежание.   Особенностью   словесной   оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие   причин   неудач.   Причем   эти   причины   не   должны   касаться   личностных   характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы,   раскрывающего   как   положительные,   так   и   отрицательные   ее   стороны,   а   также   пути устранения недочетов и ошибок Учебно – методическое обеспечение Учебно­методическое обеспечение для учащихся: 2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012. 3.   Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.  Учебно­методическое обеспечение для учителя: 1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012. 2.  Федотова   О.Н.,  Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.  Окружающий   мир   в   вопросах   и   заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.  3.Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   4   класс:   Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012 Печатные пособия:  таблицы: «Времена года»,  « Уголок безопасности», «Государственные символы  Российской Федерации», физическая карта России, политическая карта мира, карта полушарий, карта  природных зон России и др.географические и исторические карты; Раздаточный материал: карточки, набор  предметных  картинок,  гербарий растений, коллекции горных  пород, минералов,  полезных ископаемых, изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи  человеческого торса и отдельных органов и др.     Технические средства обучения:  • Лазерные CD– диски с мультимедийными презентациями к урокам (ресурсы Интернет) • Диск  «Природа и мы», ООО, Дрофа 2011 •  компьютер Учебно­практическое оборудование: - аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления де­ монстрационного материала, наборные полотна - 2. Содержание тем учебного курса  Земля — планета солнечной системы (4 ч) Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи.  Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие  представления о природных зонах России. Карта природных зон России. Родная страна — Россия (24ч) 4 Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона.  Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность  людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение. Родной Край  — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и  животного мира, деятельность людей. Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи,  особенности  быта и искусства (меж предметные связи с курсом литературного чтения).  Уважительное отношение к своему народу и другим народам. Страны и народы мира (3 ч) Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США,  Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности. Практическая  работа с картой мира. Человек — часть природы. Человек — член общества. (9ч) Человек — член общества. Имя нашей страны ­ Россия или Российская Федерация. Субъект  Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны – Конституция России.  Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России. Труд и общение  как способы взаимодействия людей в обществе. Трудовая деятельность как особенность жизни  человека, необходимое условие благополучия семьи и развития общества. Хозяйство, бюджет, деньги  (на примере семьи). Человек и его организм(18ч) Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие  представления о строении тела человека. Системы органов. Их роль в жизнедеятельности человека.  Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для  укрепления мышц. Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы.  Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголет5ие жизни человека.  Телефоны экстренной помощи. История Отечества (10ч) Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические  находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория  расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси  (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские  князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной  обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными  завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья. Москва как  летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события,  происходящие в современной России.ьПрактическая работа с картами, помещенными в учебнике.  Выступления с докладами перед учащимися 2­3 классов по истории отечества. 3. Планируемые предметные результаты Личностные результаты: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и  ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила  поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор,  какой поступок совершить.   Метапредметные результаты:  Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.  5 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с  помощью учителя.  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности  выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.  Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация  нужна для решения учебной задачи в один шаг.  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,  таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;  определять причины явлений, событий.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­ научного текста.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде  текста, таблицы, схемы.  Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с  учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,  приводя аргументы.  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»  (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);  отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном  решении проблемы (задачи).  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.  Предметные результаты: т.д.);  объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;  применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как  твёрдых тел;  объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;  объяснять, в чём главное отличие человека от животных;  находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их  устранения.  оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;  доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.  по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;  отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;  объяснять   различия   между   людьми   современного   человечества:   отличать   граждан   разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.  объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;  6 замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.   В результате освоения курса «Окружающий мир» учащиеся должны знать/понимать:   Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь); климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года; строение тела человека, название важнейших органов организма человека; основы личной гигиены; влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье; способы сохранения и укрепления здоровья; дата важнейших событий в истории в соответствии с программой. В результате освоения курса «Окружающий мир» учащиеся должны уметь:  соблюдать   правила   безопасности   при   проведении   опытов   и   во   время   уроков­экскурсий, предусмотренных программой;  устно описывать объекты природы;  вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы; в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;  пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;  устанавливать   зависимость   между   поведением   людей   в   природе   и   последствиями   этого; оценивать воздействие человека на природу;  соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;  описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для того, чтобы:  постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения,  измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;  выполнять правила поведения в природе;  рассказывать о родном крае, родной стране, столице.   4. Календарно­тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема урока Тип урока Планируемы е сроки Фактические сроки проведения проведения Древние славяне Древняя Русь Крещение Руси Борьба Руси с западными завоевателями Урок общеметодологичес кого направления   Урок нового знания открытия Урок   отработки умений и рефлексии   Урок нового знания  открытия Возникновение Москвы. Первые московские  князья Урок   отработки умений и рефлексии 5.09 6.09 12.09 13.09 19.09 Вера в единого бога и сохранение    открытия 20.09 Урок 7 традиционной обрядовости.  нового знания Обобщение по теме «Древние славяне».  Тесты. Урок   отработки умений и рефлексии Солнечная система Вращение Земли вокруг своей оси и ее  движение вокруг Солнца   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия 7 8 9 10 Обобщение по теме «Земля ­ планета  Солнечной системы». Проверочный тест. Урок   отработки умений и рефлексии 11 Природные зоны нашей страны   Урок нового знания открытия 12 13 Ледяная зона. Особенности неживой  природы.    Урок нового знания открытия Ледяная зона. Растения  и  животные  ледяной зоны. Арктика и человек Урок   отработки умений и рефлексии 14 Тундра. Растения  и  животные тундры. Урок   отработки умений и рефлексии 15 Тундра. Тундра и человек   Урок нового знания открытия Зона лесов. Растения  и  животные зоны  лесов. Урок   развивающего контроля Зона лесов. Роль леса в природе и жизни  людей Урок   отработки умений и рефлексии 16 17 18 26.09 27.09 3.10 4.10 10.10 11.10 17.10 18.10 24.10 25.10 7.11 8.11 14.11 15.11 21.11 22.11 Урок   отработки умений и рефлексии Урок   отработки умений и рефлексии   Урок нового знания открытия Урок   отработки умений и рефлексии Урок   отработки умений и рефлексии Зона степей. Растения  и  животные  степей. 19 Зона степей. Степь и человек 20 Зона пустынь. Растения  и  животные  пустыни. 21 Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне 22 23 Субтропическая зона. Природные  условия субтропиков. Растения и жи­ вотный мир Черноморского побережья  Кавказа. Отдых на Черноморском  побережье» Субтропическая зона. Природные  условия субтропиков. Отдых на  Черноморском побережье» Урок   отработки умений и рефлексии 28.11 8 24 Обобщение по теме «Путешествие по  природным зонам России».  Урок   отработки умений и рефлексии 25 Твой родной край 26 Московское время 27 28 29 30 Карта твоего края. Пр.р. «Определение и  нахождение различных объектов  поверхности» Поверхность и водоемы твоего края. Пр.р.  «Путешествие по карте водоёмов твоего  края» А что можешь сделать ты? Пр.р. по теме  «Составление памяток по охране родного края» Полезные ископаемые твоего края 31 Растения твоего края 32 Отрасли животноводства твоего края и  домашние животные 33 Народные промыслы твоего края 34 35 36 Заповедные места твоего края Обобщение по теме «Родной край ­ часть  великой России». Готовимся к олимпиаде Письмо руководителей клуба  школьникам. Как устроен организм  человека 37 Путешествие в мир клеток 38 Самый большой орган чувств 39 Как человек двигается 40 Пищеварительная система 41 Система кровообращения   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия Урок   отработки умений и рефлексии   Урок нового знания открытия Урок   отработки умений и рефлексии Урок   отработки умений и рефлексии   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия Урок общеметодологичес кого направления Урок общеметодологичес кого направления   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия 9 29.11 5.12 6.12 12.12 13.12 19.12 20.12 26.12 27.12 16.01 17.01 23.01 24.01 30.01 31.01 6.02 7.02 13.02 42 Познакомимся с дыхательной системой   Урок нового знания открытия 43 44 Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие Урок нового знания   открытия Как почки удаляют из организма вредные  вещества   Урок нового знания открытия 45 Нервная система человека 46 47 48 Обобщение по теме «Человеческий  организм». Готовимся к школьной  олимпиаде Четвертое заседание клуба «Как мы вос­ принимаем окружающий мир». Спроси у  носа, что такое запах Высуни язык и скажи: «А» 49 «Взгляд» на глаз 50 Ухо не только орган слуха 51 Ухо – орган равновесия 52 Распознавание предметов путем  соприкосновения с ними 53 Советы врача 54 55 Обобщение по теме «Изучаем органы  чувств». Готовимся к школьной  олимпиаде Границы России 56 Границы России 57 Соединенные штаты Америки (США) 58 Великобритания 59 Франция   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия Урок   отработки умений и рефлексии Урок   отработки умений и рефлексии   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия Урок   отработки умений и рефлексии 14.02 20.02 21.02 27.02 28.02 6.03 7.03 13.03 14.03 20.03 21.03 4.04 10.04 11.04 17.04 18.04 24.04 25.04 60 Обобщение по теме «Путешествие по  странам мира». Готовимся к школьной  Урок   отработки 2.05 10 8.05 15.05 16.05 22.05 23.05 29.05 30.05 олимпиаде умений и рефлексии 61 День народного единства 62 Москва: память о войне 1812 года   Урок нового знания открытия   Урок нового знания открытия 63 64 65 66 67 68 Память Москвы о героях Великой  Отечественной войны 1941­1945 годов Урок   отработки умений и рефлексии Памятники Москвы покорителям  космоса   Урок нового знания открытия Обобщение по теме «Москва как  летопись истории России». Готовимся к  школьной олимпиаде Имя нашей страны ­ Россия или  Российская Федерация Урок   отработки умений и рефлексии Урок   отработки умений и рефлексии Основной закон страны ­ Конституция  России. Президент России Урок   отработки умений и рефлексии Обобщение по теме «Мы ­ граждане  России»  Урок   отработки умений и рефлексии 11

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018