Светлана Николаевна Назаренко,
Учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория,
МБОУ СОШ № 4,г. Радужный , Ханты-Мансийский автономный округ- Югра,РФ
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
г. Радужный
2019-2020 учебный год
7 класс
Инструкция по выполнению работы
Уважаемый участник! Тебе предлагаются задания школьного этапа олимпиады по обществознанию. Работа состоит из 10 заданий. На выполнение всех заданий отводится 1 академический час (40 минут). Максимальное количество баллов за олимпиадную работу – 100
Внимательно прочитай каждое задание. Отвечай только после того, как ты понял вопрос и проанализировал все варианты ответа. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у тебя затруднение, пропусти его и постарайся выполнить те, в ответах на которые ты уверен. К пропущенным заданиям ты сможешь вернуться, если у тебя останется время.
Желаем успеха!
1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.
1.1.К видам социальных норм относит(-ят)ся:
1)обычаи;
2)умозаключения;
3)обещания;
4)культура.
1.2.Способ организации хозяйственной деятельности, при котором всё необходимое производится самостоятельно и только для собственного потребления, называется
1)товарное хозяйство;
2)натуральное хозяйство;
3)рыночное хозяйство;
4)сельское хозяйство.
1.3.Бюджет ‒ это
1)денежные средства, рассматриваемые в процессе их создания и движения;
2)смета расходов и доходов;
3)установленный законом порядок движения денежных средств в государстве;
4)обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
1.4.Что из перечисленного является конституционной обязанностью в РФ?
1)сохранять тайну переписки
2)определять и указывать свою национальную принадлежность
3)свободно выезжать за пределы РФ
4)сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам
Ответ:
1.1. |
1.2. |
1.3. |
1.4. |
По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 4 балла.
2. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.
2.1.К функциям денег относятся:
1)мера стоимости;
2)мера заработка;
3)средство накопления;
4)средство обращения;
5)мера инфляции;
6)средство производства.
2.2.К правоохранительным органам относятся:
1)Правительство РФ;
2)суды;
3)Следственный комитет;
4)Комитет Государственной Думы по обороне;
5)Администрация Президента РФ;
6)полиция.
2.3.Отличительными признаками этноса являются:
1)язык;
2)социальная стратификация;
3)самосознание;
4)особые религиозные верования;
5)обычаи;
6)существование родовой общины.
Ответ:
2.1. |
2.2. |
2.3. |
3 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 9 баллов.
3.Найди общее.
3.1. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Суждение, умозаключение, ощущение, понятие, представление.
Ответ: _______________________________________________________________________
3.2.Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.
Мировой терроризм, истощение природных ресурсов, истребление редких видов животных, значительный разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными странами.
Ответ: ______________________________________________________________________
По 3 балла за каждый верный ответ. Всего 6 баллов.
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
4.1.Дочь, сестра, девочка, племянница, ученица.
Ответ: _______________________________________________________________________
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
4.2.Написание сценария к школьному празднику; сборка мебели в соответствии со схемами, предоставленными фирмой изготовителем; разработка коллекции одежды; создание эскизов кузова спортивного автомобиля.
Ответ:________________________________________________________________
По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование,
2балла за указание лишнего). Максимум за здание 8 баллов.
5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1. Гражданин РФ обязан встать на воинский учёт одновременно с получением паспорта.
2. Правонарушения подразделяют на преступления и проступки.
3. В Российской Федерации существует особый порядок защиты конституционных норм.
4. Расходы семьи можно разделить на обязательные и произвольные.
5. Имущество, способное приносить доход, называют рентой.
6. Межличностный конфликт может быть вызван стремлением партнеров по общению отстоять противоположные взгляды.
7. Штраф является мерой только уголовно-правовой ответственности.
8. Руководство внешней политикой Российской Федерации осуществляет
Президент РФ.
9. Суверенитет государства означает его способность выполнять свои функции без вмешательства других государств.
10. Этносы формируются одновременно с возникновением государства.
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
2 балла за каждую верную позицию. Максимум за задание 20 баллов.
6. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным вами элементам.
А |
Б |
|
|
В |
Г |
|
|
Виды ……….норм |
|||
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
1 балл за указание обобщающего понятия. По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы. Максимум за задание 9 баллов.
7. Определите, какие из перечисленных признаков свойственны только правовым нормам, а какие и правовым, и моральным. Соответствующие цифровые обозначения внесите в таблицу.
ПРИЗНАКИ |
ВИДЫ НОРМ |
А) представляют собой правила поведения человека в определенной ситуации Б) устанавливаются государством В) обусловлены уровнем развития общества Г) представляют собой систему взаимосвязанных элементов Д) охраняются принудительной силой государства Е) имеют общеобязательный характер
|
1) правовые 2) и правовые, и моральные |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
По 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание 6 баллов.
8. Соотнесите признаки социальных групп с видами социальных групп, которые они характеризуют. Соответствующие цифровые обозначения внесите в таблицу.
ПРИЗНАК |
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ |
А) устойчивая общность людей Б) ограниченная п численности общность Слабый уровень взаимодействия в группе Г) номинальность существования Д) наличие особого микроклимата в группе Е) совместная деятельность |
1) малая группа 2) большая группа |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
По 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание 6 баллов.
9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
По мнению большинства, из числа факторов, которые определят облик мира
В ближайшие десятилетия, бесспорными и несомненными являются: рост ____
(А); истощение природных ____ (Б) нефти, плодородия ___ (В), чистой воды и т. п.; серьёзное нарушение ____ (Г) равновесия и среды ___ (Д) человека. Эти три бесспорных фактора создают удручающий тон для любых прогнозов. Но столь же бесспорен и весом и еще один фактор - научно-технический ___
(Е), который накапливал «разбег» на протяжении тысячелетия развития ___ (Ж) и только теперь начинает полностью выявлять свои блистательные возможности. Он не принесет счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и ___ (З) жизни человечества. Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их___ (И) труднее всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и ___ (К), и спасение человечества. Это, может быть, самая трудная задача, с которой когда-либо встречалось человечество: осмыслить своё место
в___ (Л).
Список терминов:
1. |
почва |
11. |
природный |
2. |
население |
12. |
планета |
3. |
страна |
13. |
ресурсы |
4. |
пробуждение |
14. |
прогресс |
5. |
спасительный |
15. |
цивилизация |
6. |
обоснование |
16. |
гибель |
7. |
обитание |
17. |
биосфера |
8. |
культурный |
18. |
регресс |
9. |
группа |
19. |
поведение |
10. политика |
20. |
ситуация |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 11 баллов.
10. Решите обществоведческий кроссворд.
По горизонтали:
1.Оценка человеком своего поведения и осуществление контроля над своей деятельностью.
4.Средства, возможности, расходуемые на производство товаров и услуг.
5.Процесс повышения роли городов в развитии общества.
6.Денежное взыскание, мера материального воздействия на виновных лиц.
7.Собрание нескольких законов, объединённых в один свод.
9.Принятая в определённых кругах общества система правил поведения.
По вертикали:
1.Установленный законом порядок рассмотрения дел в суде.
2.Государственный орган, осуществляющий надзор за точным исполнением законов.
3.Тайное хищение чужого имущества.
8.Сложившийся способ поведения в определённых ситуациях (стереотип).
Ответ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По 2 балла за каждое верное слово. Плюс 1 дополнительный балл за полностью решённый кроссворд. Максимум за задание 21 балл.
Максимум за работу 100 баллов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.