Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Заяц Л.Ф.
ШКОЛА «ГРАМОТЕЙКА» - Тирасполь, 2020
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для подготовки к школе детей от 5 лет и помощи на начальном этапе обучения, а также для развития восприятия, мышления, памяти, внимания и речи ребёнка и его творческих способностей. Рекомендован к использованию учителями, воспитателями, родителями и детьми в детских садах, школах, центрах развития.
ЗАНЯТИЕ 17
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
1.Организационный момент
Сегодня мы поговорим о твёрдых и мягких согласных звуках.
Звонкий “Г” сбежал на
луг,
Глухой – чистит в кухне лук.
Твёрдый – мяч в ворота: “Гол!”.
Мягкий – с гелем в душ пошёл.
Шумные, опасные,
Разные согласные.
Людмила Кабанюк
2. Речевая разминка
а) Дыхательная гимнастика
Сделаем глубокий вдох через нос и три медленных выдоха.
Произнесите звуки: [т], [т’].
-Что в них общего? (Согласные)
Произнесите их ещё раз и понаблюдайте за положением языка.
-Что вы заметили?
[т] – язычок поднимается кверху, [т’] – опускается вниз.
Сравните: [л], [л’]; [н], [н’]; [д], [д’].
б) Чистоговорка:
Ла-ла-ла – Белка хвостик подняла –
Ла-ла-ла –Твёрдый звук произнесла.
Ла-ла-ла – Белка хвостик опустила –
Ла-ла-ла – Мягкий звук произнесла.
в)Скороговорка:
Есть у Ляли кукла Лёля.
3.Физминутка «Вместе весело шагать». Музыка Владимира Шаинского, слова Михаила Матусовского.
4.Новый материал
а) Составьте слоги с твёрдыми согласными:
та-то-ту-ты-тэ
С мягкими:
тя-тё-тю-ти-те-ть
б) Алфавит
А Б В Г Д
Е Ё Ж З И
Й
К Л М Н
О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч
Ш Щ ъ ы ь
Э Ю Я
5. Повторение
а) Запомни:
Всегда твёрдые звуки
Жили шестеро цыплят,
Все они пшена хотят.
Всегда мягкие звуки:
Щука чует йод,
В воду не идёт.
б) Слоговые таблицы
Чтение двухбуквенных слогов разными способами (3 строчка – как привидение, боязливо, ай-яй-яй!).
в) «Мягкий, твёрдый». Назовите пару.
[м], [б], [н], [к’], [в’], [с], [ф], [т‘], [г’], [ш], [х], [ч’], [р].
г) Рифмы:
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А у тебя способности есть? - спросил Цветик.
- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.
- Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Если два слова оканчиваются одинаково, это рифма, - объяснил Цветик. Например: утка -- шутка, коржик - моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово "палка".
- Селедка, - ответил Незнайка.
- Какая же это рифма: палка -- селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка,
книжка - шишка.
Подберите рифмы:
Кошка – ложка – ножка – мошка …
Лапка – тапка ..
Ветка – сетка ...
6. Подведение итогов
Повторите алфавит. Его надо знать наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.