Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс
Оценка 5

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
23.04.2018
Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной (типовой) учебной программы на основе Программы четырехлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под. ред. проф. Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
окр мир.doc
Пояснительная записка  Рабочая программа составлена на основе примерной (типовой) учебной программы  на основе  Программы четырехлетней начальной школы «Начальная школа 21 века»  под. ред.  проф.  Н.Ф.Виноградовой,  Г.С. Калиновой, Издательский центр «Вентана­Граф», 2010 г.  Основная   цель   предмета   –  формирование   социального   опыта   школьника,   осознания   элементарного взаимодействия   в   системе   «человек   –   природа   –   общество»,   воспитание   правильного   отношения   к   среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. «Окружающий мир» ­ предмет интегрированный. При его изучении младший школьник: 1 2 3 4 устанавливает   более   тесные   связи   между   познанием   природы   и   социальной   жизни;   понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»; осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно­этических установок; получает начальные навыки экологической культуры; подходит   к   пониманию   себя   как   индивидуальности,   своих   способностей   и   возможностей,   осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни; подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе. Принципы, положенные в основу построения курса: 1. Принцип  интеграции   –  соотношение   между   естественнонаучными   знаниями   и   знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. 2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обуения; 3. Культурологический  принцип   понимается   как   обеспечение   широкого   эрудиционного   фона обучения,   что   даёт   возможность   развивать   общую   культуру   школьника,   его   возрастную эрудицию. 4. Принцип  экологизации  предмета   определяется   социальной   значимостью   решения   задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.   последовательность   и   возможность   успешного   изучения   соответствующих  поступательности перспективность   обучения, естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.  обеспечивает   постепенность, 5. Принцип 6. Краеведческий  принцип   обязывает   учителя   использовать   местное   окружение,   проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи и т. д. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на  достижение следующих задач:    развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира,  рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и  его месте в природе и в обществе; воспитание позитивного эмоционально­ценностного отношения к окружающему миру; экологической и  духовно­нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в  творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Изменений типовой программы в данной рабочей программе нет. Содержание  тем учебного курса Введение (1ч.) Человек – часть природы. Природа­ источник существования человека. Зависимость жизни и  благополучия человека от природы. Человек – биологическое существо (организм). (30ч.) Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.  Опорно­двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка.  Развитие и укрепление опорно­двигательной системы. Движения и физкультура.  1 Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы,  правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.  Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов  дыхания.  Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы.  Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.  Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки.  Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.  Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции:  радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения  управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.  Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.  Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия  роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и  деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Право ребенка. Уважительное отношение к  старости и забота о престарелых и больных.  Человек и его здоровье. Знание своего организма – условия эмоционального благополучия. Правила  здорового образа жизни. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.  Вредные привычки. Их вред для организма и предупреждения употребления. ОБЖ: когда дом становится опасным. Поведение при сигнале «Внимание всем!» Поведение во время  пожара, наводнения. Первая помощь при несчастных случаях. Улица и дорога. Опасности на дороге.  Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее  представление о гриппе, аллергии и др.)  Человек среди людей. Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного  человека. Умеем ли мы общаться?  ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.  Человек и общество, в котором он живет. (37ч.) Природные зоны России (растительный и животный мир, труд и быт людей).  Почвы России (почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв).  Рельеф России. Восточно­Европейская равнина, Западно ­  Сибирская равнина (особенности,  положение на карте).  Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские  города». Улицы, история, происхождение названий.  Россия и ее соседи. Япония, Китай, Дания, Финляндия (особенности географического положения,  природы, труда и культуры народов).  Человек и культура. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические  эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I , во второй половине XVIII века. Первые университеты в России.  Школа и образование в XIX веке, в Советской России.  Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества)  Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси  Музыка и театр в Древней Руси.  Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное  искусство 18 века.  Возникновение публичных театров.  Искусство России XIX века. «Золотой век русской культуры». А.С. Пушкин – «солнце русской  поэзии». Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников.  Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные  сооружения советского периода (МГУ, Мавзолей и др.). Произведения художников России. Поэты XX века (В.В. Маяковский. С.А. Есенин и др.) Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский. С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев и др). Современный театр.  Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители  древнерусского и российского государства. Символика России (флаг, герб, гимн).  2 Человек – воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Борьба  русского народа с польскими захватчиками в XVII веке (Минин и Пожарский. Иван Сусанин).  Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба  русских за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812  года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами.  Помощь тыла фронту.  Экскурсии в музей краеведения.  Практические работы.  Составление режима дня школьника для будней и выходного. Подсчет пульса  в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных  случаях  (обработка ран.  Наложение компрессов и пр.)  Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).  Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Называть (приводить примеры):  признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);  основные органы и системы органов человека и их функции;  правила здорового образа жизни;  права гражданина и ребенка в России;  основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);  народы, населяющие Россию. Различать (соотносить):  год и век, арабские и римские цифры;  искусственные тела (изделия) и тела природы;  полезные и вредные привычки;  эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);  события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь,  Россия, современная Россия). Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:  раскрывать значение нервной, опорно­двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов  человека;  применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами,  защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);  раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн  в истории России;  узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (я соответствии с программой);  составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть  здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных»,  «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;  объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки»,  «государство», «права ребенка»;  в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям,  знакомым и незнакомым);  работать с географической и исторической картами; выполнять задания па контурной карте, представленные  в рабочей тетради. знать/понимать:  название нашей планеты,   родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);   государственную символику России; государственные праздники;  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;   общие условия, необходимые для жизни живых организмов   правила сохранения и укрепления здоровья;   основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); уметь: 3  определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);  различать объекты природы и изделия: объекты неживой и живой природы;  различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);  приводить примеры представителей разных групп растений и  животных (2­3 представителя из изученных): раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;  показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу,  1­2 города);  описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  обогащения   жизненного   опыта,   решения   практических   задач  с   помощью         наблюдения,   измерения, сравнения;  ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;  установления   связи   между   сезонными   изменениями   в   неживой  и  живой   природе:  ухода   за   растениями (животными);  выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;  оценки воздействия человека на природу,   выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;   удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. Учебно­тематический план  Класс ­ 4 Учитель – Любовская Наталья Алексеевна  Количество часов:  всего– 68 часов, в неделю­ 2 часа Плановых контрольных и проверочных работ  Планирование   составлено   на   основе  авторской   программы  Н.Ф.Виноградовой  (образовательная   программа «Начальная школа 21 века»)   Учебник: Окружающий мир. 4 класс. Автор, Москва, Издательский центр «Вентана­Граф»,  2011 г. № урок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Наименование разделов и тем программы Кол часов Дата проведения  По плану Дата проведения по факту Человек – живое существо (организм) Организм человека. ОЗОЖ «Представление о смысле жизни» Нервная система.  Головной и спинной мозг Двигательная система. ОЗОЖ «Формы жизни» Пищеварительная система Дыхательная система ОЗОЖ «Участие человека в жизни природы» Кровеносная система. Кровь и её значение Сердце – главный орган кровеносной системы. ОЗОЖ «Самоценность  личности» Практическая работа: «Подсчёт пульса» Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества ОЗОЖ «Эмоции» Кожа, её строение и значение. Практическая работа: «Оказание первой  медицинской помощи» Тест по теме «Человек – живой организм» ОЗОЖ «Характер» Как человек воспринимает окружающий мир Зрение. Гигиена зрения Слух. Гигиена слуха ОЗОЖ «Общение» Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека Урок обобщения «Органы чувств» ОЗОЖ «Самосознание» Эмоции человека Чувства человека ОЗОЖ «Отношение к себе» Внимание, его роль в жизни человека 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 4 Память, её значение в жизни человека ОЗОЖ «Личность» Итоговый тест «Проверь себя»  Ты и твое здоровье Здоровье   человека.   Знание   своего   организма   –   условие   здоровья     и эмоционального благополучия  ОЗОЖ «Конфликтные ситуации» Режим дня школьника. Здоровый сон  .  Правильное  питание ОЗОЖ «Поведение в конфликтных ситуациях» Закаливание. Вредные привычки (курение, спиртное) 22 23 24 25 26 Проверочная   работа   по   теме:   «Как   устроен   и   работает   организм человека» Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг. Острые предметы ­ это опасно! Работа с компьютером   ОЗОЖ «Вербальное и невербальное общение»  Опасности улиц и дорог 19 20 21 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Ядовитые растения и грибы ОЗОЖ «Манипуляции в общении»  Детские  болезни  (грипп, аллергия и др.)   Помощь при головных болях, болях в животе,  носовых кровотечениях. Домашняя  аптечка ОЗОЖ «Положительные эмоции в общении» Человек – часть природы Отличие  человека  от животных ОЗОЖ «отрицательные эмоции в  общении» От рождения до старости. Почему пожилым людям нужна твоя помощь Человек среди людей. Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества  культурного человека. Умение общаться.  Почему нужно избегать  общения с незнакомыми людьми Родная страна от края до края Природные зоны России Природные зоны России. Арктика (растительный и животный мир, труд и  быт людей) ОЗОЖ «Психическое давление» Тундра Практическая работа с картой Тайга  Практическая работа с картой ОЗОЖ «Физическое давление»  Смешанные леса) Практическая работа с картой Степь Практическая работа с картой ОЗОЖ «Насилие в общении» 36 37 38 39 40 Пустыня. Влажные субтропики. Практическая работа с картой Тестовая работа «Природные зоны России» ОЗОЖ «Агрессивное  41 поведение» Почвы России 42 43 44 45 46 47 Почва – среда обитания растении и животных. Плодородие почв. Охрана  почв Рельеф России Восточно – Европейская равнина Практическая работа с картой ОЗОЖ  «Победить другого человека»   Западно – Сибирская равнина  Практическая работа с картой Урал – каменный пояс Практическая работа с картой ОЗОЖ «Победа над  собой» Как развивались и строились города Как развивались и строились города  Япония,  Китай  (особенности географического положения, природы,  труда и культуры народа) Практическая работа с картой ОЗОЖ  Россия и ее соседи 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 2 1 5 48 «Проблема выбора»   Финляндия,  Королевство Дания. (особенности географического  положения, природы, труда и культуры народа) Практическая работа с  картой Человек – творец культурных ценностей Летопись – рукописная книга ОЗОЖ «Семейные праздники» 49 50 Школы, книги, библиотеки в разные времена. Первые   школы   на Руси. Первые       печатные   книги.     Иван   Федоров.   «Поучение»   Владимира Мономаха Просвещение в России при Петре 1. ОЗОЖ «Общенародные праздники» Как развивалось образование после Петра 1.  Первые университеты в  России. М.В.Ломоносов 51 52 53 Школа и образование  в 19 веке. «Общегосударственные праздники» 54 Древняя  икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла и музыка  в  Древней Руси. Древнерусский театр Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И.  Баженова  ОЗОЖ «Этика проведения праздников» Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров Поэты и писатели 19 века ОЗОЖ «Роль праздника» Композиторы 19 века.  Художники 19 века.  ОЗОЖ «Роль праздника в жизни» Искусство России 20 века. Архитекторы. Поэты  Искусство России 20 века. Композиторы и их произведения ОЗОЖ  «Здоровье» 55 56 57 58 59 60 61 62 64 65 66 67 68 Человек – защитник своего отечества Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. 63 Монгольское   иго   и   борьба   русских   людей   за   независимость   родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской ОЗОЖ «Качество здоровья» Отечественная война 1812 года.  М.И. Кутузов. Великая   Отечественная   война   1941­1945   годов.   Битва   под   Москвой. Сталинградская битва.  ОЗОЖ «Красота и здоровье» Великая Отечественная война 1941­1945 годов.  Гражданин и государство Россия – наша Родина.   Права и обязанности   граждан России.  ОЗОЖ «Связь дыхания и сознания» Итоговое повторение Итоговая тестовая работа итого 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 68 Перечень учебно­методического обеспечения Методические и учебные пособия 1. Учебник «Окружающий  мир» 4класс (Виноградова  Н.Ф) – Вентана­Граф, 2011 2. Рабочие тетради  «Окружающий мир» 4 класс (автор Виноградова Н.Ф)  –  Вентана­Граф, 2011 3. Поурочные планы  «Окружающий мир» 3 класс – издательство «Учитель»,  2010 Оборудование и приборы 1. Физическая карта 2. Политическая карта 3. Глобусы 4. Ножницы 5. Клей 6. Цветные карандаши Дидактический материал ИКТ 1. Энциклопедия «Мир вокруг нас»  (CD – диск) 2. Программа «Природа и человек»  (CD – диск) 3. Презентации: «Природные зоны  России»,   6 Список литературы  1. Учебник:   Окружающий мир. 4 класс. Автор Н.Ф.Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана­Граф»,  2011 г. 2. Рабочие тетради:          «Учимся познавать мир».  4 класс №1, №2. Автор Н.Ф.Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана­ Граф»,  2011 г.  2. Книги для учителя:    «Окружающий мир. 1 – 4 классы». Методические рекомендации к урокам. Автор Н.Ф.Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана­Граф»,  2011 г. 7

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс

Окружающий мир - рабочая программа - 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018