Олимпиада по русскому языку для 10 - 11 классов

  • docx
  • 01.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Олимпиада 10 - 11 класс .docx

Задания для обучающихся

Время выполнения заданий – 120 минут

Максимальный балл за все задания – 42 балла

Задание 1 (6 баллов). Лингвисты отмечают два основные направления развития русского ударения – регрессивное и прогрессивное. Одно из них (1) – это перемещение ударения ближе к концу слова (особенно в двусложных словах), другое (2) – это перемещение ударения в современном русском языке с последнего слога на первый слог.

Напишите, какое из указанных процессов характеризует регрессивное перемещение ударения, а какой – прогрессивное.

Распределите приведённые ниже слова в две группы согласно указанным тенденциям.

Фольга, прикус, обух, петля, хвоя.

Ответ:

Регрессивное перемещение ударения – определение № _____________ .

Прогрессивное перемещение ударения – определение № ____________.

Примеры действия данных тенденций:

- регрессивное перемещение ударения – в словах _________________________

____________________________________________________________________;

- прогрессивное перемещение ударения – в словах ________________________

___________________________________________________________________ .

Задание 2 (5 баллов). Известно, что маленькие дети, осваивая язык, часто придумывают несуществующие слова, однако действуют при этом по определённой логике. Какое животное один малыш назвал тпруляля и почему? Куда и почему в этом слове должно падать ударение?

 

Ответ:

На языке этого малыша тпруляля – это __________________________________, потому что __________________________________________________________

___________________________________________________________________ .

Ударение в «слове» тпруляля должно падать на _________________________, потому что __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 3 (4 балла). Морфологическая система – одна из самых устойчивых в языке. Тем не менее, она тоже со временем изменяется. Рассмотрите приведённые ниже примеры ненормативного образования некоторых глагольных форм, встречающиеся в речи необразованных людей, но отражающие некоторую важную тенденцию изменения морфологии русского глагола. Напишите, в чём эта тенденция заключается и с какими нелингвистическими причинами может быть связано её появление.

Примеры для анализа: махать – махаю вместо машу, искать – искаю вместо ищу, лгать – лгёшь вместо лжёшь.

Ответ:

Тенденцию изменения морфологии русского глагола, отражённая в приведённых примерах: _______________________________________________________

___________________________________________________________________ .

Её появление может быть связано с такой нелингвистической причиной, как __

________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 4 (5 баллов). Напишите кратко, что значат выделенные жирным шрифтом слова из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1) На столбовой дороженьке // Сошлись семь мужиков
2) …тени чёрные, // Дорогу перерезали // Ретивым ходокам.
3) «Небось! мы не грабители!» -
Сказал попу Лука.
(…Лука похож на мельницу:
Одним не птица мельница,
Что, как ни машет крыльями,
Небось, не полетит).

Ответ:

1) _________________________________________________________________

2) _________________________________________________________________

3) _________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание 5 (6 баллов). В древнерусском языке, как и в современном русском, функционировали двусоставные и односоставные предложения. Среди односоставных предложений были определённо-личные, неопределённо- личные, обобщённо-личные, безличные, инфинитивные, номинативные. Структурно-семантические особенности древнерусских односоставных предложений в целом не отличались от современных. Определите виды данных односоставных предложений из древнерусских текстов.

1) Быти грому великому. («Слово о полку Игореве»)

2) Просящему у тебе даи, толкущему отверзи. («Моление Даниила Заточника»)

3) Полечю зегзицею по Дунаеви. («Слово о полку Игореве»)

4) Темно бо бѣ въ 3 день. («Слово по полку Игореве»)

5) Правда Русская.

6) Си ночь съ вечера одѣвахуть мя … чръною паполомою на кроваты тисовѣ. («Слово о полку Игореве»)

Ответ:

1) _________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________

3) __________________________________________________________________

4) __________________________________________________________________

5) __________________________________________________________________

6) __________________________________________________________________

Задание 6 (6 баллов). Запишите буквами современного алфавита и по правилам современной орфографии и пунктуации текст:

Колико больше суть кони колико ны вышии есть песъ и коеждо бо от тѣхъ животныхъ видимъ ѣѣдъша или пивша чересъ сыть не брегуть: аще и тмами нудящеи будуть не хощеть излише мѣры прияти — не убо ли сихъ и конь хужьши мы? Аще видимъ и скота грязяща тъ не презримъ  егда ли видимъ друга всегда погружаема то посмѣемъся. Нъ мы братье не створимъ тако да не будемъ осужени в муку вѣкъ бо сий коротокъ а мука долга и бес конца грѣшьному.

Ответ: ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 (10 баллов). Там, где это нужно, вставьте буквы и расставьте знаки препинания. С помощью соединительного (/) или разделительного (Z) знака покажите выбор слитного или раздельного написания.

Ответ:

Интересное из мира физики эл…ментарных частиц. (В)отличи… от обыч…ного фотона тёмный может обл…дать массой. Какой име…о пока сказать нельзя. Пре…пол…гает…ся так(же) …то он может ра…падат…ся на другие ч…стиц…. И главное есть в…роятность …то тёмный фотон сп…собен взаимодействовать с ч…стицами обыч…ной матери…. Назр…вает с…нсац…я. Она может пр…изойти в рамках эксп…римента с (не)слишком романтич…ным названием NA64.

Этот про…кт ра…работали учёные из Института ядерной физик… РАН (Москва) и Института физик… высоких энергий (Протвино). В март… 2016 года его одобрила Европейская организац…я по ядерным исследованиям — CERN. Для поисков тёмного фотона был пр…доставл…н уск…ритель SPS.

 

 

Критерии оценивания олимпиадных заданий

Задание 1. Лингвисты отмечают два основные направления развития русского ударения – регрессивное и прогрессивное. Одно из них (1) – это перемещение ударения ближе к концу слова (особенно в двусложных словах), другое (2) – это перемещение ударения в современном русском языке с последнего слога на первый слог.

Напишите, какое из указанных процессов характеризует регрессивное перемещение ударения, а какой – прогрессивное.

Распределите приведённые ниже слова в две группы согласно указанным тенденциям.

Фольга, прикус, обух, петля, хвоя.

Модель ответа:

Регрессивное перемещение ударения – определение № 2.

Прогрессивное перемещение ударения – определение № 1.

Примеры действия данных тенденций:

- регрессивное перемещение ударения – в словах прикус (прикус → прикус), обух (обух → обух);

- прогрессивное перемещение ударения – в словах фольга (фольга фольга), петля (петля → петля), хвоя (хвоя → хвоя).

Критерии оценивания: за верное соотнесение термина и его значения – по 0,5 балла за каждое; за верное распределение слов по группам – по 0,5 балла за каждое; за верное указание исходного ударения и современного – по 0,5 балла за каждую пару. Итого – 6 баллов.

         Задание 2. Известно, что маленькие дети, осваивая язык, часто придумывают несуществующие слова, однако действуют при этом по определённой логике. Какое животное один малыш назвал тпруляля и почему? Куда и почему в этом слове должно падать ударение?

Модель ответа:

На языке этого малыша тпруляля – это жеребёнок / детёныш лошади, потому что он до этого тпру называл лошадь, а лялей - малыша, ребёнка.

Ударение в «слове» тпруляля должно падать на первую «я», потому что так в слове ляля.

Критерии оценивания: за верное указание значение «слова» тпруляля – 1 балл; за указание на слова тпру и ляля как на производящие / мотивирующие – по 1 баллу за каждое (при условии указания на их значение); за верное указание места ударения в «слове» тпруляля – 1 балл; за верное объяснение постановки ударения – 1 балл. Итого – 5 баллов.

Задание 3. Морфологическая система – одна из самых устойчивых в языке. Тем не менее, она тоже со временем изменяется. Рассмотрите приведённые ниже примеры ненормативного образования некоторых глагольных форм, встречающиеся в речи необразованных людей, но отражающие некоторую важную тенденцию изменения морфологии русского глагола. Напишите, в чём эта тенденция заключается и с какими нелингвистическими причинами может быть связано её появление.

Примеры для анализа: махать – махаю вместо машу, искать – искаю вместо ищу, лгать – лгёшь вместо лжёшь.

Модель ответа:

Тенденцию изменения морфологии русского глагола, отражённая в приведённых примерах: использование форм без чередования согласных в корнях, то есть упрощение образования глагольных словоформ.

Её появление может быть связано с такой нелингвистической причиной, как увеличение количества говорящих на русском языке, для которых русский язык не является родным и изучение которого требует заучивания большого количества логически не мотивированных чередований.

Критерии оценивания: за верное объяснение сути проиллюстрированной тенденции – 2 балла (1 балл – за указание на связь с чередованием согласных в корнях, 1 балл – за указание на упрощение образования глагольных словоформ);за указание на нелингвистическую причину появления указанной тенденции – 2 балла (1 балл – за указание на расширение количества носителей языка; 1 балл – за указание на немотивированность чередований в современном русском языке). Итого – 4 балла.

          Задание 4. Напишите кратко, что значат выделенные жирным шрифтом слова из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1) На столбовой дороженьке // Сошлись семь мужиков

2) …тени чёрные, // Дорогу перерезали // Ретивым ходокам.

3) «Небось! мы не грабители!» -

Сказал попу Лука.

(…Лука похож на мельницу:

Одним не птица мельница,

Что, как ни машет крыльями,

Небось, не полетит).

Модель ответа:

1) большая проезжая дорога с верстовыми столбами

2) резвый, бойкий

3) не бойся; вводное слово в значении ‘ведь’, наверное’, очевидно’, ‘уж конечно

Критерии оценивания: за верное указание значений слов в контексте – по 1 баллу за каждое; за указание на вводных характер последнего слова – 1 балл. Итого – 5 баллов.

          Задание 5. В древнерусском языке, как и в современном русском, функционировали двусоставные и односоставные предложения. Среди односоставных предложений были определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, инфинитивные, номинативные. Структурно-семантические особенности древнерусских односоставных предложений в целом не отличались от современных. Определите виды данных односоставных предложений из древнерусских текстов.

1)     Быти грому великому. («Слово о полку Игореве»)

2) Просящему у тебе даи, толкущему отверзи. («Моление Даниила Заточника»)

3) Полечю зегзицею по Дунаеви. («Слово о полку Игореве»)

4) Темно бо бѣ въ 3 день. («Слово по полку Игореве»)

5) Правда Русская.

6) Си ночь съ вечера одѣвахуть мя … чръною паполомою на кроваты тисовѣ. («Слово о полку Игореве»)

2)     Модель ответа:

1) Инфинитивное

2) Обобщённо-личное

3) Определённо-личное

4) Безличное

5) Номинативное (назывное)

6) Неопределённо-личное

Критерии оценивания: за верно определённый вид односоставного предложения – по 1 баллу за каждый. Итого: 6 баллов.

          Задание 6. Запишите буквами современного алфавита и по правилам современной орфографии и пунктуации текст:

Колико больше суть кони колико ны вышии есть песъ и коеждо бо от тѣхъ животныхъ видимъ ѣѣдъша или пивша чересъ сыть не брегуть: аще и тмами нудящеи будуть не хощеть излише мѣры прияти — не убо ли сихъ и конь хужьши мы? Аще видимъ и скота грязяща тъ не презримъ  егда ли видимъ друга всегда погружаема то посмѣемъся. Нъ мы братье не створимъ тако да не будемъ осужени в муку вѣкъ бо сий коротокъ а мука долга и бес конца грѣшьному.

Модель ответа: Насколько больше нас кони, насколько быстрее нас пёс, а каждый из этих животных, как видим, в еде и в питье пренебрегает обжорством: хоть не раз понуждаемы будут, не захочет сверх меры принять, — неужели коней тех мы хуже? Если видим: скотина завязла — не отвергаем ее; если же видим друга в постоянном шатанье — лишь посмеёмся. Так не поступим же, братья, мы так, дабы не быть осуждённым на муку: жизнь коротка, а мучение — долго и бесконечно для грешных.

Критерии оценивания: до 6 баллов, за очевидные ошибки перевода из этого числа вычитается по 1 баллу за ошибку. Итого – 6 баллов.

Задание 7. Там, где это нужно, вставьте буквы и расставьте знаки препинания. С помощью соединительного (/) или разделительного (Z) знака покажите выбор слитного или раздельного написания.

Модель ответа:

Интересное из мира физики элементарных частиц. В отличие от обычного фотона, тёмный может обладать массой. Какой именно, пока сказать нельзя. Предполагается также, что он может распадаться на другие частицы. И главное - есть вероятность, что тёмный фотон способен взаимодействовать с частицами обычной материи. Назревает сенсация. Она может произойти в рамках эксперимента с не слишком романтичным названием NA64.

Этот проект разработали учёные из Института ядерной физики РАН (Москва) и Института физики высоких энергий (Протвино). В марте 2016 года его одобрила Европейская организация по ядерным исследованиям — CERN. Для поисков тёмного фотона был предоставлен ускоритель SPS.

Критерии оценивания:

За орфографию – 5 баллов при отсутствии ошибок (за каждую ошибку снимается 0,5 балла). За пунктуацию – 5 баллов при отсутствии ошибок (за каждую ошибку снимается 0,5 балла). Итого - 10 баллов.

 

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

Итого

Баллы

6

5

4

5

6

6

10

42

 


 

Посмотрите также