Вниманию учителей предлагается Олимпиадная работа по русскому языку для 11 класса с ключами (ответами), которая ориентирована на подготовку учащихся старшей школы не только к Олимпиаде по русскому языку, но и к успешной сдаче единого государственного экзамена. Выполняя задания, учащиеся смогут подготовиться к выполнению сложных, проблемных и нестандартных задач.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
11 класс
Задание №1. Расставьте ударения в словах: кашлянул, дремота, кремень, издревле,
знамение, исповедание, черпать, умно, уведомить, мытарство, укупорить, баловать,
боязнь, ветеринария, эксперт, шасси, втридорога, столяры, углубить, загнутый.
Максимально за ответ – 10 баллов (по 0,5 балла за слово).
Задание №2. Исправьте, где необходимо, ошибки в определении рода
существительных. Запишите предложения правильно.
1) На своём манжете поэт написал стихи.
2) Мама купила красивую тюль.
3) АТС повысило абонентную плату.
4) Ваня – ужасная неряха.
5) Я мою голову яблочной шампунью.
6) У брата на ноге небольшой мозоль.
7) Я не могу найти свой кожаный туфель.
8) Мы проехали по обновлённому МКАД.
Максимально за ответ 8 баллов.
Задание №3. Исправьте предложения, связанные со скрытой тавтологией
(соединением иноязычного слова с дублирующим его значение русским словом).
1) На Поклонной горе был открыт мемориальный памятник.
2) Мы приобрели в киоске памятные сувениры.
3) Служба сервиса работала исправно.
4) Первый дебют прошёл успешно.
5) В конечном итоге всё прояснилось.
Максимально за ответ 5 баллов.
Задание №4. Исправьте ошибки, вызванные неточным выбором слова.
1. У нас есть компьютерная сеть, которая может нести самое разнообразное
применение.
2. Обзор литературы в дипломной работе носил достаточно глубокий уровень.
3. Эта награда носит символический смысл.
4. Каждый человек должен носить ответственность за свои действия.
Максимально за ответ 4 балла
Задание №5. На использовании какого приёма основывается выражение тупая игла
выскочила из сердца?
а) олицетворение, б) эпитет, в) сравнение, г) метафора.
Максимально за ответ 2 балла.
Задание №6. Дайте толкование фразеологизмов.
На голову выше. Лодыря гонять. В поте лица. Язык без костей.Максимально за ответ 4 балла.
Задание №7. Укажите номера слов, значения которых указаны неверно:
1) волонтёр – доброволец;
2) канифоль – средство от моли;
3) меценат – сорт сыра;
4) мизантроп – название лекарства;
5) половцы – древняя народность;
6) пассаж – инструмент;
7) фискал – зубной протез;
8) филантроп – человек, занимающийся благотворительностью;
9) шапокляк – шляпа:
10) дифирамб – косметический дефект.
Максимально за ответ – 6 баллов.
Задание №8.
Современный русский литературный язык знает слова хронограф и
летописец. Есть ли между ними чтонибудь общее? Разберите слова по составу и укажите
значение.
Максимально за ответ 4 балла.
Задание №9. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Я наткнулся на что(то) ч..рное и ж..сткое это был (не)большой ст..ж..к суш..н..ой
травы. Зуев заж..г спич..ку всунул её в с..лому первый кл..ч..к её вспыхнул б..гровым огнём
и подж..г остальную тр..ву. Огонь осв..тил ра..корч..ван..ую кем(то) п..ляну ч..щ..бу вокруг
нас и береж..к мутной реч..нки (в)переди. (Ото)всюду слышался ш..рох и ш..пот леса
отр..ж..н..ый (много)кратным эхом. Мы стояли у заж..н..ого стога и смотрели на огонь.
Ст..новилось горяч.. и зл..вещ.. и в голову лезли (ни)кч..мные мысли. Я пож..лел о том что
прожил (в)сущности такую гр..ш..вую жизнь всп..минал родные одес..кие ак..ац..и и улиц..
пр..морско..о города в котором наш..л когда(то) свою любовь и к которому меня влеч..т
до(сих)пор. Потом я подумал что глупо см..рят..ся с чу..ством обр..ч..н..ости и надо
попытат..ся ..береч.. мужество и силу воли. Надо было зан..ч..вать прямо ..десь. Зуев задел
меня плеч..м и сказал Надо р..шат..ся на ноч..вку в лесу. (В)отличи.. от меня он д..ржался
молодц..м. Он д..стал холщ..вый мешоч..к с едой ч..рствым хлебом копч..н..ой рыбой
туш..н..кой банкой ..гущ..нки и ш..коладом.
(По К.Г.Паустовскому)
Максимальное количество за задание №9 – 10 баллов
Задание №10.
В.И.Даль писал: «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» Выразите
свое отношение к этому высказыванию в форме сочинениярассуждения объемом не
более семидесяти слов.
Максимальное количество за задание №10 – 10 баллов.КЛЮЧИ
Задание №1. Расставьте ударения в словах: кАшлянул, дремОта, кремЕнь, издрЕвле,
знАмение, исповЕдание, чЕрпать, умнО, увЕдомить, мытАрство, укУпорить, баловАть,
боЯзнь, ветеринАрия, экспЕрт, шассИ, втрИдорога, столярЫ, углубИть, зАгнутый.
Максимально за ответ – 10 баллов (по 0,5 балла за слово).
Задание №2. Исправьте, где необходимо, ошибки в определении рода
существительных. Запишите предложения правильно.
1) На своей манжете поэт написал стихи.
2) Мама купила красивый тюль.
3) АТС повысила абонентную плату.
4) Ваня – ужасный неряха.
5) Я мою голову яблочным шампунем.
6) У брата на ноге небольшая мозоль.
7) Я не могу найти свою кожаную туфлю.
8) Мы проехали по обновлённой МКАД.
Максимально за ответ 8 баллов.
Задание №3. Исправьте предложения, связанные со скрытой тавтологией
(соединением иноязычного слова с дублирующим его значение русским словом).
1) На Поклонной горе был открыт памятник (мемориал).
2) Мы приобрели в киоске памятные подарки (сувениры).
3) Служба быта работала исправно (сервис работал).
4) Первое представление прошло успешно (дебют прошёл).
5) В конце концов ( в итоге) всё прояснилось.
В скобках даны варианты исправлений.
Максимально за ответ 5 баллов.
Задание №4. Исправьте ошибки, вызванные неточным выбором слова.
1. У нас есть компьютерная сеть, которая может иметь самое разнообразное
применение.
2. Обзор литературы в дипломной работе имел достаточно глубокий уровень.
3. Эта награда несёт(имеет) символический смысл.
4. Каждый человек должен нести ответственность за свои действия.
Максимально за ответ 4 баллаЗадание №5. На использовании какого приёма основывается выражение тупая игла
выскочила из сердца?
а) олицетворение, б) эпитет, в) сравнение, г) метафора.
Максимально за ответ 2 балла.
Задание №6. Дайте толкование фразеологизмов.
На голову выше – о превосходстве коголибо в какомлибо отношении.
Лодыря гонять – бездельничать.
В поте лица – с большим усердием, не жалея сил.
Язык без костей ктолибо чрезмерно болтлив, говорит лишнее.
Максимально за ответ 4 балла.
Задание №7. Укажите номера слов, значения которых указаны неверно:
Ответ: 2), 3), 4), 6), 7), 10).
Максимально за ответ – 6 баллов.
Задание №8.
Современный русский литературный язык знает слова хронограф и
летописец. Есть ли между ними чтонибудь общее? Разберите слова по составу и укажите
значение.
1) ХРОНОГРАФ, хронографа, м. (от греч. chronos время и grapho пишу). 1. Памятник
древней письменности, содержащий обзор всеобщей истории и хронику данной страны
(истор.). 2. Самопишущий прибор для регистрации и измерения продолжительности
какихн. кратковременных явлений, напр. для измерения скорости полета снаряда,
скорости передачи ощущений по нервам и т. д. (спец.).
2) ЛЕТОПИСЕЦ — составитель летописи. Это слово образовано в древнерусском языке
по методу кальки с греческого chronographos буквально пишущий время …
Максимально за ответ 4 балла.
Задание №9. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Я наткнулся на чтото чёрное и жёсткое это был небольшой стожок сушёной травы.
Зуев зажёг спичку, всунул её в солому, первый клочок её вспыхнул багровым огнём и
поджёг остальную траву. Огонь осветил раскорчёванную кемто поляну, чащобу вокруг нас
и бережок мутной речонки впереди. Отовсюду слышался шорох и шёпот леса, отражённый
многократным эхом. Мы стояли у зажжённого стога и смотрели на огонь. Становилось
горячо и зловеще, и в голову лезли никчёмные мысли. Я пожалел о том, что прожил, в
сущности, такую грошовую жизнь, вспоминал родные одесские акации и улицы
приморского города, в котором нашёл когдато свою любовь и к которому меня влечёт до
сих пор. Потом я подумал, что глупо смиряться с чувством обречённости и надо
попытаться сберечь мужество и силу воли. Надо было заночевать прямо здесь. Зуев задел
меня плечом и сказал: «Надо решаться на ночёвку в лесу». В отличие от меня, он держался
молодцом. Он достал холщовый мешочек с едой: чёрствым хлебом, копчёной рыбой,
тушёнкой, банкой сгущёнки и шоколадом.
(По К.Г.Паустовскому)Максимальное количество за задание №9 – 10 баллов
Задание №10.
Максимальное количество за задание №10 – 10 баллов
Всего 63 балла
Распределение мест:
I место
II место
III место
63 – 58 баллов
57 – 50 баллов
49 40 баллов