Олимпиадные задания 6 класс
1. Раскройте скобки, поставив слова в нужную форму.
· На уроке технологии мы приготовили (жареный) картофель.
· Голову следует мыть (шампунь).
· Одним из видов прослойки торта является (яблочный) повидло.
· На картине лицо женщины (скрывать( (густой) вуаль.
· По зеркальной глади озера (плавать) (черный) лебедь.
· На соревнованиях Миша долго греб веслами, отчего на руке (вздуться) (огромный) мозоль.
2. Как называют жителей этих стран?
· Россия
· Франция
· Германия
· США
· Польша
· Италия
· Швеция
· Бельгия
· Индия
· Дания
3. В старину слово КОЛО значило «круг», «колесо». Подберите слова, произошедшие от этого корня.
4. Выпишите подходящие по смыслу паронимы.
· Норку, белку, куницу относят к (пушистым, пушным)зверям.
· Далеко в море уходит (песчаная, песочная) отмель.
· У незнакомца был ( больной, болезненный) вид.
· Народные мастера представили на выставке (искусственные, искусные) работы.
· Около чайного стола Обломов увидел живущую у них ( устарелую, престарелую) тетку.
5. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: ПРОРУБЬ, СТОРОЖ, ВАРЕЖКА, ГОРОД, ПОГОДКА?
6. Укажите смысловые оттенки глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. Вставьте в предложения вместо точек один из таких глаголов в нужной форме.
· Бабушка… очки и стала вязать свитер.
· Мальчик …. Брата и пошел с ним гулять во двор.
· Мама …. На сынишку свитер.
· Я с трудом … коньки.
7. Объясните, в чем заключается смысловое различие слов ДРУГ – ПРИЯТЕЛЬ, ДОЖДЬ – ЛИВЕНЬ, ОТКРЫТИЕ - НАХОДКА.
8. Подберите к каждому из слов синоним: БИТВА, ГРУЗ, ВЬЮГА, ЗНОЙ, ПРОТИВНИК, ЕДА, НЕЖНОСТЬ.
9. Расставьте ударение в следующих словах:
туфля, повторена, красивее, о скольких, ожил, обоим, магазин.
10. Благодаря какому свойству русского языка стало возможным появление данного стихотворения? Выпишите слова, которые отличаются местом постановки ударения, дайте лексическое значение этих слов.
Мне слово ч'удно
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на О-
Исчезло чу'дно.
Родилось чудно'.
Ко'сит косец,
А зайчишка коси'т,
Тру'сит трусишка,
А ослик труси'т.
11. Найдите речевые ошибки , запишите исправленные предложения.
· С обоих сторон раздавались голоса.
· Ихний ребенок плохо воспитан.
· Моя мама работает инженершей на заводе.
12. Подберите к иностранным словам русские синонимы: ВАРЬИРОВАТЬ- ИНЕРТНЫЙ- ДОМИНИРОВАТЬ - МЕМУАРЫ - АНАЛОГИЧНЫЙ - ЛИДИРОВАТЬ - ИНТЕНСИВНЫЙ - АКЦЕНТИРОВАТЬ - ЭКСПОНАТЫ - ИНФЕКЦИЯ - АРГУМЕНТЫ - ДИСПУТ - КОНТАКТЫ -
13. ПЕРЕПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ПОСТЕПЕННОЕ НАРАСТАНИЕ БУРИ.
· Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался мне одушевленным.
· Ветер завыл.
· Ветер мне показался не силен.
· Все было мрак и вихорь.
· Ветер между тем час от часу становился сильнее.
14. Подберите антонимы к прилагательному БЕДНЫЙ в данных словосочетаниях.
Бедные мысли, бедный обед, бедное содержание книги, бедный человек, бедный пейзаж
15. Образуйте от прилагательных краткую форму. Почему от некоторых образовать её нельзя?
Ребячий - рыжий - птичий - светлый - бесстыжий – верблюжий - пригожий- медвежий - колючий - жгучий - могучий - казачий - белокожий -
16. Образуйте от данных слов форму Р.п. мн.числа: мандарин - носок - килограмм - помидор - яблоко - поросенок -
17. Распределите слова по четырем группам по ключевому слову: ПАР, ТОМ, ТРАВА, КОСА.
В каждой группе слова должны отличаться от исходного одним звуком. Какое слово лишнее?
Ток, трата, дом, тон, дрова, жар, пас, тропа, коза, там, пир, сом, роса, кора, парк.
18. Вставьте в пословицы пропущенные антонимы.
· Своя печаль ….. радости дороже.
· Новых друзей наживай, а ….. не утрачивай.
· Ближний сосед лучше … родни.
· Друг спорит, а … поддакивает.
· … стелет, да жестко спать.
· Одной рукой … , другою отнимает.
19. Составьте с данными однокоренными именами прилагательными словосочетания, добавив подходящее по смыслу существительное.
· Вражеский, враждебный
· Песочный, песчаный
· Болотный, болотистый
· Водный, водяной, водянистый
20. По толкованию лексического значения узнайте заимствованные слова. Запишите их.
· Растительный мир.
· Жизнеописание, история жизни, написанная о самом себе.
· Список, перечень каких-либо предметов ( книг, экспонатов), составленный в порядке, облегчающем их нахождение.
· Беседа журналиста с каким – либо лицом, предназначенная для печати.
21. Определите, какие предложения могут вызвать улыбку. Чем можно объяснить комический эффект?
· Какие картинные позы она принимает?
· Все стены класса были увешаны очень наглядными пособиями.
· Посещение картинной галереи доставило всем огромное удовольствие.
· Возмущенный покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только есть в их гастрономе.
22. Как произносятся слова АГЕНТ, АКАДЕМИЯ, БАЛОВАТЬ, ДЕПО, ДОБЫЧА, ЗВОНИТ, ИЗОБРЕТЕНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, КБ, КАФЕ?
23. Составьте словосочетания, используя однокоренные прилагательные.
· Двойной, двойственный, раздвоенный.
· Горный, гористый.
· Исполнительный, исполнительский.
24. Определите, сколько в предложении рядов однородных членов, к каким членам предложения они относятся?
Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами,
фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасли и снова вспыхивали. ( А.С.Пушкин)
25. Подчеркните главные члены предложений, укажите, чем они выражены. Объясните значение двух последних пословиц.
· Красна речь слушаньем.
· Сонный да ленивый - два родные братца.
· Не тешь меня тем, чего я не ем.
· Горяч на почине, да скоро остынет.
26. Расставьте ударения в словах.
Балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, движимый, досыта, ржавея, прибывший, по трое, черпая, подолгу, до смерти, бережливый, понятый, начатый, средства, привезена, создан, искриться, добела.
27. Переведите с древнерусского языка на современный « баюшки – баю».
28. Замените слова и словосочетания фразеологизмами, используя в их составе названия животных и птиц.
· Очень мало
· В большой тесноте
· Источник материальных благ, которым можно беззастенчиво пользоваться
· Плохая услуга
· Опытный моряк
· Нудно, медленно говорить
29. Даны грамматические характеристики трех слов. Найдите в одной из них невозможное в русском языке сочетание грамматических признаков. Объясните.
· Имя прилагательное, качественное, краткая форма, м.р., ед.ч., им.п., в предложении является подлежащим.
· Имя существительное, собственное, одушевленное, 2 скл., м.р., ед.ч., им.п., в предложении являетяс подлежащим.
· Глагол совершенного вида, непереходный, невозвратный, 2 спр., 3л., м.р., ед.ч., в предложении - сказуемое.
30. В приведенных отрывках найдите устаревшие слова, объясните их значение.
· Чертоги пышные построю из бирюзы и янтаря. ( М.Ю. Лермонтов)
· Читал, мол, мне Василий Васильевич из тетради про смердов. ( А.Н.Толстой)
· Помолимся же господу за долголетье барина,-
Сказал холуй чувствительный. ( Н.А.Некрасов)
31. Во времена Алексея Михайловича существовал такой порядок: просьбы, жалобы, челобитные, обращенные к царю, опускали в специальный ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой . В то время все документы писали на бумаге, сворачиваемой в длинные свитки. Просители , опустившие в ящик свое прошение, вынуждены были долго ждать ответа, часто безрезультатно. Какой фразеологизм возник из этого факта? Что он обозначает? Составьте с ним предложение.
32. Куда ты ведешь нас? Не видно ни зги,-
Сусанину с сердцем вскричали враги. ( к.ф.Рылеев)
Найдите в это отрывке фразеологизм. Что раньше обозначало слова ЗГА?
33. Замени архаизмы современными синонимами. БАТАЛИЯ - , ПЕРСТ - , ДЕРЗНУТЬ - ,ЗЕЛО - , ( ПОЛЕ) БРАНИ - , ПИИТ - , УСТА - ,ДЕСНИЦА -
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.