Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Оценка 4.8
Конкурсы +1
docx
обществознание
9 кл
04.03.2018
Всеросси́йская олимпиа́да шко́льников по обществозна́нию — всероссийская ежегодная предметная олимпиада, предполагающая участие учащихся 7—11 классов.Предлагаю вашему вниманию школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, разработка использовалась в 2017 году, вы можете взять отдельные вопросы,переделать или пользоваться полностью.с уважением к вашей работе.Пользуйтесь на здоровье.
ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВУ.docx
1. «ДА» или «НЕТ»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не
согласны
‒
«НЕТ». Внесите свои ответы в таблицу в бланке работы.
1. Политический процесс – это способы и методы воспроизводства политической системы.
2. Точка зрения, согласно которой объективное знание возможно, но всегда относительно,
называется скептицизмом.
3. Если увеличивается цена на лыжи, то величина спроса на лыжные ботинки снижается.
4. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм является полностью деидеологизированным
режимом.
5. Элементами социального контроля выступают социальные статусы, социальные роли и
социальные интересы.
6. На рынке совершенной конкуренции продавцы предлагают только однородную
продукцию.
7. Понятия «сознание» и «мышление» являются синонимами.
8. Компьютерные игры являются популярной культурной практикой
2. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество.
3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Достижение 18 лет, дееспособность, проживание на территории РФ в течение пяти лет,
наличие законного источника средств к существованию, знание русского языка,
обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ.
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и
укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Рецессия, оживление, инфляция, бум, депрессия.
5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и
укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
Мировоззрение, социальные установки, фантазии, убеждения, интересы, влечения.
6. Соотнесите высказывание и мировоззренческую установку. Ответы внесите в
таблицу в бланке работы.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ
УСТАНОВКА 1) скептицизм
2) стоицизм
3) цинизм
А) «Общепринятые книги – всегда зловонные книги: запах
маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и
пьёт, даже где она поклоняется, – там обыкновенно
воняет».
Б) «Кто пожелает отделаться от всесильных
предрассудков обычая, тот обнаружит немало вещей,
которые как будто и не вызывают сомнений, но вместе с
тем и не имеют иной опоры, как только морщины и седина
давно укоренившихся представлений. Сорвав же с
подобных вещей эту личину и сопоставив их с истиною и
разумом, такой человек почувствует, что, хотя прежние
суждения его и полетели кувырком, всё же почва под
ногами у него стала твёрже»
В) «Поскольку мораль основана на понятии о человеке как
существе свободном, но именно поэтому и связывающем
себя через свой разум безусловными законами, она, для
того чтобы познать свой долг, не нуждается в идее о
другом существе над ним, а для того чтобы исполнить этот
долг, не нуждается в других мотивах, кроме самого закона.
По крайней мере это вина самого человека, если в нём
имеется такая потребность, хотя тогда ему уже нельзя
помочь ничем другим, так как то, что возникает не из него
самого и его свободы, не может заменить ему отсутствие у
него моральности».
7. Соотнесите элементы и составные части правосознания. Ответы внесите в таблицу
в бланке работы.
ЭЛЕМЕНТ ПРАВОСОЗНАНИЯ
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ
А) идеи, взглядыБ) чувства, эмоцииВ)
настроение
1) правовая идеология2) правовая
психология
Г) концепции
Д) мотивы деятельности
Е) правовые принципы
8. Решите экономическую задачу.
Карл Маркс покупает пять «Капиталов» каждую неделю. В магазине рядом с домом один
«Капитал» стоит 100 марок. На другом конце города есть оптовая база «Капиталов», но
добраться до неё можно только на такси, заплатив 250 марок за поездку туда и обратно.
При какой стоимости «Капиталов» на базе Марксу выгодно ездить туда каждую неделю?
9. Решите правовую задачу. Алексей, молодой человек 25 лет, решил трудоустроиться в магазин «Башмачок» в
качестве продавца обуви. Такое решение во многом было связано с тем, что старший брат
Алексея уже работал в системе торговли. Заключив трудовой договор 1 февраля, Алексей
приступил к работе. Однако в канун 8 марта вместо него на работу пришёл его брат. Брат
объяснил, что готов отработать день, так как Алексей сегодня занят. Работодатель уволил
Алексея. Насколько правомерны поведение Алексея и действия администрации магазина?
10. Решите логическую задачу. Запишите ход ваших рассуждений.
Четыре друга: Миша, Даня, Вадим и Никита – устроились на работу после окончания
университета. Один из них устроился работать таксистом в таксомоторной компании,
второй – доставщиком пиццы в итальянскую пиццерию, третий стал работать стилистом
парикмахером в салоне красоты, а четвёртый – продавцомконсультантом в магазине
модной одежды. Вадим занимается тем, что помогает людям выглядеть лучше. У Миши
каждый день большое количество заказов, поэтому он много катается по городу. Даня и
Никита часто приходят в магазин своего друга, чтобы выбрать себе стильную одежду.
Никита иногда просит друга, работающего в такси, забрать его после работы, а вот Миша
очень боится автомобилей, поэтому ездит только в метро. У кого из друзей какая
профессия?
11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Обратите
внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ
внесите в таблицу в бланке работы.
Философия есть_____(А), достигаемое посредством правильного_____(Б) и объясняющее
действия или явления из познанных нами ____(В), или производящих оснований, и,
наоборот, возможные производящие основания
это_____(Г), нужно учесть, вопервых, что хотя ____(Д) и память (____(Е), которыми
человек обладает вместе со всеми животными) и доставляют нам знание, но, так как это
знание даётся нам непосредственно _____(Ж), а не приобретается при помощи логического
рассуждения, оно не есть философия. Вовторых, следует помнить, что, поскольку опыт
целиком основывается на памяти, а _____(З) является не чем иным, как ожиданием вещей,
подобных тем, которые уже встречались нам в нашей ____(И), предусмотрительность не
должна быть причислена к философии. Гоббс Т. Основы философии. О теле. 1655.
‒
из известных нам действий. Чтобы понять
Список терминов: 1. причина 2. восприятие 3. природа 4. познание 5. зрение 6. практика 7.
фантазия 8. творчество 9. рассуждение 10. воображение 11. способность 12. интеллект 13.
предусмотрительность 14. теория 15.определение
12. Объедините следующие понятия в классификационную схему (на бланке работы).
Лица, способствующие правосудию, суд, подозреваемый, сторона обвинения, субъекты
уголовного процесса, потерпевший, прокурор, сторона защиты, обвиняемый.
13. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные
задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить
представленные изображения на четыре группы, и запишите его. Распределите
предложенные изображения на четыре группы. Укажите буквенные обозначения
изображений, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на фотографии. Укажите, что объединяет изображения в
каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для
классификации.
А Б
В Г
Д Е
Ж
З
14. Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные
задания. Ответы к каждому пункту внесите в бланк работы около соответствующего
номера задания.
Е.Я. Варшавская, М.Б. Денисенко МОБИЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ НА
РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Источник: «Социс» №, 4, 2014
1. Международная трудовая миграция стала заметным социальноэкономическим явлением
России. В общей сложности за 2000е гг. иностранным гражданам выдано более 11 млн
разрешений на работу. В 2012 г. численность трудовых мигрантов, работающих на
законных основаниях, превышала 2 млн человек. Ещё больше иностранцев трудилось и
трудится без разрешений на работу, т. е. незаконно. По оценкам ряда экспертов и
руководителей ФМС, ежегодно в стране 3–5 млн иностранных граждан работают без
официального разрешения. Целью статьи являются два вопроса: «Как встречает
российский рынок труда иностранных работников?» и «И как протекает процесс
экономической адаптации мигрантов?».
1.1. Дайте определение понятия «миграция».
1.2. Разновидностью какого более широкого социологического понятия является
миграция?
1.3. Дайте классификацию этого социального явления, назвав не менее 4 его видов.
1.4. Как вы понимаете процесс «экономической адаптации»? Почему важно знать
особенности экономической адаптации мигрантов?
2. Эмпирической основой анализа выступили результаты исследования, проведённого в
ноябре 2011 г. «Центром этнополитических и региональных исследований». Всего было
опрошено 8499 мигрантов, их распределение по странам прибытия представлено в таблице
1.
Опрос проводился по заказу НИУ Высшая школа экономики в 8 субъектах Российской
Федерации: Москва, Московская область, СанктПетербург, Астраханская, Самарская,
Свердловская области, Пермский, Приморский края. По данным ФМС, в январеоктябре
2011 г. на выбранные регионы приходилось 54% легально занятых иностранных работников
в Российской Федерации. В основу распределения квот выборочной совокупности (квотной
выборки) по регионам положена доля региона среди всех отобранных субъектов по суммарному показателю численности работающих, по разрешению на работу и по патентам.
Респондентами выступали иностранные граждане независимо от их правового статуса и
этнической принадлежности.
2.1. Каким методом проведено социологическое исследование – количественным или
качественным?
2.2. По каким признакам в тексте Вы это определили?
2.3. Что такое квотная выборочная совокупность (квотная выборка)?
2.4. Что стало квотами в данном случае? Назовите три квоты.
Таблица 1
Распределение опрошенных мигрантов по странам происхождения (в %)*
Страна
происхождения
Опрошенные
мигранты
Справочно: 8
регионов опроса
(по данным ФМС)
Справочно: РФ в целом
(по данным ФМС)
Азербайджан
Армения Киргизия
Молдова
Таджикистан
Узбекистан
Украина
Китай
КНДР 3,2
2,3
10,6
6,5
20,0
41,4
8,8
2,7
1,02,3
4,5 8,0
6,0
21,6
43,8
7,6
3,3
1,03,2
5,7
6,6
4,2
19,3
45,0
7,9
4,6
1,1*Приведены данные по странам происхождения, удельный вес которых в численности
респондентов превышает 1%. На их долю приходится 96,5% опрошенных (98,1% в 8
регионах, в которых проводился опрос, 97,6% в РФ)
3. Проанализируйте данные о странах, из которых прибывают мигранты в Россию, и
сделайте вывод об основном регионе происхождения большинства мигрантов. Подкрепите
вывод данными из таблицы.
Таблица 2
Распределение опрошенных мигрантов по году приезда в Россию и уровню
образования (в % по строке)
Годы
первого
приезда в
Россию
2001 и
ранее
Начальное,
неполное
среднее
Среднее
общее
Среднее спец./
среднее
профессиональное
Высшее, незаконченное
высшее
7,9
39,5
31,4
21,3 20022005
20062008
20092010
2011
10,0
8,8
12,0
13,6
44,5
48,8
47,9
50,4
27,0
25,7
24,5
24,1
18,5
16,7
15,6
12,0
4. Проанализировав данные таблицы 2, сделайте два вывода:
4.1. об уровне образования прибывающих в Россию к настоящему времени (по данным 2011
г.) мигрантов
4.2. о зависимости уровня образования от времени приезда мигрантов в Россию. Выводы
подкрепите статистическими данными.
Рисунок 1. Доля мигрантов, нашедших первую работу в России в торговле, строительстве,
коммунальных, социальных и персональных услугах в зависимости от года приезда (в %).
5. Сделайте общий вывод об изменении отраслевого профиля первой работы мигрантов в
России и обоснуйте его статистическими данными.
15. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей.
Выберите то из них, которое станет темой сочиненияэссе. Ваша задача –
сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном
утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее
существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки
(культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы
будете её рассматривать.
1. «Поскольку не может быть общества, в котором индивидуумы не отличались бы в
большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, постольку неизбежно, что
среди такого рода отклонений существуют и отклонения преступного характера» (Э.
Дюркгейм).
2. «Интернет – это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру
свободы и личного творчества» (М. Кастельс).
3. «Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов
разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б. Шоу).
4. «Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть
неравными» (У. Херст).
5. «Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин» (Иоганн В. Гёте).
6. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).
7. «Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией» (П.Л. Капица). 8. «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном
виде» (Ф.А. фон Хайек).
Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям.
1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для
общественных наук и социальной практики.
2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
(Необходимо сформулировать Вашу точку зрения на обществоведческую проблему, а не
выразить отношение к авторскому высказыванию – согласие или несогласие с авторским
высказыванием.)
3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых
тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории,
владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный
опыт; г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и
др.).
4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
1. «ДА» или «НЕТ»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны
‒
«НЕТ». Внесите свои ответы в таблицу в бланке работы.
1. Политический процесс – это способы и методы воспроизводства политической системы.
2. Точка зрения, согласно которой объективное знание возможно, но всегда относительно,
называется скептицизмом. 3. Если увеличивается цена на лыжи, то величина спроса на
лыжные ботинки снижается. 4. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм является
полностью деидеологизированным режимом. 5. Элементами социального контроля
выступают социальные статусы, социальные роли и социальные интересы. 6. На рынке
совершенной конкуренции продавцы предлагают только однородную продукцию. 7.
Понятия «сознание» и «мышление» являются синонимами. 8. Компьютерные игры
являются популярной культурной практикой
Ответ:
1
да
2
нет
3
да
4
нет
5
нет
6
да
7
нет
8
да
По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание – 8 баллов.
2. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество.
Ответ: Стратегии поведения в ситуации межличностного конфликта. Максимум за
задание – 1 балл. 3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Достижение 18 лет, дееспособность, проживание на территории РФ в течение пяти лет,
наличие законного источника средств к существованию, знание русского языка,
обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ.
Ответ:
Основания для приёма в гражданство РФ в общем порядке. Максимум за задание – 1
балл.
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите,
какой из элементов является лишним по данному основанию. Рецессия, оживление,
инфляция, бум, депрессия.
Ответ: Фазы экономического цикла, лишнее – инфляция.
1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего. Максимум за задание
– 2 балла.
5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите,
какой из элементов является лишним по данному основанию. Мировоззрение, социальные
установки, фантазии, убеждения, интересы, влечения.
Ответ: Формы направленности личности (может быть принят ответ – побудительные
мотивы деятельности), лишнее – фантазии.
1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего. Максимум за задание
– 2 балла.
6. Соотнесите высказывание и мировоззренческую установку.
Ответ:
А
3
Б
1
В
2
1 балл за каждую верную позицию. Максимум за задание – 3 балла.
7. Соотнесите элементы и составные части правосознания. Ответы внесите в таблицу в
бланке работы.
Ответ: А
1
Б
2
В
2
Г
1
Д
2
Е
1
1 балл за каждое верное соотнесение. Максимум за задание – 6 баллов.
8. Решите экономическую задачу. Карл Маркс покупает пять «Капиталов» каждую неделю.
В магазине рядом с домом один «Капитал» стоит 100 марок. На другом конце города есть
оптовая база «Капиталов», но добраться до неё можно только на такси, заплатив 250 марок
за поездку туда и обратно. При какой стоимости «Капиталов» на базе Марксу выгодно
ездить туда каждую неделю?
Решение: Затраты на покупку пяти К = 5*100=500. Выгодно ехать на другой конец
города, если 250+p*5<500. 5p<250. p<50. Ответ: при цене меньше 50.
2 балла за верный ответ. По 1 баллу за каждый приведённый расчёт. Максимум за
задание – 6 баллов.
9. Решите правовую задачу. Алексей, молодой человек 25 лет, решил трудоустроиться в
магазин «Башмачок» в качестве продавца обуви. Такое решение во многом было связано с
тем, что старший брат Алексея уже работал в системе торговли. Заключив трудовой
договор 1 февраля, Алексей приступил к работе. Однако в канун 8 марта вместо него на
работу пришёл его брат. Брат объяснил, что готов отработать день, так как Алексей
сегодня занят. Работодатель уволил Алексея. Насколько правомерны поведение Алексея и
действия администрации магазина?
Ответ: Поведение Алексея неправомерно и является прогулом (2 балла), так как
законодательством предусмотрено личное выполнение работником своих
обязанностей (2 балла), администрация магазина имеет право засчитать
пропущенный Алексеем день как прогул и расторгнуть трудовой договор в
соответствии с ТК РФ (2 балла). Максимум за задание – 6 баллов.
10. Решите логическую задачу. Запишите ход ваших рассуждений. Четыре друга: Миша,
Даня, Вадим и Никита – устроились на работу после окончания университета. Один из них
устроился работать таксистом в таксомоторной компании, второй – доставщиком пиццы в
итальянскую пиццерию, третий стал работать стилистомпарикмахером в салоне красоты, а
четвёртый – продавцомконсультантом в магазине модной одежды. Вадим занимается тем,
что помогает людям выглядеть лучше. У Миши каждый день большое количество заказов,
поэтому он много катается по городу. Даня и Никита часто приходят в магазин своего
друга, чтобы выбрать себе стильную одежду. Никита иногда просит друга, работающего в
такси, забрать его после работы, а вот Миша очень боится автомобилей, поэтому ездит
только в метро. У кого из друзей какая профессия?
Решение:
Обозначим исходные суждения номерами.
1) Вадим занимается тем, что помогает людям выглядеть лучше. 2) У Миши каждый день большое количество заказов, поэтому он много катается по
городу.
3) Даня и Никита часто приходят в магазин своего друга, чтобы выбрать себе стильную
одежду.
4) Никита иногда просит друга, работающего в такси, забрать его после работы.
5) 6) Миша очень боится автомобилей, поэтому ездит только в метро. Продолжим
рассуждения.
7) Вадим – парикмахер или продавец одежды (из 1), а значит, не таксист и не доставщик
пиццы.
8) Миша – таксист или доставщик пиццы (из 2), а значит, не парикмахер и не продавец
одежды.
9) Даня и Никита не работают продавцами одежды (из 3).
10) Значит, Вадим – продавец одежды (из 7 и 8).
11) Никита не таксист (из 4).
12) Миша тоже не таксист (из 5).
13) Значит, Даня – таксист (из 9, 10 и 11).
14) Тогда, парикмахер – Никита (из 7, 9, 12).
15) Остаётся, что Миша – развозчик пиццы (из 9, 12, 13).
Ответ: Миша – доставщик пиццы, Даня – таксист, Вадим – продавец одежды, Никита
– парикмахер.
Верно названо, у кого какая профессия, – 4 балла. 6 баллов за полное (в котором
содержатся все положения) рассуждение. 3 балла, если содержатся не все положения
или имеются ошибочные положения. Порядок, в котором приведены рассуждения, не
оценивается. Максимум за задание – 10 баллов.
11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Обратите внимание: в
списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в
таблицу в бланке работы. Философия есть_____(А), достигаемое посредством
правильного_____(Б) и объясняющее действия или явления из познанных нами ____(В),
или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания
известных нам действий. Чтобы понять это_____(Г), нужно учесть, вопервых, что хотя
____(Д) и память (____(Е), которыми человек обладает вместе со всеми животными) и
доставляют нам знание, но, так как это знание даётся нам непосредственно _____(Ж), а не
приобретается при помощи логического рассуждения, оно не есть философия. Вовторых,
следует помнить, что, поскольку опыт целиком основывается на памяти, а _____(З)
из ‒ является не чем иным, как ожиданием вещей, подобных тем, которые уже встречались нам
в нашей ____(И), предусмотрительность не должна быть причислена к философии. Гоббс
Т. Основы философии. О теле. 1655.
Список терминов: 1. причина 2. восприятие 3. природа 4. познание 5. зрение 6. практика 7.
фантазия 8. творчество 9. рассуждение 10. воображение 11. способность 12. интеллект 13.
предусмотрительность 14. теория 15. определение
Ответ:
А
4
Б
9
В
1
Г
15
Д
2
Е
11
Ж
3
З
13
И
6
По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание – 9 баллов.
12. Объедините следующие понятия в классификационную схему (на бланке работы). Лица,
способствующие правосудию, суд, подозреваемый, сторона обвинения, субъекты
уголовного процесса, потерпевший, прокурор, сторона защиты, обвиняемый
Ответ:
По 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание – 9 баллов.
Субъекты уголовного процесса
Сторона обвинения
суд
Лица,
способствующие
правосудию
Сторона защиты
прокурор
потерпевший
подозреваемый
обвиняемый
13. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания.
Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные
изображения на четыре группы, и запишите его. Распределите предложенные изображения
на четыре группы. Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую
группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на фотографии.
Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного
Вами общего основания для классификации.
Ответ: Общее обоснование: изображения представляют основные институты РФ в
разных сферах социальной жизни (политической, экономической, социальной,
духовной). Группа 1. Политическая сфера: Г (здание Правительства РФ); Ж (здание Государственной
Думы).
Группа 2. Экономическая сфера: А (плотина ГЭС); Д (металлургический завод).
Группа 3. Социальная сфера: Б (Стадион Лужники); В. (школа).
Группа 4. Духовная сфера: Е (Большой театр). З (Эрмитаж);
1 балл за каждое из четырёх обоснований, 1 балл за каждую правильную пару, 1 балл
за общее обоснование. Информация, выделенная курсивом, является несущественной
при выставлении оценки. Максимум за задание – 9 баллов.
14. Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные
задания. Ответы к каждому пункту внесите в бланк работы около соответствующего
номера задания. Е.Я. Варшавская, М.Б. Денисенко МОБИЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ
РАБОТНИКОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Источник: «Социс» №, 4, 2014 1.
Ответ: 1.1. Миграция – перемещение индивидов или групп из одного региона (страны) в
другой с целью смены постоянного места жительства или временного местопребывания для
осуществления учебной или трудовой деятельности (2 балла за полный ответ, 1 балл за
частично верный).
1.2. Миграция является частным проявлением такого явления, как социальная мобильность
(1 балл).
1.3. Социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной (восходящей и
нисходящей), а также индивидуальной и групповой, структурной, межпоколенной,
профессиональной и т. д.) – названо не менее 4 видов (2 балла).
1.4. Экономическая адаптация – это процесс усвоения новых социальноэкономических
норм и принципов экономических отношений субъектов экономической деятельности (1
балл).
Особенности экономическо адаптации мигрантов необходимо знать для профилактики
конфликтов (может быть сформулирована иная имеющая основание причина) (1 балл).
Всего 7 баллов.
йй
2. Эмпирической основой анализа выступили результаты исследования, проведённого в
ноябре 2011 г. «Центром этнополитических и региональных исследований».
Ответ: 2.1. Исследование проведено количественным методом (1 балл).
2.2. В исследование было включено 8499 респондентов (в качественных методах
исследуются несколько случаев) (2 балла).
2.3. Квотная выборочная совокупность (квотная выборка) – тип выборки, при которой
респонденты отбираются по определённым признакам (пол, возраст, образование и т. д.) пропорционально генеральной совокупности (2 балла за полный ответ, 1 балл за частично
верный).
2.4. Квотами стали доли региона среди всех отобранных субъектов по суммарному
показателю численности работающих, по разрешению на работу и по патентам. Указаны
три квоты – 2 балла, две квоты– 1 балл, в противном случае – 0 баллов.
Всего 7 баллов.
3. Проанализируйте данные о странах, из которых прибывают мигранты в Россию, и
сделайте вывод об основном регионе происхождения большинства мигрантов. Подкрепите
вывод данными из таблицы.
Ответ: Большинство мигрантов приехало в Россию из государств Центральной Азии
(Узбекистана, Таджикистана, Киргизии) – почти три четверти респондентов (72%) (2
балла за полный ответ. 1 балл за частично верный). Всего 2 балла.
4. Проанализировав данные таблицы 2, сделайте два вывода: 4.1. об уровне образования
прибывающих в Россию к настоящему времени (по данным 2011 г.) мигрантов 4.2. о
зависимости уровня образования от времени приезда мигрантов в Россию. Выводы
подкрепите статистическими данными.
Ответ:
4.1. Уровень образования прибывающих мигрантов относительно невысок. Обоснование.
Только около четверти опрошенных (24,1%) имеют среднее специальное или среднее
профессиональное образование, 12% – высшее или незаконченное высшее.
4.2. Чем позже время приезда мигрантов в Россию, тем меньше среди них доля людей с
профессиональным образованием, больше людей, обладающих только общим образованием.
Обоснование. Распределение респондентов по году первого приезда в Россию и уровню
образования показывает, что количество мигрантов со средним
специальным/профессиональным и высшим/незаконченным высшим образованием падает
соответственно с 31,4% до 24,1% и с 21,3% до 12% (со средним общим – увеличивается с
39,5% до 50%) По 2 балла за каждый верно сделанный вывод.
По 2 балла за каждое приведённое обоснование. Всего 8 баллов.
5. Сделайте общий вывод об изменении отраслевого профиля первой работы мигрантов в
России и обоснуйте его статистическими данными.
Ответ: Доля нашедших первую работу в торговле уменьшалась, и, напротив, увеличивалась
доля тех, у кого первое рабочее место было в сфере ЖКХ.
Обоснование. Почти половина (45,3%) респондентов, приехавших 10 и более лет назад,
находили свою первую работу в сфере торговли, а среди прибывших в 2011 г. таковых
менее трети (31,8%). Доля мигрантов, у которых первая работа была в сфере ЖКХ,
увеличилась в 2,5 раза – с 7,2% среди иностранных работников со сроком пребывания от 10 лет до 18,1% среди приехавших в 2011 г. Выводы про отрасль строительства не принимать,
так как здесь изменения незначительны.
2 балла за сделанный вывод. 2 балла за приведённое обоснование со статистическими
данными. Всего 4 балла.
15. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей.
Выберите то из них, которое станет темой сочиненияэссе. Ваша задача – сформулировать
своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать
теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему,
обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии,
социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
1. «Поскольку не может быть общества, в котором индивидуумы не отличались бы в
большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, постольку неизбежно, что
среди такого рода отклонений существуют и отклонения преступного характера» (Э.
Дюркгейм).
2. «Интернет
свободы и личного творчества» (М. Кастельс).
‒
это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру
3. «Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов
разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б. Шоу).
4. «Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть
неравными» (У. Херст).
5. «Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин» (Иоганн В. Гёте).
6. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).
7. «Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией» (П.Л. Капица).
8. «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном
виде» (Ф.А. фон Хайек).
Критерии оценивания сочиненияэссе.
1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для
общественных наук и социальной практики.
2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной
обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу
выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному
критерию выставляется 0 баллов.)
3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых
тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории,
владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и
др.).
4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы. До 4 баллов
за каждый критерий. Максимум за задание – 28 баллов.
Всего за работу– 130 баллов.
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.