МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 С.МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ООД
по развитию речи
в старшей группе
«Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Подготовила и провела: Салимова Н.В.,
воспитатель
2020 г.
Цель: закрепить знания об основных признаках осени.
Задачи: Образовательные: формировать умение детей заучивать стихотворение по мнемотаблице, внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы.
Развивающие: развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищенное, праздничное, спокойное).
Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую активность.
Интеграция: "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Оборудование: картина «Золотая осень» И. И. Левитана, мяч, произведение П.И. Чайковского «Времена года»
Активизация словаря: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, убирают, срывают, выкапывают и др.
Ход:
1. Вводная часть.
Дети сидят на стульчиках на ковре. Обратить внимание детей на мольберт (на нем иллюстрация осени)
2. Основная часть.
Воспитатель (обращаясь к детям):
-Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Б е с е д а п о в о п р о с а м :
– О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете? (дождик стучит, листья осыпаются).
- Какие месяцы осени вы знаете?
- Какой сейчас месяц?
- Какой месяц следующий?
– Какая осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)
– Какая осень в октябре? (Дождливая.)
– Какая осень в ноябре? (Поздняя.)
– Как изменяются деревья с приходом осени?
– Куда улетают птицы? А почему, как вы думаете?
– Что делают люди на полях?
-Ребята, а какие признаки осени вы знаете? (Выслушиваю ответы детей)
Воспитатель: давайте вспомним стихотворение , которое мы выучили по мнемотаблице.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осине,
Бусы красные — рябине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
-А сейчас, дети, предлагаю вам поиграть в игру «Какая осень».
- «Мяч волшебный будет в руки к вам летать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу в руки мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
- листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают
-дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит, идет.
-урожай осенью (что делают?) –урожай осенью убирают.
- птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.
-деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
- звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- Садитесь за столы.
Беседа по картине «Золотая осень» И.И. Левитана.
Воспитатель: - Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, поэтов, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми и без слов, мазками, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи - т.е. природу.
Давайте внимательно рассмотрим одну картину.
- Подумайте, как можно ее назвать? Называется она «Золотая осень». (показ картины).
- Почему она названа «Золотая осень»?
- Какие краски использует художник?
- Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья осенью одевают золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зелеными? Покажите на картине.
- Что вы видите слева на высоком берегу?
- Что изображено справа?
- Что на переднем плане картины?
- Прямо ли течет река или меняет свое направление?
- Что растет около берега реки? Вы заметили у реки отдельно стоящую березу. Какими словами можно ее описать? Одинока ли она? (Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом. Она не одинока: река и березка –хорошие друзья.)
- Почему вода в начале реки темная, а дальше она становиться светло-голубой?
- Догадайтесь, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Что отражается в реке?
- Различается ли цвет неба на переднем плане и на заднем плане?(Прозрачное, голубое, чистое, с розовыми облаками.)
- Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около них? (Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть все красоту, великолепной увядающей природы. Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
Вопросы к детям: - Ребята, какое чувство вызывает у вас это произведение- грустное или радостное? (Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день и грустно – ведь скоро наступят холода.)
- Действительно, Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного и грустный – ведь это красота прощания.
Физ.минутка
Праздник осенью в лесу -
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
Каждый листик золотой -
Маленькое солнышко.
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.
Берегу я листики,
Осень продолжается.
Долго дома у меня
Праздник не кончается!
Самостоятельная работа.
Воспитатель:
- А сейчас вам предстоит проявить свое творчество.
- Рассмотрите картину еще раз, «войдите в нее», попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.
- Может быть вы уже видели подобные образы, когда гуляли с родителями в лесу, роще, на поляне. Расскажите нам о своих впечатлениях так, чтобы всем ребятам захотелось увидеть то, что видели вы.
(вкл. П.И. Чайковского «Времена года».)
(рассказы детей)
Составление рассказов детьми 2-3 человека,
анализ рассказов.
3. Заключительная часть.
Вопросы к детям:
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чем говорили, что составляли)
-Репродукцию какого художника нам помогла это сделать? (Левитана)
- Изменилось ли у вас настроение после рассмотрения картины?
- Какое задание для вас было самым легким(трудным)?
Анализ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.