Профессиональная задача
Олимпиадное движение в Санкт-Петербурге
Целевая аудитория: педагоги-предметники
Тезис 1 – ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Поиск и развитие
одаренных детей, организация целенаправленной работы с одаренными детьми и
талантливой молодежью, их поддержка являются актуальными и приоритетными
направлениями развития системы образования Санкт-Петербурга.
Главным интеллектуальным соревнованием учащихся является Всероссийская
олимпиада школьников, которая проводится в целях выявления и развития у обучающихся
творческих способностей и интереса к научной (научно- исследовательской)
деятельности, пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся
способности, в составы сборных команд Российской Федерации для участия в
международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Тезис 2 - ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
Одним из основных ожидаемых результатов модернизации системы образования является соответствие школьного образования целям опережающего развития. В процессе обучения школьники должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Поддержка способной и талантливой молодежи, повышение творческой активности обучающихся способствуют созданию необходимых условий для получения доступного и качественного образования.
В Санкт-Петербурге накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми и молодежью — созданы специализированные учебно-научные центры и образовательные учреждения для одаренных детей, выпускники которых входят в интеллектуальную элиту страны.
37 % ОУ реализуют программы работы с одаренными детьми. Десятки тысяч школьников и студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Приоритетная задача государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Создание условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка, несомненно, предполагает создание специальных условий для талантливых детей и детей, проявивших особые способности в обучении. В Санкт-Петербурге сложилась оптимальная вариативная сеть ОУ. Сегодня петербургский родитель может выбрать среди более чем тысячи образовательных услуг ту, которая в большей степени соответствует интересам и возможностям его ребенка. Кроме того, все большее распространение получают школьные и сетевые проекты, поддерживающие юные таланты. Центрами притяжения для одаренных детей являются и УДОД.
В Санкт-Петербурге создана система интеллектуальных и творческих состязаний (в том числе конкурсов профессионального мастерства) для обучающихся. В целях подготовки и проведения олимпиад организована деятельность Городского оргкомитета олимпиад школьников Санкт-Петербурга. Практическая деятельность городских предметно-методических комиссий и жюри координируется Центром олимпиад при СПб ГДТЮ.
Тезис 3 – ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ
Главной задачей педагогов при подготовке к олимпиадам является создание такой развивающей творческой образовательной среды, которая бы способствовала максимальной реализации способностей одаренных детей. А для этого надо развивать инновационное и критическое мышление у учащихся.
Готовить детей к участию в предметных олимпиадах нужно начинать с начальной школы.
И в системе подготовки можно выделить два подхода:
• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;
• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (учитель может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.
Подготовка учащихся к олимпиаде и привитие интереса к предмету начинается на уроках.
Поэтому учитель ставит перед собой следующие цели:
Тезис 4 – МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для того, чтобы мотивировать учащихся к изучению предмета на уроках, используются элементы развивающего обучения в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности; используются различные игры, дискуссии, а также приемы обучения, направленные на обогащение творческого мышления, внимания, памяти, речи. Применение на уроках проблемных вопросов позволяет направить учащихся на самостоятельный поиск новых понятий и способов действий, приводит к активному усвоению новых знаний. Обязательно следует поощрять самостоятельную работу подростка. Именно самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к олимпиаде.
Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.
Использование вопросов и заданий, в которых отражено практическое применение в повседневной жизни, позволяет учащимся лучше воспринимать и запоминать учебный материал, поддерживает интерес к предмету. Организовать познавательную деятельность учащихся можно в процессе выполнения ими эксперимента.
Совершенствовать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету позволяет обучение их работе с книгой. С этой целью к урокам готовятся карточки, включающие основные теоретические вопросы, термины, изучаемые в данной теме. Использование инструкций к самостоятельной работе с учебником, алгоритмов действий, планов к изложенному способствует развитию самостоятельности учащихся и учит их самоконтролю за своими действиями в учебной работе.
Чтобы пробудить у учащихся интерес к предмету, необходимо помочь им выйти за пределы школьного учебника. Поэтому задания различного творческого характера позволяют учащимся, используя свои знания, получить и переработать дополнительную информацию, правильно её оформить, преподнести одноклассникам. Таким образом, у учащихся развивается способность аналитически и критически осмысливать нужную информацию. На уроках учащимся предлагаются выполнить задания творческого характера: создание учащимися различных презентаций, роликов, проектов и т. д.
Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?
· Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.
· Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников.
Тезис 5 – СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ
Система подготовки обучающихся к олимпиадам включает несколько этапов:
На первом этапе при подготовке к олимпиадам (этот этап можно назвать подготовительным) учителю необходимо выбрать именно ту кандидатуру из учащихся, которая может привести к победе. Для этого и проводится первый, школьный тур ВОШ. Однако в условиях сельских школ, когда зачастую не существует параллелей классов, одни и те же дети набирают максимальное количество баллов по различным предметам. И здесь обязательным правилом участия в следующем, муниципальном, этапе становится желание самого подростка или старшеклассника участвовать в олимпиаде по данному предмету. Никакого принуждения, никакого давления не должно быть, а только личная заинтересованность, личная увлеченность.
На втором этапе подготовки (назовем его диагностическим), когда уже определены участники второго тура, учитель проводит диагностику уровня усвоения материала по предмету. Это необходимо для того, чтобы выявить, что вызывает у ученика затруднения, на что, на какие тематические модули (блоки) следует обратить больше внимания при подготовке.
На третьем этапе составляется индивидуальный план обучения на период подготовки к олимпиаде (на день, неделю, месяц). В основе индивидуального плана лежат 4 стратегии: 1) ускорение 2) углубление 3) усложнение 4) новизна. Это означает, что очень быстрыми темпами необходимо повторить весь пройденный материал и изучить новый, а также привлечь дополнительную научную литературу и Интернет для углубления знаний, поработать с заданиями повышенной сложности. На каждый день планируется определенный объем работы, причем план не навязывается, а составляется вместе с учеником.
На четвертом этапе выбираются способы и методы организации образовательной деятельности. Чем разнообразнее будут выбранные приемы и методы, тем лучше для учащихся. Если ученик впервые участвует в олимпиаде, его обязательно нужно ознакомить со структурой олимпиадных работ, чтобы он не растерялся на самой олимпиаде. Лучшие результаты обычно показывают те учащиеся, которые уже неоднократно участвовали в олимпиадах и знают, что их ожидает. Одаренные ребята, как правило, легко с ними справляются.
И последний этап подготовки учащихся к олимпиаде - это рефлексия. На каждом этапе подготовки к олимпиаде ученик должен анализировать, что ему удалось, что не удалось за день подготовки, с какими заданиями он справляется хуже, чтобы в индивидуальный план вносить коррективы. Для одаренного ребенка важен личностный рост, поэтому без рефлексии достичь роста сложно. Необходимо отметить: чтобы победить, участник олимпиады должен очень много готовиться самостоятельно, используя различные информационные ресурсы, включая компьютерные. После проведения муниципального этапа олимпиады независимо, занял ученик призовое место или нет, всегда проводится разбор заданий и рефлексия.
Таким образом, олимпиады являются важным направлением работы с одаренными детьми. При подготовке одаренных детей педагогу нужно использовать психодидактический (психолого-дидактический) метод, т.е. психологически настроить участника на успех, подобрать индивидуальный план подготовки и использовать различные приемы и методы обучения. Главной задачей педагога при этом является содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту личности, создание условий для самореализации учащихся. Работа с одаренными детьми доставляет огромное удовольствие педагогу, потому что, во-первых, учитель видит отдачу, результаты своего труда, во- вторых, видит личностный рост учащихся, в-третьих, с ними просто приятно общаться как с интересными людьми, можно свободно обмениваться точками зрения, подискутировать, у них можно чему-то поучиться.
Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.
Участие в олимпиадах способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала учащихся, поддержанию и развитию у них интереса к предметам, а также позволяет ребятам почувствовать свой успешный рост.
Таким образом, система подготовки школьников к олимпиаде работает не только на реальный результат, но и на то, чтобы разбудить и заинтересовать ученика
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.