Олимпиадные задания составлены в соответствии с уровнем подготовки учащихся первого курса. Цели и задачи олимпиады
• Развитие познавательных интересов учащихся к предмету «Математика».
• Формирование у учащихся здорового духа конкуренции, способных к индивидуальному соревнованию, умение находить оптимальные и верные решения в сложных условиях поставленных задач.
• Активизация творческой деятельности преподавателей.Документ WORLD, содержит пять страниц
Организатором олимпиады по математике является методист
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Масанина Татьяна Николаевна
Цели и задачи олимпиады
Развитие познавательных интересов учащихся к предмету «Математика».
Формирование у учащихся здорового духа конкуренции, способных к индивидуальному
соревнованию, умение находить оптимальные и верные решения в сложных условиях
поставленных задач.
Активизация творческой деятельности преподавателей.
Порядок организации олимпиады
Проведение первого тура олимпиады возлагается на преподавателей математики.
Основными задачами оргкомитета являются:
непосредственное руководство подготовкой и проведением олимпиады;
обеспечение всем необходимым для проведения олимпиады (аудиторные помещения,
аппаратнопрограммные средства, канцелярские и расходные материалы и пр.);
анализ и обобщение итогов олимпиады, подготовка необходимых отчетных
материалов для предоставления администрации.
разрабатывает тексты заданий для участников олимпиады;
определяет критерии оценки олимпиадных работ;
проверяет и оценивает работы участников олимпиады;
знакомит участников олимпиады с результатами проверки работ и рассматривает
апелляции;
проводит анализ выполненных заданий с участниками олимпиады.
внесение предложения по совершенствованию организационнометодического
обеспечения олимпиады.
Порядок проведения олимпиады
Олимпиада проводится по общеобразовательным программам среднего (полного) общего
образования в два этапа:
Первый этап: 22 октября по 30 ноября 2015 г. по установленному графику.
Второй этап: 13.11. 2015 г. в 14.00, каб. 33,34.
Порядок участия в олимпиаде
В олимпиаде принимают участие учащиеся первого курса всех направлений, занявшие 1 и
2 места в олимпиаде внутри группы.
Порядок определения победителей олимпиады
Победителями олимпиады считаются участники, занявшие 1е, 2е или 3е место.
Численность победителей и призеров олимпиады определяется оргкомитет олимпиады.
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов – 40.
Первое место присуждается учащимся, набравшим максимальное количество баллов, но не
меньше 28, второе место количество баллов от 2724, третье место – количество баллов 23
20.Олимпиада по математике 20152016 уч. год
1. (3 балла). Найдите значение дроби:
5x−4
2x+7y , если:
25x2−40x+16
4x2+28xy+49y2=1
2. ( 4 балла). Постройте график функции: Постройте график функции:
3
y=x2+5x−6
x−1
.
3. (5 балла). Решить систему уравнений: {(3x+y)2+2(x−y)2=96
3x+y=2(x−y)
4. (6 баллов). На улице, встав в кружок, беседуют четыре девочки: Аня,
Валя, Галя и Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит
между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье
стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Платье какого цвета
носит каждая девочка?
(2 балла). Найдите все корни уравнения: |х−2014|=2015 .
1.
2. (3 балла). Восстановите пример: АВС∙СВА=692443 .
3. (3 балла). В забеге участвовал 41 спортсмен. Число спортсменов,
прибежавших раньше Васи, в 4 раза меньше числа тех, кто прибежал
позже него. Какое место занял Вася?
4.
(3 балла). К числу 2014 слева и справа припишите по одной цифре так,
чтобы получилось шестизначное число, делящееся на 45. Найдите все
такие шестизначные числа. Объясните, как вы получили ответ.
5. (5 баллов). Найдите значения a и b, при которых равенство5x+31
(x−2)(x+2)
= a
x−5 + b
x+2 выполняется при всех допустимых
значениях переменной x.
6. (6 баллов). При каких значениях a квадратные трехчлены
x2+ax+1иx2+x+a имеют общий корень?
Решение
( 5x−4
2x+7y)2
= 1
3 ⇒5x−4
2x+7y=√ 1
3 .
1.
2. Постройте график функции: y=x2+5x−6
x−1
Решение.
.
1
)х)(х(y
6
х
1
; у = х + 6; ОДЗ: х 1
3. Решить систему уравнений: {(3x+y)2+2(x−y)2=96
Введём обозначения: a=3x+y,b=x−y
3x+y=2(x−y){a2+b2=96
a=2b
⟹{(2b)2+2b2=96
a=2b
⟹4b2+2b2=96⟹6b2=96
b=4,b=−4
a=8,a=−8
⟹x=3,y=−1.
x−y=4
{3x+y=8
{3x+y=−8
x−y=−4
⟹x=−3,y=1.
Ответ:
(3;−1),(−3;1)
.
4. На улице, встав в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в
зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей.
Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Платье какого
цвета носит каждая девочка?
Решение
Составим таблицу.
Зеленое платье
Голубое платье
Белое платье
Розовое платье
Аня Валя
+
Галя Надя
+
Ответ: Галя в зеленом платье, Валя в голубом, Аня в белом, Надя в розовом.
5. Решить уравнение: |х−2014|=2015 .
Решение: х−2014=2015⇒х=4029.
−(х−2014)=2015⇒х=−1 .
Ответ:1и4029.
6. Восстановите пример: АВС∙СВА=692443 .
Решение. 739∙937=692443 .
(3 балла) В забеге участвовал 41 спортсмен. Число спортсменов, прибежавших раньше
Васи, в 4 раза меньше числа тех, кто прибежал позже него. Какое место занял Вася?
7.Решение
.
Пусть впереди Васи было х спортсменов, тогда позади него 4х спортсменов. Не считая
Васи было 40 человек. 5х=40, а х= 8. Впереди Васи было 8 спортсменов. Значит Вася занял
9 место.
8. К числу 2009 слева и справа припишите по одной цифре так, чтобы получилось
.
шестизначное число, делящееся на 45. Найдите все такие шестизначные числа. Объясните,
как вы получили ответ.
Решение
Так как число делится на 5, то его последняя цифра равна 0 или 5. Так как число делится
на 9, то его сумма цифр делится на 9.
Ответ: 720090 и 220095.
9. Найдите значения a и b, при которых равенство
5x+31
(x−2)(x+2)
x−5 + b
= a
x+2
выполняется при всех допустимых значениях переменной x.
Решение.
Приведем в правой части равенства дроби к общему знаменателю и учитывая. Так как
знаменатели у дробей в левой и правой частях равны, получим:
5x+31=ax+2a+bx−5x
5x+31=(a+b)x+(2a−5b)
{ a+b=5
2a−5b=31
⟹a=8,b=−3.
Ответ: при a=8,b=−3 .
10. При каких значениях a квадратные трехчлены x2+ax+1иx2+x+a
имеют общий корень?
Решение.
Пусть x1 – общий корень данных трехчленов, тогда
2+ax1+1=0иx1
x1
2+x1+a=0 , т.е.
2+x1+a⟹ax1+1=x1+a⟹(a−1)(x1−1)=0
2+ax1+1=x1
x1
Тогда или a=1илиx1=1.
Если a=1 , то трехчлены оба имеют вид x2+x+1 и не имеют действительных
корней.
Если x1=1 , то12+a∙1+1=0 и 12+1+a=0 .
В обоих случаях a=−2.Ответ: a=−2 .