Олимпиадные задания по русскому языку и литературному чтению для 4 класса

  • Конкурсы
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все задания предполагают творческое применение программных знаний, умений и навыков по русскому языку и литературному чтению учащимися 4х классов. Материалы данной работы могут быть использованы учителем при подготовке к школьному туру олимпиад по предмету, а также на уроках в качестве дополнительных заданий повышенной сложности.
Иконка файла материала 4 класс.docx
Школьный этап олимпиады школьников  по русскому языку и литературе 4 класс. Время проведения: 90  минут 1.Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило: врачи, жара, часы, грибной,… Какое слово пятое?  А) роща Б) лыжи В) рукав Г) трава Д) частый 2.Поставьте правильно ударение в схожих словах:  Солнце село за село. На деревне сорок сорок. Семена гвоздики похожи на гвоздики. 3.Прочитай стихотворение С.Маршака. Сколько раз произносится звук [о]? А сколько букв «о» в этом стихотворении?  Дорого вовремя время. Времени много и мало. Долгое время – не время, Если оно миновало. ________________________________________ 4.Какие буквы не употребляются в начале русских слов?  ________________________________________________ 5.Отгадайте и запиши пословицы по двум ключевым словам.   Свет – тьма;  Труд – лень.  Встречают – провожают._______________________________________________________________________ Погибай – выручай. _____________________________________________________________ 6.Из букв каждых двух слов составь третье (имя существительное). Должны быть использованы все буквы.  КИТ+РАНА= БОБ+УСТА= ОХРА+ПОД= КАРП+ИВА= КОЖА+ВОРОН= 7.Образуйте родительный падеж множественного числа от существительных:  носок­­________________ чулок­­____________________ ущелье­­______________  блюдце­­________________________ полотенце­­_____________кочерга­­________________________ килограмм­­____________ курица­­________________________ 8.Замени данные фразеологические обороты словами близкими по значению.  Водить за нос________________________________________________ Вешать нос__________________________________________________ Клевать носом____________________________________________ Задирать нос_______________________________________________ Зарубить на носу______________________________________________ Остаться с носом_____________________________________________ 9.Есть слово из шести букв, которое можно написать и одной буквой, поставив после  нее знак препинания. Что это за слово? ___________________________________________________________ 10.Распредели   данные   слова   по   столбикам   в   соответствии   со   схемами   в   таблице. Запиши слова в два столбика.Разговорчивый,   разный,   поделка,   полка,   сказка,   смазка,   нагрузка,   народный,   верхний, добавка, дорожный, поливка, полевой, подарки. Корень+ суффикс+ окончание Приставка+ корень+ суффикс+ окончание 11.Прочитай произведения устного народного творчества и укажи их жанры. Ткачи ткали ткани на платье Тане. Шёл баран по крутым горам, Вырвал травку, положил на лавку, Кто её возьмёт – тот вон пойдёт. Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая, Ножками топ­топ, глазками хлоп­хлоп. Кто каши не ест, молока не пьёт – забодает, забодает, забодает… Баю, баю, баюшок, Кладу Ваню на пушок, На пуховую кровать, Чтобы Ване крепко спать. Жил­был старик, и было у него три сына. Два сына умные, а третий – Иван­дурак,ничего не делал,только на печи в углу сидел… Маленький, да удаленький! Раз случилася беда: загорелась вдруг вода. Как её не заливали, а огня всё не уняли. 12.Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже  предметы? Назовите героя, произведение и автора. А) сабля и ранец Б) волшебные волоски из бороды В) ячменное семечко в цветочном горшке Г) разбитое корыто Д) говорящее чудесное зеркало Е) туфелька Ж) полено З) цветок, перстень13. Прочитай стихотворение В. Степанова «Воробей».  Выпиши средства художественной выразительности, которые использует автор. Заглянула осень в сад  Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – стесняется. 14.  Сочини   историю,   в   которой   героями   становятся   неодушевленные   предметы. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Ответы: 1.Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило: врачи, жара, часы, грибной,… Какое слово пятое? (1б.) трава 2.Поставьте правильно ударение в схожих словах: (2б.) Солнце село за село. На деревне сорок сорок. Семена гвоздики похожи на гвоздики. 3.Прочитай стихотворение С.Маршака. Сколько раз произносится звук [о]? А сколько букв «о» в этом стихотворении? (2б.) Звук [ о] – 5 раз; букв «о» ­ 13 4.Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (3б.) ы, й, ь,ъ 5.Отгадайте и запиши пословицы по двум ключевым словам. (4б.) Труд кормит, а лень – портит. Встречают по одежке, провожают по уму. Сам погибай, а товарища выручай. 6.Из букв каждых двух слов составь третье (имя существительное). Должны быть использованы все буквы. (5б.) кит+рана=картина боб+уста=суббота охра+под=пароход карп+ива=крапива кожа+ворон=жаворонок7.Образуйте родительный падеж множественного числа от существительных: (8б.­­по 1б. за каждый правильный ответ) Носков, чулок, полотенец, ущелий, блюдец, кочерёг, килограммов, кур. 8.Замени данные фразеологические обороты словами близкими по значению. (6б.) Водить за нос ­ обманывать. Вешать нос – грустить. Клевать носом – дремать, хотеть спать. Задирать нос – хвастаться. Зарубить на носу – запомнить. Остаться с носом – не получить желаемого. 9.Есть слово из шести букв, которое можно написать и одной буквой, поставив после нее знак препинания. Что это за слово?(4б.) Уточка. 10.Распредели   данные   слова   по   столбикам   в   соответствии   со   схемами   в   таблице. Запиши слова в два столбика. (7б.—по 0,5б. за каждый правильный ответ) Корень+ суффикс+ окончание Приставка+ корень+ суффикс+ окончание дорожный полевой разный полка сказка народный верхний добавка поливка подарки разговорчивый поделка смазка нагрузка 11.Прочитай произведения устного народного творчества и укажи их жанры. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Максимальное количество баллов – 8. Ответы: скороговорка, считалка, загадка, потешка­пестушка, небылица, сказка, поговорка, колыбельная песенка.12.Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.  (3 балла – за каждый правильный ответ) А) «Огниво» Б)   волшебные   волоски   из   бороды   старик   Хоттабыч,   из   одноимённой   сказки   Лагина Андерсена ранец Г.Х.   и       сабля     В)   ячменное   семечко   в   цветочном   горшке   из   него   родилась   Дюймовочка,   сказка   Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» Г)   разбитое   корыто   –   старуха,А.   С.   Пушкин   «Сказка   о   рыбаке   и   рыбке» Д) говорящее чудесное зеркало мачеха, А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…» Е) туфелька («Золушка» Шарль Перро)   Ж) полено папа Карло («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой) З) цветок, перстень ­чудовище,(«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)   13. Прочитай стихотворение В. Степанова «Воробей».  Выпиши средства художественной выразительности, которые использует автор. Каждое  средство художественной выразительности оценивается в 1 балл.  Заглянула осень в сад –    (метафора, олицетворение) Птицы улетели. За окном с утра шуршат  (метафора) Жёлтые метели.                 (эпитет) Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, (метафора, олицетворение) А запеть – стесняется.       (метафора, олицетворение) 14. Сочини историю, в которой героями становятся неодушевленные предметы.  Максимальное   количество   баллов   –   10.   Оценивается   использование   жанровых особенностей , выразительность, оригинальность.